СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Учебно-методические рекомендации по дисциплине:
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОПЕДАГОГИКА
для специальности 032101. 65 «Физическая культура и спорт»
Факультет: заочного обучения
кафедра педагогики и психологии Курс: 4 Семестр: 7 Лекций: 6 часов Семинарских занятий: 8 часов Самостоятельная работа: 46 часов Зачет: семестр 7 Всего часов - 60
Краткая характеристика основной образовательной программы
Учебно-методический комплекс по возрастной психопедагогике составлен с учетом государственного образовательного стандарта по направлению 032101. 65 (Физическая культура и спорт).
Возрастная психопедагогика входит в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД).
Рабочая учебная программа по возрастной психопедагогике составлена с учетом государственного образовательного стандарта, современных представлений о содержании данной дисциплины, опыта преподавания данной дисциплины в нашем вузе. 1.2. Выписка из государственного образовательного стандарта
(дидактические единицы дисциплины)
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
|
| 1
| 2
| 3
| ОПД
| Общепрофессиональные дисциплины
|
| ОПД.Р
| Региональный компонент
| Всего часов
| ОПД.Р.05
| Возрастная психопедагогика.
Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах: Дидактическая единица (ДЕ) 1. Введение в возрастную психопедагогику.
1. Предмет, задачи и методы возр. психопедагогики
2. Развитие, основные характеристики, линии и факторы развития.
ДЕ 2. Теории развития человека
ДЕ 3. Возрастные периодизации развития
ДЕ 4. Особенности развития ребенка в разных возрастах:
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Юношеский возраст
| 60
| Самостоятельная работа студентов Тема №1: Младенчество и раннее детство.
План:
Кризис новорожденности. Возрастная задача этапа новорожденности. Комплекс оживления.
Характеристика непосредственного эмоционального общения как ведущей деятельности младенчества. Двигательное и речевое развитие в младенчестве.
Кризис одного года.
Влияние действий с предметами на познавательное развитие ребенка
Формирование самосознания ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
Литература.
Крайг.Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2001 с. 206 – 314,с.350 -448.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Уч. пособие. – М.: «Академия», 2000, с.70 - 75, с.110 – 120, с. 126 – 140.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Триволта, 1995 с. 193 -200, с. 222 - 230.
Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста – М.: Изд-во Эксмо, 2004 с.5 – 25.
Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986
Тема №2: Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте.
План:
Виды и функции ролевой игры.
Развитие образа Я, половая идентификация
Развитие самооценки.
Развитие самоконтроля. Кризис 7 лет.
Детские страхи, детская ложь.
Роль сказки в развитии ребенка.
Литература.
Крайг.Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2001 с. 350 – 448.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Уч. пособие. – М.: «Академия», 2000, с.126 – 140.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Триволта, 1995 с.231 - 254, с.255 - 260.
Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста – М.: Изд-во Эксмо, 2004 с.5 – 25.
Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986
Тема №3: Младший школьный возраст.
План:
Готовность к обучению в школе. Проблема школьных дезадаптаций.
Развитие социальных отношений. Особенности общения с учителем и сверстниками.
Структура учебной деятельности
Новообразования младшего школьного возраста.
Литература.
Крайг.Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2001 с. 458 – 547.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Триволта, 1995 с.261 – 302.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2006 с.309 – 310.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М., 1992.
Тема №4: Подростковый возраст
План:
Возрастные задачи развития.
Подростковый кризис.
Становление идентичности. Статусы идентичности по Марсиа.
Типичные поведенческие реакции подросткового возраста по Личко.
Группы сверстников и социальное поведение.
Аддиктивное поведение подростков.
Литература.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Уч. пособие. – М.: «Академия», 2000. с.75 - 81, с.153 – 161.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.1, 1982. с. 210 – 214.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983. с. 36 – 50.
Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста – М.: Изд-во Эксмо, 2004 с.58 – 61.
Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.с. 126 – 133, с.142 – 157.
Психология подростка / ред. Реана А.А. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003 с. 110 – 141, с. 382 – 411.
Тема №5: Юношеский возраст.
План:
1. Возрастные задачи развития.
2. Социальный статус юношества
3. Цели самосовершенствования, организация самовоспитания.
4. Профессиональное самоопределение.
5. Дружба. Проблема одиночества.
Литература.
Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста – М.: Изд-во Эксмо, 2004 с.61 - 66.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989, с. 180 – 183, 193 – 204.
Кон И.С. Социальный статус юношества – в кн. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 529 – 532.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М.: Просвещение, 1987, с. 101 – 112, с. 184 – 191.
Психология подростка / ред. Реана А.А. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003 с.297-319.
Рекомендуемые темы рефератов
Педология – этап развития возрастной психопедагогики.
Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России.
Роль научения в развитии психики в теории бихевиоризма.
Формирование личности в психоаналитических теориях.
Сущность психического развития в гештальтпсихологии.
Возрастные периодизации.
Роль кризисов в развитии человека.
Влияние культуры на развитие человека.
Саморазвитие как высшая форма развития.
Развитие Я- концепции ребенка в дошкольном возрасте.
Роль сказки в психическом развитии ребенка.
Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
Развитие предметных действий в раннем детстве.
Стили семейного воспитания и их роль в развитии личности ребенка.
Полоролевая идентификация ребенка.
Готовность к обучению в школе.
Синдром дефицита внимания у младших школьников.
Аддиктивное поведение подростков
Особенности Я-концепции подростка
Мотивация профессиональной ориентации.
Цели самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
Личностное самоопределение в юности.
Кризис середины жизни.
Дети – индиго.
Требования к уровню освоения программы Изучив курс «Возрастная психопедагогика», студенты должны знать:
- основные понятия возрастной психопедагогики;
- механизмы и движущие силы психического развития;
- соотношение биологических и социальных процессов развития;
- особенности становления психики в стабильные и критические периоды развития;
- характерные черты отдельных возрастных периодов;
- специфику форм, методов и организации педагогического процесса в разных возрастных группах. Изучение данного курса формирует у студентов умения:
- анализировать особенности развития по основным областям;
- соотносить индивидуальные варианты развития с нормой развития;
- строить педагогическую деятельность с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- работать со специальной литературой.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
Предмет и методы возрастной психологии. Возрастная и педагогическая психология.
Понятие о развитии. Основная характеристика развития. Основные факторы развития.
Основные области развития ребенка.
Культурно-историческая теория развития ребенка Л.С. Выготского.
Возрастная периодизация развития. Периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.
Возрастная периодизация развития. Периодизация психосоциального развития ребенка Э. Эриксона.
Развитие ребенка в младенческом возрасте. Кризис 1 года.
Развитие ребенка в раннем детстве: физическое и познавательное развитие.
Развитие ребенка в раннем детстве: психосоциальное развитие. Кризис 3-х лет.
Развитие ребенка в дошкольный период: физическое и познавательное развитие.
Развитие ребенка в дошкольный период: психосоциальное развитие. Кризис 7 лет.
Готовность ребенка к обучению в школе.
Общая характеристика младшего школьного возраста. Познавательное развитие.
Взаимоотношение с взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.
Общая характеристика развития в подростковом возрасте.
Подростковый кризис. Взаимоотношения подростка с взрослыми.
Развитие самосознания и самооценки в подростковом возрасте. Чувство «взрослости».
Общая характеристика юношеского возраста.
Развитие самосознания в юношеском возрасте.
Литература для изучения курса «Возрастная психопедагогика»
Основная
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского.- М.,1979.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Гамезо М.В. и др.- М.,1984.
Крайг Г. Психология развития.- Спб., 2000.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология.- М., 2001.
Мухина В.С. Возрастная психология.- М.,2000.
Психология развития /Под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.,2001.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология.- М., 2004.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1999.
Дополнительная
Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец: О развитии и воспитании ребенка первого года жизни.- Спб.,1999.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.
Борисов Г.Б. «Я уже взрослый»/ Книга для подростка. М..:1986.
Вернер Л.А., Вернер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.,1994.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. – М., 2006.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести.- М.,1996.
Гати Ф., Гайер Д. и др. Подросток.- М.: Прогресс, 1977.
И.С. Кон. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989.
Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991
Клещевников В.И. Особенности обучения детей 12-17 лет.- М.: Просвещение.1991.
Кричевский Р.Л. Опыт экспериментального психологического исследования школьников.- М.: Педагогика,1988.
Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.
Люблинская Л.А. Детская психология.- М.: Просвещение,1971.
Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2006
Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша.- Спб., 1998.
Ольшанский Д.В. Я сам!- М.: Педагогический ф-т, 1986, №11.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера.- М.: Педагогика, 1988.
Островская Л.Ф. Педагогические сипуации в семейном воспитании дошкольников.- М.: Просвещение, 1987.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М.: Просвещение, 1987,
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1996.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М., 2001.
Популярная психология для родителей./Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
Практикум по возрастной и педагогической психологии. - , 2001.
Психология подростка / ред. Реана А.А. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.
Развитие личности ребенка/Под ред. А.М.Фонарева.- М.: Просвещение, 1987.
Стоунс Э. Психопедагогика.-М.: Педагогика, 1984.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Изд. МГУ, 1981.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение,1989.
Методические указания студентам
1. Характеристику основных возрастных периодов развития рекомендуем давать по следующему плану:
- общая характеристика развития в данный возрастной период (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования);
- особенности физического развития (характер изменений размеров и массы тела, двигательное развитие, развитие головного мозга и анализаторных систем);
- когнитивное развитие (развитие познавательных процессов, речи, направленность познавательной активности);
- психосоциальное развитие (развитие самосознания, общения, черт характера).
2. Общие рекомендации:
- активно участвовать в обсуждениях психологических явлений на групповых занятиях;
- обязательно читать рекомендованную литературу;
- полезно завести словарь терминов, что облегчает их усвоение и запоминание. |