Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 412 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
«Согласовано»
|
| «Утверждаю»
| Руководитель МО
__________________
|
| Директор ГБОУ СОШ №412
______________Е.В.Лавренова
|
Протокол №______
от «____» ____________201__г.
|
|
Приказ №______
от «____» ____________201__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ, 9 класс
Рассмотрено на заседании Педагогического Совета Протокол №____
от «_____» 201__г.
|
Разработчик программы: учитель истории Ибрагимова И.В.
2013 – 2014 учебный год
Всеобщая история
Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А.А. Данилова «Всеобщая история» 2011 года. Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование учебника «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2008.
Рабочая программа рассчитана на 24 часа.
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
Базисный учебный план для основной школы.
Примерная программа по истории.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
В примерную программу внесены изменения, связанные с уплотнением материала, исключением материала, не вошедшего в стандарт знаний по истории и введением новых вопросов, ранее в программе отсутствующих. Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый. Программа отражает современный уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу.
Основная цель курса – сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно - исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Рабочая программа предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, эссе, беседы, рассказы, др.
Характеристика классов
9а: класс имеет хороший учебный потенциал, большинство учащихся хорошо успевают по предмету, усваивают материал, можно проводить различные виды работ: индивидуальные задания (в виде сообщений, работа с таблицами и др.), работа в парах и в группах. Причем, индивидуальная работа в данном классе наиболее эффективна. Активны на уроках. Интересны презентации, просмотры тематических фильмов.
9б класс: учащиеся в основном хорошо усваивают материал, можно проводить различные виды работ: индивидуальные задания, работа в парах и в группах, но лучше класс работает, выполняя работы в группах, т.к. при данном виде работы есть возможность проявить себя, есть возможность спросить, получить помощь учителя и членов своей группы. Интересны презентации, просмотры тематических фильмов, а так же многие учащиеся с интересом выполняют рефераты и доклады по темам.
Учебно-методический комплект:
- Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI в: учебник М.: Просвещение, 2008.
- Соловьёв А.К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в» - Просвещение, 2006.
- Карты периода новейшей истории.
- Электронные средства обучения.
Календарно – тематическое планирование по Всеобщей истории. 9 класс (24 часа).
№п/п
| Название раздела
| Тема
| Характеристика деятельности учащихся
| план
| факт
|
| Раздел 1.
Первая половина ХХ в
(12ч)
|
|
|
|
|
1
|
| Индустриальное общество в начале ХХ в
1ч
| Урок-лекция.
Новая индустриальная эпоха. Бурный рост городов и населения. Усиление роли гос-ва в экономике. Антимонопольная политика Социальный реформизм. Единство мира и экономика великих держав.
Понятия: индустриализация, промышленно-технологическая революция, модернизация, миграция, капитал, экспансия, монополия, милитаризация.
Познакомиться: причины важнейших перемен в экономике в начале ХХ в, какие страны достигли технологической зрелости, а какие стали в это же время на путь ускоренной индустриализации, цели антимонопольной политики, каковы главные направления гос. Регулирования, какие 2 пути открывались перед индустриальными странами в начале века.
Умения: работа с текстом, обобщение материала, уметь привести примеры.
|
|
|
2
|
| Политическое развитие в начале ХХв
1ч
| Комбинированный урок.
Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале ХХв. Национализм.
Понятия: демократия, парламентская монархия, избирательное право, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм.
Познакомиться: главные направления демократизации политической и общественной жизни, какие страны были республиканскими, а какие парламентскими монархиями, главные идеологические направления, какие силы пришли к власти в начале ХХ в в Европе и США, отличительные черты национализма в Европе в начале ХХ в.
Умения: сравнительный анализ современных политических партий от партий в 19 в.
Контроль: таблица «Неравномерность экономического развития европейских стран и США»
|
|
|
3
|
| Причины 1 Мировой войны. Начальный этап войны
1ч
| Урок лекция.
«Новый империализм». Происхождение первой Мировой войны. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны.
Понятия: «новый империализм», протекционизм, военно-политический союз, конвенция, «план Шлифена»
Познакомиться: крупнейшие колониальные державы в начале ХХ в, какие характерные черты «нового империализма» проявились в разных частях мира, объективные и субъективные факторы происхождения 1 мировой войны, как осуществлялся переход от старой международной системы к новой системе союзов после Франко-Прусской войны. Цели и планы участников.
Умения: анализ таблиц, работа с картой, объяснить стремление Германии к переделу мира.
Контроль: письменный опрос (термины).
|
|
|
4
|
| Первая Мировая война
1ч
| Комбинированный урок.
Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914-1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны.
Понятия: военно-государственно-корпоративный капитализм
Узнать: основные фронты, этапы и сражения 1 Мировой войны.
Умения: работа с текстом, выводы.
Контроль: Устный опрос
|
|
|
5
|
| Окончание войны.
Версальский мир. Последствия войны.
1ч
| Комбинированный урок.
Мирное урегулирование. Версальско – Вашингтонская система. Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско-Вашингтонской системы.
Революционный подъём в Европе и Азии. Распад империй. XX век-новая национальная история. Революции в Германии, Австро-Венгрии, России.
Понятия: революция, фашизм, репарации.
Узнать: итоги 1 мировой войны, краткое содержание договоров, последствия войны (распад империй и образование новых государств).
Умения: работа с текстом, работа с картой.
Контроль: таблица «основные события 1 Мировой войны»
|
|
|
6
|
| Капиталистический мир в 20-е гг
1ч
| Комбинированный урок.
Особенности экономического восстановления в 20-е гг. План Дауэса. Международные отношения в 20-е гг.
Понятия: «план Дауэса», инфляция, «догоняющее развитие», пацифизм.
Узнать: какие причины экономического характера обусловили принятие плана Дауэса, почему экономика европейских стран и США развивалась различными темпами, соотношение сил ведущих кап. Стран в 20-е гг, значение Рапалльского договора, как пытались обеспечить мир и безопасность в Европе.
Умения: работа с текстом.
Контроль: тестирование
|
|
|
7
|
| Мировой экономический кризис. Пути выхода.
1ч
| Комбинированный урок.
Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: «Новый курс» США – либерально – демократическая модель.
Особенности экономического кризиса в демократических странах 8Европы. Выход из кризиса. Размеры кризиса. Модели борьбы. Курс Чемберлена, Блюма. Значение либерально – демократической модели.
Тоталитарные и авторитарные режимы как путь выхода из экономического кризиса.
Понятия: тоталитарный режим, авторитарный режим, либерально-демократический режим, кейнсинианство. Узнать: основные причины мирового экономического кризиса 1920-1933 гг, его основные направления и особенности, типы политических режимов в Европе и их особенности.
Умения: анализ политических режимов в Европе.
Контроль: устный опрос
|
|
|
8
|
| США: «новый курс» Рузвельта.
1ч
| Комбинированный урок.
Особенности экономического кризиса в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США.
Понятия: НИРА, ААА, «движения панацей», изоляционизм.
Узнать: причины и главные черты экономического кризиса в США, что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта, социальные движения в США, основные реформы в США в 30-е гг, особенности внешней политики.
Умения: сопоставление мер президентов США по преодолению кризиса.
Контроль: сравнительная таблица политических режимов в Европе.
|
|
|
9
|
| Англия, Франция, Италия и Испания в 30-е гг
1ч
| Урок-семинар.
Страны Европы Англия, Франция, Италия, Испания. Экономика, Внешняя и внутренняя политика.
Понятия: протекционизм, Народный фронт, корпоративизм, нацизм, национал-социализм, милитаризация экономики, франкизм, «испанская фаланга».
Иметь представление о странах Европы, их внутреннюю и внешнюю политику.
Работа в группах. Поиск и систематизация материала.
Контроль: индивидуальные материалы, отчеты групп.
|
|
|
10
|
| Международные отношения в 30-е гг
1ч
| Лекция с элементами беседы.
Международные отношения накануне Второй мировой войны. Крах Версальско - Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета.
Понятия: Лига Наций, военно-политический блок.
Узнать: что предопределило крах Версальской системы, причины бессилия Лиги Наций, цели блока «Берлин-Рим-Токио».
Умения: работа с картой.
Контроль: конспект.
|
|
|
11
|
| Вторая Мировая война.
2ч
| Комбинированный урок.
Вторая мировая война.
Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Итоги, последствия.
Понятия: план «Барбаросса» ,Отечественная война, движение Сопротивления, капитуляция.
Умения: систематизация материала.
Контроль: таблица «Основные события 2 Мировой войны», тестирование.
|
|
|
| Раздел 2. Вторая половина ХХв.
(12ч)
|
|
|
|
|
12
|
| Мир после войны
1ч
| Лекция с элементами беседы.
Распад антигитлеровской коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс.
Понятия: коалиция, демилитаризация, денацификация, демократизация, декартелизация, ГДР, ФРГ, ООН, право вето, преступление против человечности, коллаборационисты. Узнать: причины распада антигитлеровской коалиции, основные решения по мирному урегулированию, цели ООН, возникновение нового термина «преступление против человечности».
Навыки: работа с документом.
Контроль: тестирование.
|
|
|
13
|
| «Холодная война». Военно-политические блоки.
1ч
| Комбинированный урок.
Гонка вооружений. Создание военно-политических блоков. План Маршалла. НАТО, ОВД.
Понятия: «холодная война», , гонка вооружений, НАТО, ОВД, двухполюсный или биполярный мир.
Узнать: причины и признаки «холодной войны», какую роль сыграло в международных отношениях создание ядерного оружия, какие страны вошли в НАТО и ОВД, по каким линиям произошел раскол мира и Европы.
Умения: работа с картой, работа с документом.
Контроль: устный опрос.
|
|
|
14
|
| Завершение эпохи индустриального общества в 1945-1970-е гг
1ч
| Комбинированный урок.
Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.
Понятия: МВФЮ МБРР, ВТО, ГАТТ, общий рынок, НАФТА, неокейнсианство, смешанная экономика, интенсивный и экстенсивный.
Узнать: какова роль экономической интеграции в послевоенном мире, в почему современному производству должно соответствовать массовое потребление, какой социальный слой населения стал основой государства благосостояния в странах Запада, как изменились условия жизни в 50-60-е гг в странах Запада, основные черты зрелого индустриального общества.
Умения: выводы при работе с текстом учебника.
Контроль: письменный опрос.
|
|
|
15
|
| Кризисы 70-80-х гг. Становление информационного общества.
1ч
| Урок-лекция.
Причины кризисов 1974-75 гг. и 1980-82 гг. Роль и место НТР. Три этапа социально-экономической политики ведущих капстран (либерально-демократический, социал-реформистский, консервативно-реформистский).
Понятия: доиндустриальное, индустриальное , постиндустриальное общества, информационное общество, НТР, ЭВМ.
Узнать: почему кризисы 70-80-хгг повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства, роль НТР в создании материально-технической базы для интенсивного типа производства, основные области новейших научных достижений.
Контроль: устный опрос.
|
|
|
16
|
| Политическое развитие стран Запада.
1ч
| Комбинированный урок.
Идейно-политические течения и партии. Особенности политического развития в мире.
Понятия: культ личности, КПСС, социалистический интернационал, правый экстремизм, права человека, тоталитарный социализм, либеральная демократия, Движение неприсоединения, капиталистический, социалистический, развивающийся мир.
Узнать: основные партийно-политические течения в западноевропейских странах, группы государств, сложившиеся в конце ХХ в, термины и понятия.
Умения: сравнивать тенденции мирового развития с периодом 20-30-х гг.
Контроль: тестирование
|
|
|
17
|
| Гражданское общество. Социальные движения.
1ч
| Комбинированный урок.
Причины развития новых социальных движений. Новые левые движения молодежи и студентов. Движение гражданских инициатив и др.
Понятия: пацифизм, антимилитаризм, экология, феминизм, этнические и лингвистические движения.
Узнать: причины развития новых социальных движений. Новые социальные движения.
Умения: объяснять понятия, устно рассказывать о новых социальных движениях.
Контроль: таблица «Новые социальные движения».
|
|
|
18
|
| США, Англия, Франция, Германия.
1ч
| Урок-семинар.
Страны мира во второй половине ХХв.
Внешняя, внутренняя политика, экономическое развитие США, Англии, Франции, Германии.
Понятия: «мировая ответственность», неолиберальный курс, неоконсерватизм, рейганомика, «политический маятник», «консервативная революция», общий рынок, республика, голлизм, центризм, левоцентризм.
Узнать: основные направления экономического развития, направления внешней и внутренней политики.
Умения: работа в группах, обобщение материала, выводы, работа с дополнительными источниками.
Контроль: индивидуальные и групповые отчеты.
|
|
|
19
|
| Преобразования и революции в странах Восточной Европы
1ч
| Комбинированный урок.
Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований.
Понятия: «основы социализма», «бархатная революция», «тоталитарный социализм», «реальный социализм», перестройка, «шоковая терапия».
Узнать: принципы формирования системы социализма, направления преобразований.
Уметь: систематизация материала, объяснение понятий.
Контроль: письменный опрос.
|
|
|
20
|
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире
1ч
| Комбинированный урок.
Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, латино-американского и африканского регионов. Варианты выбора.
Понятия: национал-реформизм, экономический национализм, маргинальные слои, деколонизация.
Узнать: основные направления экономического развития, направления внешней и внутренней политики.
Умения: работа в группах, обобщение материала, выводы, работа с дополнительными источниками.
Контроль: конспект
|
|
|
21
|
| Япония, Китай, Индия
1ч
| Урок-семинар.
Страны мира во второй половине ХХв.
Внешняя, внутренняя политика, экономическое развитие Японии, Китая, Индии.
Понятия: «экономическое чудо», «культурная революция», коммуна, демографическая проблема.
Узнать: основные направления экономического развития, направления внешней и внутренней политики.
Умения: работа в группах, обобщение материала, выводы, работа с дополнительными источниками.
Контроль: индивидуальные и групповые отчеты.
|
|
|
22
|
| Международные отношения.
1ч
| Комбинированный урок.
Глобализация в конце XX – начале XXI в. Мировые войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм.
Понятия: гонка вооружений, ОБСЕ, движение неприсоединения, региональный конфликт.
Узнать: причины, обусловившие формирование двухполюсной системы международных отношений, что такое общеевропейский процесс, цели движения неприсоединения, главные зоны региональных конфликтов, последствия распада соц. лагеря.
Умения: работа с картой, выводы.
Контроль: письменная работа.
|
|
|
23
|
| Итоговое повторение
1ч
| Итоговый повторительно-обобщающий урок
Итоги и уроки развития страны в XX в. Материал курса «История России XX - начало XXI в.»
Контроль: итоговое тестирование.
|
|
|
Рабочая программа по истории России XX- начала XXI вв. 9 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании:
Программы для общеобразовательных учреждений, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2011 г (Базовый уровень), 44 часа.
Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс, М., «Просвещение», 2010г
Цели и задачи курса
Одной из основных задач курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей отечественной истории.
Способствовать гражданских и патриотических качеств у учащихся, содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Главной целью является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личности, саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Освоение:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками в поиске необходимых знаний.
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач. Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, передавать содержание текста.
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем:
- Данилов А.А., Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.
- Данилов А.А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ века». – М.: Просвещение, 2008
-Методические рекомендации к учебнику «История Отечества ХХ век» / Е.Е Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2008.
-Зуев, М.Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев. – М.: Дрофа, 2008
-Ивашко,М И. История в таблицах и схемах. – М.: Материк – Альфа,2008
-Кузьменко,А.Ф. Тематические схемы по истории России ХХ век. – М.: Владос,2008
-«Материалы ЕГЭ» - 2008 – 2013 годы
-Карты изучаемого периода.
-Электронные средства обучения.
Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с беседой и постановкой проблемы, урок-практикум.
В основе программы лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий.
Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов, понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.
Видами и формами контроля являются: текущий, периодический и итоговый.
Устный контроль, практическая работа, дидактические тесты, карточки-задания.
Планируемый уровень подготовки:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций. Умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям. При выполнении творческих работ умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Ученик должен
ЗНАТЬ – ПОНИМАТЬ
--основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней выдающихся деятелей отечественной истории;
--важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
--изученные виды исторических источников;
УМЕТЬ
--соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
_--использовать текст исторической источника при ответе на вопросы
--показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места исторических событий.
--рассказывать о важнейших исторических событиях и участниках, показывая знания терминов, дат, фактов. Использовать приобретенные знание при написании творческих работ.
Учебник Данилова А.А. История России ХХ-начала ХХIв. 9 класс (Данилов А.А.. Косулина Л.Г, Брандт М.Ю.-М.: Просвещение,2010.)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
| | |