Скачать 108.06 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Общеуниверситетский факультатив Программа дисциплины Китайский культурный мир: история и язык Автор программы: Е.В. Баринова, кандидат филологических наук Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации « ___» ___________ 2014г. Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________ Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «__» _______ 2014г. Председатель В.Г.Зусман _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «30» апреля 2014 г. Председатель В.М. Бухаров ________________________ Нижний Новгород, 2014 г. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата (1-4 курс) и магистратуры (1-2 курс), изучающих дисциплину «Китайский культурный мир: история и язык». 2. Цели освоения дисциплиныЦель курса – рассмотреть специфику китайского национального культурного мира через характеристику геополитического положения Китая, через знакомство с богатыми культурными традициями, тысячелетней историей, ментальными особенностями китайского народа. Значительная роль отводится проблеме экспликации культурных фактов в языке. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программыОбщеуниверситетский факультатив рекомендуется включить в качестве факультатива в учебные планы подготовки бакалавров и магистров всех направлений, профилей и специализаций. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин общенаучного и базовой части профессионального циклов. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в научно-исследовательской работе студентов, а также в профессиональной деятельности. 4. Тематический план учебной дисциплины
5. Формы контроля знаний студентов
Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями: Высшая оценка (10 баллов) выставляется при наличии презентации и удачном выступлении в ролевой игре; оценка в 8-9 баллов выставляется за качественное выполнение презентации без замечаний и ошибок; оценка в 7-6 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей и замечаний к презентации; оценка в 5 баллов выставляется, если презентация содержит значительное количество фактических ошибок и ошибок в области культуры; оценка в 4 балла выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненной презентации; оценка в 2 балла выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненной презентации; оценка в 1 или 0 баллов выставляется в случаях, когда небрежная презентация, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом. 7. Содержание дисциплиныТема 1. Этнос – культура – язык. Проблема соотношения и взаимосвязи этноса, культуры и языка. Национальный культурный мир и национальное культурное пространство. Тема 2. Основные сведения о КНР и о ее положении в современном мире. Географическое положение КНР. Территория, границы и их характеристика. Экономико-географические районы КНР. Место КНР в мировой экономике. Туристические ресурсы КНР. Общественно-политическая жизнь КНР. Социально-этническая структура КНР. Роль религии в жизни нации. Тема 3. Основные этапы в историческом развитии Китая. Исторические особенности развития страны (характеристика важнейших этапов развития с точки зрения формирования территории, населения и хозяйства). История отношений Китая и России. Тема 4. Культура Китая: фольклор, литература, музыка, живопись, театр, кухня. Роль мифологии, язычества и фольклора в формировании чешской культуры. Значение буддизма и конфуцианства для развития китайской культуры. Национальные обычаи и традиции. История китайской литературы. Пекинская опера. Китайская кухня, отношение к еде, правила приема пищи. Достопримечательности и памятные места КНР. Китайско-русские культурные связи. Тема 5. Ментальность и менталитет. Концепт как основная единица описания ментальности. Концептосфера, менталитет, когнитивная картина мира. Ментальность как сопряжение языка, сознания и культуры. Национальный характер. Поведение, манеры. Тема 6. Национальная языковая картина мира. Национально-культурная семантика языковых единиц. Формулы речевого этикета, паремиологический фонд китайского языка. Лингвострановедческий потенциал китайской фразеологии. 8. Образовательные технологии При проведении занятий рекомендуется использование активных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Рекомендуемые образовательные технологии: лекции; проблемные семинары; выступление с презентацией; ролевая игра, позволяющая смоделировать различные национально-культурные ситуации. 8.1. Методические рекомендации преподавателю Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и подготовкой участниками общеуниверситетского факультатива презентаций по отдельным темам. 8.2. Методические указания студентам Изучение дисциплины сопровождается составлением презентаций (индивидуальные выступления) и участием в ролевой игре. Презентация выполняется в соответствии с предложенными темами. Для выполнения ролевой игры определяется набор культурных ситуаций, которые должны быть адекватно и успешно разрешены студентами на основании приобретенных знаний, умений и навыков. Для успешного освоения курса студентам необходимо быть готовыми к активному взаимодействию со слушателями курса и преподавателями. Чтобы получить высокие результирующие баллы по осваиваемому курсу, необходимо участвовать в предлагаемых аудиторных заданиях, готовить домашние задания и умело презентовать их. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, содержательность презентации, участие в ролевой игре на русском и иностранном языках. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем. Преподаватель оценивает презентацию и участие в ролевой игре. Оценки за скрипт преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за презентацию и ролевую игру определяется перед итоговым контролем – О кр. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты работы студента на практических занятиях, презентацию и ролевую игру следующим образом: Отекущий = 0,2·Оаудиторная (презентация, игра).+ 0,8·Окр. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1. Дополнительная литература 1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. – М., Наука, 1976. 2. Васильев Л. С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000. 3.Аверинцев С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. - М., 1988.
11.2. Справочники, словари, энциклопедии, электронные ресурсы
11.5 Дистанционная поддержка дисциплиныВ процессе обучения используются современные профессиональные базы данных, информационные справочные и поисковые системы отечественных и зарубежных электронных ресурсов. 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для лекций используется компьютер/ноутбук, проектор, экран. Составитель Е.В. Баринова |
Программа общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ преподаватель Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии ниу-вшэ | Процедура получения стипендии института конфуция (2012) Китайских университетах (именуемые в дальнейшем «институты принимающей стороны»), или обучаться по таким специальностям, как китайский... | ||
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата... | Программа общеуниверситетского факультатива «50 текстов мировой культуры,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата... | ||
Программа курса «Английский язык» по специальности №230500 «Социально-культурный... «Английский язык» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Программа рассчитана на студентов, изучавших английский... | Программа дисциплины Иностранный язык Китайский язык Мировая экономика для специальности 030700. 62 Международные отношения для специальности 032301. 65 Регионоведение | ||
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс... «Образование жемчуга. Промысловые моллюски», «История изучения низших хордовых, «Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых»,... | Программа по дисциплине Немецкий язык для направления 040200. 62 «Социология» Исходя из существующего положения по гу-вшэ, студенты имеют право изучать второй иностранный язык, в частности немецкий язык, на... | ||
«Русский язык и культура речи» Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования, но создание в греческом языке, распространявшем... | Программа факультатива «История английской литературы» Курс «История английской литературы» рассчитан на 1 год обучения в 9 класс (1 час в неделю) | ||
«Иностранный язык (профессиональный)» Программа предназначена для того, чтобы дать учащимся подготовку по дисциплине Иностранный язык (профессиональный) для приобретения... | Пояснительная записка Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка ребят к новой форме аттестации егэ. Поэтому преподавание факультатива... | ||
Рабочая программа факультатива по истории История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи. Пояснительная записка | Программа дисциплины «Китайский язык» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине иностранный язык (второй) (Немецкий) Программа предназначена для того, чтобы дать учащимся подготовку по дисциплине Иностранный язык второй (немецкий) для приобретения... | Образовательная программа Дополнительного образования «Китайский язык» Целью программы является знакомство школьников с языком и опосредованно с культурой одной из древнейших цивилизаций современности... |