Пояснительная записка
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти. Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Содержание программы: тема первого полугодия – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго полугодия – «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Авторская программа «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской/Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. – М. «Просвещение», 2011;
Утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. №349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предпологается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 6 класса.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод художественного конспекта;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод создания композиций;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности, принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности ( такие как : хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации; инсценирование сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства), активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического творчества отечественных и зарубежных композиторов. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»; «Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды»; «Что такое современность в музыке».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Учебный план по музыке для 6 класса
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Из них
| Примечание
| Лабора-
торные
и практи-
ческие
| Контрольные и
диагностиче-
ские материалы
| Экс-
курсии
| I.
| Тема № 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 16 ч.
|
| 2 ч.
Обобщающие
уроки
|
|
| II.
| Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18 ч.
|
| 2ч.
Защита исследо-вательских проектов
|
|
|
| Итого
| 34 ч.
|
| 4 ч.
|
|
| Учебно-тематический план по музыке для 6 класса
№
уро
ка
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата
|
| I полугодие
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 17 час.
|
| 1.
| Удивительный мир музыкальных образов.
| 1 ч.
|
| 2.
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных просвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь…». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.
| 4 ч.
|
| 3.
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
| 1 ч.
|
| 4.
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.
| 2 ч.
|
| 5.
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.
| 4 ч.
| Фронтальный опрос по теме. Оценивание певческих умений учащихся.
| 6.
| Образы духовной музыки западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat mater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
| 3 ч.
|
| 7.
| Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы.
| 1 ч.
|
| 8.
| Джаз – искусство XX. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая или серьезная.
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме. Оценивание певческих умений учащихся.
|
| II полугодие
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18 час.
|
| 1.
| Вечные темы искусства и жизни.
| 1ч.
|
| 2.
| Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.
| 2ч.
|
| 3.
| Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.
| 2ч.
|
| 4.
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
| 2ч.
|
| 5.
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| 2ч.
| Обобщение материала.
| 6.
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| 3ч.
|
| 7.
| Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
| 2ч.
|
| 8.
| Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.
| 2ч.
|
| 9.
| Обобщающий урок.
| 2ч.
| Защита исследова-
|
| За учебный год:
| 35ч.
|
| Поурочное планирование по музыке для 6 класса
I полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
№
| Да-
та
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Материал урока
| 1.1.
|
| Удивительный мир музыкальных образов.
| Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
| 1. А.Гурилев, сл. И.Макарова. «Колокольчик».
2. П.Булахов, сл. В.Чуевского«Гори, гори, моя звезда».
3. А.Обухов, сл. А.Будищева «Калитка».
4. Б.Шереметьев, сл. А.С.Пушкина «Я вас любил».
| 1.2.
|
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
| Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
| 1.А.Варламов, сл. Н.Цыганова «Красный сарафан».
2.М.И.Глинка – М.Балакирев «Жаворонов».
3.Д.Тухманов, сл. М.Ножкина «Россия».
| 1.3.
|
| Два музыкальных просвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь…». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
| Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
| 1.М.И.Глинка, сл. А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
2.М.И.Глинка «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра.
| 1.4.
|
| «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
| Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
| 1.С.В.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой «Сирень».
2.С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной «Здесь хорошо».
| 1.5.
|
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.
| Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант.
| 1.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».
2. М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
3.Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».
| 1.6.
|
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
| Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.
| 1. М.Матвеев сл. народные «Матушка, что во поле пыльно».
2.рус.нар.свадебная песня «На море утушка купалась».
3.М.П.Мусоргский хор «Плывет, лебедушка» из оперы «Хованщина»
4.М.И.Глинка Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
5.Н.Римский-Корсаков «Песни гостей» из оперы «Садко».
6. И.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
| 1.7.
|
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
| 1.М.И.Глинка, сл. И.Козлова «Венецианская ночь».
2. Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет» 4-ая часть.
3.Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера» №6 для фортепиано.
4.Ф.Шуберт, сл.В.Скотта, перевод А.Плещеева «Аве, Мария».
| 1.8.
|
| Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.
| Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
| 1.Ф.Шуберт, сл. И.-В.Гете, рус.текс В.Жуковского баллада «Лесной царь».
| 1.9.
|
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
| Особенности развития русского музыкального фольклора. Отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
| 1.Н.А.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
2.Т.Хренников «Во кузнице» хор из 2-го действия оперы «В бурю».
3.РНП «Комара женить мы будем».
| 1.10.
|
| Русская духовная музыка. Духовный концерт.
| Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
| 1.»Шестопсалмие» знаменный распев.
2.»Свете тихий» киевский распев.
3.П.Чеснаков «Да исправится молитва моя».
4.М.Березовский духовный концерт «не отвержи мене во время старости».
| 1.11.
|
| «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок.
| Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
| 1.В.Кикта концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».
2.Сл. и муз. Б.Окуджавы «Молитва Франсуа Виньона».
| 1.12.
|
| «Перезвоны». Молитва.
| Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
| 1. В.Гаврилин симфония-действо «Перезвоны» по прочтении В.Шукшина.
2. Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Будь со мной» молитва.
3.В.Гаврилин «Весна» сл.нар; «Осень» сл. С.Есенина - из вокального цикла «Времена года».
| 1.13.
|
| Образы духовной музыки западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
| Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
| 1.И.С.Бах «Токката» ре минор.
2.И.С.Бах «Токката» ре минор в исполнении рок-группы.
3.И.С.Бах «Рождественская оратория №2» Хорал.
4.И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.
| 1.14.
|
| Образы скорби и печали. «Stabat mater». Реквием.
| Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала.
| 1.Д.Перголези «Stabat mater» (№1 и 13).
2.В.-А.Моцарт «Реквием».
| 1.15.
|
| Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
| Контраст музыкальных образов.
| 1. К.Орф «Кармина Бурана» фрагменты из сценической кантаты.
| 1.16.
|
| Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы.
| Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
| По выбору:
1. «Гаудеамус» международный студенческий гимн.
2.Д.Тухманов, рус.текс Л.Гинзбурга «Из вагантов» вок.цикл «По волне моей памяти».
3.М.Светлов, сл. М.Львовского «Глобус».
4. Б.Окуджава «Песенка об открытой двери».
5. В.Высоцкий «Милая моя».
6. А.Городницкий «Атланты» и «Снег».
7. С.Никитин, сл. Ю.Левитанского «Диалог у новогодней елки».
| 1.17.
|
| Джаз – искусство XX. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая или серьезная.
| Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки.
| 1.«Бог осушит слезы» спиричуэл.
2. «Город Нью-Йорк» блюз.
3.Д.Гершвин «Любимый мой»
4.Д.Эллингтон «Караван».
5.М.Минков, сл. Д.Иванова «Старый рояль» из кф «Мы из джаза».
| Поурочное планирование по музыке для 6 класса
II полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки»
№
| Да-та
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Музыкальный материал урока
| 2.1.
|
| Вечные темы искусства и жизни.
| Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусств.
| 1.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
| 2.2.
|
| Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада.
| Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.
| 1.Ф.Шопен «Прелюдия №24», «Баллада №1» для фортепиано.
| 2.3.
|
| Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.
| Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
| 1.Ф.Шопен Ноктюрны для фортепиано.
2.П.Чайковский Ноктюрны для фортепиано.
3.А.Бородин Ноктюрн (3-я часть) из квартета №2.
| 2.4.
|
| Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт».
| Зарождение и развитие жанра музыкального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка.
| 1.А.Вивальди «Времена года».
2.И.С.Бах «Итальянский концерт»
3.О.Митяев «Как здорово».
| 2.5.
|
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.
| Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения (по А.Пиличяускасу). Выразительные возможности электромузыкального инструмента.
| 1.Ч.Айвз «Вопрос, оставшийся без ответа».
2.Э.Артемьев «Мозаика».
| 2.6.
-
2.7.
|
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
| Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности рпрограммной музыке.азвития музыкального образа в
| 1.Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридов: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Венчание», «Военный марш».
2.Н.Зубов «Побудь со мной».
| 2.8.
-
2.9.
|
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.-А.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
| 1.П.Чайковский Симфония №4 (2-я часть).
2. В.-А.Моцарт «Ave, verum».
3.П.И.Чайковский «Моцартиана» оркестровая сюита №4 (3-я часть).
| 2.10.
|
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость.
| Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке.
| 1.Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт».
2.Л.Бетховен Канон «Скорбь и радость».
| 2.11.
-
2.12.
|
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противобордствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
| 1.П.И.Чайковский Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
2.Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из кф «Ромео и Джульетта».
| 2.13.
-
2.14.
|
| Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
| Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
| 1.С.С.Прокофьев фрагменты балета «Ромео и Джульетта»: «Вступление», «Улица просыпается», «Патер Лоренцо», «Монтекки и Капулетти (танец рыцарей)», «Гибель Тибальда», «Приказ Герцога», «Похороны и смерть Джульетты».
2.К.Глюк фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек», ария Орфея «Потерял я Эвридику».
3.А.Журбина, сл. Ю.Димитрина «Орфей и Эвридика» фрагменты из рок-оперы: «Песня Орфея», «Дуэт Орфея и Эвридики», песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…», баллада Фортуны «Все несчастливцы, как один…», ария Орфея «Потерял я Эвридику», хор «Не спеши к любимой в путь обратный…».
| 2.15.
-
2.17.
|
| Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.
| Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
| 1.И.Дунаевский музыка из кф «Дети капеитана Гранта»: «Увертюра», «»Песенка о капитане», песенка Роберта «Спой нам, ветер».
2.М.Таривердиев «Мгновения» из кф «Семнадцать мгновений весны».
| 2.17.
-
2.18.
|
| Обобщающий урок.
| Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусств. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
| Защита исследовательских проектов
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
В результате изучения музыки ученик научится
знать/понимать специфику лирических, драматических, эпических музыкальных образов;
жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретация замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развить умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. |