Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы





Скачать 262.4 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы
страница1/3
Дата публикации03.10.2014
Размер262.4 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3







«Как прекрасен этот мир, посмотри!»


(Цвет и зрение в жизни человека)

Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно - научного и технического профиля

Автор программы:

Учитель МАОУ «Гимназии им. А.С. Пушкина»

Майбурова Анна Ананьевна


Сыктывкар – 2013 г.
Пояснительная записка.

Изучение анализаторов в школьном курсе биологии человека с переходом на концентрические программы сведено до минимально-необходимого объема. В силу этого детально познакомить учащихся со строением, функционированием, уникальными особенностями и возможностями наших анализаторов и вместе с тем раскрыть изнутри всю полноту механизмов наших ощущений в рамках школьной программы не представляется возможным. В то же время данный материал имеет, с одной стороны, большой познавательный интерес, с другой – является базой формирования гигиенической грамотности выпускников, жизненно необходимых знаний о профилактике заболеваний, способах поддержания и сохранения здорового состояния органов чувств на протяжении всей жизни.

В век скоростей, компьютеризации и информатизации особо сильный «прессинг» из органов чувств человека испытывают глаза. К сожалению, процент людей, обладающих хорошим зрением, по данным ВОЗ, с каждым годом неуклонно снижается. Особое опасение вызывает нарастание данного негативного процесса среди старшеклассников, выпускников школ и студентов.

Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии после окончания школы.

Предлагаемый курс помимо общих задач, стоящих перед элективными курсами в десятом или одиннадцатом классе, призван оказать значимую практическую помощь в решении обозначенной проблемы.

Его цели:

  1. значительно расширить и углубить знания и представления учащихся по теме «Зрительный анализатор. Гигиена зрения» школьного курса биологии человека;

  2. провести интеграцию и систематизацию биологических, физических и биохимических знаний школьников в рамках темы курса;

  3. заинтересовать десятиклассников в изучении естественнонаучных дисциплин, и биологии в частности, на профильной ступени обучения.

Достижение поставленных целей курса осуществляется через реализацию следующих задач:

  1. углубить и детализировать знания учащихся по строению и функционированию зрительного анализатора человека;

  2. познакомить с уникальными особенностями и возможностями глаза как органа чувств, оптического прибора;

  3. раскрыть ряд эффективных медико-биологических подходов к самооценке состояния и способов поддержания здоровья глаз и качества зрения;

  4. вооружить десятиклассников жизненно необходимыми знаниями по гигиене зрения;

  5. познакомить учеников с простейшими и доступными методиками поддержания остроты зрения, здоровья глаз и профилактики их заболеваний.

  6. Связать физические свойства цветного зрения с информатикой.
В результате изучения курса учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных учений, навыков и способов деятельности. Это является необходимым условием развития учащихся, подготовки к успешному освоению программ обучения естественнонаучного и технического профиля, их социализации. В содержании обучения включён метод научного познания, обучение которому осуществляется путём освоения такими его основными элементами как, поиск, анализ информации, наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение моделей, проведение эксперимента, анализ результатов исследования. При этом у учащихся формируются следующие основные умения:

- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( выдвигать гипотезы, моделировать, осуществлять проверку и т. д.)

- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения познавательных задач;

- осуществлять поиск информации, критически оценивать её;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии;

- владеть основными видами публичных выступлений;

- оценивать свои учебные достижения;

- владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Особенностью данного курса является его интегрированность, междисциплинарный характер учебного материала ( физика, математика, биология, естествознание, информатика). Предлагаемый курс рассчитан на 20 часов, не дублирует основной курс физики. При реализации учебного процесса предполагается использовать активные методы обучения, включающие ученика в поисковую, исследовательскую, конструктивную деятельность посредством индивидуальных , групповых, коллективных форм организации учебной деятельности.

В результате изучения курса учащиеся формируют собственную позицию относительно выбора профессии , связанной со зрением, а так же осваивают( на определённом уровне) эмпирические методы научного познания.

По окончании курса учащиеся будут знать строение зрительного анализатора, оптические свойства глаза, дефекты зрения, как видят животные, отличие зрения животного от человека, как человек и животное видит в темноте, цветное зрение, как влияет цвет на психику человека, какие цвета есть в компьютере, какое значение имеет цвет в информатике.

Будут уметь самостоятельно определять дефекты зрения, находить различие между зрением человека и животного, ухаживать и защищать за свое зрение.

К каждому уроку разработаны приложения. В приложении имеются папки с разработанными уроками, главным является Word- документ (Урок).
Последние 7 уроков курса построены на материале темы по информатике «Обработка графической информации». В базовом курсе эта тема рассматривается вскользь, а в профильном курсе информатики она не будет рассматриваться в таком аспекте.

Цвет в компьютерном дизайне – тема обширная и многоплановая. Компьютерный художник должен уделять особое внимание цветовому аспекту профессиональных композиций. Необходимо показать учащимся, что компьютерный художник, работая с цветом, должен понимать физическую основу цвета, его характеристики.

Предполагается, что учащиеся владеют элементарными навыками работы в графическом редакторе и сети Интернет.

Тематическое планирование.


п/п

Наименование темы, занятия

Кол-во учебных часов

Форма контроля

Всего

практ. работ

теоретических

1

Зрение – важнейшее «орудие» познания окружающего мира (введение).
О глазах, о их значении в жизни всех живых организмов. Профессии , связанные с нормальным зрением

1

1

 

Выступления учеников, письменная работа в группах, творческие задания

2

Глаз как оптическая система

2

2

 

Сообщения, доклады, индивидуальная работа, кроссворд.

2.1

Оптическая система глаза человека. Строение глаза. Дефекты органов зрения.

1

 

1

2.2

Как видят животные. Строение глаза.

1

1

 

Практическая работа №1, №2. Ответы на вопросы. Экспресс -газета

3

Цветоощущение. Какие цвета видят животные, а какие человек. На чём основано восприятие цвета. Что такое цвет, с точки зрения физики. Трёхцветная теория зрения. Цвет и свет. Дисперсия.

4

 

4

 

3.1

Цвет и его свойства. Цвет и свет. Трёхцветная теория зрения.

1


 

1

Сообщения, загадки, ребусы.

3.2

Цветоощущение. Какие цвета видят животные. На чём основано восприятие цвета.

1

1

 

Буклеты




3.3

Цветоощущение. Какие цвета видят животные.

1




1

 

3.4

Цвет и свет. Дисперсия. Интегрированный урок.

1

1

 

Практическая работа

4

Цвет ночи. Как видят в темноте человек и животные. Стереоскопическое зрение. Видимость в тумане.

2

1

 

 

4.1

Отклонения от нормы в работе оптической системы глаза. Офтальмологические заболевания

1

1

 

Доклады и сообщения учащихся



















4.2

Гигиена зрения. Способы и методы укрепления и улучшения зрения. Первая помощь при повреждении глаз

1

1

 

Памятка-руководство по гигиене зрения

5

Аномалии цветного зрения. Как цвета влияют на психику человека. Зрительные иллюзии.

1

1

 

Презентация творческих работ и защита проектов

6

Цвет ночи. Возможности зрения человека и зрения животных. День и ночь в жизни растений и животных

1

 

1

Ответы учеников на вопрос учителя. Доклады учеников.

6.1

Видимость в тумане

1

1

1

Ответы учеников , выпуск экспресс - газеты

7

Стереоскопическое зрение и иллюзия зрения

1

 

1

Ответы учеников на вопросы учителя.

8

Как цвета влияют на психику человека!

2

1

1

выполнение теста

8.1

Защита глаза

1

 

1

Сообщения учеников. Ответы учеников.

8.2

Заключительный урок по зрению в виде практических работ.

1

1

 

Практическая работа.

9.

Что такое цвет, с точки зрения информатики. Получение цветного изображения.


2

1

1




9.1

Всё о цветовой модели. Модели RGB, CMYK, HBS.



1




1

Выступления учеников, письменная работа в группах, творческие задания.


9.2

Практическая работа№1 «Работа с цветовой моделью RGB»

1

1




Практическая работа

10.

Графика.

2

1

1




10.1

Виды графики.

Графические редакторы. Основы обработки графической

информации

с помощью ПК.


1




1

Выступления учеников, письменная работа в группах. Тест. Буклеты.


10.2


Лабораторная работа «Кодирование графической информации»



1

1







11.

Цвет в ЕГЭ.
Разбор типовых заданий ЕГЭ по цветовому кодированию.


1

1

1

Карточки-закладки

12.

Цифровая камера.


1

1

1

Сообщения учеников

13.

Влияние цвета на восприятие информации человеком. Художественное оформление презентаций.



1

1

1

Создание итоговой презентации.

Итого:

20

20





Содержание программы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconРабочая программа по курсу «Клетки и ткани»
Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland...
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы icon«Химия и красота»
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов, ориентирован на выбор ими естественно научного профиля обучения в старшей школе...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма курса по выбору Введение в синергетику для обучающихся...
Кроме того дискретность, разрывность знания дезадаптирует личность, провоцирует психологическое напряжение, агрессивность снижает...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий»
Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПояснительная записка Данная программа элективного курса предназначена...
Создание программы курса обусловлена необходимостью создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов...
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Программа предназначена для учащихся 11 класса естественно-научного профиля. В ней представлены все основные типы расчётных задач,...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса «Химия и здоровье»
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки. Целью курса является формирование мотивации...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского...
Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconРабочая программа Элективного курса «Биология и медицина»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПрограмма элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс
Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения...
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно научного и технического профиля Автор программы iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск