Скачать 0.84 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций и практических работ. Может использоваться учителем для разработки рабочих программ и поурочного тематического планирования. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов, оно увязывается с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Общая характеристика учебного предмета. Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. Структура документа. Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование. Цели изучения предмета. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: - освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека; - овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; - развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; - применениe полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются: Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ. Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц). Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества. Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. Приоритетные направления в преподавании предмета. В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения выделяются следующие: - развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности; - формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений и животных своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем); - учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений и животных своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде); - научный метод познания как основная идея интеграции знаний и как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников; - интеграция в курс природоведения элементов информатики (обучение учащихся работе с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию их при выполнении заданий по природоведению); - открытость содержания образования (широкое внедрение в учебный процесс внешкольной информации; обучение приемам работы с естественнонаучной информацией, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе); - формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность, к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности); - усиление в преподавании природоведения роли развивающих, дифференцированных, личностно ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий. Результаты обучения. Отражены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены главным образом на усвоение и воспроизведение содержания предмета. Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т. д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т. д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни. Требования к уровню подготовки выпускников. Знать/понимать: - о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; об отдельных методах изучения природы; - основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы изображения Земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения. Уметь: - узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; - приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе, изменений в окружающей среде под воздействием человека; - называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; - объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме); - описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы; - определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными; - сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам; - описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану; - использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи; - находить информацию в справочных изданиях: атласах, картах, схемах строения организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов, в словаре, справочнике; - работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказывать, отвечать на вопросы по его содержанию, составлять простой план, заполнять предложенные таблицы, простые диаграммы и схемы; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений и опытов; - использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстративный материал в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты) и письменных рассказах (из 50-100 слов); - пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; - следовать правилам безопасности при проведении практических работ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; использовать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды; - для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных параметров физического развития (гибкости тела, правильности осанки), для сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; - для определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; - для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях); - для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах; - для определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС» Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: - контрольных работ - 4; - практических работ - 6. В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Плешаков А. А., Сонин Н. И Природоведение, 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. : Дрофа, 2009. Методические пособия для учителя: 1. Бердичевская, Л. А. Природоведение. 5 класс: сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся / Л. А. Бердичевская, Н. И Сонин. – М. : Дрофа, 2003. 2. Парфилова, Л. Д. Контрольные и проверочные работы по природоведению. 5 класс/Л. д. Парфилова. - М. : Экзамен, 2006. 3. Парфилова, Л. Д. Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сони на «Природоведение. 5 класс» / Л. Д. Парфилова. - М. : Экзамен, 2006. 4. Плешаков, А. А. Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. 5. Плешаков, А. А. Программа основного общего образования по пpиродоведению. 5 класс/А. А. Плешаков, Н. И. Сонин / / Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М. : Дрофа, 2005. 6. Плешаков, А. А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение. 5 класс» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. 7. Программа средней общеобразовательной школы «Природоведение. 5 класс». - М.: Просвещение, 2004. 8. Сонин, Н. И Природоведение. 5 класс: дидактич. карточки-задания к учебнику Плешакова А. А., Сонина Н. И. «Природоведение. 5 класс» / Н. И. Сонин, К. П. Казарян. - М. : Дрофа, 2001. 9. Сонин, Н. И Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь для учителя / Н. И. Сонин, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова. - М. : Дрофа, 2005. 10. Таблицы, плакаты, комментарии к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс». - М. : Просвещение, 2004. |
Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7 | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010 г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово | Рабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень) Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. я коровиной (12-е издание, М., Просвещение, 2010 год) и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,... | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по химии,... Рабочая программа состоит из следующих разделов: аннотация, пояснительная записка, в которой отражены цели, задачи, актуальность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Программа составлена на основе примерной (или авторской) программы по литературе на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |