Скачать 349.04 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ / Л.М. Волосникова/ _______________________ 2009 г. «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100.62 «Физическая культура» ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________/ А.Г. Молодкин, С.В. Дмитриева, Е.Н. Важенина/ «______»___________2009г. Рассмотрено на заседании кафедры спортивных дисциплин 03.09.2009 протокол №1 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 31 стр. Зав. кафедрой ______________________________/ В.В. Христов/ «______»___________ 2009 г. Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры 24.09.2009 №1 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/ Е.В. Хромин/ «______»_____________2009г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/ «______»_____________2009 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫКАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИНПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС НАПРАВЛЕНИЕ 032100.62 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ТЮМЕНЬ, 2009 Печатается по решению учебно-методического совета института физической культуры Тюменского государственного университета. Учебная программа по дисциплине «Подвижные игры» для студентов ОДО и ОЗО направления «физическая культура». – 31с. Авторы: к.пед.н.–А.Г.Молодкин,к.пед.н, доцент –С.В. Дмитриева,старший преподаватель – Е.Н. Важенина.Рецензенты:к.пед.н., доцент Е.В. Хроминк.пед. наук., доцент Г.И.Любимова ЦОФК ТюмГУ Рабочая программа предназначена для студентов направления «Физическая культура», разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В программе представлены: тематический план, распределение часов и формы контроля по курсу, содержание каждой темы, вопросы для теоретического зачета. © Тюменский государственный университет, 2009 © А.Г. Молодкин, С.В. Дмитриева, Е.Н. Важенина, 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В свете новых задач возрастают требования к эффективному использованию в процессе физкультурно-спортивных занятий различных развивающих средств, среди которых важное место занимают подвижные игры, особенно в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в основе которых лежат нормативные документы по многоуровневой подготовке специалистов. В программе поставлены задачи курса по подвижным играм, необходимые студентам факультета физической культуры и спорта в овладении будущей специальностью; умения и навыки по наблюдению, анализу, организации и проведению подвижных игр в учебной, внеклассной работе в школе, в детском оздоровительном лагере, в спортивных секциях, по месту жительства и т. д. Учебная работа по курсу подвижных игр проводится в форме теоретических, учебно-практических, индивидуальных и самостоятельных занятий. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, семинарских занятий, на которых излагается программный материал по основам теории и истории подвижных игр, методики их проведения. На лекциях и семинарских занятиях студенты овладевают необходимыми знаниями в области написания конспектов и программ соревнований по подвижным играм, методики научных исследований, педагогического контроля, тестирования и т.д., по вопросам практического применения подвижных игр. На семинарских занятиях студенты углубляют и закрепляют знания по основным вопросам изучаемого курса. На учебно-практических занятиях студенты знакомятся с подвижными играми, предусмотренными учебной программой по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, спортивных секциях, детских оздоровительных лагерях и т. д., приобретают необходимые знания и навыки по методике проведения подвижных игр. Индивидуальные занятия строятся на основе материала других видов знаний, основная их направленность — изучение слабо освоенных разделов, а также совершенствование в разделах по выбору студентов. Под руководством преподавателя студенты осваивают работу с литературой, подбор и реализацию комплексов соревнований по подвижным играм. В процессе индивидуальных занятий формируются умения у студентов проводить самостоятельную работу. Самостоятельная работа включает в себя изучение и реферирование литературы по специальным вопросам, составление различной документации, выполнение домашних заданий, проведение наблюдений, участие в проведении соревнований по подвижным играм. Курс «Подвижные игры» на отделении дневного обучения читается в 1 семестре и рассчитан на 19 лекционных и 19 практических учебных часов, на отделении заочного обучения читается в 4 семестре и рассчитан на 6 лекционных и 10 практических учебных часов. По окончании изучения курса студенты сдают зачет. Тематический план для студентов 1-го курса ОДО (1 семестр)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Основные понятия об игре, значение подвижных игр в физическом воспитании детей Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа) Определение подвижной игры как вида деятельности. Специфические особенности подвижных игр в отличие от спортивных. Теории происхождения и развития игры. Естественнонаучные основы игровой деятельности. Игра и труд, их связь и различия. Взгляды отечественных общественных деятелей, педагогов и ученых на игру. Педагогическая группировка (классификация) подвижных игр. Анализ игрового материала школьных программ по физическому воспитанию. Место подвижных игр в решении задач физического воспитания. Тема 2. Основные педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа) Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм. Основные задачи руководителя игры. Подготовка преподавателя к игре. Критерий выбора игры. Конспект игры, подготовка места, инвентаря, разметка площадки. Организация играющих: размещение играющих и место руководителя во время объяснения игры. Выбор капитанов и помощников. Способы выбора водящего. Способы разделения на команды. Построение играющих в исходное положение для игры. Требования к рассказу игры, роль показа во время объяснения. Руководство процессом игры. Организация правильных действий игроков, развитие творческой инициативы. Наблюдение и контроль за выполнением правил. Равномерность нагрузки во время игры. Объективность судейства в подвижных играх. Требования к окончанию игры. Подведение итогов игры, определение результатов игры. Оценка выполнения игровых действий всего коллектива и отдельных играющих. Тема 3. Подвижные игры в школьном уроке физкультуры и во внеклассной работе Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа) Планирование подвижных игр в учебной работе по физическому воспитанию в школе, в режиме учебного дня. Анализ материала по подвижным играм программы по физической культуре общеобразовательной школы. Содержание программного материала, распределение игр по четвертям, место игры на уроке физической культуры. Типы уроков с применением подвижных игр (примеры игрового, смешанного, тематического уроков). Особенности чередования подвижных игр с другими средствами физического воспитания. Особенности применения подвижных игр на переменах, в спортивных секциях, в группах продленного дня, на школьных вечерах и праздниках. Внутришкольные соревнования по подвижным играм. Положение о соревнованиях, календарь проведения соревнований. Подготовка организаторов и судей из числа учащихся. Методика проведения соревнований «Веселые старты». Подвижные игры во внешкольной работе. Методика проведения игр в различных условиях внешкольной работы. Подвижные игры в оздоровительных и спортивных лагерях, на детских площадках, в детских клубах, по месту жительства. Туристские игры и эстафеты. Особенности организации игр на местности, на площадках (лаптовые игры), на физкультурных праздниках (типа аттракционов), в помещениях в дождливую погоду. Организация соревнований по подвижным играм («Веселые старты», «День игры» и др.). Игротека в лагере. Подвижные игры в работе зимних оздоровительных лагерей. Тема 4. Подвижные игры в занятиях спортом Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа) Роль игрового метода в спортивной практике. Игры в различных видах спорта. Аспекты применения подвижных игр в учебно-тренировочной работе. Особенности использования игр в тренировке по различным видам спорта (физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка). Игры, как одно из средств обретения психологической готовности к соревнованиям и восстановления организма после тренировок и соревнований. Подвижные игры как средство диагностики спортивных способностей, отбора в спорте. История и теория отбора. Критерии, методика и организация отбора. Подвижные игры как средство отбора. Принципы формализации игровых показателей и их эквивалентность. Методика применения игровых тестов. Тема 5. Проведение подвижных игр с учащимися различного возраста Краткое содержание теоретического материала (лекция 3 часа) Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями играющих. Педагогическая характеристика игр детей на различных ступенях обучения и воспитания. Методика проведения игр в различных классах школы (в связи с возрастными особенностями). Продолжительность игры для учащихся различного возраста. Тема 6. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр для дошкольников Практическое занятие (2 часа) Игры для дошкольников: «Космонавты». «Через кочки и пенечки». «У медведя на бору». «Белые медведи». «Угадай, чей голосок», «Ловкие ребята». «Кот идет». «Мышеловка». «К своим флажкам». «Карлики и великаны». «Запрещенное движение». «Делай наоборот». «Вода, земля, воздух». Тема 7. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в младших классах (1-3 класс) Практическое занятие (2 часа) Игры для учащихся 1-3 классов: «Класс, смирно!». «У ребят порядок строгий». «Быстро по местам». «Выставка картин». «Кто подходил». «Совушка». «Мяч соседу». «Передача мяча в колоннах над головой». «К своим флажкам», «Прыжки по полоскам». «Через кочки и пенечки». «Команда быстроногих». «Гуси-лебеди». «Два мороза». Тема 8. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 4-6 классах Практическое занятие (2 часа) Игры для учащихся 4-6 классов: «Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с лазанием и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вызов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «День и ночь». Тема 9. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 7-9 классах Практическое занятие (2 часа) Игры для учащихся 7-9 классов: «Перетягивание каната», «Подвижная цель», «Кто сильнее», «Колесо», «Бег командами», «Сумей догнать», «Кто быстрее? », «Челнок», «Двумя мячами через сетку», «Шагай вперед», «Мяч среднему», «Мяч капитану». Тема 10. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 10-11 классах Практическое занятие (2 часа) Игры для учащихся 10-11 классов: «Пятнадцать передач», «Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Перемена мест», «Кто выше? », «Борьба за палатку», «Подвижный ринг», «Бег пингвинов», «Карусели», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «По наземной мишени», «Пробей стенку». Тема 11. Особенности и методика проведения подвижных игр в спортивной тренировке (ручной мяч, волейбол, баскетбол) Практическое занятие (2 часа) Игры для ручного мяча и баскетбола: «Передал — садись». «Мяч среднему». «Бросай-беги». «С двумя мячами навстречу». «Гонка игроков, ведущих мяч». «Не давай мяча водящему», «С отскоком от щита». «Пройди защитника». «Старт за мячом», «Борьба за отскок». Игры для занятий волейболом: «Вперед-назад». «Мяч в воздухе». «Над собой и о стенку». «Навстречу через сетку». «Передачи по вызову». «Назад по колонне и по кругу». «Эстафета парами». «Лапта волейболистов». «Картошка». «Точный пасс». «Бомбардиры». «Вверх-вниз». Игры для развития основных физических качеств: Игры для развития силы: «Подвижный ринг». «Борьба всадников». «Скачки». «Соревнование тачек». «Переправа». «Тяни на булавы». «Перетягивание каната». Игры для развития выносливости: «Сапки со скакалкой». «Круг за кругом». «Эстафеты-поезда». «Сумей догнать». «Гонка с выбыванием». «Хоккей с руками». Игры для развития быстроты: «Сапки». «Круговая охота». «Рывок за мячом». «Сбей городок». «День и ночь». «Поймай палку». «Четыре мяча».— «Разведка». «Колесо». Игры для развития ловкости: «Защита булав». «Ловкие руки». «Пере- дача мяча на ходу». «Бег пингвинов». «Жонглеры», «По одному и вместе». «Ловля парами». Игры для развития гибкости: «Палку за спину». «Гонка мячей под ногами и за головой. «Бег раков». «Мостик и кошка». «Кувырки и перекаты». «Скамейка над головой». Игры для активизации внимания и повышения эмоционального состояния: «Делай наоборот». «Возьми булаву». «Прыгуны и ползуны». «Разведчики и часовые». «Ежик». «Вертуны». «Минутка». «Футбол раков». «Бомбардиры». «Черные и белые». «Неуловимый шнур». Тема 12. Подвижные игры во внеклассной работе (праздники, аттракционы, соревнования, «веселые старты», оздоровительные лагеря) Практическое занятие (2 часа) Игры для праздников и аттракционов: «Два стула и веревочка». «Меткий футболист». «Неуловимый шнур», «Вертуны». «Возьми булаву». «Подвижный ринг». «Танец папуасов». «Птицы и клетка». «Срезание призов». «Музыкальные змейки». «Посадка картошки». «Смена парами». «Третий лишний на прогулке». «Ходьба с биноклем». Игры в оздоровительном лагере: «Школьная лапта». «Лапта в кругах». «Невидимки». «К флажку». «Ориентировка по слуху». «Погоня за лисицами». «Поиски пропавшей группы». «Следопыты». «Веселые старты». «Комический футбол». «Рейд в тыл врага». Тема 13. Учебная практика (проведение подвижных игр по заданию преподавателя) Практическое занятие (5 часов) Цель учебной практики — закрепить знания, умения и навыки самостоятельного подбора и проведения подвижных игр на коллективе занимающихся (учебной группе). Учебная практика направлена на приобретение профессионально-педагогических навыков в проведении подвижных игр. Студенты должны научиться: — самостоятельно подбирать игры для занятий с учетом возрастных особенностей занимающихся, их подготовленности и условий проведения, составлять конспект по подвижной игре;
— правильно и целесообразно выбирать капитанов, помощников, водящих и делить на команды; — соблюдать установленную последовательность рассказа игры, показывать приемы и игру в целом;
— выявить ошибки и найти способы их устранения, оценивать действие как отдельных игроков, так и всего коллектива играющих во время игры и после ее окончания;
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов рассчитана на 65 учебных часов и включает в себя:
ЗАЧЕТ К зачету допускаются студенты, выполнившие требования программы курса, представившие соответствующую документацию (конспекты, записи игр). Перечень вопросов для зачета обуславливается пройденным материалом по теории, истории и методике подвижных игр. Оценивается знание практического материала по игре. Вопросы для подготовки к зачету |
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов... Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Е. Ю. Созонова. Сервис в санаторно-курортном комплексе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс 1 1 1 14. Методические указания и индивидуальные... Е. Л. Хильчук. Трудовые споры: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... |