Скачать 94.46 Kb.
|
Пути русской культурологии. XХ в: Н.А.Морозов, П.А.Сорокин, Д.Л.Андреев, Л.Н.Гумилев. Программа спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва Издательство Российского университета дружбы народов 1997 У Т В Е Р Ж Д Е Н О РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов. Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н.А.Морозов, П.А.Сорокин, Д.Л.Андреев, Л.Н.Гумилев”. Предназначена для студентов инженерного факультета. М., издательство РУДН, 1997, 13 с. Методическое пособие разработано на кафедре культурологии и социологии РУДН. Составитель - доцент А.В.Шабага. Аннотация. Курс посвящен самым оригинальным концепциям русской культурологической мысли ХХ в, основанным на наиболее часто встречаемых подходах к объяснению происхождения, развития и конечной цели развития культуры (естественнонаучная, социологическая, мистическая и психоэнергетическая концепции). В нем рассматриваются различные способы интерпретации культуры как системы, проблемы взаимодействия русской и мировой культур, прогнозы будущего развития культуры. Программа курса рассчитана на 34 часа аудиторных занятий и завершается написанием реферата. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ План курса (34 часа).
Тема 1. Николай Александрович Морозов: исследование культуры естественнонаучными методами. 1. Жизненный путь: “Народная Воля”, тридцатилетнее заключение, культурологические публикации 1905-1934 гг., общественная деятельность. Мировоззренческие истоки: народническая литература и идеи панпсихизма и социокосмизма, позитивизм. 2. Методы: использование астрономии, метеорологии, географии, как основных дисциплин в исследовании культуры; использование контент-анализа; статистические способы распознавания дубликатов в сообщениях о социокультурных явлениях. Результаты: значение Н.А.Морозова, как пионера использования естественнонаучных и математических методов в исследовании культуры; достижения и неудачи. Литература: 1. Морозов Н.А. Пророки. История возникновения библейских пророчеств, их методическое изложения и характеристика, любое издание. 2. Морозов Н.А. Христос, М-Пг., т. 1-3, 1924-1927. 3. Внучков В.С. Узник Шлиссельбурга. О жизни и деятельности Н.А.Морозова, Ярославль, 1988. Тема 2. Николай Александрович Морозов: теория преемственной непрерывности в развитии человеческой культуры. 1. Географические предпосылки возникновения “начал культуры” и “кристаллизации” человечества. Четыре очага первобытной культуры: Средиземноморский, Желтоморский, Индо-Малайский, Антильский. “Этнологические законы” развития культуры. Понятие “культурного поля” и “пояса естественной интерференции” культуры. 2. Гиперкритика Священного Писания и ревизия традиционных датировок социокультурного развития. “Параллелизм” сообщений о культурных событиях. Пять “культурных эпох” и три “культурных порыва”. Культурная преемственность лидеров мировой цивилизации (греческий Архипелаг, Египет, Венеция, Англия). Сельскохозяйственная компонента в культуре будущего. Место и значение культурологической концепции Н.А.Морозова. Последователи Н.А.Морозова. Литература: 1. Морозов Н.А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса, любое издание. 2. Морозов Н.А. Христос, М-Л, т. 4-7, 1928-1932. 3. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности, М, 1996. Тема 3. Питирим Александрович Сорокин: универсальная концепция развития мировой культуры от палеолита до нашего времени. 1. Жизненный путь: крестьянское происхождение, учеба в Петербургском университете, политическая деятельность в составе партии эсеров, вхождение во Временное правительство, изгнание из Советской России, культурологические публикации в 1930-1950-х гг. в США. Мировоззренческие истоки: теория Дж.Вико о чередующихся эпохах божественности, героизма, человечности; теория О.Конта о последовательно сменяющих друг-друга трех фазах развития культуры - теологической, метафизической и позитивной. 2. Основа культурологической концепции: феномен единства общества и культуры; восприятие социокультурного взаимодействия, как матрицы, в которой каждая ячейка является определяющей и определяемой. “Шараханье истории” - бесцельность культурных, политических, экономических и других флуктуаций. Трансцендентальная цель развития культуры и невидимые пути приближения к ней. Литература: 1. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография, М, 1992. 2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество, М, 1992. 3. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) // Вопросы социологии, N№3, 1993, с. 53-59. Тема 4. Питирим Александрович Сорокин: теория социокультурной динамики. 1. Основа теории: статистически подтвержденное закономерное чередование в обществе преобладающих форм искусства (религиозное - светское). Учение о двух фазах социокультурной динамики (идеациональной и чувственной). Место и значение идеалистического периода в развитии культуры. Зависимость общества от культурной фазы, в которой оно находится. 2. Теория социокультурной динамики применительно к России (IX-XVII вв. - идеациональная фаза, XVIII в - идеалистический период, XIX в - чувственная фаза, XX в - переход к идеациональной фазе). Прогностический эффект теории социокультурной динамики: ХХI в - век начала идеациональной фазы в развитии западной культуры, конвергенции русской и американской моделей культур, расцвета великих культур Востока. Литература: 1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., М., 1992. 2. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени, М., 1993. 3. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, М, 1990, с. 463-489. Тема 5. Даниил Леонидович Андреев: объяснение культуры через откровение. 1. Жизненный путь: воспитание в патриархальной московской семье, работа художником, первые духовные опыты, литературная деятельность, многолетнее заключение, создание “Розы Мира”. Основы культурологической концепции - идеи неоплатоников, гностиков, русских религиозных философов начала века (В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова). 2. Многотысячелетняя практика постижения культуры через откровение (магия, сивиллы, пророки). Апокалипсис. “Божественная комедия” Данте, как откровение. “Роза Мира” - книга откровений Д.Л.Андреева. Пророчества в русской культуре. русская классическая литература и медитативная лирика в интерпретации Д.Л.Андреева. Литература: 1. Андреев Д.Л. Собр. соч., т. 1, М., 1993. 2. Андреев Д.Л. Собр. соч., т. 3, кн. 1, М., 1996. Тема 6. Даниил Леонидович Андреев: эсхатология и символика культуры. 1. Понятие метаистории. Стадии познания метаистории: мистическое озарение, направленное созерцание, истолкование. Мифологичность метаистории. Провиденциальность и эсхатологичность метаистории. Прогностический эффект метаистории. “Роза Мира” и ее культурно-просветительские задачи. Апокалиптичность андреевской культурологической концепции. 2. Понятие метакультуры. Многослойные материальные и иноматериальные оболочки планетного и околопланетного пространства, как места обитания сверхнародов, определяющих планетарное развитие культурных процессов. Затомисы и шрастры. Архитектура затомисов и шрастров, инфрапортреты. “Роза Мира” и Аримойя - затомис грядущей общечеловеческой культуры. Мировое значение русской культуры. Литература: 1. Андреев Д.Л. Собр. соч., т. 2, М., 1995. 2. Андреев Д.Л. Собр. соч., т. 3, кн. 2, М, 1996. Тема 7. Лев Николаевич Гумилев: культура, как кристаллизованная пассионарность. 1. Жизненный путь: семья Л.Н.Гумилева, четыре ареста, исследование истории и культуры кочевых цивилизаций, публикации по теории и истории культуры в 1950-1980 гг. Мировоззренческие истоки: влияние идей В.И.Вернадского, евразийцев и теории системного подхода Л. фон Берталанфи. 2. Основа культурологической концепции - теория пассионарности. Природа пассионарности. Пассионарные толчки, уровень пассионарного напряжения и степень развития культуры. Культура, как жесткая замкнутая система. Этнокультурные доминанты. Ритмический рисунок культуры. Проблема культурных контактов. Комплиментарность культур. Литература: 1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, Л., 1989. 2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы, М., 1993.
Тема 8. Лев Николаевич Гумилев: культура и этнос. 1. Этногенез и культурогенез. Фазы этногенеза и культура: подъем, расцвет, надлом, упадок, реликт. Продолжительность существования культур. Хорономический и исторический аспекты возникновения культуры. Культура и направленные изменения окружающей среды. 2. Суперэтнические культурные системы. Возникновение и упадок суперэтнических систем древности и средневековья. Химерические этнокультурные образования. Русская средневековая и современная культура. Культурное взаимодействие России с кочевыми цивилизациями. Л.Н.Гумилев - “последний евразиец”. Литература: 1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь, М, 1992. 2. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации, М, 1993. 3. Гумилев Л.Н. Черная легенда, М, 1993. 4. Гумилев Л.Н. От Руси к России, М, 1994. Тема 9. Итоговое занятие: разнообразие подходов в объяснении социокультурного феномена. 1. Методологические достижения и просчеты культурологической концепции Н.А.Морозова. Прогностический и ретропрогностический феномен социокультурной динамики П.А.Сорокина. Культурологическая концепция Д.Л.Андреева как откровение о прошлом, настоящем и будущем. Теоретическое и инструментальное значение теории пассионарности Л.Н.Гумилева. 2. Сравнительный анализ культурологических концепций Н.А.Морозова, П.А.Сорокина, Д.Л.Андреева, Л.Н.Гумилева. Значение этих теорий в становлении и развитии культурологии. Темы рефератов:
|
Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и... Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического... | Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников... Ответственный редактор: д ф н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, А. А. Романов | ||
Программа спецкурса “Российско-белорусский союз" для студентов факультета... Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии | Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для... Авторы: доцент Зефиров И. В., старший преподаватель Шевкопляс Л. А., старший преподаватель Ножнин С. Р., старший преподаватель Бирюков... | ||
Комплекс дисциплины опд. «Пневмопривод» для специальностей Инженерного... Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией Инженерного института нгау | Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Москва 2009 умк 1 Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | ||
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,... | Программа дисциплины “сравнительное правоведение” Москва 2007 Настоящая... Настоящая программа по курсу “сравнительное правоведение” предназначена для студентов мп факультета | ||
Программа курса для специальности №020100 Философия Москва 2010 Пояснительная... Программа курса «Английский язык» предназначена для студентов философского факультета I – V курсов дневного и вечернего отделений... | Программа курса античная литература специальность №020100 философия Москва- 1998 Программа предназначена для студентов философского факультета ( 1 курс, 2 семестр) | ||
Методические материалы к курсу «Введение в литературоведение» для... Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,... | Пособие по переводу международных документов для студентов III курса факультета мо москва, 2006 Пособие по переводу международных документов для студентов III курса факультета мо | ||
Юридический институт Программа предназначена для изучения спецкурса «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе рф»... | Методические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Контрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | Методические указания для самостоятельной работы и практических занятий... Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... |