Рабочая программа факультатива мировая художественная культура





Скачать 439.81 Kb.
НазваниеРабочая программа факультатива мировая художественная культура
страница1/3
Дата публикации08.03.2016
Размер439.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ

____________ / Валеева В.И./ УВР МБОУ « Рудницкая СОШ» «Рудницкая СОШ»

Протокол № от ___________/Хусаинова С.В./ __________/Хафизова Р.Х/

«___» ________ 2013г. «____» ___________2013г. «___» ________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива мировая художественная культура

МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п.г.т. Тенишево Камско – Устьинского муниципального района РТ

Миннигалеевой Эльвиры Искандаровны

по мировой художественной культуре 10-11 классы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «__»_________2012г

2012 – 2013 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10, 11 (общеобразовательном) классах. Изучение курса рассчитано по 69 часов (1 урок в неделю в 10 классе, 1 урок в неделю в 11 классе) на протяжении двух лет обучения, в рамках базового курса.

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века . 10 кл., от XVII века до современности . 11 кл .: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

 основные виды и жанры искусства;

 изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 шедевры мировой художественной культуры;

 особенности языка различных видов искусства;

уметь:

 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выбора путей своего культурного развития;

 организации личного и коллективного досуга;

 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

 самостоятельного художественного творчества.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы на уроке являются основными. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

В учебно-методический комплект учителя входят:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10, 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

3. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.

В учебно-методический комплект обучающегося:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.


Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре

10 класс. Программа для общеобразовательных школ.

«Художественная культура от истока до 17 века»



Тема

Содержание

Тип урока

Цели и задачи

Дата

Художественная культура первобытного мира. 2 часа




1.

Введение. Культура первобытного общества.

Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.

лекция

Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации




2.

Первые художники земли.

Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.

лекция

Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации




Художественная культура античности. 5 часов




3


Архитектура страны фараонов.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Мировое значение Египетской цивилизации.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Мекирина – выдающиеся памятники мирового зодчества. Скальные храмы и гробницы, особенности архитектурного облика святилищ.

Скульптурные памятники Египта. Рельефы фрески.

Сокровища гробницы Тутанхомона.

Беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие.


Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.




4.


Золотой век Афин.

Выдающиеся скульпторы древней Эллады.

Афины – столица греческой цивилизации. Афинский акрополь.

Куросы и коры периода архаики.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя

Урок – путешествие.

Презентация.

Беседа с опорой не знания учащихся.


Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции

Понять общие закономерности в создании художественных произведений.




5.


Архитектура, изобразительное искусство императорского Рима.

Театр и музыка античности.

Форум Древнего Рима, Пантеон – храм всех богов, Колизей, триумфальные арки.

Римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.

Рождение театра. Театральное и цирковое искусство, музыка.

Беседа с опорой не знания учащихся

общение

Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации.

Знакомство с изобразительным искусством, уметь анализировать произведении искусства с учетом особенностей его художественного языка.




6.

Значение искусства античности в развитии мировой культуры.

Заслушать рефераты, сообщения учащихся. Принять и обсудить их точку зрения.

конференция

Выявить значение искусства античности в развитии современной культуры, основываясь на знания учащихся.




7.

Обобщающий урок.













Художественная культура средневековья. 6 часов




8.

Мир византийской культуры.

Византийская архитектура, искусство мозаики, иконопись.

Лекция

Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.




9.

Архитектура западноевропейского средневековья.

Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества.

лекция

Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.




10.

Изобразительное искусство средних веков.

Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража.

Урок - вернисаж

Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.




11.

Театральное искусство и музыка в средние века.

Средневековый пафос, достижения музыкальной культуры.

Беседа с опорой не знания учащихся







12.

Особенности средневековой культуры.

Взаимосвязь художественных образов, стилей в развитии средневекового искусства.

Урок - диспут

Развивать умение анализировать про изведение искусства, понимать и уметь дать художественную оценку.






13.

Обобщающий урок.













Художественная культура Возрождения. 9 часов




14.

Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.

Архитектура Флоренции, скульптурные шедевры Донателло. Живопись Флоренции.

лекция

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.




15.

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Мастера живописи: Джотто, Симоне Мартни, Боттичелли.

Беседа с опорой не знания учащихся

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.




16.

«Золотой век» Возрождения

Архитектурные творения.

Архитектурные творения Брамане.

лекция

. Постижение системы знаний об архитектуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой архитектуры.




17.

Великие скульпторы эпохи Возрождения

Бунтующий гений Микеланджело.

Урок - общение

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.




18.

Шедевры живописи эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи, Рафаэль, фресковая живопись

Урок - конференция

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.




19.

Возрождение в Венеции

Архитектура Венеции. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто.

семинар

Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими, и умение анализировать произведения искусства.




20.

Северное возрождение

Франция, Нидерланды, Германия. творчество Брейгеля, Дюрера.

Обзорная экскурсия

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.




21.

Театр и музыка Воэрождения




семинар

Роль музыки в нравственном воспитании общества




22.

Культура Западной Европы ХVII века

В. Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра, Мольер ; творчество европейских художников, анализ музыкального искусства (Вивальди, Гендель, Бах )

Урок-путешествие

Охарактеризовать развитие европейской культуры, проследить эволюцию эстетики европейского искусства в этот период.




Художественная культура Христианской Руси. 6 часов




23.

Архитектурный облик Древней Руси.

Архитектура Киевской Руси,

Храмовое строительство.

Беседа с опорой не знания учащихся

Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.




24.

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности.

Храм Софии Новгородской..

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.


Урок путешествие.



Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.




25.

Московское княжество

Храмы и соборы Московского кремля. Соединение архитектурных стилей.

Урок путешествие


Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.




26.

Деревянное зодчество Руси.

Особенности деревянного зодчества. Архитектурные памятники.

Беседа с опорой не знания учащихся

Выявить особенности деревянной архитектуры Руси и знакомство с технологией деревянного зодчества




27.

Живопись и музыка Древней Руси.

Мозаики и фрески Киевской Софии, живопись, иконопись. Музыкальная культура.

Беседа с опорой не знания учащихся

Значение живописных произведений в культуре Древней Руси.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.




28.

Обобщающий урок.













Возникновение и развитие мусульманской культуры. 3 часа




29.

Художественная культура ислама.

Шедевры исламской архитектуры. Изобразительное искусство ислама.

Урок – лекция.

Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.




30.

Особенности культуры Востока.

Общие и индивидуальные черты искусства народов Востока.

семинар

Обобщить изученный материал. Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими.




31.

Обобщающий урок.













Художественная культура Булгарского государства. 4 часа.




32.

Культура Волжской Булгарии.

Особенности культуры Волжской Булгарии.

Презентация, беседа

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.




33.

Архитектура Волжской Булгарии.

Архитектурный облик Велкого города - Биляр

Презентация

Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.




34.

Литература Волжской Булгарии.

Кул Гали «Сказание о Юсуфе»










35.

Итоговый урок




Урок-зачет (Презентации учеников по культурным памятникам района и поселка)

Контроль полученных знаний



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа факультатива мировая художественная культура
Мбоу «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п г т. Тенишево Камско – Устьинского муниципального района рт
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Рабочая программа факультатива мировая художественная культура iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск