Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов





НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов
страница1/23
Дата публикации25.11.2014
Размер3.08 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Пояснительная записка

к тематическому планированию по физической культуре

для учащихся 5–9 классов

Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1–4 классов, 5–9 классов и 10–11 классов.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5–9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники.

Уровень программы

Программа

Тип классов

Кол-во часов

Учебники

Базовый

Авторская

5–9

3

Физическая культура. 5–7 классы / под ред. М. Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2011.

Физическая культура. 8–9 классы / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2011.

Основная школа 5 – 9 классы./ Автор Матвеев А. П. – М.: Просвещение, 2009.

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7–9 классах единоборства заменяются разделами легкой атлетики и кроссовой подготовки. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и один час урочного времени в каждой четверти.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.

Содержание программного материала

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Естественные основы

5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7–8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.

Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.

Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Социально-психологические основы

5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

7–8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.

Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организм и физической подготовленностью.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.

Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

Культурно-исторические основы

5–6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7–8 классы. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

Приемы закаливания

5–6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

7–8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ). Купание в открытых водоемах.

9 класс. Пользование баней.

Волейбол

5–9 классы. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижение приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прямая верхняя подача мяча через сетку; прием и передача мяча с низу, приём и передача мяча с верху двумя руками; Игра в волейбол по правилам.

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

5–9 классы. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения;, с чередованием скорости передвижения; переход передвижения правым боком на передвижение левым боком; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места; Ловля мяча после отскока от пола; ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, выполнение штрафного броска, бросок мяча после ведения. Игра .

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Гимнастика

5–7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений: акробатическая комбинация; опорные прыжки; упражнения на бревне; упражнения на низкой перекладине; упражнения на брусьях. Упражнения специальной физической и технической подготовки.

8–9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

Легкая атлетика

5–9 классы. Низкий, высокий и старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча на дальность и в цель. Спринтерский бег(30, 60, 100) и средние учебные дистанции(по типу кроссового бега). ОФП.

Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Лыжные гонки

5-9 классы. Попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении; повороты махом на месте через лыжу вперёд и назад, «плугом». Подъём «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в высокой, в основной и в низкой стойке. Торможение «плугом» и «упором». Прохождение учебных дистанций с преодолением спусков и подъёмов.

Учащиеся должны уметь демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Лазание по канату на расстояние 6 м, с

12



Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз



18

К выносливости

Бег 2000 м, мин, с

8,50

10,20

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

10,0

14,0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

12,0

10,0

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач физического воспитания учащихся 5–9 классов направлены:

– на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли формировании ЗОЖ;

– обучение основам базовых видов двигательных действий;

– дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

– формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;

– углубленное представление об основных видах спорта;

– приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;

– формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

– содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.

Учет и оценка учащихся по физической культуре

Учет успеваемости по физической культуре, хорошо поставленный и разносторонний, способствует более гибкому управлению учебно-воспитательным процессом. Он проводится в течение всего учебного года и решает следующие задачи: 1) определяет уровень знаний, двигательных умений и навыков учащихся разных классов; 2) содействует улучшению учебы школьников, качественному выполнению домашних заданий по физической культуре; 3)формирует интерес учеников к школьным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, суточный и недельный двигательный режим; 4) воспитывает ответственное отношение школьников к физической культуре и спорту, настойчивость в решении педагогических задач.

По своей направленности учет подразделяется на предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный учет предполагает выявление учителем физической культуры уровня здоровья и нравственной воспитанности, особенностей развития и подготовленности учащихся, успеваемости и дисциплины. В предварительном учете большое внимание уделяется педагогическому анамнезу — собиранию сведений об учениках. При этом выявляются режим дня ученика, место в режиме занятий физическими упражнениями, продолжительность занятий спортом, наличие спортивного разряда, случаи травматических повреждений, отклонений в состоянии здоровья.

Предварительным учетом определяется качество выполнения учениками предшествующих планов работы, учебных нормативов, наличие оценок успеваемости, воспитательной работы. Организуется он по четвертям, полугодиям, выставляется годовая оценка по физической культуре.

На уроке физической культуры путем опроса или вызова учеников оценивают усвоение знаний, предусмотренных программой физического воспитания, качество выполнения двигательных действий, домашние задания, владение инструкторскими и судейскими знаниями, умениями. Важно, чтобы учет был объективным, сопровождался пояснениями учителя (включая и обоснование оценки), проводился с учетом возрастных и половых особенностей школьников, физической и двигательной подготовленности учеников. Учет должен согласовываться с задачами урока. С целью выставления оценки в журнал наблюдают за одним учеником, группой школьников, командой (в спортивных играх). Оценка каждого ученика по физической культуре выставляется не только на основе приема контрольных нормативов, но и в результате оценки техники выполняемых упражнений. При этом необходимо, чтобы учебные нормативы были сданы каждым учеником не ниже, чем на, « удовлетворительно».

Высший результат успеваемости оценивается баллом 5, средние показатели — баллом 4, низкие — баллом 3. Ученик, не выполнивший минимально установленные требования, получает неудовлетворительную оценку— 2.

Текущий учет осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы. Организуется он по четвертям, полугодиям, выставляется годовая оценка по физической культуре— 2.

Отметка 5 («отлично»): упражнение выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем темпе, легко и четко, учащийся успешно овладел формой движения, в играх проявил большую активность, находчивость, ловкость и умение действовать в коллективе, точно соблюдая установленные правила.

Отметка 4 («хорошо»): упражнение выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается скованность движений, в играх учащийся проявил себя недостаточно активным, ловким.

Отметка 3 («удовлетворительно»): упражнение выполнено, в основном правильно, но вяло и недостаточно уверенно, допущены ошибки при выполнении, в играх ученик показал себя малоактивным, допускал нарушения правил.

Отметка 2 («неудовлетворительно»): упражнение выполнено неправильно, неуверенно, небрежно, допущены значительные изменения.

Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре в 5 – 9 классах по годам обучения.






Разделы и темы



Количество часов

Класс

Y

YI

YII

YIII

IX

I

1

2

3

4

Знания о физической культуре

История физической культуры(ИФК)

Физическая культура и спорт в современном обществе

Базовые понятия физической культуры

Физическая культура человека

6

1

-

3

2

6

1

-

3

2

6

1

-

3

2

5

-

2

2

1

5

-

2

2

1

II

1

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой

Оценка эффективности занятий физической культурой

7

5

2

7

5

2

7

6

1

8

7

1

8

7

1

III

1

2

3

4

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью

Упражнения культурно-этнической направленности(игры)

79

14

62

16

6

79

14

62

16

6

79

12

62

18

8

79

10

62

22

10

79

10

62

22

10

IY

Резервное время учителя

10

10

10

10

10

Y

Всего

105

105

105

105

105


?


Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 5 классах по четвертям


п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Полугодие

I полугодие

II полугодие

1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

2

Спортивная игра волейбол

13

-

-

9

6

3

Гимнастика с элементами акробатики

21

-

21

-




4

Легкая атлетика

32

12

-

-

20

5

Лыжная подготовка

22

-

-

22




6

Спортивная игра баскетбол

17

15

-

-




Итого

105

27

21

31

26
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconРабочая программа по физической культуре в 5 классе мбоу татарско-Кандызская сош
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–11 классов
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству
Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 10-11 классов
На основании примерных программ Минобрнауки рф, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по английскому...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconМейксон Г. Б., Любомирский Л. Е., Лях В. И. Физическая культура:...
Развёрнутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы среднего(полного) образования по физической культуре...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconМейксон Г. Б., Любомирский Л. Е., Лях В. И. Физическая культура:...
Развёрнутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы среднего(полного) образования по физической культуре...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение»,...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconРабочая программа по физической культуре для 1-4 классов пояснительная записка
Они включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconРабочая программа по физической культуре для 10-11 классов Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В....
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПрограмма по физической культуре основная школа 7 класс пояснительная записка
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич Москва «Просвещение» 2007....
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск