Скачать 368.31 Kb.
|
Титульный лист О новом факультативе «Религии мира» Оборотный лист Утверждено: Авторы: Яшина О. Н., к. ист. н., зав. лабораторией истории и культуры религий мира Теплова Е. Ф., к. ист. н., ст.н. сотрудник лаборатории Касьяненко О. В., методист лаборатории Рецензент: Токарева Е. С., д. ист. н., руководитель центра истории религии и церкви института всеобщей истории РАН, руководитель авторского коллектива учебника «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А. О. Чубарьяна. Содержание Обоснование введения факультатива…………………………………………… Об учебных пособиях…………………………………………………………..... В помощь учителю………………………………………………………….......... Программа школьного курса и календарно-тематическое планирование факультатива «Религии мира»………………………….…………………….…. Общие методические рекомендации…………………………….…………….… Образовательный минимум………………………………………………………. Каталог технических средств обучения…………………………………………. Рекомендуемая литература………………………………………………………………… Темы рефератов……………………………………………………………………. Музеи и экскурсии…………………………………………………………………. Обоснование введения факультатива С сентября 2007 года в образовательной программе московских государственных школ и колледжей появляется новый факультатив «Религии мира». Основанием служит приказ Департамента образования города Москвы № 866 от 21.12. 2006 «О выполнении решения Правительства Москвы по введению в государственных учреждениях города Москвы курса «Религии мира» и постановление Правительства Москвы № 472-ПП от 06.07.2004 (пункт 4.3 которого гласит: «провести организационную работу по введению в образовательных учреждениях города Москвы… курсов… «История и культура мировых религий). Курс «Религии мира» рекомендуется для изучения на добровольной основе в виде спецкурса школьного компонента из числа предметов по выбору или в виде факультативного курса вне сетки часов (из приказа № 866 от 21.12.2006). Из пояснительной записки к базисному учебному плану: «рекомендуется предлагать учащимся старшей школы изучать на добровольной основе на факультативных занятиях курс «Религии мира» (пункт 2. 4). Предмет ориентирован на учащихся 10―11 классов, однако по усмотрению школьной администрации курс может быть введен с 9 класса. Необходимо отметить, что курс носит мировоззренческий характер, поэтому следует учитывать отношение к данному курсу родителей учащихся. Перед началом учебного года рекомендуется провести информационные встречи с учениками и их родителями, объяснить, почему введен данный предмет, познакомить с программой курса и собрать заявления, подписанные родителями, о том, что они не возражают против того, что их ребенок будет изучать курс «Религии мира». Администрации школы также необходимо заручиться согласием школьного совета. На школьном стенде рекомендуется вывесить следующую информацию: О предмете «Религии мира» Религия является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном обществе трудно переоценить. Религия, будучи структурообразующим элементом культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории. Курс «Религии мира» вызывает сегодня заслуженный интерес, поскольку рассчитан на ознакомление с основными национальными и мировыми религиями. Большое внимание в программе курса уделено традиционным для Российской Федерации вероисповеданиям. Актуальность и практическая значимость предмета обусловлена и тем, что школы у нас в последние годы становятся все более многонациональными, следовательно, многоконфессиональными. Учителя разных специальностей в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами, затрагивающими вопросы религиозного характера. Вопросы возникают не только на уроках истории, МХК, литературы, но и на уроках географии, биологии, астрономии, а также вне школьной жизни. С конца 1990-х годов резко возросла угроза жизни и здоровью молодежи со стороны тоталитарных сект, часто выдающих себя за традиционные религии. Должное внимание в программе курса уделяется характеристике наиболее опасных тоталитарных сект. Знание о сектах, действующих на территории Российской Федерации, развивает невосприимчивость к приемам сектантов при вербовке, предотвращает разрушающее воздействие на моральное и физическое здоровье молодых людей. Курс «Религии мира» обогащает личность, затрагивает глубинные вопросы, волнующие молодого человека – смысл жизни, нравственные ценности, проблемы бессмертия, сформирует потребность в самопознании и саморазвитии. Об учебных пособиях К концу первой четверти 2007 – 2008 учебного года все московские государственные школы и колледжи должны получить по тридцать учебников «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А.О.Чубарьяна, отпечатанные в издательстве ОЛМА Медиа Групп в 2006 г. Ожидается, что к ноябрю 2007 г. учебно-методический комплект к данному учебнику выйдет полностью, включающий методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь для учащегося, атлас и учебный диск. Издательством «Русское слово» в 2007 г. выпущено учебное пособие «История религий» под редакцией академика А.Н.Сахарова. Основное внимание авторы данного пособия уделили традиционным для Российской Федерации вероисповеданиям: христианству, исламу, иудаизму и буддизму. К 2007-2008 учебному году в издательстве АСТ Пресс-Школа выходит учебник «Религии России», автором которого является ст. н. сотр. Института общего образования Министерства образования и науки России, член Рабочей группы Министерства образования и науки России по проблемам изучения исторических и культурных основ ведущих мировых религий в системе образования А. Е.Кулаков. Право выбора одного из указанных учебников остается за учителем. В помощь учителю В связи с введением предмета в программу московских школ и колледжей в рамках кафедры международного образования МИОО (Московского института открытого образования) создана лаборатория истории и культуры религий мира, которая призвана помочь учителю в преподавании данного предмета. В течение 2007 – 2008 учебного года с сентября по май каждый вторник с 15.00 до 18.00 в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А) будут проходить консультации. В консультациях будут принимать участие сотрудники лаборатории и авторы учебника «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А.О.Чубарьяна. Расписание консультаций:
В 2007 – 2008 учебном году Московский институт открытого образования проводит курсы повышения квалификации по теме «Преподавание предмета «История и культура религий мира» для старшеклассников». Курсы будут организованы: I. Кафедрой международного образования: а) занятия городской группы проходят в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А), объем – 144 ч; б) занятия групп южного, западного и восточного округов проходят на базе округа; объем – 72 ч; II. Кафедрой культурологии: а) занятия городской группы проходят в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А), объем – 72 ч; б) занятия групп северо-восточного и северо-западного округов проходят на базе округов; объем – 36 ч. В помощь учителю планируется издавать сборники методических материалов и пособий, в том числе сборник «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательной школе: методология, теория, практика» в рамках издательской серии «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Программа школьного курса и календарно-тематическое планирование предмета «Религии мира» рекомендуемые лабораторией истории и культуры религий мира Программа рассчитана на 68 часов, ориентирована на учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля Пояснительная записка. Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном обществе трудно переоценить. Школы у нас в последние годы становятся все более многонациональными, следовательно, многоконфессиональными. Учителя разных специальностей в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами, затрагивающими вопросы религиозного характера. Вопросы возникают не только на уроках истории, МХК, литературы, но и на уроках географии, биологии, астрономии. Необходимо отвечать на них, не оскорбляя религиозных чувств, не давая крайний оценок. Именно поэтому возникла необходимость введения в старших классах общеобразовательных школ самостоятельного предмета «Религии мира». Этот курс вызывает сегодня заслуженный интерес, потому что религия, будучи структурообразующим элементом культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории. Знание данного курса вносит вклад в процесс установления взаимопонимания между народами. Объективная и корректная оценка проблем развития религиозного мировоззрения - одна из важнейших задач гуманитарного образования в сегодняшней светской школе. Цель настоящего курса - познакомить школьников с историей, традициями, самобытностью и уникальностью каждой религии, привить уважение к религии как составной части культуры человечества, дать старшеклассникам знания по истории религии, которые позволят понять и осознать роль духовной культуры в социальном развитии, способствовать воспитанию толерантности. Данный курс нацелен на то, чтобы рассматривать феномены и факты истории религии в информативной форме без оценок и характеристик. При работе с историческим материалом используется также сочетание историко-хронологического и культурно-географического подходов, что оптимально при изучении племенных, национальных и мировых религий в рамках одного курса. Программа ориентирована на достижение следующих целей:
Форма обучения позволяет создать обширный учебно-методический комплекс, оставляя большую свободу для творчества учителя. На занятиях возможно использование различных учебных пособий, репродукций, фото-, аудио и видеоматериалов, литературных, философских и публицистических произведений в зависимости от уровня подготовленности учащихся. В ходе изучения программы курса рекомендуется организовывать экскурсии в музеи, храмы различных религиозных конфессий. Особое внимание следует уделить деятельностному подходу - самостоятельной работе с источниками и литературой, сопоставлению и анализу информации, тематическим сообщениям и рефератам. Для этого предусмотрен резерв времени. Программа курса разделена на 2 части: первая предполагает изучение истории древних религий; вторая – изучение истории мировых религий. Учитель вправе изменить порядок прохождения материала с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся. На изучение христианства, в частности православия, отводится больше времени, т. к. православие в России – одна из важнейших составляющих фундамента культурной традиции. Без знания основ собственной истории и культуры невозможно воспитание гражданственности, патриотизма, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям. Содержание программы Раздел 1. Основы знаний о религиях мира. Введение. (2 часа) Предмет и основные разделы. Методы исследования. Цели и задачи курса Конфессиональное многообразие населения современного мира. Влияние религии на разные сферы жизни обществ: экономика и политика, духовная культура, мировоззрение, общественный и семейный быт и т.д. Международное право, российское и зарубежное законодательство, Конституция РФ о свободе совести. Понятие религии. Проблемы происхождения религии (нерелигиозные философские теории, богословское объяснение). "Осевое время". Типы определений религии: теологические, философские (социологические), биологические, психологические, этнологические. Составляющие элементы, вера, догмат, культ, организация. Раздел 2. Религии первобытности и древних цивилизаций. Глава 1. Религии первобытной эпохи. (2 часа) Верования палеолита и «неолитическая революция». Зарождение искусства, веры в загробный мир, культ предков, становление мифологического мировоззрения. Источники реконструкции верований древнейшего человека: культовые сооружения (мегалиты, дольмены, кромлехи и т.п.), наскальная живопись, археологические памятники на территории России и других странах. Общая характеристика ранних форм религии: первобытные анимистические верования, политеизм, монотеизм. Основные типы первобытных анимистических религиозных верований: магия, фетишизм, тотемизм, шаманизм. Глава 2. Религии древнейших цивилизаций (Ближний Восток и Средиземноморье). (7 часов) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематическое планирование факультатива в 9 классе «Очевидное и вероятное» | Тематическое планирование изучения курса «География мира» в 10 классе Календарно тематическое планирование изучения курса «География мира» в 10 классе | ||
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе по учебнику а. А. Плешакова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерное календарно тематическое планирование курса «История древнего мира» | ||
Календарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира» 5 класс Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении... | Календарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова... Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса... | ||
Рабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень) Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | Календарно-тематическое планирование по биологии. 2013-2014 учебный... Календарно-тематическое планирование по природоведению по программе Плешаков Н. И., Сонин Н. И | ||
Тематическое планирование курса Примерное календарно-тематическое... Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования иумк в рамках традиционной классно-урочной системы организации... | Нумерология древнейшая из наук о судьбах мира и человека. У истоков которой стоял еще Пифагор Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ | ||
Календарно-тематическое планирование по курсу Всеобщей истории «История... Календарно-тематическое планирование по курсу Всеобщей истории «История России и мира в 20 веке» | Календарно-тематическое планирование Математика Календарно-тематическое планирование по алгебре для 8 классовзаочной формы обучения по индивидуальному плану составлено на основе... | ||
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству... Планирование составлено на основе методических рекомендаций миоо 2011-2012 уч год | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего... | ||
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с... Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по экономическая... | Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы... Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,... |