ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУСОШ № 1421
«Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»
ШМО ____________ Директор ГБОУ СОШ №1421
___________________ __________________________
Образовательная программа
Дополнительного образования
«Китайский язык»
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации программы 4 года
Преподаватель:
Рогачева Наталия Владимировна
Москва
2013
Пояснительная записка:
Программа имеет культурологическую направленность. Китайский язык – средство общения китайцев, которые составляют 94% населения Китайской Народной Республики (КНР) и жителей Тайваня. Это официальный язык межнационального общения народов КНР, один из официальных языков ООН, наиболее распространённый язык в мире.
Популярность китайского языка растет. Во многом это связано с беспрерывно развивающейся экономикой Китая, чему способствуют мировая глобализация и развитие информационных технологий, телевидения и Интернета. Знание китайского языка открывает большие возможности и перспективы для подрастающего поколения России.
Данная программа направлена на изучение основ официального китайского языка - диалекта "путунхуа" (общенародный китайский язык), на котором ведется преподавание в китайских учебных заведениях, теле- и радиовещание всех провинций.
Программа помогает стимулировать познавательную активность школьников, а также развивать коммуникативные навыки благодаря работе по группам.
Целью программы является знакомство школьников с языком и опосредованно с культурой одной из древнейших цивилизаций современности – китайской.
Задачи: 1) Формирование практических навыков устной речи, восприятия речи на слух через аудирование.
2) Формирование практических навыков письменной речи (в иероглифике), чтения иероглифов.
3) Формирование практических навыков перевода с китайского языка на русский, и с русского на китайский.
4) Посредством изучения материалов общего страноведческого характера расширение кругозора, начальных знаний учащихся об истории и традициях Китая.
5) Помощь школьникам в дальнейшей профориентации.
Дополнительная программа обучения рассчитана на четыре года. Возраст обучающихся: 8-17 лет.
Режим занятий: для школьников начальной ступени - 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на отдых. Для школьников средней ступени – 2 раза в неделю по 2,5 часа.
Ожидается, что у школьников, занимающихся по данной образовательной программе, будет поставлено относительно правильное произношение, не нарушающее коммуникацию с носителями китайского языка. Они смогут достаточно четко различать на слух звуки китайского языка, овладеют транскрипцией произношения звуков «Пиньинь» на базе латинского алфавита, а также тональным рисунком звуков китайского языка (чтение слогов четырех тонов: ровного, восходящего, нисходяще-восходящего, нисходящего), смогут записать слог в транскрипции «Пиньинь», в том числе применительно к новому языковому материалу.
Дети изучат составляющие иероглиф графические элементы – черты и графемы, понятие ключа (минимального графического компонента, обладающего семантической значимостью). Они будут знать написание основных черт, а также ключей (214 иероглифов), изучат правила чтения и правильного порядка написания черт в иероглифе. У них сформируются навыки написания иероглифов.
В данной программе предлагается 1200 слов для рецептивного усвоения. Из них 400 предназначены для продуктивного усвоения. Школьники должны будут овладеть необходимым лексическим минимумом в рамках изученных тем. Через аудирование у них будет развито умение воспринимать на слух китайскую речь, понимать несложные тексты монологического и диалогического характера, сообщение учителя и сверстников. Они смогут читать вслух и про себя небольшие тексты, содержащих изученный иероглифический материал.
У учащихся должно сформироваться умение поддержать и вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, а также умение правильно использовать речевые этикетные формы (приветствия, ответы на приветствия). Ожидается, что школьники будут в состоянии расспросить собеседника о: его имени, именах других людей; о возрасте, о месте нахождения, о предмете, о третьем лице, о принадлежности вещи и выражать свои предпочтения в отношении действий, предметов.
Занятия проходят в форме типовых уроков, которые включают теоретическую и практическую часть, учебные игры, песни, просмотр фильмов об истории и культуре Китая, самостоятельную работу. Проверяются знания заданиями на перевод с русского языка на китайский и с китайского на русский, письменными диктантами, также участием в творческих конкурсах, олимпиадах.
Учебно-тематический план
I год обучения
№
|
Название темы
| Количество часов
| Теория
| Практика
| Всего
| 1
| Фонетический алфавит Пиньинь
| 4
| 5
| 9
| 2
| Тоны в китайском языке
| 4
| 5
| 9
| 3
| Приветствие. Знакомство.
| 6
| 8
| 14
| 4
| Цифры и счет в китайском языке.
| 6
| 8
| 14
| 5
| Части тела
| 6
| 8
| 14
| 6
| Моя семья
| 6
| 8
| 14
| 7
| Моя комната
| 6
| 8
| 14
| 8
| Правила вежливости
| 6
| 8
| 14
| 9
| Школа
| 6
| 8
| 14
| 10
| Напитки
| 6
| 8
| 14
| 11
| Китайская еда
| 6
| 8
| 14
|
| Итого:
| 62
| 82
| 144
| II год обучения
№
|
Название темы
| Количество часов
| Теория
| Практика
| Всего
| 1
| Вопросы в китайском языке: Что? Чье? Где?
| 8
| 12
| 20
| 2
| Деньги
| 4
| 6
| 10
| 3
| Даты и дни недели
| 4
| 6
| 10
| 4
| Время
| 4
| 6
| 10
| 5
| Погода
| 4
| 6
| 10
| 6
| Меры длины и цвета
| 4
| 6
| 10
| 7
| Техника
| 4
| 6
| 10
| 8
| Домашние и дикие животные
| 4
| 6
| 10
| 9
| Счетные слова в китайском языке
| 4
| 6
| 10
| 10
| Вопросы в китайском языке: Куда? Сколько? Во сколько?
| 4
| 6
| 10
| 11
| Можешь ли ты?
| 4
| 6
| 10
| 12
| Где это? Предметы в пространстве
| 4
| 6
| 10
| 13
| Мой день
| 4
| 6
| 10
| 14
| Побудительные предложения
| 4
| 6
| 10
| 15
| Достопримечательности Пекина
| 4
| 6
| 10
| 16
| Китайская кухня
| 4
| 6
| 10
| 17
| Прошедшее время. Вопрос: Как?
| 4
| 6
| 10
|
| Итого:
| 72
| 108
| 180
| III год обучения
№
|
Название темы
| Количество часов
| Теория
| Практика
| Всего
| 1
| Вопрос с частицей «ма»
| 3
| 7
| 10
| 2
| Предложения с качественным сказуемым
| 3
| 7
| 10
| 3
| Глагол-связка «есть»
| 3
| 7
| 10
| 4
| Национальности
| 3
| 7
| 10
| 5
| Какая это карта?
| 3
| 7
| 10
| 6
| Пожалуйста, выпейте чаю
| 3
| 7
| 10
| 7
| Как Ваше имя?
| 3
| 7
| 10
| 8
| В какой комнате она живет?
| 3
| 7
| 10
| 9
| Благодарю Вас!
| 3
| 7
| 10
| 10
| Они очень хорошие подруги!
| 3
| 7
| 10
| 11
| Общий вопрос с утвердительно-отрицательной формой сказуемого
| 3
| 8
| 11
| 12
| Работа
| 3
| 8
| 11
| 13
| Я учусь в институте
| 3
| 8
| 11
| 14
| Одежда
| 3
| 8
| 11
|
| Итого:
| 42
| 102
| 144
| IV год обучения
№
|
Название темы
| Количество часов
| Теория
| Практика
| Всего
| 1
| Существительные в качестве обстоятельства времени
| 5
| 7
| 12
| 2
| Распорядок дня
| 5
| 8
| 13
| 3
| О предпочтениях
| 5
| 8
| 13
| 4
| Приглашение
| 5
| 7
| 12
| 5
| День Рождения
| 5
| 8
| 13
| 6
| Экскурсия по дому
| 5
| 8
| 13
| 7
| Чем ты сейчас занят?
| 5
| 8
| 13
| 8
| Трудно ли выучить китайский язык?
| 5
| 8
| 13
| 9
| У нас все получается.
| 5
| 8
| 13
| 10
| Я учусь, чтобы стать…
| 5
| 8
| 13
| 11
| Киноприем в китайском посольстве
| 5
| 8
| 13
| 12
| Спорт
| 5
| 8
| 13
| 13
| Счастливого пути!
| 5
| 8
| 13
| 14
| Расставание и проводы
| 5
| 8
| 13
|
| Итого:
| 70
| 110
| 180
| Содержание изучаемого курса
I год обучения
|