Скачать 188.32 Kb.
|
Аннотация дисциплины Т и М тхэквондо (ВТФ) ТХЭКВОНДО: примерная программа дисциплины федерального компонента цикла СД ГОС по специальности 032101, « Физическая культура и спорт» /Эпов О.Г.., Свищёв И.Д. - М.: Физическая культура. - 209. - с. Программу разработали: Эпов О.Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики восточных боевых искусств ,5 дан; Свищёв И.Д. – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных единоборств РГУФК, 6 дан по дзюдо. Рецензент: Киселев В.А. - кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики бокса и кикбоксинга Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Примерная программа дисциплины «ТХЭКВОНДО» федерального компонента цикла СД ГОС составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032101 Физическая культура и спорт, одобрена учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта и рекомендуется для специальности 032101 «Физическая культура и спорт». © Эпов О.Г.., Свищёв И.Д.., 2013. © РГУФК, 2013. Введение.
Основными направлениями физкультурного образования являются: - совершенствование средств обучения; - научные методы обучения; - разработка и написание учебных пособий; - совершенствование программ. Практика вузовского обучения обеспечивает принципиальное единство в подходе к студентам, в выборе средств и методов учебной работы. При этом используются такие принципы обучения как: научность обучения, воспитывающий характер обучения, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний и двигательных умений и навыков; систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к студентам в условиях коллективной учебной работы с группой. Процесс обучения студентов в условиях ВУЗа сложный и ему присущи определенные противоречия. Наиболее возможными противоречиями являются: - противоречия между целями обучения (например, между целью всестороннего развития всех обучающихся и целью углубленного развития спортивных интересов и способностей к достижению высоких спортивных результатов некоторых из них); - противоречия, связанные с сущностью учебного процесса (например, между преподаванием базового образования и формированием личности специалиста); - противоречия, связанные с содержанием обучения (рост научной информации вызывает стремление ввести ее в содержание обучения, в то время как рамки учебного времени, учебного плана и программы не позволяют этого); - противоречия, связанные с процессом формирования понятий (например, соотношение в обучении студентов теоретических и практических аспектов); - противоречия, связанные с применением методов обучения (например, проблема сочетания ведущей роли преподавателя в обучении тхэквондо и активной самостоятельной деятельности студентов). Каждое из этих противоречий разрешается в практике работы преподавателя. Успешное их разрешение во многом зависит от умелого и целенаправленного сочетания форм и методов обучения, направленных на ослабление того или иного противоречия, как только оно становится препятствием эффективности обучения. В настоящее время специалисту необходимо владеть методологией педагогической науки, теориями обучения и воспитания, теорией управления, основными положениями психологической науки, формировать индивидуальный стиль деятельности. Проектирование траектории профессионального становления современного специалиста, необходимо начинать с «образа» (модели) готовности выпускника вуза к будущей работе. Он должен понимать, какие ключевые компетенции позволят ему адекватно вписаться в образовательный процесс современной высшей школы. Создавая «образ» современного выпускника вуза, необходимо поэтому оттолкнуться от «образа » наделенного определенными личностными качествами и компетенциями. Специалисты изучают курс в течение 10 семестров общим объёмом 1192 часа, из них аудиторные занятия занимают 828 часов, на самостоятельную работу и индивидуальные занятия отводятся 364 часа. Программа составлена с целью подготовки и формирования личности специалиста (преподавателя, тренера) по тхэквондо в условиях обучения в институте физкультуры. Программа решает следующие задачи:
В процессе обучения студенты овладевают:
Содержание программы передает студентам систему знаний, умений, навыков, помогает применять полученные знания, умения на практике работы с занимающимися, развивает умения самостоятельно повышать уровень знаний, воспитывает интерес к будущей профессии тренера-преподавателя по тхэквондо, позволяет повысить уровень двигательных возможностей студентов. Мы представляем себе деятельность тренера как деятельность профессионала с четко определенными функциями. Студент должен приступить к специализации по основным направлениям будущей профессиональной деятельности. Для этого определяется содержание работы студента как творческое применение знаний и умений, целеустремленности для достижения полезных целей. Это может быть достигнуто путем устранения всего несущественного из программ подготовки тренера по тхэквондо. Для определения существенного и несущественного учебного материала использовалась верификация разделов учебной программы. ( подготовки специалистов по тхэквондо). Верификация характеризуется согласованием теоретических положений с эмпирическими фактами, а также согласованием целей обучения с содержанием обучения. В содержание учебного материала подготовки специалиста по тхэквондо включены данные смежных тем. Сопоставление содержание одной учебной темы с содержанием другой позволяет образовывать биполярные подсистемы. Под биполярной подсистемой понимается структурной «стыковое» образование, состоящее из информации двух компонентов. На стыке таких тем появляется дополнительная информация, включающая элементы обоих компонентов. Если деятельность специалиста по тхэквондо требует понимания основ менеджмента, то учебный материал по менеджменту тхэквондо должен быть включен в программу. Если тренеры, занимают административные посты, то это значит, что им необходима подготовка в области управления спортивными учреждениями или их подразделениями и в программу нужно включать учебный материал из области управления. То есть содержание учебного материала должно формировать разносторонность и гибкость в образовании специалиста по тхэквондо, наряду с инновационными методами освоения учебного материала. Кроме того, необходимо формировать у будущего специалиста чувства гражданской и профессиональной ответственности. Типы компетенций:
Полезность компетенции:
Результаты обучения - цикл подготовки специалиста:
Один из способов сравнения содержания обучения программы и методов их освоения, проанализировать результаты обучения и уровни компетенций. Конкуренция требует прозрачности в определении результатов обучения и уровня компетенций при наличии кредитной системы, допускающей сравнение. Базирующиеся на установленных результатах обучения и компетенциях кредиты являются важным инструментом разработки учебных программ. Правильно определив результаты обучения, можно установить стандарты с учетом требуемого уровня теоретических, экспериментальных знаний по дисциплине, академических и связанных с дисциплиной навыков, а также общих академических или переносимых навыков. Чтобы сделать программы более прозрачными и сравнимыми на европейском уровне, необходимо сформулировать результаты обучения и компетенций. В дополнение к общим компетенциям каждый курс программы обучения будет развивать компетенции, ориентированные на предмет (навыки и знания). Связанные с предметом навыки - это соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям, например, биохимический анализ крови, биомеханический анализ двигательного действия, выборочные методы и т д., в зависимости от предметной области дисциплины. Выделяются инструментальные, межличностные и системные компетенции. Инструментальные компетенции (имеют инструментальную функцию) - когнитивные способности (понимание и использование идей и мыслей); методологические способности (организация времени, стратегия учебы, принятие решений или решение проблем; технологические навыки (использование технических средств, навыки управления информацией и работы с компьютером); лингвистические навыки (письменная или устная коммуникация, знание второго языка). Инструментальные компетенции:
Межличностные компетенции - индивидуальные способности (выражение чувств, отношение к критике и самокритике); социальные навыки (межличностные отношения, работа в команде, приверженность общественным и этическим ценностям). Межличностные компетенции: - способность к критике и самокритике; - работа в команде, - навыки межличностных отношений; - способность работать в междисциплинарной команде; - способность общаться со специалистами из других областей; - способность работать в международной среде;
Системные компетенции (относятся к системе в целом, позволяют видеть части в их связи и единстве). Системные компетенции: - способность применять знания на практике; - исследовательские навыки; - способность учиться; - способность адаптироваться к новым ситуациям; - способность порождать новые идеи (креативность); - лидерство; - понимание культур и обычаев других стран; - способность работать самостоятельно; - разработка и управление проектами; - инициативность и предпринимательский дух; - забота о качестве; - стремление к успеху. Требования к компетенциям выпускников по степени общности: - узко профессиональные; - широко профессиональные; - личностные; - социальные. Анализ профессиональных компетенций выявил доминирование узко профессиональных но отношению к широко профессиональным требованиям к умениям и навыкам выпускника (в среднем в соотношении 3/2), что уменьшает готовность специалиста к изменению вида профессиональной деятельности. Результаты обучения могут быть заданы в виде определений того, что должен знать, понимать и уметь демонстрировать обучаемый по завершению учебной программы. Результаты обучения - это конкретные намерения программы или модуля, выраженные в специальных терминах. Они описывают, что должен знать, понимать и быть в состоянии делать студент по окончании этой программы ил и модуля. Проектирование учебной программы с помощью результатов обучения олицетворяет собой переход от содержания курса (то есть, от того, что преподает профессорско-преподавательский состав) к его результатам (другими словами, к тому, что будет в состоянии делать студент при успешном завершении курса). Результаты обучения могут:
Результаты обучения будут полезны при составлении табелей успеваемости студентов. Результаты программы должны быть классифицированы по следующим категориям: - знание и понимание; - интеллектуальные навыки; - практические навыки; - ключевые переносимые навыки. Раздел учебной программы должен демонстрировать четкую синхронность между результатами обучения и критериями оценивания, которые используются для этого модуля. Для этого требуется разработать соответствующие оценочные задания и преподавать этот раздел таким образом, чтобы студенты имели возможность добиться необходимых результатов. Такая синхронность между результатами обучения, методами обучения и преподавания, оценочными заданиями и критериями оценивания делает весь процесс прозрачным для студентов и других заинтересованных сторон, а также позволяет обеспечить согласованность между разделами. Результаты обучения должны устанавливать минимальный приемлемый стандарт, которому должен удовлетворять студент для успешного прохождения модуля или курса (пороговый уровень). Это означает, что очень важно выражать результаты обучения в терминах необходимой обученности, поэтому следует иметь небольшое число результатов обучения, имеющих первостепенное значение, а не множество поверхностных и малосодержательных результатов. Выделяют шесть категорий обучения - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка - которые можно использовать на любом академическом уровне. Первые две категории относятся конкретно к знанию и пониманию, остальные четыре: к интеллектуальным навыкам. Связав критерии оценивания с результатами обучения: можно получить простое соответствие между результатом и критерием. Эго делает процесс оценивания более прозрачным для студентов и позволит им ясно увидеть цель оценивания. Систематическое обращение к результатам раздела программы будет улучшать это понимание. При подготовке оценивания следует сочетать интеллектуальные результаты и результаты на базе навыков. В программе предусматривается изучение студентами курса по следующим разделам: Разделы курса. 1. Цикл дисциплин «Теории и методики тхэквондо». 2. Дисциплины для выборочно-углубленного освоения. 3. Внутренние спецкурсы. 4. Самостоятельная работа студентов. С точки зрения современной дидактики в обучении выступают две стороны: 1) преподавание (деятельность преподавателя); 2) учение (сознательная, познавательная деятельность студентов). Поэтому, методы обучения включают в себя методы преподавания (средства, приемы, способы получения, передачи, анализа и сохранения информации; управления и контроля учебной деятельностью студентов) и методы учения (средства; приемы; способы усвоения учебного материала; репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля в их взаимосвязи. С помощью методов обучения в соответствии с поставленной целью реализуются и преподавание и учение. Преподаватель призван обучать студентов, а сами студенты в созданных преподавателем обучающих ситуациях, овладевают системой знаний, умений и навыков. Освоение учебного процесса материала студентами проходит в теоретических, практических, самостоятельных занятий и учебной практике. В теоретических занятиях студентам сообщаются основные теоретические сведения по разделам курса. На практических занятиях студенты осваивают методику преподавания и применения полученных знаний в практической деятельности, осваивают и совершенствуют двигательные действия. Получают умение и совершенствуют навыки выполнения физических упражнений и технико-тактических действий тхэквондо. Учебная практика проводится с целью совершенствования профессионально-педагогических навыков и умений, необходимых для деятельности тренера. Эти умения и навыки в дальнейшем совершенствуются в процессе педагогической практики. Единицей учебного процесса является учебная тема, так как она сохраняет все его структурные особенности. Структура каждого занятия (урока) определяется целью и местом этого занятия в системе учебной темы. Материал любой темы должен быть разделен на основной, имеющий значение для последующего обучения и дополнительный материал. Учебная деятельность состоит из трех этапов: 1) вводно-мотивационный этап (уяснить тему, понять значение темы, определить основные задачи); 2) операционно-познавательный этап (изучить и освоить содержание темы, овладевают знаниями, умениями, навыками); 3) рефлексивно-оценочный этап (обобщить изученный материал темы). При изучении любой темы должны иметь место все три указанных этапа. Методические системы образовательного процесса в вузе должны ориентироваться на современные педагогические технологии, в которых реализуются следующие новации:
Эффективность процесса обучения определяется главным образом активностью познавательной деятельности студентов. Управление учебным процессом на базе инновационных педагогических и информационных технологий как раз и помогает обеспечивать такую активность Для формирования содержания и объема учебной программы специалиста по физической культуре и спорту по специализации тхэквондо использовался метод моделирования, в частности были разработаны графоаналитические модели. Графоаналитические модели – это изобразительные модели, отражающие основные черты изучаемой проблемы (в частности проблемы подготовки специалиста) и позволяющие на графике представить путь решения задачи, достижения во времени конечной цели, оценить степень соответствия содержания образования специалиста с требованиями реальной действительности (современной спортивной практики). Основными требованиями к выпускнику являются:
СПЕЦИАЛИСТ должен быть:
Балльная система контроля успеваемости студентов является одним из компонентов системы зачетных единиц, введение которой в РГУФК обусловлено приказом Министерства образования и науки РФ № 215 ОТ 29.07.2005 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц», предусматривающим включение РГУФК в число вузов, участвующих в данном эксперименте. Введение балльной системы контроля успеваемости является одним из этапов на пути к полно масштабному переходу на обучение по системе зачетных единиц. Балльная система вводится с целью стимулирования систематической учебной деятельности студентов на протяжении всего учебного года и обеспечения контроля за этой деятельностью. Введение балльной системы призвано, также стимулировать творческую активность студентов, их самостоятельную работу. Планируется поэтапное введение в РГУФК балльной системы контроля успеваемости с последующим переходом к балльно-рейтинговой системе. Балльная система должна использоваться в учебном процессе по всем дисциплинам учебного плана, включая дисциплины федерального и вузовского компонентов, а также дисциплины по выбору студентов. Балльная система предусматривает наличие по каждой дисциплине рубежного (экзамен, зачет) и текущего (участие в семинарах, выполнение домашних заданий, контрольных работ, компьютерное тестирование, подготовка и защита рефератов, сдача контрольных нормативов и т. п.) контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль за посещаемостью учебных занятий. Данная система не касается итогового контроля - итоговой государственной аттестации. Для вынесения итоговой оценки за весь период изучения дисциплины или этап изучения, завершающийся зачетом или экзаменом, предлагается 100 бальная шкала. Студент набирает баллы на каждом виде текущего контроля, включая посещение учебных занятий, и рубежный контроль. Виды текущего контроля, их количество, число баллов, начисляемых на каждом виде контроля по той или иной дисциплине, определяется кафедрой теории и методики борьбы и восточных единоборств. На каждые 20-24 часа аудиторных занятий должно быть не менее 2-х видов текущего контроля, плюс - контроль посещения занятий. Кафедра устанавливает также сроки выполнения каждого вида контроля. Баллы, полученные только на рубежном контроле, не должны обеспечить получение положительной итоговой оценки. Удельный вес в общей оценке успеваемости различных видов рубежного контроля должен различаться. Так за отличную сдачу экзамена начисляется 30 баллов, сдача на четверку соответствует 20 баллов, на тройку - 10, за сдачу зачета - до 20 баллов |
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы... Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности «физическая культура и спорт»... | Программа по специальности 032101 «физическая культура и спорт» квалификация... Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02. 03. 2000... | ||
2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27 Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая... | 032101. 65 «Физическая культура и спорт» «Физическая культура и спорт» специализации «Теория и методика волейбола» на 2012-2013 учебный год | ||
Информационная справка СиФВ, 3 курса, 5 группы обучающихся по специальности 032101. 65 «Физическая культура и спорт», специализации «Горнолыжный спорт»... | Программа дисциплины теория и методика велосипедного туризма курс по выбору Учебного плана подготовки специалиста по специальности 032101, «физическая культура и спорт» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | Информационная справка По дисциплине «информатика» для студентов 2 курса института физической культуры, спорта и фитнеса, обучающихся по специальности 032101... | ||
Психология физической культуры и спорта Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта... | Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным... Смоленский федеральный экспериментальный физкультурно-спортивный центр по разработке и апробации технологий профилактики наркомании... | ||
«Методы исследования уровня физических качеств конькобежцев, техники... По профессионально-ориентированной дисциплине для студентов института СиФВ, 4 курса, 7 группы обучающихся по специальности 032101.... | Возрастная психопедагогика Учебно-методический комплекс по возрастной психопедагогике составлен с учетом государственного образовательного стандарта по направлению... | ||
Рабочая программа дисциплины анатомия для специальности 022300 «Физическая культура и спорт» Рабочая программа соответствует Государственным образовательным стандартам по специальности 022300 – Физическая культура и спорт | Методические рекомендации для студентов Специальность 032101 «физическая культура и спорт» Биохимия. Методические рекомендации /Сост.:, Полева Н. В. – Красноярск: 2007. – 47 с | ||
Биология с основами экологии учебно-методические рекомендации Гос высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100. 62 – «Физическая... | Методические рекомендации для студентов Специальность 032101 «физическая культура и спорт» Биология с основами экологии. Методические рекомендации /Сост.:, Полева Н. В. – Красноярск: 2007. – 45 с |