Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый»





Скачать 99.55 Kb.
НазваниеПрограмма общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый»
Дата публикации18.12.2014
Размер99.55 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа общеуниверситетского факультатива

«50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый»




Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины
50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый

Авторы программы: д. филол. наук, проф. Зусман В.Г., М.В. Цветкова - д. филол. наук, проф.,

к.ф.н., стар. преп. Крылова

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

« 08 » апреля 2014 г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» « » ___________ 2014г.

Председатель В.Г. Зусман _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород « » 2014 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________

Нижний Новгород, 2014 г.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата (1-4 курс) и магистратуры (1-2 курс), изучающих дисциплину «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый».

2. Цели освоения дисциплины


Цель дисциплины - познакомить студентов с золотым фондом литературных, архитектурных, музыкальных, живописных, кинематографических текстов мировой культуры. Рассматриваются ключевые произведения искусства, в которых представлены сюжеты, темы, образы, возникшие в определенном культурно-историческом контексте, получившие впоследствии внеисторическую значимость и оказавшие сильнейшее влияние на культуру последующих эпох. Большое внимание уделяется проблеме взаимодействия различных видов искусств.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Общеуниверситетский факультатив рекомендуется включить в качестве факультатива в учебные планы подготовки бакалавров и магистров всех направлений, профилей и специализаций.

    Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин общенаучного и базовой части профессионального циклов.

    Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе общеуниверситетского факультатива, должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы студентов, а также в профессиональной деятельности.

4. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Тема 1

Литературные тексты мировой культуры


36


8


8


20

2

    Тема 2

    Музыкальные тексты мировой культуры.


34


8



6


20

3

Тема 3.

    Живопись и скульптура как текст.





34


8


6


20

4

    Тема 4

    Архитектурный культурный текст.


36


6



6



24

5


Тема 5

    Кинотексты мировой культуры.





32


6


6


20




Итого

172

36

32

104

5. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 модуль

3 модуль

Параметры

Текущий

(неделя)

Реферат

*




Презентация

Итоговый

Зачет





*

Устный зачет 90 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов к устной части зачета по всему курсу, при наличии презентации.

Оценка 8-9 баллов предполагает качественное выполнение презентации, 1-2 фактические ошибки в устной части зачета.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей и замечаний к презентации, допускает частичную неполноту на устном зачете.

Оценка в 5 баллов выставляется, если презентация и устный ответ содержат значительное количество ошибок.

оценка в 4 балла выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике;

оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в презентации.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.
5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, содержательность презентации. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем. Преподаватель оценивает презентацию. Оценки за скрипт преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за презентацию определяется перед итоговым контролем – О реф. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты работы студента на практических занятиях, презентацию следующим образом:

Онакопленная = 0,2·Оаудиторная (презентация).+ 0,8·Ореф.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Онакопленная

6. Содержание дисциплины


Тема 1. Литературные тексты мировой культуры.

  1. Библия как текст мировой культуры.

  2. «Илиада», «Одиссея», Гомер

  3. «Божественная комедия», Данте Алигьери

  4. «Гамлет», Уильям Шекспир

  5. «Фауст», Иоганн Вольфганг фон Гёте

  6. «Евгений Онегин», Пушкин А.С.

  7. «Идиот», Достоевский Ф.М.

  8. «Анна Каренина», Толстой Л.Н.

  9. «Студент», Чехов А.П.

  10. «Реквием», Ахматова А.А.

  11. «Сто лет одиночества», Габриэль Гарсиа Маркес

  12. «Над пропастью во ржи», Джером Д. Селинджер

  13. «Посторонний», Альбер Камю



    Тема 2. Музыкальные тексты мировой культуры.

  1. «Токката и фуга ре минор», Иоганн Себастьян Бах

  2. «Реквием», Вольфганг Амадей Моцарт

  3. «Симфония №5», Людвиг ван Бетховен

  4. «Концерт для фортепиано с оркестром №1», П.И. Чайковский

  5. «Травиата» Джузеппе Верди

  6. «Концерт для фортепиано с оркестром №2», Рахманинов С.В.

  7. «Concerto Grosso № 1», Альфред Шнитке

  8. «Симфония №7», Шостакович Д.Д.




    Тема 3. Живопись и скульптура как текст.

  1. Венера Милосская

  2. «Сикстинская Мадонна», Рафаэль

  3. «Джоконда», Леонардо да Винчи

  4. «Давид», Микеланджело

  5. «Троица», Андрей Рублев

  6. «Подсолнухи», Винсент Ван Гог

  7. «Скрипач на крыше», Марк Шагал

  8. «Черный квадрат», Казимир Малевич




    Тема 4. Архитектурный культурный текст.

  1. Семь чудес света

  2. Парфенон

  3. Собор Парижской Богоматери

  4. Версаль

  5. Эйфелева башня

  6. «Площадь Сан-Марко»

  7. Храм Покрова-на-Нерли

  8. Московский Кремль

  9. Петербургский архитектурный текст

  10. «Ильинская слобода», Нижний Новгород

  11. Манхеттен




    Тема 5. Кинотексты мировой культуры.

  1. «Полет на Луна», Жорж Мельес

  2. «Броненосец Потемкин», Эйзенштейн С.М.

  3. «Восемь с половиной», Феллини

  4. «Андрей Рублев», Андрей Тарковский

  5. «Пепел и алмаз», Анжей Вайда

  6. «Земляничная поляна, Ингмар Бергман

  7. «Список Шиндлера», Стивен Спилберг

  8. «Жизнь как чудо», Эмир Кустурица

  9. «Мужчина и женщина», Клод Лелуш

  10. «Королевство полной луны», Уэс Андерсон



  1. Образовательные технологии

-проблемные лекции,

-проблемные семинары,

-мастер-классы приглашённых специалистов.
7.1. Методические рекомендации преподавателю

При проведении занятий рекомендуется использование активных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и подготовкой участниками общеуниверситетского факультатива презентаций по отдельным темам.

7.2. Методические указания студентам

Программой курса предусмотрено чтение лекций по тематике каждого из разделов и проведение занятий в виде семинаров, семинаров-диспутов, семинаров-уроков по содержанию курса. На занятиях предусматривается анализ культурных текстов.
8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Библия как текст мировой культуры.

  2. «Илиада», «Одиссея», Гомер

  3. «Божественная комедия», Данте Алигьери

  4. «Гамлет», Уильям Шекспир

  5. «Фауст», Иоганн Вольфганг фон Гёте

  6. «Евгений Онегин», Пушкин А.С.

  7. «Идиот», Достоевский Ф.М.

  8. «Анна Каренина», Толстой Л.Н.

  9. «Студент», Чехов А.П.

  10. «Реквием», Ахматова А.А.

  11. «Сто лет одиночества», Габриэль Гарсиа Маркес

  12. «Над пропастью во ржи», Джером Д. Селинджер

  13. «Посторонний», Альбер Камю

  14. «Токката и фуга ре минор», Иоганн Себастьян Бах

  15. «Реквием», Вольфганг Амадей Моцарт

  16. «Симфония №5», Людвиг ван Бетховен

  17. «Концерт для фортепиано с оркестром №1», П.И. Чайковский

  18. «Травиата» Джузеппе Верди

  19. «Концерт для фортепиано с оркестром №2», Рахманинов С.В.

  20. «Concerto Grosso № 1», Альфред Шнитке

  21. «Симфония №7», Шостакович Д.Д.

  22. Венера Милосская

  23. «Сикстинская Мадонна», Рафаэль

  24. «Джоконда», Леонардо да Винчи

  25. «Давид», Микеланджело

  26. «Троица», Андрей Рублев

  27. «Подсолнухи», Винсент Ван Гог

  28. «Скрипач на крыше», Марк Шагал

  29. «Черный квадрат», Казимир Малевич

  30. Семь чудес света

  31. Парфенон

  32. Собор Парижской Богоматери

  33. Версаль

  34. Эйфелева башня

  35. «Площадь Сан-Марко»

  36. Храм Покрова-на-Нерли

  37. Московский Кремль

  38. Петербургский архитектурный текст

  39. «Ильинская слобода», Нижний Новгород

  40. Манхеттен

  41. «Полет на Луна», Жорж Мельес

  42. «Броненосец Потемкин», Эйзенштейн С.М.

  43. «Восемь с половиной», Феллини

  44. «Андрей Рублев», Андрей Тарковский

  45. «Пепел и алмаз», Анжей Вайда

  46. «Земляничная поляна, Ингмар Бергман

  47. «Список Шиндлера», Стивен Спилберг

  48. «Жизнь как чудо», Эмир Кустурица

  49. «Мужчина и женщина», Клод Лелуш

  50. «Королевство полной луны», Уэс Андерсон



10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Основная литература


  1. История зарубежного кино (1945–2000 гг.): учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с.

  2. История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.

  3. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство, 2005. – С. 288–373.

  4. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – М.: Академический Проект, 2002. – 512 с.


10.2. Дополнительная литература

  1. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). – М.: Академический Проект, 2006. – 480 с.

  2. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М., 2001



10.4 Дистанционная поддержка дисциплины


В процессе обучения используются современные профессиональные базы данных, информационные справочные и поисковые системы отечественных и зарубежных электронных ресурсов.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.
Авторы В.Г. Зусман

М.В. Цветкова

Л.К. Крылова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconПрограмма общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ преподаватель
Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии ниу-вшэ
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconОбразовательного
Родительское собрание «Это должен знать каждый родитель» с приглашением специалистов
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconОбщая подготовка Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок
Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconКонспект занятия по пдд «Это должен каждый знать обязательно на пять» (старшая группа)
Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, путем оптимизации их питания в маоу гимназии №32
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconПрограмма общеуниверситетского факультатива «Китайский культурный мир: история и язык»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» icon«Готовность ребёнка к школе»
Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconПрограмма общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconСодержание
Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Именно поэтому каждый юридически грамотный человек должен...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconКниги, которые, по мнению ученых, должен прочитать каждый
...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconМировой урожай зерновых в этом году, составивший в совокупности 143...
...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconВлияние электромагнитного излучения бытовых приборов и сотовых телефонов на организм человека
В своем доме каждый человек должен быть уверен, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого нужно знать, какие именно могут...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconОписание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,...
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconДоклад «национальные культуры народов россии: проблемы и перспективы»
Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся,...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconКонкурсное сочинение на тему: «Я гражданин»
У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является великая Россия. Я горжусь...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» iconРеферат по дисциплине «Химия» на тему: «Химические элементы в организме человека»
Моя тема значима в курсе школьной химии и биологии. Человек очень сложный живой организм, но его изучение показалось мне довольно...
Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры, которые должен знать каждый» icon1. Географическое положение
Курильских островов мы очень мало знаем о них. Каждый россиянин должен знать географию своей страны, поэтому я хочу, чтобы как можно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск