КГКС(К)ОУ
«Алтайская краевая специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа III-IV вида»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения художественно-эстетического цикла и педагогов дополнительного образования
Протокол № _____
от «___» __________2014 г.
/руководитель Н.А.Тюменцева /
| СОГЛАСОВАНО Педагогический совет Протокол № _____
«___» _______2014 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы_______ /И.Н. Щиголева/ Приказ № ___ от «___» ____________2014 г.
|
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по курсу «История современной музыки»
9-10 классы
общеобразовательный курс
Автор: Толмачева О. И.
Рецензировано краевым
экспертно-аналитическим центром.
Председатель экспертной
комиссии: Дранникова И. И.
Барнаул 2014
Содержание Пояснительная записка 3
Требование к уровню подготовки учащихся 7
Учебно-тематический план 8
Содержание учебного курса 9
Учебно-методические средства обучения 13
Календарно-тематическое планирование 14
Средства контроля 18
Пояснительная записка Программа «История современной музыки» рассчитана на обучение в 9-10 классах коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей, является продолжением и логическим завершением курса музыкальной дисциплины, преподаваемой в школе по программе Д. Б. Кабалевского «Музыка 1-8 классы».
Программа рассчитана на 69 часов, в том числе 38 теоретических, 31 практический за 2 года обучения.
Программа ориентирована на реализацию главной цели коррекционной школы – адаптировать детей в окружающем их мире, помочь приобрести знания, умения, навыки, которые дают возможность преодолеть психологический барьер отчуждения в среде зрячих людей; расширить чувственный опыт старших школьников посредством музыки, компенсируя зрительную депривацию.
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
Необходимость в изучении раздела «История современной музыки» обусловлена психофизическими особенностями развития слабовидящих и слепых детей.
Известно, что у ребёнка со зрительной патологией нарушено когнитивное, эмоционально-личностное, соматическое развитие, и требует коррекции тех недостатков, которые влияют на формирование личности. Из опыта работы выделяются следующие проблемы:
- противоречия между образом жизни слабовидящего или слепого ребёнка и его возможностями;
- хронический эмоциональный голод, вынужденная поверхностность чувств у части воспитанников;
- дефицит неформального речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- заниженная личностная самооценка у определённой части воспитанников;
- низкий уровень мотивационной сферы детей с патологией зрения;
- скудность, ограниченность конкретно-чувственного, наглядно-образного опыта;
- задержка развития отзывчивости на красивое в природе, живописи, музыке, в отношениях между людьми, в связи с нарушениями эмоционально-волевой сферы у детей со зрительной патологией;
- скованность развития творческого потенциала ребёнка вследствие гиперопеки родителей.
Содержание программы не оставляет без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности рок-творчество, является компонентом общения. А общение, как известно, - ведущий способ социализации и реабилитации подростков с патологией зрения.
Данная программа создаёт условия, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности подростков с ограниченными возможностями, вооружает учащихся знаниями о современных музыкальных течениях, их сильных и негативных сторонах, их истоках, путях развития и связи с классическим искусством.
Чтобы программа не превратилась в познавательно-развлекательную особенно важным является соблюдение этических норм при выборе репертуара, а так же включение в неё таких элементов, как - знакомство с языковыми единицами, терминологией, стилевыми особенностями, техническими приёмами разных жанров и направлений современной музыки.
Программа предполагает использование множества разнообразных форм работы: традиционные занятия лекционного типа, эвристическая беседа, анализ музыкальных произведений, рисование под музыку, сравнительный анализ музыкально-художественных образцов, прослушивание музыки, моменты музицирования.
В конце каждой четверти проводится контрольно-обобщающий урок с использованием форм и методов проверки знаний, рекомендованных для слепых и слабовидящих детей: музыкальная викторина, урок-концерт, защита рефератов. Музыкальная викторина проводится в устной форме. Примерные задания: узнать исполнителя, определить жанр произведения, стилевое направление, узнать песню по вступлению, аккомпанементу. Урок-концерт, с исполнением изученных песен или проведением концертной программы для младших школьников. Защита рефератов, как результат самостоятельной исследовательской деятельности, проходит с демонстрацией музыкальных примеров в записи, или в собственном исполнении учащихся.
Основное содержание данной программы базируется на изучении наиболее значительных музыкальных явлений, возникших вне рамок академической музыки во второй половине двадцатого века. Это наиболее яркие музыкальные стили, композиторское и исполнительское творчество выдающихся рок-музыкантов, самые значительные имена в кино-музыке, и других художественных направлениях.
Отдельно необходимо отметить раздел программы, посвященный музыкальному авангарду. Этот вид искусства является уникальным достоянием современной русской и зарубежной музыкальной культуры. Ознакомление слепых и слабовидящих детей с направлениями в данной музыке способствует развитию их творческого воображения, разрушению стереотипного мышления, что немаловажно для адаптации подростков к жизни в обществе.
Большое значение в коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями имеет знакомство с творчеством бардов. Авторская песня даёт возможность создать в классе атмосферу дружбы, доверия, откровения, взаимопонимания. Это серьёзные раздумья о жизни вслух, попытка рассказать о себе, о своих мыслях и чувствах.
Цель программы - формирование музыкальной культуры слепых и слабовидящих учащихся, как фактор их социально-психологической адаптации.
Задачи:
- познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной музыки, историей их возникновения;
- формировать навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;
- содействовать процессу адаптации и интеграции в общество слепых и слабовидящих детей средствами музыкального искусства;
- совершенствовать слуховое восприятие детей с патологией зрения;
- воспитывать стремление детей выразить себя через искусство, развивать творческие способности.
Коррекционные задачи воспитания средствами музыки, пения, танцев помогают формированию пространственного представления, моторной координации, «освобождению» речевой функции и в конечном итоге способствуют социализации личности подростков.
Новое содержание музыкального просвещения для учащихся коррекционной школы требует социальных подходов к обучению. В процессе коррекции недостатков развития у детей с нарушениями зрения средствами музыкального искусства, принимаются к руководству следующие концептуальные принципы:
- прежде всего - это охрана здоровья детей;
- включение воспитанников в творческую деятельность только на добровольных началах, на основе их внутренних побуждений;
- обеспечение разностороннего эстетического и культурологического просвещения и развития в урочное и внеурочное время;
- создание ситуации востребованности интересов, знаний и умений учащихся через систему коллективных дел.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение слепых и слабовидящих детей с музыкой.
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение, музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические).
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение музыки, стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной, и коллективной исследовательской деятельности.
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях выдающихся педагогов-музыкантов (Д. Кабалевского, Э. Абдуллина, Е. Критской) и получили своё реальное воплощение в практике работы учителей музыки.
Метод художественного нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой музыкальное явление осваивается на разных уровнях:
- понимание художественной значимости данного сочинения;
- осознание нравственной проблематики музыкальных явлений, их направленности на формирование личностных установок учащихся.
Метод взаимосвязи с жизнью реализуется в трёх направлениях. Первое опирается на принцип социально-исторической обусловленности искусства. Каждое музыкальное явление, рассматриваемое на уроках, раскрывается в его взаимосвязях с культурной и социальной средой, обусловившей его появление.
Второе направление отражает то значение, которое имеет взаимосвязь преподавания данного предмета с реальной музыкальной жизнью. Учитель должен активно интересоваться текущими культурными событиями, конкурсами, концертными выступлениями, выпуском новой аудио- и видеопродукции.
Третье направление заключается в возможности слепых и слабовидящих детей участвовать в процессе активного духовного переживания в единстве с самовыражением; выступать в конкурсах, концертах, авторских творческих вечерах.
Метод диалогичности.
Задачи развития критического мышления и формирования у школьников собственной эстетической и нравственной позиции по отношению к различным музыкальным явлениям требуют постоянного диалога учителя и учеников. В спорах и диспутах рождаются аргументированные доводы об эстетической ценности изучаемых музыкальных стилей, творчества авторов и исполнителей. Необходимо стремиться к тому, чтобы позиция, которую отстаивает подросток, была именно позицией, подкреплённой эстетическими и нравственными убеждениями, являлась выражением системы эстетических ценностей формирующейся личности ребёнка.
Метод наглядности.
Изложение нового материала в коррекционной школе для детей с нарушением зрения предполагает обязательное использование специального наглядного материала, с помощью которого учащиеся усваивают музыкальные термины, фамилии авторов и исполнителей изучаемых произведений, названия музыкальных композиций.
Каждое пособие для работы с детьми должно соответствовать тифлопедагогическим требованиям: увеличение демонстрационных и наглядных методических материалов, уменьшение или исключение цветовой гаммы на иллюстрациях, дублирование текста по Л. Брайлю.
Усилия учителя направлены на творческий поиск и постоянную разработку специальных коррекционных технологий, предназначенных для развития детей с нарушением зрительных функций, совершенствование их основного анализатора – слуха, поэтому на уроке минимально используются такие виды наглядного материала, как видеозаписи. Традиционное объяснение учителем нового материала может быть заменено тематическим сообщением учащихся, творческими групповыми работами, защитой рефератов. Задача учителя заключается в том, чтобы в процессе работы у школьников развивались познавательные интересы, специальные общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности.
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебного курса. Изучение конкретных музыкальных явлений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся глубоко постигать содержание музыки, особенности её языка.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждой четверти. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение старшими школьниками общих закономерностей возникновения и развития современных музыкальных стилей и жанров. С другой стороны, они имеют обобщающий характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.
Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального материала на уроках, входящих в часть учебного плана школы, но и создаёт предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся. Это посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (мюзиклы, рок-оперы, музыкальные фильмы, концерты).
Данная программа может быть использована как продолжение предмета «Музыка» в старших классах общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений системы дополнительного образования
|