Рабочая программа по Всеобщей истории.
История Средних веков (6 класс)
по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Основные цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа, из них 2 часа из резервного времени.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2007.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщая история - «История Средних веков» (6 класс)
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требование
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля,
измерители
| Элементы
дополнительного
содержания
| Дата
проведения
план/факт
| 1
| Вводный урок
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества.
Источники знаний об истории Средних веков
| Называть хронологические рамки «средневековья».
Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира
| Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение понятий урока. Задание на работу с контурной картой
|
|
|
| 2
| Древние германцы и Римская империя
| 1
| Урок изучения нового материала
| Германские племена. Конец Западной Римской империи(Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев
| Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга
| Сравнить богов древних греков и богов германцев
|
|
|
| 3
| Королевство франков и католическая церковь в V-VIII вв.
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого
| Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос
| Сравнить власть короля и власть вождя
|
|
|
| 4
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
| 1
| Урок применения знаний (практикум)
| Возникновение и распад империи Карла Великого
| Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий
| В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности
|
|
|
|
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требование
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля,
измерители
| Элементы
дополнительного
содержания
| Дата
проведения
план/факт
| 5
| Западная Европа В.IХ-ХI вв. Культура Западной Европы в раннее средневековье
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны. Представления о мире в Средние века. Каролингское Возрождение. Литература
| Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации
| Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему? Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе
|
|
|
| 6
| Византия
при Юстиниане.
Культура Византии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Юстиниан и его правление.
Войны Юстиниана. Культура Византии
| Уметь анализировать и сравнивать исторические факты
| Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе VI—XI вв.
|
|
|
| 7
| Образование славянских государств
| 1
| Урок применения знаний (практикум)
| Образование славянских государств
| Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план
| Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца)
|
|
|
| 8
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
| 1
| Урок изучения нового материала
| Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов
| Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата
| Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщение о развитии образования, науки, литературы
|
|
|
| 9
| Культура стран халифата
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений (практикум)
| Образование, литература, искусство, медицина
| Рассказывать о развитии культуры в странах халифата
| Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
| В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян Литературные произведения
| Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина
| Составить рассказ «День феодала» Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба», колонна зависимого крестьянина
|
|
|
| 11
| Формирование средневековых городов. Горожане
и их образ жизни
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков. Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии.
Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан
| Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе. Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века
| Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику. Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и особенное)
|
|
|
| 12
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
| 1
| Урок изучения нового материала
| Разделение церквей. Германские императоры и церковь.
Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками
| Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви.
Раскрывать причины возникновения ереси
| Установить последовательность и длительность событий
|
|
|
| 13
| Крестовые походы
| 1
| Урок изучения нового материала
| Крестовые походы и их последствия
| Раскрывать причины и последствия крестовых походов
| Определить участников всех крестовых походов
|
|
|
|
14
| Как происходило
объединение
Франции
| 1
| Комбинированный урок
| Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты
| Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии
| Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства Франции
|
|
|
|
| 15
| Что англичане считают началом своих свобод
| 1
| Комбинированный урок
| Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент
|
| Выявить
общее
и особенное
в сословно-
представи-
тельной
монархии
Франции
и Англии
|
|
|
|
| 16
| Столетняя война
| 1
| Комбинированный урок
| Причины поражения французов при Креси и Пуатье.
Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны
| Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность
| Установить последовательность и длительность Столетней войны
|
|
|
|
| 17
| Крестьянские восстания во Франции и Англии
| 1
| Комбинированный урок
| Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне
| Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции.
Знать последствия крестьянских выступлений
| Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции
|
|
|
|
| 18
| Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии
| 1
| Комбинированный урок
| Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства
| Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии
| Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии
|
|
|
| 19
| Реконкиста
и образование
централизованных
государств
на Пиренейском
полуострове
| 1
| Урок изучения нового материала
| Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании.
Папство в XIV-XV вв. Раскол в католической церкви
| Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия
| Сравнить
английский
парламент,
Генеральные
штаты
и Кортес
|
|
|
| 20
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов
| 1
| Комбинированный урок
| Германские государства в XII-XV вв. Расцвет римских городов
| Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное
| Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства
|
|
|
| 21
| Гуситское движение в Чехии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения
| Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения
| Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки
|
|
|
| 22
| Завоевание турками-османами Балкаского полуострова
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя
| Уметь работать с текстом учебника
| Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя
|
|
|
|
| 23
| Образование и философия.
Средневековое искусство
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование.
Средневековая литература.
Архитектура, скульптура и живопись
| Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи
| Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения
|
|
|
|
| 24
| Культура раннего
Возрождения
Италии
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Новое учение о человеке.
Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения
| Уметь работать с различными источниками информации
| Почему это время называется Возрождением?
|
|
|
|
| 25
| Научные открытия и изобретения
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Развитие практических знаний.
Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья
| Уметь работать с различными источниками информации
| Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия?
|
|
|
|
| 26
| Средневековый Китай. Индия. Государство и культура
| 1
| Урок изучения нового материала
| Китай в IV—VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн.
Культура средневекового Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формыКитая, ее общечеловеческая зависимость
| Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжения в Китай.
Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.
Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры значимости
| Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры Задание на выявление последовательности событий. Объяснить влияния индийской культуры на мировую историю и культуру
|
|
|
| 27
| Государства и народы доколумбовой Америки. Африка
|
|
| Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке.
Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость. Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни.
Рабы, воины и правительницы Африки
| Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев. Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки
| Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков. Описание государственного устройства, жизни и быта жителей Африки и сравнить их со странами Востока
|
|
|
| 28
| Наследие истории Средних веков в истории человечества
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
| Уметь работать с тестовыми заданиями
| Выполнение тестов, написание эссе
|
|
|
| |