Согласовано: Утверждаю:
Замдиректора по УР Директор МБОУ
_________ Трышпакова А.П. «Беш-Озекская сош»
__________Ойношева Л.Ф.
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол № 1
От «26» августа 2013 г.
Рабочая программа
факультатива по истории
10 класса
Составила: Рыжкина Д.В.
Учитель истории
с. Беш-Озек, 2013
История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи. Пояснительная записка.
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.
Программа курса составлена с учетом следующего:
Данные темы российской истории являются очень сложными, содержат много фактического материала.
Недостаточно глубоко материал представлен в учебника.
Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи; развитию культуры и политическим партиям.
Цель курса:
Расширить представления учащихся о реформах и реформаторах Российской империи;
Обогатить знания о культуре России; о становлении партий
Задачи курса:
Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса
Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.
Формировать чувство прекрасного, чувство патриотизма.
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.
В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России, обогатить свои знания по культуре, по истории становления и развития политически партий.Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные умения инавыки:
• анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
• владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
• работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
• анализировать и сопоставлять факты.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
• проблемные задания;
• исторические диктанты;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.
Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы, и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.
Курс рассчитан: 34 часа – на изучение реформаторов, их вклад в историю Российского государства; 18 часов – на изучение и развитие культуры с древнейших времен до современности; 16 часов дается изучению становления и развития политических партий России.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование тем курса
| Всего часов
| 1.
| Введение
| 1
| 2.
| Первые отечественные реформаторы и их преобразования.
| 2
| 3.
| Реформаторы Киевской Руси.
| 2
| 4.
| Реформаторы Московской Руси.
| 1
| 5.
| Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный.
| 3
| 6.
| Реформаторская деятельность в XVII веке.
| 3
| 7.
| Реформы Петра I: Истоки и последствия.
| 4
| 8.
| Эпоха просвещенного абсолютизма.
| 1
| 9.
| Екатерина Великая и её реформаторская деятельность.
| 1
| 10.
| Павел I.
| 1
| 11.
| Реформы и реформаторы первой половины XIX века.
| 3
| 12.
| Великие реформы Александра II.
| 4
| 13.
| С.Ю.Витте : человек и политик.
| 2
| 14.
| П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи.
| 2
| 15
| М.С.Горбачев- на пути к демократии.
| 2
| 16
| Итоговое занятие (защита рефератов).
| 2
|
| ИТОГО
| 34 часа
|
|
|
|
№ п/п
| Наименование тем курса
| Всего часов
| Русская культура (18 уроков)
| 1-2 уроки
| Русская культура домонгольского периода. Архитектура, литература, устное творчество
| 2
| 3-4 уроки
| Русская культура XII – XV вв. Живопись, литература, церковная и светская культура
| 2
| 5-6 уроки
| Русская культура XVI – XVII в. Архитектура, живопись, литература
| 2
| 7-8 уроки
| Русская живопись XVIII – начала XX вв.
| 2
| 9-10 уроки
| Русская архитектура XVIII – начала XX вв.
| 2
| 11-12 уроки
| Золотой век русской литературы.
| 2
| 13-14 уроки
| Русская литература и театр начала XX в.
| 2
| 15-16 уроки
| Советская культура: массовая и «элитарная». Советская кинематография.
| 2
| 17-18 уроки
| Современная российская культура: культура или бескультурье?
| 2
| История политических партий России (16 уроков)
| 1-2 уроки
.
| Политические течения XIX в. Влияние марксизма и либерализма на политические взгляды в России
| 2
| 3-4 уроки
| Политические партии начала XX в. Востребованность «левых» политических движений в начале XX в.
| 2
| 5-6 уроки
| Образование и становление ВКП(б). Лидеры ВКП(б).
| 2
| 7-8 уроки
| История КПСС: основные вехи и лидеры.
| 2
| 9-10 уроки
| История КПСС: основные вехи и лидеры.
| 2
| 11-12 уроки
| Современные политические тенденции в России. Современные партии «левого толка»: КПРФ и т.д.
| 2
| 13-14 уроки
| Либеральные партии: ЛДПР, «Либеральная Россия» и т.д.
| 2
| 15-16 уроки
| «Правые» партии: «Яблоко» и т.д.
| 2
| Итого: 34 часа
| |