Скачать 230.47 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ _______________________ 2013 г. «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальности «Физическая культура» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________/ Манжелей И.В. «______»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры спортивных дисциплин 02.09.2013 протокол №1 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 22 стр. Зав. кафедрой ______________________________/ Колунин Е.Т./ «______»___________ 201__ г. Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры 24.09.2013 №1 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Колунин Е.Т./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой ИФК _____________/Димитрова О.А./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫКАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КВАЛИФИКАЦИЯ: БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЮМЕНЬ, 2009 Печатается по решению учебно-методического совета института физической культуры Тюменского государственного университета. Здоровьесберегающие технологии учебная программа для студентов ОДО и ОЗО специальности бакалавр физической культуры. – 22 с. Автор: д.пед.н, профессор И.В. МанжелейРецензенты: В.Н. Потапов, д.пед.н., профессор ТюмГУ Т.Г. Ольхова, к.пед.н, доцент СурГУ Целью программы «Здоровьесберегающие технологии» является формирование мотивационно-ценностного и деятельностного отношения студентов к здоровью через расширение, систематизацию и личностное опосредования знаний, умений и навыков, ориентированных на формирование и популяризацию здорового стиля жизни © Тюменский государственный университет © К.пед.н., доцент И.В. Манжелей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Здоровье и образ жизни человека одна из актуальных межкультурных проблем современной цивилизации, которая исследуется в рамках философии и культурологии, социологии и экологии, биологии и медицины, психологии и педагогики. По сути дела здоровье как условие свободы должно занимать приоритетное место в системе жизненных ценностей современного человека, однако актуализация ценности «здоровья», доведение ее до практического результата носит весьма неоднозначный и нередко противоречивый характер. Эта ситуация обусловлена, прежде всего, тем, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как рефлексии результатов воздействия на организм и психику негативных и позитивных факторов, что в массовом сознании еще не выражена в достаточной степени личностно значимая и действенная мотивация здоровья и в силу низкой культуры здоровьесберегающая активность не заняла достойного места в структуре реальной жизнедеятельности человека (М.Я.Виленский, Д.Н..Давиденко, В.П.Петленко и др.). В современных условиях модернизации образования, компетентностного подхода к качеству профессиональной подготовки образовательные учреждения призваны выпускать социально и профессионально компетентных, творчески активных и мобильных, способных к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ведущих и пропагандирующих здоровый стиль жизни специалистов. Целью спецкурса «Здоровьесберегающие технологии» является формирование мотивационно-ценностного и деятельностного отношения студентов к индивидуальному и общественному здоровью через освоение обобщенных и личностно опосредованных знаний, приобретение творческого опыта здоровьесбегающей деятельности ориентированного на формирование и популяризацию здорового стиля жизни. Спецкурс «Здоровьесберегающие технологии» интегрирует основные категории философии, психологии и педагогики здоровья, ведущие принципы, средства и методы оздоровительной физической культуры. Содержание спецкурса составлено на основе технологии проектирования интегрированного учебного предмета В.А.Игнатовой. Концептуальную основу междисциплинарной интеграции составили идеи Д.Н.Давиденко и В.П.Петленко о сущности и компонентах здоровья и гуманистические теории развития личности Э.Эриксона, Э.Фромма, К.Роджерса. Содержание программного материала сформировано на основе культурологического подхода, предусматривающего решение двух групп задач: социокультурных (формирование мотивационно-ценностных ориентаций, обобщенных знаний и способов творческой деятельности, свойств и качеств личности, обеспечивающих самоорганизацию здорового стиля жизни) и естественно-культурных (гармонизации биологического развития молодых людей). Учебный материал ориентирован на следующие аспекты:
Спецкурс «Здоровьесберегающие технологии» читается у студентов дневного отделения факультета физической культуры во 2 семестре в объеме 54 часа (18 часов - лекций и 36 часов – методико-практических занятий), у студентов заочного отделения также во 2 семестре читается 6 часов лекций и проводится 8 часов методико-практических занятий. Содержание спецкурса «Здоровьесберегающие технологии» реализуется через следующие разделы: теоретический, формирующий мировоззренческую систему обобщенных научно - практических знаний и мотивационно-ценностное отношение к здоровью; методико-практический, обеспечивающий творческое использование средств и способов здоровьесберегающей деятельности, необходимых для достижения учебных, профессиональных и других жизненно важных целей личности; контрольный, осуществляющий учет процесса и результата учебной деятельности студентов. По завершению курса студенты сдают зачет. Для получения зачета студентам необходимо защитить реферат и ответить на вопросы по пройденным темам. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Содержание учебного материала Лекции Тема 1. Мудрость здоровья: культура и образ жизни человека (2 часа) Соотношение категорий «жизнь» и «здоровье» человека. Способы отношения человека к жизни и система жизненных ценностей. Понятие здоровья и его компоненты. Физическое, соматическое, психическое и нравственное здоровье. Факторы, определяющие здоровье. Культура здоровья: понятие, модели, компоненты. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья россиян. Образ жизни и его основные компоненты: экономический (уровень жизни), социологический (качество жизни), социально-экономический (уклад жизни) и социально-психологический (стиль жизни). Образ жизни в контексте основного закона валеологии. Взаимосвязь обшей культуры человека и его образа жизни. Развитие личности – принцип профилактической медицины. Стиль жизни (поведения, деятельности, общения, оформления свой внешности) и здоровье. Привычки здоровые и “нездоровые”. Профилактика и коррекция “нездоровых” привычек. Тема 2.Психология нравственного выбора и здоровье человека (2часа) Свобода выбора как категория гуманистически ориентированных социально-экономических систем. Жизненная карьера и право нравственного выбора. Аналитическая и синтетическая модели жизненной карьеры. Жизненные цели, система ценностей и здоровый образ жизни. Здоровье как цель и средство достижения жизненных успехов. Кризисы жизни (возрастные, кризисы карьеры, ситуационные) в валеологическом аспекте. Профессиональная карьера и здоровье. Направленность коммуникативного поведения. Психологическая защита и жизненный риск. Самооценка и уровень притязаний. Способы самоутверждения. Поведение в ситуации воздействия стресс - факторов. Некоторые принципы здоровой жизненной философии. Самостоятельная работаПодготовить сообщение на тему: «Здоровье как условие раскрытия творческого и духовного потенциала личности» Литература: 1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с. 2. Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. с англ./Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб.: Речь, 2001. – 1247 с. (Раздел «Психология здоровья», С.963 - 1004.) 3. Фернхем А., Хейвен П. «Личность и социальное поведение».- СПб.:Питер, 2001. – 368 с. (Раздел «Личность и здоровье», С. 67-88. ) Тема 3. Культурологические основы здорового образа жизни (4 часа) Детерминанты образа жизни (биологические, психологические, социальные). Понятие здорового стиля жизни. Факторы здорового стиля жизни: здоровое питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, интеллектуальная активность, творчество, благоприятный социально-психологический климат семьи, школы, спортивной группы и т.п. Средства физической культуры в поддержании, укреплении и созидании здоровья, в управлении совершенствованием функциональных возможностей человека. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда. Культура межличностного общения. Культура интимных отношений. Самостоятельная работаПодготовить сообщение на тему: «Личность и досуг» Литература: 1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: А: Флинта, 1999. – 560 с. 2. Фернхем А., Хейвен П. «Личность и социальное поведение».- СПб.:Питер, 2001. – 368 с. 3. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология.Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). – СПб.:прайм –ЕВРОЗНАК, 2002. – 336 с. Тема 4. «Я - Концепция» и осознание физического «Я». Самооценка и самоконтроль в процессе физкультурного самосовершенствования (4 часа) «Я - Концепция»: понятие, структура, компоненты. Ценностные ориентации: отношение человека к своему здоровью и физической культуре. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности. Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Чувство физической компетенции как мотивирующий фактор. Физическое «Я» как компонент «Я-концепции» человека. Роль самопознания, самоотношения и самосовершенствования в формировании и поддержании здорового стиля жизни. Основные направления физического самосовершенствования. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Содержание врачебного и педагогического контроля. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, монограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма, телосложения. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста и пола занимающихся. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста и пола. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Тема 5. Психическое здоровье. Саморегуляция психоэмоциональных состояний (2 часа) Психика как регулятор здоровья. Влияние психического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источник психических перегрузок. Поведения типа А как фактор риска психогенных заболеваний. Рефлексия. Психическое напряжение и перенапряжение. Уровни бодрствования мозга. Стадии психического перенапряжения. Современные методы психической саморегуляции и их использование. Психическая релаксация. Аутотренинг, гетеротренинг, сеанс вербально-музыкального погружения. Самостоятельная работаПодготовить сообщение на тему: «Аутогенная тренировка» Литература: 1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.- 208 с. 2. Линдеман Ханнес, Селье Ганс Неизвестные силы в нас. –М.: МНПП «Ренар», 1992. - 159 с. 3. Психология спорта высших достижений: Учеб.пособие для ин-тов физ.культ./ под ред. А.В.Родионова. –М.: Физкультура и спорт, 1979. – 144 с. Тема 6. Психопедагогика образа жизни: поведение и коммуникативная толерантность (2 часа) Зависимость состояния здоровья человека от характера межличностного взаимодействия. Понятие коммуникативной толерантности. Многообразие проявления коммуникативной толерантности. Основные подструктуры личности, обеспечивающие коммуникативную толерантность (интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная, энергодинамическая, алгоритмическая, характерологическая). Уровни толерантности и поведение человека. Развитие коммуникативной толерантности. Основные аксиомы и формулы принятия другого человека. Формулы обуздания и ограничения своего «Я». Самостоятельная работаПодготовить сообщение на тему: «Коммуникативная толерантность педагога» Литература: 1. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 2. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Лабунская, Ю.А.Менжерицкая, Е.Д.Бреус. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. 3.Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. К. для преподавателя и воспитателя. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 384 с. Тема 7. Системы комплексного оздоровления человека (2 часа) Классификация систем оздоровления человека в аспекте запад – восток. Характеристика систем комплексного оздоровления: система П.Иванова; Г.Малахова; система Н.Амосова; К.Купера; П.Брегга; Лидера; Моргауза: оздоровительная гимнастика цигун; оздоровительная гимнастика ушу; оздоровительная гимнастика хатха-йоги и др. Биологические, психологические и социальные резервы здоровья и продления жизни. Индивидуальная система оздоровления и факторы ее определяющие. Самостоятельная работаПодготовить сообщение на тему: «Авторская оздоровительная система» План сообщения:
Методико-практические занятия Тема 1. Методы самодиагностики индивидуально-типологических особенностей личности (4 часа). Заполнение карты самодиагностики личности. Изучение свойств темперамента по опроснику Х..Айзенка и самооценки личности по С.Будаси. Исследование уровня субъективного контроля по Д.Роттеру; определение выраженности и генерализованности волевых качеств по Н.Б.Стамбуловой. Тема 2. Методы самоконтроля состояния здоровья и работоспособности, функциональных возможностей организма (стандарты, индексы, программы) (4 часа) Оценка уровня соматического здоровья по Г.Л.Апанасенко (определение весоростового индекса, жизненного и силового индексов, индекса Эриксона, проведение пробы Летунова) Ортостатическая проба, проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), проба Руфье. Тема 3. Методы коррекции состояния зрительного анализатора (2 часа) Факторы, влияющие на состояние зрительного анализатора. Гигиена зрения. Средства физической культуры, способствующие сохранению и коррекции зрения. Специальные упражнения, рекомендуемые при миопии Ю.Менделем. Гимнастика для зрительного анализатора по Т.Аветисову. Древнекитайская медицина при коррекции зрения. Система сохранения зрения по Полю С. Бреггу. Тема 4. Методы оценки и коррекции осанки (2 часа) Классические типы осанки по Штаффелю. Типы и степень нарушения осанки и сколиоза. Тестовая карта для выявления нарушений осанки. Физические упражнения при нарушении осанки по Т.А.Фонаревой. Коррекция осанки у лиц разного возраста и пола. Тема 5. Методы оценки и саморегуляции психоэмоциональных состояний (8 часов) Методика диагностики самочувствия, активности настроения (САН). Изучение реактивной и личностной тревожности по методике Ч.Спилбергера. Психическое напряжение и перенапряжение. Релаксация. Гетеротренинг. Вербально-музыкальное погружение по Г.Д.Горбунову. Аутогенная тренировка. Классическая методика И.Шульца. Применение аутогенной тренировки в практике. Самосовершенствование по методу Сильва. Тема 6. Методы оценки и развития коммуникативной толерантности (4 часа) Изучение коммуникативных склонностей по методике КОС-2. Изучение способности к эмпатии по методике В.Бойко. Исследование особенностей реагирования на конфликт по методике К.Томаса. Деловые игры «Новичок», «Презентация», «Родительское собрание» и др. Тема 7. Методика составления индивидуальных программ оздоровления и физического самосовершенствования (4 часа) Осознание своего физического «Я». Самодиагностика и целеполагание. Проективная деятельность и самоконтроль. Сомоуправление и коррекция плана. Система положительных стимулов, волевая регуляция поведения и здоровьесберегающей деятельности. Темы контрольных работ: Контрольная работа № 1 Контрольная работа проводится по 1 - 3 темам теоретического материала. Контрольная работа № 2 Контрольная работа проводится по 4 - 6 темам теоретического материала. Темы коллоквиумов: Коллоквиум № 1 проводится на тему: «Физическое «Я» как компонент Я-концепции человека». Коллоквиум № 2 проводится на тему: «Системы комплексного оздоровления человека». Контрольные вопросы к зачету:
Темы рефератов:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная: 1. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - Москва: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 174 с. 2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие / А. М. Митяева. - Москва: Академия, 2008. - 192 с. 3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. - Волгоград : Учитель, 2009. - 172 с. 4. Малярчук Н.Н. Валеология : учеб. пособие / Н. Н. Малярчик. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2008. - 280 с. Дополнительная: 1. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 192 с. 2. Гримблат С.О. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов : учеб.-метод. пособие / С. О. Гримблат, В. П. Зайцев, С. И. Крамской. - Харьков : Коллегиум, 2005. - 184 с. Дополнения и изменения к рабочей программе на 2013/2014 учебный год В рабочую программу вносятся изменения в раздел 9 – Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры спортивных дисциплин № 1 «02» сентября 2013г. Заведующий кафедрой_____________________ /Колунин Е.Т./ |
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Рабочая программа предназначена для студентов направления «Физическая культура», разработана в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов... Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н.... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | ||
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин сд. 07. Для студентов... Бюджетная система рф: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. В. А. Новикова; Кузбасский... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Финансовый менеджмент: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент В. И. Андреева;... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной, заочной формы обучения Воронцова А. В., Кириченко А. Н семова Н. Г. Качество жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения по специальности: 050502.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института |