Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки»





Скачать 348.18 Kb.
НазваниеУчебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки»
страница1/4
Дата публикации31.07.2015
Размер348.18 Kb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > История > Учебно-тематический план
  1   2   3   4
КГКС(К)ОУ

«Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа III-IV вида»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения художественно-эстетического цикла и педагогов дополнительного образования

Протокол № _____

от «___» __________2014 г.

/руководитель Н.А.Тюменцева /

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № _____

«___» _______2014 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_______ /И.Н. Щиголева/
Приказ № ___ от «___» ____________2014 г.



АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по курсу «История современной музыки»

9-10 классы

общеобразовательный курс

Автор: Толмачева О. И.

Рецензировано краевым

экспертно-аналитическим центром.

Председатель экспертной

комиссии: Дранникова И. И.

Барнаул 2014

Содержание


Пояснительная записка 3

Требование к уровню подготовки учащихся 7

Учебно-тематический план 8

Содержание учебного курса 9

Учебно-методические средства обучения 13

Календарно-тематическое планирование 14

Средства контроля 18


Пояснительная записка


Программа «История современной музыки» рассчитана на обучение в 9-10 классах коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей, является продолжением и логическим завершением курса музыкальной дисциплины, преподаваемой в школе по программе Д. Б. Кабалевского «Музыка 1-8 классы».

Программа рассчитана на 69 часов, в том числе 38 теоретических, 31 практический за 2 года обучения.

Программа ориентирована на реализацию главной цели коррекционной школы – адаптировать детей в окружающем их мире, помочь приобрести знания, умения, навыки, которые дают возможность преодолеть психологический барьер отчуждения в среде зрячих людей; расширить чувственный опыт старших школьников посредством музыки, компенсируя зрительную депривацию.

В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-медико- педагогического консилиума.

Необходимость в изучении раздела «История современной музыки» обусловлена психофизическими особенностями развития слабовидящих и слепых детей.

Известно, что у ребёнка со зрительной патологией нарушено когнитивное, эмоционально-личностное, соматическое развитие, и требует коррекции тех недостатков, которые влияют на формирование личности. Из опыта работы выделяются следующие проблемы:

- противоречия между образом жизни слабовидящего или слепого ребёнка и его возможностями;

- хронический эмоциональный голод, вынужденная поверхностность чувств у части воспитанников;

- дефицит неформального речевого общения со взрослыми и сверстниками;

- заниженная личностная самооценка у определённой части воспитанников;

- низкий уровень мотивационной сферы детей с патологией зрения;

- скудность, ограниченность конкретно-чувственного, наглядно-образного опыта;

- задержка развития отзывчивости на красивое в природе, живописи, музыке, в отношениях между людьми, в связи с нарушениями эмоционально-волевой сферы у детей со зрительной патологией;

- скованность развития творческого потенциала ребёнка вследствие гиперопеки родителей.

Содержание программы не оставляет без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности рок-творчество, является компонентом общения. А общение, как известно, - ведущий способ социализации и реабилитации подростков с патологией зрения.

Данная программа создаёт условия, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности подростков с ограниченными возможностями, вооружает учащихся знаниями о современных музыкальных течениях, их сильных и негативных сторонах, их истоках, путях развития и связи с классическим искусством.

Чтобы программа не превратилась в познавательно-развлекательную особенно важным является соблюдение этических норм при выборе репертуара, а так же включение в неё таких элементов, как - знакомство с языковыми единицами, терминологией, стилевыми особенностями, техническими приёмами разных жанров и направлений современной музыки.

Программа предполагает использование множества разнообразных форм работы: традиционные занятия лекционного типа, эвристическая беседа, анализ музыкальных произведений, рисование под музыку, сравнительный анализ музыкально-художественных образцов, прослушивание музыки, моменты музицирования.

В конце каждой четверти проводится контрольно-обобщающий урок с использованием форм и методов проверки знаний, рекомендованных для слепых и слабовидящих детей: музыкальная викторина, урок-концерт, защита рефератов. Музыкальная викторина проводится в устной форме. Примерные задания: узнать исполнителя, определить жанр произведения, стилевое направление, узнать песню по вступлению, аккомпанементу. Урок-концерт, с исполнением изученных песен или проведением концертной программы для младших школьников. Защита рефератов, как результат самостоятельной исследовательской деятельности, проходит с демонстрацией музыкальных примеров в записи, или в собственном исполнении учащихся.

Основное содержание данной программы базируется на изучении наиболее значительных музыкальных явлений, возникших вне рамок академической музыки во второй половине двадцатого века. Это наиболее яркие музыкальные стили, композиторское и исполнительское творчество выдающихся рок-музыкантов, самые значительные имена в кино-музыке, и других художественных направлениях.

Отдельно необходимо отметить раздел программы, посвященный музыкальному авангарду. Этот вид искусства является уникальным достоянием современной русской и зарубежной музыкальной культуры. Ознакомление слепых и слабовидящих детей с направлениями в данной музыке способствует развитию их творческого воображения, разрушению стереотипного мышления, что немаловажно для адаптации подростков к жизни в обществе.

Большое значение в коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями имеет знакомство с творчеством бардов. Авторская песня даёт возможность создать в классе атмосферу дружбы, доверия, откровения, взаимопонимания. Это серьёзные раздумья о жизни вслух, попытка рассказать о себе, о своих мыслях и чувствах.

Цель программы - формирование музыкальной культуры слепых и слабовидящих учащихся, как фактор их социально-психологической адаптации.

Задачи:

- познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной музыки, историей их возникновения;

- формировать навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;

- содействовать процессу адаптации и интеграции в общество слепых и слабовидящих детей средствами музыкального искусства;

- совершенствовать слуховое восприятие детей с патологией зрения;

- воспитывать стремление детей выразить себя через искусство, развивать творческие способности.

Коррекционные задачи воспитания средствами музыки, пения, танцев помогают формированию пространственного представления, моторной координации, «освобождению» речевой функции и в конечном итоге способствуют социализации личности подростков.

Новое содержание музыкального просвещения для учащихся коррекционной школы требует социальных подходов к обучению. В процессе коррекции недостатков развития у детей с нарушениями зрения средствами музыкального искусства, принимаются к руководству следующие концептуальные принципы:

- прежде всего - это охрана здоровья детей;

- включение воспитанников в творческую деятельность только на добровольных началах, на основе их внутренних побуждений;

- обеспечение разностороннего эстетического и культурологического просвещения и развития в урочное и внеурочное время;

- создание ситуации востребованности интересов, знаний и умений учащихся через систему коллективных дел.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение слепых и слабовидящих детей с музыкой.

В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-медико- педагогического консилиума.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение, музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические).

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение музыки, стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной, и коллективной исследовательской деятельности.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях выдающихся педагогов-музыкантов (Д. Кабалевского, Э. Абдуллина, Е. Критской) и получили своё реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой музыкальное явление осваивается на разных уровнях:

- понимание художественной значимости данного сочинения;

- осознание нравственной проблематики музыкальных явлений, их направленности на формирование личностных установок учащихся.

Метод взаимосвязи с жизнью реализуется в трёх направлениях. Первое опирается на принцип социально-исторической обусловленности искусства. Каждое музыкальное явление, рассматриваемое на уроках, раскрывается в его взаимосвязях с культурной и социальной средой, обусловившей его появление.

Второе направление отражает то значение, которое имеет взаимосвязь преподавания данного предмета с реальной музыкальной жизнью. Учитель должен активно интересоваться текущими культурными событиями, конкурсами, концертными выступлениями, выпуском новой аудио- и видеопродукции.

Третье направление заключается в возможности слепых и слабовидящих детей участвовать в процессе активного духовного переживания в единстве с самовыражением; выступать в конкурсах, концертах, авторских творческих вечерах.

Метод диалогичности.

Задачи развития критического мышления и формирования у школьников собственной эстетической и нравственной позиции по отношению к различным музыкальным явлениям требуют постоянного диалога учителя и учеников. В спорах и диспутах рождаются аргументированные доводы об эстетической ценности изучаемых музыкальных стилей, творчества авторов и исполнителей. Необходимо стремиться к тому, чтобы позиция, которую отстаивает подросток, была именно позицией, подкреплённой эстетическими и нравственными убеждениями, являлась выражением системы эстетических ценностей формирующейся личности ребёнка.

Метод наглядности.

Изложение нового материала в коррекционной школе для детей с нарушением зрения предполагает обязательное использование специального наглядного материала, с помощью которого учащиеся усваивают музыкальные термины, фамилии авторов и исполнителей изучаемых произведений, названия музыкальных композиций.

Каждое пособие для работы с детьми должно соответствовать тифлопедагогическим требованиям: увеличение демонстрационных и наглядных методических материалов, уменьшение или исключение цветовой гаммы на иллюстрациях, дублирование текста по Л. Брайлю.

Усилия учителя направлены на творческий поиск и постоянную разработку специальных коррекционных технологий, предназначенных для развития детей с нарушением зрительных функций, совершенствование их основного анализатора – слуха, поэтому на уроке минимально используются такие виды наглядного материала, как видеозаписи. Традиционное объяснение учителем нового материала может быть заменено тематическим сообщением учащихся, творческими групповыми работами, защитой рефератов. Задача учителя заключается в том, чтобы в процессе работы у школьников развивались познавательные интересы, специальные общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебного курса. Изучение конкретных музыкальных явлений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся глубоко постигать содержание музыки, особенности её языка.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждой четверти. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение старшими школьниками общих закономерностей возникновения и развития современных музыкальных стилей и жанров. С другой стороны, они имеют обобщающий характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.

Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального материала на уроках, входящих в часть учебного плана школы, но и создаёт предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся. Это посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (мюзиклы, рок-оперы, музыкальные фильмы, концерты).

Данная программа может быть использована как продолжение предмета «Музыка» в старших классах общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений системы дополнительного образования

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconРабочая программа по информатике и икт 4 класс
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconРабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconРабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconКалендарно-тематическое планирование стр. 4-5 Формы и средства контроля...
Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 6 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематическое...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПояснительная записка учебно-тематический план
Средства обучения (оборудование, таблицы, раздаточный материал, инструменты и др.)
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПояснительная записка учебно тематический план
Средства обучения (оборудование, таблицы, раздаточный материал, инструменты и др.)
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы по химии,...
Рабочая программа состоит из следующих разделов: аннотация, пояснительная записка, в которой отражены цели, задачи, актуальность...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПояснительная записка 2-8 Учебно-тематический план 9 Учебно-методическое...
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconУчебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню...
Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПояснительная записка к рабочей программе по математике 10-11 классы. 2 Требования к уровню
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе. 14
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические средства обучения 13 Календарно-тематическое планирование 14 Средства контроля 18 Пояснительная записка Программа «История современной музыки» iconОсновой данной рабочей программы для 6 класса является примерная...
Рабочая программа по технологии (трудовое обучение) представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск