Скачать 118.99 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 33 города Костромы Авторская программа факультатива для учащихся 9-11 - х классов «Тайны КЛИО в исторических источниках» Автор: Цветкова Оксана Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 33 г. Костромы высшей категории Кострома, 2007 год Пояснительная записка. Актуальность курса: Введение с 2006 г. в учебные планы предпрофильной школы курсов по выбору ставит перед учителями истории задачу найти такой материал, который отличался бы от обычных школьных курсов новизной и увлекательностью и в то же время отвечал бы методическому требованию доступности, познавательным интересам девятиклассников, выбирающих социально - гуманитарный профиль. Таким материалом являются разнообразные исторические источники (письменные, вещественные, документальные и др.). Они содержат богатейший материал для исследователя, который может использоваться в качестве аргументов, подтверждающих сложившиеся представления и оценки и в тоже время, может стать поводом для исторической дискуссии по тем или иным вопросам. Однако проблема заключается в том, что на уроке далеко не всегда достаточно времени для изучения и анализа исторических источников. Практика показывает, что учителя используют главным образом письменные источники и чаще всего не для их анализа, а в качестве иллюстративного материала, тем самым у учащихся не формируется навыков самостоятельной работы и анализа исторического материала. Данная авторская программа позволит восполнить этот пробел. Концептуальные основы программы. Путь научного познания, схематично выглядит следующим образом: сначала у ученого появляются лишь какие-то догадки и предположения; затем происходит проверка этих предположений экспериментальным путем, чтобы выяснить их правильность или ошибочность. Когда решение найдено, оно излагается в логической последовательности, устанавливающей связь между основным вопросом и второстепенным. Ученику надо преодолеть весь путь, каким идет исследователь науки, изучая документы (источники). Именно источники (в нашем случае речь идет об исторических источниках) дают материал, необходимый для правильного логического мышления ученика. Они же воздействуют на чувства и настроения учеников, формируют и поддерживают интерес к предмету изучения. Понимание важности работы учащихся с историческими источниками было отмечено русскими педагогами еще в начале XX века. Одним из первых идею о необходимости работать на уроках с документами высказал и пытался практически реализовать историк и методист Н.А. Рожков. Ознакомление учащихся с первоисточниками он считал «одним из наиболее могучих и плодовитых орудий преподавания истории. Уже один тот факт, что учащиеся видят перед собой старинный документ, старое сочинение, которое они изучают, способен возбудить в них очень живой интерес»1. Первостепенное значение он придавал источникам историческим, литературным, документальным, вещественным. Продолжая развивать, теоретически обосновывать и практически реализовывать идеи Н.А. Рожкова, преподаватель Варшавской гимназии С.В. Фарфоровский писал: «Никакая конкретизация преподавания невозможна без первоисточников… Конкретизация исторических схем дается лишь лабораторным методом, наглядность отвлеченных процессов достигается первоисточниками»2. Именно «школьное изучение родной истории по первоисточникам, увлекая юношу вглубь родной истории,…формируя молодое мышление, развивая национальное самосознание в лучшем смысле слова, - может сослужить великую службу русской школе»3. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требованием к развитию личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Эта модернизация требует внесения в методологию исторического познания принципов дополнительности, многомерности, многоаспектности исторического процесса, что будет способствовать формированию у учащихся понимания истории как науки, открытой для творческого мышления и воображения, для постоянного переосмысления сложившихся интерпретаций, для личностно-авторского самовыражения4. Одним из направлений решения данной проблемы является расширение самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности учащихся, в том числе в работе с историческими источниками. Мы хотим, чтобы наши ученики умели читать, понимать, анализировать и использовать исторические материалы. Чем шире круг привлекаемых источников, тем более полную картину исторического события или явления мы можем воссоздать. Раскрывается больше нюансов и подходов, достигается более глубокое понимание происходящего. Цель курса: на основе знакомства и изучения учащимися разнообразных исторических источников способствовать формированию интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, формировать творческое отношение к изучению прошлого и настоящего. Задачи курса:
Программа рассчитана на учащихся 9 - 11 – х классов. Так как материал основной школы к этому времени изучен, идет его закрепление, углубление и расширение на основе знакомства и изучения разнообразных исторических источников, которые на уроках не рассматривались. Программа рассчитана на 27 часов Основные принципы работы по реализации данной программы:
Используемые технологии: - лабораторный метод; - учебная дискуссия; - эвристические беседы; - проблемное обучение; - ролевые игры; - информационно - коммуникативные технологии; - технология альтернативного оценивания; - учебная лекция; - учебные экскурсии (в областной архив, местный краеведческий музей и т.п.) Критерии успешности реализации данной программы:
Формой итоговой аттестации по курсу и условие получение сертификата:
Литература:
Программа курса. 1 – занятие Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Виды исторических источников (материальные, письменные, типология письменных источников). Занятие направлено на формирование у учащихся понимания того, что историческим источником является любой предмет, что-либо сообщающий нам о прошлом, продемонстрировать учащимся, что все, что мы знаем об истории, это только реконструкция, которая опирается на наше мнение о том, что в действительности могло произойти, и на то, каким образом мы смотрим на прошлое. 2 - занятие Многообразие вспомогательных исторических дисциплин. Объекты исследования, особенности методических приемов Роль и место вспомогательных исторических дисциплин в исторической науке. Тема 1. Письменные (печатные) источники Все печатные материалы обладают определенными свойствами. Перечень вопросов для их анализа является общим для всех: кто? что? когда? где? почему и как? Но каждый вид материалов (источников) обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его учащимися. 3 – занятие Алгоритм работы с письменными историческими источниками. Способы и приемы сопоставления, сравнения источников. 4 - занятие Стражи прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для исторического познания. 5 - занятие О чем могут рассказать архивы. Данное занятие является своеобразной иллюстрацией к занятию предыдущему, выстроено на краеведческом материале и позволяет глубже познакомить учащихся с архивными документами и способами работы с ними. 6 - занятие Мудрость мифа Занятие позволяет учащимся посмотреть на миф как вид исторического источника, оценить его субъективную и объективную стороны как свидетельство о прошлом народа. 7- занятие Юридические документы как исторический источник Занятие позволяет сформировать представление о нормативно-правовых актах (Конституции, законах, указах, постановлениях и т.п.) как документах, отражающих общественное устройство конкретного общества с одной стороны и документах, влияющих на формирование общественных условий с другой, что позволяет считать эти документы историческими источниками. 8 – занятие. Периодическая печать. Виды периодических изданий: газеты, журналы, календари. Из истории становления и развития периодической печати в России. Знаменитые отечественные издания и типографии. Иллюстрацией к уроку выступает деятельность типографии Сытина, отражение в журналах данного издательства событий Первой мировой войны. Тема 2. Немые источники (фотографии, плакаты, произведения живописи, карикатуры) Изучение этих исторических источников таят в себе не мало интересных и существенных сведений и могут внести неоценимый вклад в формирование критического мышления учащихся в пробуждении серьезного интереса к исследовательской работе. 9 - занятие Искусство как форма познания мира. Особенности познания мира средствами искусства. На что необходимо обратить внимание, изучая литературный источник: место, время создания, позиция автора. Басни Крылова как отражение истории России первой половины XIX века. 10 – занятие Зачем историку изучать произведения живописи. Алгоритм работы с картиной как историческим источником. Способы и методы передачи художником исторической эпохи и ее героев. Отражение народнического движения второй половины XIX века в картинах И. Репина 11 – занятие. Историческая карикатура как один из первоисточников, интерпретации. Сатирическая графика о проблемах российской действительности XIX и XX века. Свобода творчества и цензурный гнет. История отечественного карикатурного жанра. Мастера карикатурного жанра. 12-занятие Историческая фотография – свидетель прошлого. Алгоритм работы с фотографией как историческим источником. Способы и методы передачи фотографом исторической эпохи и ее героев. Отражение событий Первой мировой войны и событий в России 1917-1918 гг. фотографами 13 – занятие. Новый взгляд на фольклор. Черты и особенности народной культуры: анонимность, злободневность, хоровое исполнение. Жанры народной культуры: анекдоты, песни, частушки, сказки. Отражение эпохи сталинизма в народной культуре. 14 –15 занятие. Историческое кино – живая правда событий, выстроенных в образный ряд. Интерпретация большой истории в художественных к/ф, параллельный вариант подачи исторических событий. Из истории отечественного исторического кино. Выдающиеся режиссеры: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, М. Ромм. Великие актеры кино: И Дикий, Н. Симонов, А. Абрикосов, К. Скоробогатов, Б. Щукин, Н. Мордвинов, Б. Ливанов. История страны в кинофильмах Тема 3. Вещественные источники. Использование и изучение вещественных источников вызывает у учащихся интерес, создает положительный эмоциональный фон. Работа с вещественными источниками помогает решать задачи социального воспитания школьников, позволяет им в доступной форме усваивать социальный опыт прежних поколений, проявлять активность и взаимодействовать между собой. Учащиеся имеют возможность изучать историю, непосредственно осязая предмет и таким образом определяя его характерные черты и полезность. 16 - занятие. Кладовая земли раскрывает свои тайны. Археология – «наука лопаты». Культурный слой, методы археологов. История Великих археологических открытий. 17- занятие Вещественные источники Анализ (описание и интерпретация) вещественных исторических источников 18-занятие. Монеты рассказывают. Монеты – оригинальный и важный исторический источник. Монеты и денежное обращение. Возникновение и развитие русской денежно-весовой системы. Роль и значение вещественных исторических источников 19 - занятие. С гербом, где вписан знатный род. Геральдика – наука о гербах. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и городские гербы. Дворянский герб. 20 – занятие. Ордена и медали в России: история появления, значение. Ордена и медали Великой отечественной войны. Современные награды. 21 – 22 занятие Индивидуальная работа над проектами, подготовка и представление их творческой защиты. Тема 4. Подготовка исследовательской (проектной) работы 23 - занятие. Требования к оформлению и структуре исследовательских работ. Выбор индивидуальных тем творческих работ 24 – 25 занятие. Индивидуальные консультации. Подготовка к защите работы 26 – 27 занятие Презентация творческих исследовательских работ |
Пояснительная записка Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка ребят к новой форме аттестации егэ. Поэтому преподавание факультатива... | Пояснительная записка Рабочая программа факультатива «Чудеса своими... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | Приложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией... Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»... | ||
«рефераты» для возрастной категории учащихся 8-11 классов Номинация «Социально-экологические проекты» для следующих возрастных категорий: учащихся 5-7 классов, учащихся 8-11 классов | Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | ||
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland... Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания... | Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской... | Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений... | ||
ПОЛОЖЕНИЕ олимпиады по физической культуре «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | Издания гоу «пгиро» Журналы «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | ||
Управление образования администрациИ города когалыма «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно... Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии... | ||
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов, изучающих устройства... «Убегающая кнопка» развивает у учеников первоначальные навыки работы с мышью | Дополнительная образовательная программа «Роль личности в истории»... Программа предназначена для учащихся 9-11 классов, испытывающих интерес к истории Отечества |