Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование





НазваниеРабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование
страница1/7
Дата публикации07.01.2015
Размер0.84 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государ­ственного стандарта основного общего образования, и является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минималь­ный набор демонстраций и практических работ.

Может использоваться учителем для разработки рабочих программ и поурочного темати­ческого планирования. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов, оно увязывается с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых де­монстраций и ученических практических работ.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализа­ции различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных мето­дов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природо­ведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в на­чальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из рас­чета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических кур­сов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Структура документа.

Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование.

Цели изучения предмета.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и не­живой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремле­ния действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, со­блюдать здоровый образ жизни;

- применениe полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицин­ской помощи.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наи­более оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответст­вующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элемен­ты программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей уча­щихся конкретного класса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерно­стей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна вели­чина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных но­сителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таб­лиц).

Коммуникативные умения.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюст­ративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступле­ния); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности.

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Приоритетные направления в преподавании предмета.

В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения выделяются сле­дующие:

- развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их кра­соту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;

- формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений и животных своей местности, оценка доступными способами экологических па­раметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);

- учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природ­ных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений и животных своей местности, освоение норм здорового образа жиз­ни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);

- научный метод познания как основная идея интеграции знаний и как основа для форми­рования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;

- интеграция в курс природоведения элементов информатики (обучение учащихся работе с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию их при выполнении заданий по природоведению);

- открытость содержания образования (широкое внедрение в учебный процесс внешколь­ной информации; обучение приемам работы с естественнонаучной информацией, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе);

- формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность, к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);

- усиление в преподавании природоведения роли развивающих, дифференцированных, личностно ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагоги­ческих технологий.

Результаты обучения.

Отражены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приема­ми практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены главным образом на ус­воение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природ­ных объектов, использование измерительных приборов и т. д.), коммуникативных умений (рабо­та с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т. д.), а также умений, ко­торые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспече­нием безопасности жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать/понимать:

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; об отдельных методах изучения природы;

- основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы изображения Земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

- узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явле­ний, явлений превращения веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе, изме­нений в окружающей среде под воздействием человека;

- называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Зем­ли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);

- описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы;

- определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;

- описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и расте­ний по предложенному плану;

- использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носи­телях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи;

- находить информацию в справочных изданиях: атласах, картах, схемах строения орга­низма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов, в словаре, справочнике;

- работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказывать, отве­чать на вопросы по его содержанию, составлять простой план, заполнять предложенные табли­цы, простые диаграммы и схемы; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений и опытов;

- использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстративный материал в са­мостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты) и письменных рассказах (из 50-100 слов);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

- для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных при­знаков; использовать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реаль­ными объектами окружающей среды;

- для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных пара­метров физического развития (гибкости тела, правильности осанки), для сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- для определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в при­родной среде;

- для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);

- для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;

- для определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС»

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Примерной про­граммы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ - 4;

- практических работ - 6.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Плешаков А. А., Сонин Н. И Природоведение, 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. : Дрофа, 2009.

Методические пособия для учителя:

1. Бердичевская, Л. А. Природоведение. 5 класс: сборник заданий для тематического кон­троля знаний учащихся / Л. А. Бердичевская, Н. И Сонин. – М. : Дрофа, 2003.

2. Парфилова, Л. Д. Контрольные и проверочные работы по природоведению. 5 класс/Л. д. Парфилова. - М. : Экзамен, 2006.

3. Парфилова, Л. Д. Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сони на «Природоведение. 5 класс» / Л. Д. Парфилова. - М. : Экзамен, 2006.

4. Плешаков, А. А. Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведе­ние» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010.

5. Плешаков, А. А. Программа основного общего образования по пpиродоведению. 5 класс/А. А. Плешаков, Н. И. Сонин / / Программа для общеобразовательных учреждений. Природове­дение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М. : Дрофа, 2005.

6. Плешаков, А. А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение. 5 класс» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009.

7. Программа средней общеобразовательной школы «Природоведение. 5 класс». - М.: Просвещение, 2004.

8. Сонин, Н. И Природоведение. 5 класс: дидактич. карточки-задания к учебнику Плеша­кова А. А., Сонина Н. И. «Природоведение. 5 класс» / Н. И. Сонин, К. П. Казарян. - М. : Дрофа, 2001.

9. Сонин, Н. И Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь для учителя / Н. И. Сонин, Г. С. Ка­линова, Т. В. Иванова. - М. : Дрофа, 2005.

10. Таблицы, плакаты, комментарии к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природо­ведение. 5 класс». - М. : Просвещение, 2004.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010 г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. я коровиной (12-е издание, М., Просвещение, 2010 год) и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы по химии,...
Рабочая программа состоит из следующих разделов: аннотация, пояснительная записка, в которой отражены цели, задачи, актуальность...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Программа составлена на основе примерной (или авторской) программы по литературе на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск