Скачать 73.56 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра культурологии и зарубежной литературы Программа спецкурса по теории русской культуры Особенности построения кинематографического образа в киноискусстве («индивидуальный стиль» в русском кино) для специальности № 031400 – Культурология (специалитет) Составитель: Назарычева Алевтина Ивановна Кандидат философских наук, доцент МАГНИТОГОРСК - 2012
В программе и рекомендациях использованы материалы учебно-методического пособия «Введение в киноведение», автор Н.Б.Кириллова. – Екатеринбург, 2000. 1.1. Цель курса - знакомство студентов с аудиовизуальной культурой ХХ века, основой которой является экранное искусство (кино, телевидение, видео). В то же время специальная задача курса связана с изучением не только истории кинематографа, но и рассмотрение кино как вида искусства со специфической системой изобразительно-выразительных средств. 1.2.Задачи курса:
1.3Требования к уровню освоения содержания спецкурса Данный курс отчасти дополняет дисциплины «история культуры» и «история культуры повседневности». Но содержание этого курса направлено на выработку навыков анализа кинофильмов с опорой на понимание специфики кинообраза. После прочтения данного курса студенты должны уметь грамотно анализировать художественные фильмы, знать основные направления в истории кино, уметь составить рецензию или написать критическую статью на кинофильм.
2.1.Основные темы и краткое содержание: Тема 1. Эстетическая природа экранного искусства. Кинематограф и киноискусство. Кино и другие виды искусства. Синтетическая природа экранного искусства – основа его образной специфики. Влияние смежных видов искусства на формирование киноязыка. Два «эшелона» кинематографа. Кинообраз и его специфика. Тема2. Основные тенденции и направления в становлении и развитии кинематографа. Техническое изобретение – ярмарочный аттракцион – искусство. Формирование национального облика кинематографий разных стран. Советский авангард 20годов. Экспериментальное кино Германии 20гг. экспрессионизм и «камершпиль». Французский киноавангард 20гг. киноимпрессионизм. Кинематограф США. Образование Голливуда. Итальянский неореализм. Английское «свободное кино» 50-60гг. «Новая волна» во Франции 50-60гг. творческий взлет отечественного кинематографа в 50-60годы. Упадок отечественного кино в 90 годы и его возрождение в 2000ые. Тема 3. Русский кинематограф. Деятельность классиков мирового кино. Ханжонков и Дранков как первооснователи русского кино. Работы русских режиссеров периода немого кинематографа. Специфика жанров. Публика. Тема 4. Советский период в киноискусстве. Авангардные работы С. Эйзенштейна, его теоретические разработки. Деятельность П.Кулешова, В.Пудовкина, Д.Вертова, А.Довженко. эпический жанр. Патетика и идеология в кино. Тема 5. Система жанров в кино. Влияние традиционных искусств на жанровую систему игрового кино. Тема 6. Особенности кинодраматургии. Режиссура в кино. Режиссерский метод и стиль как выражение авторской концепции. Стадии режиссерского творчества. Изобразительность – основа кинообразности. Актер в кино. Музыкально-звуковое решение фильма. Тема 7. Развитие отечественного кино в период Второй мировой войны. Лиричность и камерность, патетичность и «боевой дух» кинокартин времен отечественной войны. Тема 8. Послевоенный период в русском кино. 50-60 годы и новый киногерой. 60ые годы – время новой стилистики кино: изменения в драматургии и режиссерской концепции фильмов. Деятельность ведущих русских режиссеров. Тема 9. Современное российское кино. Особенности построения реальности, новые герои и проблемы. Тема 10. Идейно-художественная целостность фильма. Проблемы зрительского восприятия. Кинокультура и эстетический вкус. Художественная и внехудожественная реальность, которая воплощается в условности экрана. Интерпретация фильма. Способность зрителя к образному мышлению, к восприятию художественной идеи фильма. Восприятие и анализ фильма. Выявление синтеза искусства, заложенного в природе кино (анализ драматургии, актерского мастерства, работы художника, оператора, композитора, объединенных работой режиссера как методом авторского мышления). Практические задания к курсу (проводятся как семинарские занятия) Задание №1
Задание №2
Задание №3
Тем для самостоятельной работы, курсовых и рефератов в данном спецкурсе не предусмотрено.
4.Форма итогового контроля – зачет. Зачет проходит в письменном виде: студенты пишут рецензию на просмотренный фильм. 5.Учебно-методическое обеспечение курса Список литературы: Арнхейм М. Кино как искусство. – М, 1960. Асенин С.В. волшебники экрана: эстетические проблемы современной мультипликации. – М. 1974. Базен А. Что такое кино?. – М., 1972. Балаш Б. Становление и сущность нового искусства. – М., 1968. Баскаков В.Е. Противоречивый экран. – М., 1980. Вайсфельд И. Искусство в движении. Современный кинопроцесс: исследования, размышления. – М., 1981. Вайсфельд И. Кино как вид искусства. – М.. 1983. Габрилович Е.И. Вопросы кинодраматургии. – М, 1984. Ждан В.Н. Эстетика фильма. – М,, 1982. Зайцева Л.А. Киноязык: возвращение к истокам. – М., 1997. Зак М. Кинопроцесс. – М., 1992. Зак М. кинорежиссура: опыт и поиски. – М,, 1983. Капралов Г. Человек и миф. – М, 1983. Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. – М.. 1974. Кулешов Л. Статьи, материалы.- М, 1979. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия. – М., 1990. Мартен М. Язык кино. – М., 1999 Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – М, 1992. Что такое язык кино / под ред. Е.Громова, В,Соколова, Л.Козлова. – М., 1989. Антониони об Антониони: статьи. Эссе. Интервью. – М,, 1989. Бергман о Бергмане. И.Бергман в театре и кино. – М., 1985. Бунюэль о Бунюэле. – М, 1986. Висконти Л. Статьи. Свидетельства. Высказывания. – М., 1986. Демидова А. Вторая реальность. – М, 1982. Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. – М., 1973. Мачерет А. Художественность фильма. – М,, 1975. Мейлах М. Пластика фильма. – Спб, 2006 Изволов Н. Феномен кино. История и теория. – М.. 2005. Казин А. Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. – Спб, 2000. Муриан В. Художественный мир фильма. – М, 1984. Эфрос А. Профессия: режиссер// СОБР. Соч. в 4 томах – М, 1993. – т.2. В курсе предполагается знакомство с наиболее значимыми киноработами в истории кинематографа и современными тенденциями. Перечень не указывается, т.к. список варьируется от года к году (на усмотрение преподавателя). VI. ОТМЕТКА О РАССМОТРЕНИИ Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол |
Л. Ю. Фалько «индивидуальный стиль в одежде» Индивидуальный стиль в одежде: Рабочая тетрадь. Владивосток, Изд-во вгуэс, 2012. 40 с | Урок музыки в 4-м классе Тема урока «музыка и кино» Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;... | ||
Программа спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса... История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном... Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса... | ||
Программа спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н. А. Морозов, П. А. Сорокин, Д. Л. Андреев, Л. Н. Гумилев”. Предназначена... | «Эпистолярный стиль в письмах А. С. Пушкина и В. Д. Жуковского» В своей работе М. Саркисян обращается к сложной и значимой проблеме, связанной с эпистолярным жанром. Совершено очевидно, что письма... | ||
Методические материалы для студентов –культурологов (бак) по спецсеминару... Магнитогорского государственного университета, обучающихся по специальности №020600 «Культурология», относится к факультативным дисциплинам.... | Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару... Магнитогорского государственного университета, обучающихся по специальности №020600 «Культурология», относится к факультативным дисциплинам.... | ||
Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической... Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося | Мбоу кши «скк» аспирант кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики Диалог художественного и кинематографического текстов как средство обогащения культуроведческого опыта учащихся | ||
Рабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры» Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часа. Общая трудоемкость курса – 1,5 зачетные... | Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и... Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического... | ||
Книга в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая... Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское... | «Немое кино. Актёры немого кино. Влияние немого кино на кинематограф» Ведь мы все люди, и каждый поймёт смысл фильма по-своему. Но все, же истинный смысл кино – показать людей, их отношения, их жизнь,... | ||
Программа по специальности «Теория и история культуры» Основные понятия теории культуры и их многозначность. Классификация культурных ценностей. Функции культуры в обществе. Культура в... | Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры |