Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград





Скачать 377.39 Kb.
НазваниеРекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград
страница1/2
Дата публикации15.11.2014
Размер377.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Волгоградский государственный педагогический

университет

Кафедра теории и истории культуры

РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии

Волгоград

«Перемена»

2005

Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Р. Саенко, Н. Б. Шипулина. Волгоград: Перемена, 2005.

Цель пособия – помочь студентам найти свой путь в мир культурологической проблематики. В нем представлены темы для самостоятельных работ и подборки исходных базовых источников как для студенческих учебных рефератов, так и для первых шагов в области научных исследований. Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей педагогического университета.

ВВЕДЕНИЕ


Многоуровневая подготовка специалистов предусматривает значительный объем внеаудиторной научной работы студентов. Для курса культурологии, как и для всех гуманитарных дисциплин, одной из самых продуктивных форм самостоятельной работы является написание учебных рефератов под руководством и контролем преподавателя.

Письменная работа по культурологии, помимо реферирования ключевых (концептуальных) работ по выбранной теме, предполагает привлечение материала журнальных публикаций, художественной литературы, фактов обыденной современной культуры.

Формулировка тем в данном пособии призвана ввести студента в проблемное интеллектуальное пространство, каковым и является современная культурология.

Учебный реферат по культурологии – работа, развивающая креативные способности студентов, их умение решать нестандартные задачи и приращивать новые знания в дополнение к уже имеющимся. Степень свободы студента при его написании довольно высока по сравнению с другими формами учебной работы: свобода выбора темы реферата, стиля и системы доказательств, подбора литературы и т. д.

Во-первых, это письменная работа, способствующая развитию навыков последовательного изложения мыслей студента в виде связного текста. При этом преследуется цель постепенной выработки определенного научного и литературного стиля мышления, наличие которого неотъемлемо от культурного облика человека с высшим образованием вне зависимости от его специализации.

Во-вторых, учебный реферат является формой, организуемой самостоятельную работу студентов. Это значит, что все предлагаемые в данных методических рекомендациях темы для рефератов, списки литературы для реферирования и проводимые преподавателями консультации нацелены прежде всего на максимальную эффективность реферата в усвоении студентом материалов учебного курса культурологии. Ответственно и правильно проработанный реферат значительно облегчит подготовку к зачету по дисциплине.

В-третьих, реферат – это первая из доступных студенту форм научной работы. Процесс его подготовки должен формировать соответствующие навыки. В частности, реферативная форма изложения удачно сочетает в себе необходимость использования элементов научного анализа материала и научного обобщения (синтеза). Анализ необходим при усвоении главного содержания используемой литературы, а очередь синтеза приходит при суммарном изложении разных научных позиций или существенно отличающихся точек зрения авторов анализируемых книг. Для решения поставленных вопросов недостаточным окажется копирование параграфа учебника или монографии. Обязательным станет сопоставление нескольких концепций, собственные предпочтения и выводы.

Реферат как самостоятельная работа дает возможность ощутить всю сложность гуманитарной деятельности человека по пониманию через текст и сложность самовыражения человека в тексте. Для многих студентов начало работы над рефератом – формальная отчетность, а окончание становится ценным и близким результатом творчества.

Предлагаемые методические рекомендации включают в себя формальные и содержательные требования к написанию рефератов по культурологии, список рекомендуемых тем по всему курсу и перечни литературы к каждой из них. В приложении даны образцы оформления рефератов.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

    1. Титульный лист реферата включает полное название университета и кафедры, на которой выполнен реферат. Ниже располагается название реферата. Далее следуют фамилия, имя и отчество студента, выполнившего реферат, его учебная группа, фамилия преподавателя, под руководством которого разработан реферат. В самом низу листа обозначается город и год написания реферата (образец оформления титульного листа см. прил.1).

    2. На второй странице составляется оглавление реферата с указанием страниц начала каждого пункта реферата (см. прил. 2). Оно не должно повторять названия или структуру использованных для написания реферата источников. Автор реферата должен составлять собственные вопросы к используемым им материалам в соответствии с избранной темой.

    3. Объем реферата должен быть не менее 10 машинописных страниц формата А-4, напечатанных через два интервала. Он может быть написан и от руки с соответствующей корректировкой объема.

    4. При написании реферата необходимо использовать не менее 3 - 4 источников из списка литературы по данной теме (книги или статьи), которые должны быть указаны в алфавитном порядке на последней странице реферата (см. прил. 3).

    5. Литература для написания реферата может быть использована из указанного перечня, рекомендована на лекциях и семинарах. Может и должна привлекаться не указанная в этих списках литература, т. к. подбор ее для раскрытия темы составляет неотъемлемую часть работы над рефератом и учитывается при его оценке.

    6. Темы рефератов указаны ориентировочно. Автор может расширить их, изменить или взять другие, но только по предварительному согласованию с преподавателем.

    7. При прямом цитировании одного из источников в конце цитаты в скобках указывается номер источника по списку литературы к реферату и - через запятую – страница цитируемого текста.

    8. Текст реферата должен излагаться от первого лица («Я», «Автор реферата» и т.п.), а не от имени автора источника (книги) и не безлично. Должна присутствовать хотя бы минимальная критика источника, т.е. оценка книги с позиции пишущего реферат.

    9. Реферат является формой научной работы, поэтому изложение материалов в нем должно основываться на доказательствах, подтверждениях, последовательности, а не эмоциях и пристрастиях автора.


2. ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Научная парадигма культурологии

Рекомендуемая литература

  1. Баткин, Л. М. Два способа изучать историю культуры / Л. М. Баткин // Вопр. философии. 1986. № 12. С. 104—115.

  2. Двойное зрение культурологии: материалы «круглого стола» // Филос. науки. 2000. № 1. С. 37—96.

  3. Жукоцкий, В. Д. Философия культуры — культурология — история культуры / В. Д. Жукоцкий // Филос. науки. 2004. № 7. С. 34.

  4. Муравьев, Ю. А. Культурологизм как методологическая тенденция в современной западной философии / Ю. А. Муравьев // Филос. науки. 1988. № 1.

  5. Розин, В. М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методе / В. М. Розин // Соц.-полит, журнал. 1993. № 3.

  6. Философское обоснование истории культурологии (методологический семинар) // Филос. науки. 1999. № 1—2.

  7. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. М., 2000.

  8. Эпштейн, М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук / М. Эпштейн. М.: Нов. лит. обозрение, 2004.

2. Человек как источник культурного бытия

Рекомендуемая литература

  1. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М., 1989.

  2. Волков, Ю. Г. Человек: Энциклопедический словарь / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. М., 1999.

  3. Иванов, В. Наука о человеке: Введение в современную антропологию / В. Иванов. М.: РГГУ, 2004.

  4. Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

  5. Свасьян, К. А. Человек как творение и творец культуры / К. А. Свасьян // Вопр. философии. 1987. № 6.

  6. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М., 1987.

  7. Феномен человека: антология. М., 1993.

  8. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1992.

  9. Хамитов, Н. В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии / Н. В. Хамитов. Киев; М., 2002.

  10. Человек и индивидуальность в истории культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 1990.

3. Контркультура как субъект культуротворчества

Рекомендуемая литература

  1. Громов, А. В. Неформалы. Кто есть кто? / А. В. Громов, О. С. Кузин. М., 1990.

  2. Давыдов, Ю. Н. Социология контркультуры / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. М., 1980.

  3. Запесоцкий, А. С. Это непонятная молодежь... проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А. П. Файн. М.: Профиздат, 1990.

  4. Молодежные субкультуры / Т. Г. Исламшина [и др.]. Казань: КГТУ, 1997.

  5. Кнабе, Г. С. Феномен рока и контркультура / Г. С. Кнабе // Вопр. философии. 1990. № 8.

4. Контркультура и агрессия

Рекомендуемая литература

  1. Давыдов, Ю. Н. Социология контркультуры / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. М., 1980.

  2. Щепанская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры / Т. Б. Щепанская. М., 1993.

  3. Давыдов, Ю. Н. Эстетика нигилизма / Ю. Н. Давыдов. М., 1975.

  4. Левикова, С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / С. И. Левикова, В. А. Бобахо // Обществ, науки и современность. 1996. №3.

  1. Тоффлер, О. Столкновение с будущим / О. Тоффлер // Иностр. лит. 1972. № 3.

  2. Гуревич, П. С. Культура и контркультура / П. С. Гуревич // Свободная мысль. 1994. № 11.

  3. Зеленко, Г. Агрессия. Главное — модели поведения / Г. Зеленко // Знание — сила. 2000. № 7.

  4. Назаретян, А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального процесса) / А. П. Назаретян. М., 1995.

  5. Лоренц, К. Агрессия (Так называемое зло) / К. Лоренц // Вопр. философии. 1992. № 3.

5. Социокультурные основы молодежной субкультуры

Рекомендуемая литература

  1. Бобахо, В. А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // Обществ, науки и современность. 1996. № 3. С. 56—65.

  2. Бобахо, В. А. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1996. № 2. С. 35—38.

  3. Возлюби неудачу? (Заметки о молодёжной субкультуре) // Человек. 1994. № 5.

  4. Левикова, С. И. Место в системе ценностей молодежной культуры / С. И. Левикова // Обществ, науки и современность. 2001. № 4. С. 178—188.

  5. Левикова, С. И. Молодежная культура / С. И. Левикова. М.: Вуз. кн., 2002.

  6. Левичева, В. Ф. Молодежный Вавилон / В. Ф. Левичева. М., 1989.

  7. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

  8. Петров, Д. В. Молодёжные субкультуры / Д. В. Петров. Саратов, 1996.

  9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996.

6. Роль поколений в социокультурной динамике

Рекомендуемая литература

  1. Бобахо, В. А. Проблема социокультурной динамики (Обзор подходов и концепций) / В. А. Бобахо, И. Е. Чучайкина. М., 1995.

  2. Кон, И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе / И. С. Кон // Социол. исслед. 1987. № 3.

  3. Кон, И. С. Понятие поколения в современном обществоведении / И. С. Кон // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979.

  4. Манхейм, К. Диагноз культуры нашего времени / К. Манхейм. М., 1994.

  5. Никитенко, В. В. Демографический анализ поколений / В. В. Никитенко. М., 1979.

  6. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гас-сет. М., 1997.

  7. Социология поколений // Нов. лит. обозрение. 1998. № 30.

  8. Шахматова, Н. В. Поколенческая организация современного российского общества / Н. В. Шахматова; под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2003.

7. Роль языка в процессе духовного освоения мира

Рекомендуемая литература

  1. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. М., 1987.

  2. Маслова, В. А. Введение в лингвокультурологию / В. А. Маслова. М., 1997.

  3. Мечковская, Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура / Н. Б. Мечковская. М., 2004.

  4. Потебня, А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. М., 1989.

  5. Розеншток-Хюсси, О. Бог заставляет нас говорить / О. Розеншток-Хюсси. М., 1997.

  6. Роль языка в процессе духовного освоения мира / сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Бакач. Волгоград, 1994.

7. Семиотика. М., 1983.

8. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. М., 1995.

9. Хайдеггер, М. Путь к языку; Из диалога о языке; Слово / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993.

10. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М., 1982.

8. Образ времени в истории культуры

Рекомендуемая литература

  1. Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М., 1982.

  2. Володин, Э. Ф. Специфика художественного времени / Э. Ф. Володин // Вопр. Философии. 1978. № 8.

  3. Габричевский, А. Г. Пространство и время: Фрагменты «Опытов по онтологии искусства» / А. Г. Габричевский // Вопр. философии. 1994. № 3.

  1. Иванов, В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века / В. В. Иванов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

  2. Керимов, Т. X. Поэтика времени / Т. X. Керимов. М.: Академ, проект, 2005.

  3. Клочков, И. С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время / И. С. Клочков. М., 1983.

  4. О человеке. М., 1991. Вып. 1: Пространство и время, любовь и вера в его жизни.

  5. Трубников, Н. Н. Время человеческого бытия / Н. Н. Трубников. М., 1987.

  6. Ярская, В. Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки / В. Н. Ярская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.

9. Менталитет и картина мира

Рекомендуемая литература

  1. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. М., 1990.

  2. Гачев, Г. Национальные образы мира: Общие вопросы / Г. Гачев. М., 1988.

  3. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа Анналов / А. Я. Гуревич. М., 1992.

  4. Гуревич, А. Я. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / А. Я. Гуревич. М., 1990.

  5. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй / К. Д. Кавелин. М., 1989.

  6. Кукоба, О. А. Природа и структура этнического менталитета / О. А. Кукоба // Философия и общество. 2005. № 4. С. 89.

  7. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

  8. Мыльников, А. С. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм / А. С. Мыльников // Гуманитарий: ежегодник. СПб., 1996. № 1.

10. Типология культуры

Рекомендуемая литература

  1. Вебер, М. Избранное: Кризис европейской культуры / М. Вебер. СПб., 1999.

  2. Вебер, М. Избранное: Образ общества / М. Вебер. М., 1994.

  3. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М-, 1991.

  1. Лотман, Ю. М. Типология культуры. Взаимное воздействие культуры / Ю. М. Лотман. М., 1982.

  2. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М., 1992.

6. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 1991.

7. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1 / О. Шпенглер. М., 1993.

8. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации к подготовке, выполнению, защите выпускной...
Методические рекомендации к подготовке, выполнению, защите выпускной письменной экзаменационной работы
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconЛитература по мдк содержание самостоятельной работы
Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ...
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам специальности 080105 «Финансы и кредит» инаправления бакалавриата 080100...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарам 36
Методические указания студентам по организации самостоятельной работы
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconТребования и методические рекомендации
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы выпускников кафедры по подготовке, написанию...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Распределение внеаудиторной самостоятельной работы по темам, часами баллам
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы...
Курсовая работа является завершающим этапом освоения дисциплин направления, предусматривается учебным планом и представляет собой...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по макроэкономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу макроэкономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск