Скачать 355.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный гуманитарный университет (ГОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).В7.1 «ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению 050300.62 «Филологическое образование» профиль «Иностранный язык» Утверждено на заседании кафедры английского языка и английской филологии факультета ФЖиМК протокол № 1 от 13 сентября 2010 г. Зав. кафедрой ______________________С.А.Виноградова Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор: Гарбар И.Л., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГГУ 1.2 Рецензенты: Клонова О.Ю., к.ф.н., ст. преподаватель кафедры германских языков НОУ МГИ Беличенко Е.А., к.фил.н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГГУ 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Основы психолингвистики» входит в программу подготовки бакалавров по направлению 540300 «Филологическое образование», профиля 540306 «Иностранный язык» в качестве дисциплины регионального компонента. Исходя из междисциплинарного характера психолингвистики как науки, данный курс имеет преемственную связь с курсами введения в языкознание, а также курсами психолого-педагогического цикла. В свою очередь, психолингвистика дает возможность изучения речевой деятельности. Кроме того, очевидна взаимосвязь психолингвистики и общего языкознания, дающего общий обзор современных лингвистических течений, в том числе и тех, что имеют непосредственную связь с психолингвистикой: этнолингвистики, социолингвистики. Психолингвистика также имеет связь с теорией и практикой перевода, а также методикой преподавания языка – как родного, так и иностранного, поскольку обучение языку в широком смысле является главной прикладной областью психолингвистики. Целью курса является введение студентов в проблематику психолингвистики как определенного ракурса, в котором изучаются язык, речь, познавательные процессы. В процессе изучения основ психолингвистики студентами решается ряд задач, таких как ознакомление с историей возникновения психолингвистики и основными психолингвистическими школами, рассмотрение основных понятий и методов современной психолингвистики, освоение терминологического аппарата, сложившегося в науке, изучение общих вопросов теории речевой деятельности, проблем языка и сознания и наблюдение за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях, а также знакомство со сферами приложения данной науки и тенденциями её развития. Программа предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов с указанной в списке рекомендуемой литературой при подготовке к практическим занятиям, а также при написании рефератов и выполнении других заданий для самостоятельной работы. Рабочая программа составлена на основе соответствующего курса для аспирантов, читаемого на кафедре психолингвистики МГЛУ, а также на основе имеющихся учебных пособий по психолингвистике, рекомендованных Редакционно-издательским Советом РАО и Министерством образования РФ. В рабочую программу входит примерное содержание курса, список рекомендованной литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, примерные темы рефератов и курсовых работ, а также вопросы к зачету по курсу. 1.4. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОС ВПО (прилагается в виде ксерокопии). 1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины «Основы психолингвистики» Введение. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики. Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Объект и предмет психолингвистики, эволюция предмета психолингвистики (по А.А.Леонтьеву). Место психолингвистики среди наук о человеке. Основные психолингвистические школы: психолингвистика Ч.Осгуда, Миллера-Хомского, московская психолингвистическая школа. Основы (постулаты) психолингвистической теории. Методы психолингвистики. Роль эксперимента в психолингвистике. Ассоциативный эксперимент. Метод семантического дифференциала. Методика дополнения. Методика заканчивания предложения. Производство речи. Психолингвистические модели и теории порождения речи. Стохастические теории порождения речи. Модели непосредственно составляющих. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского. Когнитивные модели. Теория деятельности как основа теории речевой деятельности. Теория порождения речи А.А.Леонтьева и Т.В.Рябовой-Ахутиной (Московская психолингвистическая школа). Внутренняя речь: её характеристика и роль в процессе порождения речи (по Л.С.Выготскому). Кодовые переходы во внутренней речи и универсальный предметный код Н.И.Жинкина. Речевые ошибки и оговорки. Восприятие речи. Уровневость восприятия речи. Ментальный лексикон человека. Глубинные структуры Н.Хомского. Психолингвистическая теория понимания текста. Механизм эквивалентных замен. Механизм вероятностного прогнозирования. Восприятие и понимание речи. Значение и личностный смысл. Модели восприятия речи. Онтогенез речи. Психолингвистика развития. Детская речь как предмет исследования в теории усвоения языка (онтогенеза речи). Этапы освоения речи ребенком. Теория врожденных знаний Н.Хомского, pivot-грамматика Д.Макнила. Жан Пиаже и французская школа. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе. Структура образа сознания. Интериоризация значений ребенком. Детская речь как ключ к пониманию познавательных процессов. Формирование символической функции в онтогенезе. Знаковые системы, замещающие естественный язык. Язык животных в природе. Говорящие животные. Дети-Маугли. Психолингвистика в обучении неродному языку. А.А.Леонтьев о трех аспектах овладения неродным языком. Обучение неродному языку как обучение речевой деятельности. Билингвизм и его типы. Проблемы двуязычия и культура. Текст как объект психолингвистики. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности. Слово – высказывание – текст. Функции текста в человеческой деятельности. Контекст – затекст – текст – подтекст. Психолингвистические характеристики текста: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. Производство текста. Восприятие текста. Читательская проекция текста. Психолингвистический анализ пересказа текста. Понимание иноязычного текста. Программы изучения разговорной речи как особой системы. Этнопсихолингвистика. Национально-культурная специфика речевого общения как предмет этнопсихолингвистики. Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира – Б. Уорфа. Этнопсихолингвистическая детерминация речевой деятельности, языкового сознания и общения. Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного общения. Роль фоновых знаний в межкультурном общении. Лакуны, их типы и способы элиминирования для преодоления межкультурного барьера в общении. Словесные ассоциации как феномен культуры и как средство описания социальных феноменов. Культурный шок, аккультурация Прикладные аспекты психолингвистики. Патопсихолингвистика. Норма и патология в речи. Физиологические центры речи. Формы речевой патологии, нарушения и дефекты речи. Язык глухонемых. Нейролингвистика и нейролингвистическое программирование. Способы речевого воздействия и манипуляции. Судебная психолингвистика. Речь как источник информации в следственном процессе. Идентификация личности по речи. Психолингвистика ложных высказываний (детектор лжи). Язык и гендер. Инженерная психолингвистика. Тенденции в современной психолингвистике. Психолингвистика и образ мира. Психолингвистика и личность. Социальная психолингвистика. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов . 1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.8.1 Рекомендуемая литература. Основная.
Дополнительная.
1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: Оборудование для демонстрации компьютерных презентаций.
Зачет проходит в форме собеседования с преподавателем по вопросам или в форме защиты реферата по одной из предложенных тем (см. п.1.13).
1. Классификация и причины опечаток в тексте. 2. Психолингвистические особенности рекламных / политических / религиозных текстов. 3. Этнокультурная специфика языкового сознания (на примере какой-либо тематической группы). 4. Кроссворд как система ассоциаций. 5. Лингвистические анекдоты в русском языке, их толкование и перевод. 6. Ошибки в речи иностранцев. 7. Перевод как вид речевой деятельности. 8. Мужской и женский язык в разговорной речи / в художественных текстах.
См. Приложение 2 – Методические рекомендации по написанию рефератов
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 основы психолингвистики... Автор программы: Гарбар И. Л., ст преподаватель каф английского языка и английской филологии мгпу | Основы психолингвистики Основы психолингвистики: учеб пособие для студентов педвузов. — М.: Act: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела» Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической... Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Стилистика и прагматика рекламных жанров. Основы рекламного дела [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. И.... |