ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
Учебно-методический комплекс Возрастная, педагогическая и
социальная психология
для специальностей:
050102.65 – Биология;
050201.65 – Математика;
050202.65 – Информатика;
050203.65 – Физика;
050301.65 – Русский язык и литература;
050302.65 – Родной язык и литература;
050303.65 - Иностранный язык;
050401.65 – История;
050402.65 – Юриспруденция;
050502.65 – Технология и предпринимательство;
050720 .65 - Физическая культура Елабуга 2009
УДК 159. 9 ББК 88. 374 Ш 15 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ
Рецензенты:
Васильева Т.Н. - кандидат психологических наук, доцент Института экономики, управления и права (г. Казань);
Панфилов А.Н. - кандидат педагогических наук, доцент Елабужского государственного педагогического университета
Шагивалеева Г.Р., Штерц О.М.
Ш 15 Возрастная, педагогическая и социальная психология: учебно-методический комплекс — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 120 с.
Обсужден и одобрен на заседании кафедры психологии.
«26» мая 2009 г. протокол № 11
Одобрен на УМС факультета «29» сентября 2009 г. протокол № 1
Утвержден на УМС ЕГПУ «15» октября 2009 г. протокол № 2 Предназначен для студентов специальностей: 050102.65 – «Биология»;
050201.65 – «Математика»;
050202.65 – «Информатика;
050203.65 – «Физика»;
050301.65 – «Русский язык и литература»;
050302.65 – «Родной язык и литература»;
050303.65 – «Иностранный язык»;
050401.65 – «История»;
050402.65 – «Юриспруденция»;
050502.65 – «Технология и предпринимательство»;
050720 .65 – «Физическая культура»
УДК 159. 9 ББК 88. 374
ЕГПУ, 2009
1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Возрастная, педагогическая и социальная психология»: формировать у студентов систему теоретических, практических знаний по возрастной, педагогической, социальной психологии и умение применять полученные знания в практической деятельности. Рабочая программа по курсу «Возрастная, педагогическая и социальная психологи» составлена на основании Государственного стандарта образования по психологическим дисциплинам. Задачи «Возрастной психологии»:
— изучить закономерности развития психики на различных этапах онтогенеза;
— раскрыть преемственность содержания различных этапов онтогенеза;
— способствовать сознательному, творческому усвоению основ современной возрастной психологии;
— раскрыть взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями психологических знаний;
— обеспечить создание условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека на определение и устранение причин, сказывающихся на неадекватном (потенциалу или возрастной норме) развитии. Задачи «Педагогической психологии»:
— раскрыть психологические основы обучения и воспитания современных детей и подростков;
— рассмотреть с основные проблемы и методы исследования педагогической психологии;
— изучить основные теории учебной деятельности;
— раскрыть основы психологии педагогической деятельности; Задачи «Социальной психологии»:
— изучить предмет и феноменологию современной социальной психологии;
— рассмотреть специфические методы социально-психологического исследования;
— проанализировать теоретические и практические основы психологии малых групп;
— выявить психологические механизмы формирования межличностных отношений в малой форме;
— выявить факторы, определяющие успешность социализации личности;
— способствовать формированию у студентов приемов и техник по оптимизации межличностного общения; 2. Требования к уровню освоения содержания
дисциплины По окончании изучения дисциплины студенты должны знать:
— основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода, виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;
— основные положения социальной психологии личности, социальной группы, межличностного общения, конфликтных отношений, ряда прикладных проблем социальной психологии;
— психологическую сущность и структуру процесса учения и воспитания;
— основные концепции психологии обучения, направления воспитания, факторы, способствующие саморазвитию и самовоспитанию личности;
— психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятельности.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Ист-юр. фак.
| РФЖ
| Физ. мат.
| Фил. фак
| ТЭФ
| Био. фак
| Ин. фак
| Спорт. фак
| Ист.
отд.
| Юр.
отд.
| Общая трудоемкость
| 140
| 172
| 108
| 180
| 140
| 160
| 180
| 164
| 160
| Аудиторные занятия
| 70
| 86
| 54
| 90
| 70
| 80
| 90
| 82
| 80
| Лекции
| 36
| 42
| 18
| 42
| 36
| 44
| 42
| 40
| 50
| Практические занятия (семинары)
| 12
| 20
| 24
| 30
| 34
| 20
| 12
| 12
| 30
| Лабораторные работы
| 22
| 24
| 12
| 18
| -
| 16
| 36
| 30
| -
| Самостоятельная работа
| 70
| 86
| 54
| 90
| 70
| 80
| 90
| 82
| 80
| Курсовые работы / рефераты
| 9 cеместр
| 9 cеместр
| 9семе-стр
| 7сем физ 9сем инфор
| 7 семестр
| 7 семестр
| 7 семестр
| 6 семестр
| 8 семестр
| Вид итогового контроля
| Экзамен
| Экзамен
| Эк-замен,
зачет
| Экзамен
| Экзамен
| Экзамен
| Экзамен
| Экзамен
| Экзамен
| Семестр
| 3
| 3
| 3, 4
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 4. CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№
| Тематический план
| Лекции
| Практические занятия, семинары
| Лабораторные работы
| СРС
| Раздел I. Возрастная психология
| 1
| Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
| 2
| 2
| -
| 2
| 2
| Метод наблюдения.
Метод эксперимента.
| -
| -
| 2
| -
| 3
| Метод анкетирования и тестирования.
| -
| -
| 2
| -
| 4
| Метод бесед.
Метод изучения продуктов деятельности.
| -
| -
| 2
| -
| 5
| Закономерности и динамика психического развития и формирование личности в онтогенезе.
| 4
| -
| -
| 2
| 6
| Проблема психологического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
| -
| 4
| -
| -
| 7
| Периодизация психического развития ребенка.
| 4
| -
| -
| 8
| 8
| Психическое развитие ребенка до поступления в школу.
| 4
| -
| -
| 6
| 9
| Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.
| 2
| -
| -
| 8
| 10
| Развитие личности в дошкольном возрасте.
| -
| 2
| -
| -
| 11
| Психология младшего школьника.
|
| 2
|
|
| 12
| Психодиагностики и коррекция готовности ребенка к школе.
| -
| -
| 2
| -
| 13
| Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.
| 2
| 2
| -
| 10
| 14
| Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.
| 2
| 2
| -
| 8
| 15
| Психодиагностики младшего школьника.
| -
| -
| 2
| -
| 16
| Психодиагностика подросткового возраста.
|
|
| 2
|
| 17
| Психодиагностика юношеского возраста.
|
|
| 2
|
| 18
| Психология зрелости и старости.
| 4
| 4
| -
| 2
| Раздел II. Педагогическая психология
| 19
| Введение в педагогическую психологию.
| 2
| -
| -
| 2
| 20
| Психология воспитания и самовоспитания.
| 2
| 2
| -
| 6
| 21
| Психология воспитания.
| -
| -
| 2
| -
| 22
| Проблемы диагностики воспитанности учащихся.
|
|
| 2
|
| 23
| Психология учения.
| 2
| -
| -
| 4
| 24
| Учебная деятельность как фактор формирования личности.
| -
| -
| 2
| -
| 25
| Психологический анализ урока и воспитательного мероприятия.
|
|
| 2
|
| 26
| Посещение урока.
|
|
| 2
|
| 27
| Диагностика уровня развития мотивации учебной деятельности.
| -
| -
| 2
| -
| 28
| Психология обучения.
| 2
| 2
| -
| 6
| 29
| Психология педагогической деятельности.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 30
| Психология педагогического общения.
|
| 2
| 2
|
| Раздел III Социальная психология
| 31
| Социальная психология как наука.
| 2
| -
| -
| 2
| 32
| Методы исследования и диагностики в социальной психологии.
| -
| 2
|
| -
| 33
| Общение как социально-психологическое явление.
| 2
| -
| 2
| 5
| 34
| Группа как социально-психологический феномен.
| 4
| -
| -
| 5
| 35
| Социально-психологические характеристики больших социальных групп.
| 2
|
|
|
| 36
| Диагностика уровня развития межличностных отношений в группе.
| -
| -
| 2
| -
| 37
| Методика проведения брейнсторминга.
| -
| -
| 2
| -
| 38
| Социальная психология личности.
| 2
|
|
| 2
| 39
| Психологические основы семейных отношений.
| 2
|
|
| 5
| 40
| Конфликт и способы его разрешения.
|
| 2
| -
| 5
|
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕКЦИИ
по разделу «Возрастная психология»
№
| Тема
| Содержание
| 1
| Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
| Предмет и история развития человека. Краткий исторический очерк возникновения и развития возрастной психологии (П.П. Блонский, С.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики. Теоретические и практические задачи современной возрастной психологии. Основные разделы возрастной психологии. Методы возрастной психологии.
| 2
| Закономерности и динамика психического развития и формирование личности в онтогенезе.
| Категория развития. Диалектико — материалистическое учение о психическом развитии индивида и формировании личности. Проблема развития личности в современной зарубежной психологии. Теории психического развития. Концепции усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Предпосылки, условия, механизмы и движущие силы развития. Взаимозависимость психического развития ребенка и формирование его личности в условиях воспитания и обучения. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов
| 3
| Периодизация психического развития человека.
| Периодизация психического развития человека. Категория возраста. Основные структурные компоненты возраста. Развитие как процесс и деятельность. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Основные новообразования. Понятие сенситивности, возрастного кризиса.
| 4
| Психическое развитие ребенка до поступления в школу.
| Основные ступени развития человека. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Символизм. Речь и ее эволюция в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Игра. Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Сознание и самосознание дошкольника. Элементы учения и труда в деятельности дошкольника, их место и роль в формировании личности. Кризис детства. Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с временной задержкой их умственного развития.
| 5
| Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.
| Изменения объективных условий психического развития с приходом ребенка в школу. Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Роль личности в обучении и воспитании младшего школьника. Готовность младших школьников к обучению и воспитанию на последующих этапах общеобразовательной и профессиональной школы.
| 6
| Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.
| Отрочество. Учебная деятельность. Теоретическое мышление. Развитие личности. Кризис отрочества. Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития и формирования личности подростков. Биологические факторы как условия, необходимые, но недостаточные для полного психического развития. Диалектический характер взаимоотношений между биологическими и социальными факторами психического развития. Критика биологизаторского подхода к объяснению психологических особенностей подростков. Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Подросток и взрослые. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.
| 7
| Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.
| Юность. Понятие юности и её возрастные границы. Осознание себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности юноши. Развитие самосознания. Осознание себя как личности и индивидуальности. Особенности умственной деятельности в ранней юности (14-17 лет). Кризис юности. Мимолетные отношения в группах сверстников. Готовность старшего школьника к активной трудовой деятельности, к профессиональному самоопределению. Особенности развития познавательных психических процессов и свойств личности в старшем юношеском возрасте (18-22 лет). Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей в юношеском возрасте. Кризис юности.
| 8
| Психология зрелости и старости.
| Определение смысла жизни. Молодость. Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости. Кризис взрослости. Понятие «акмэ». Зрелость. Кризис зрелости. Геронтогенез. Психология старения.
|
ЛЕКЦИИ
по разделу «Педагогическая психология»
№
| Тема
| Содержание
| 1
| Введение в педагогическую психологию.
| Предмет, задачи, проблемы и методы педагогической психологии. Краткий исторический очерк ее возникновения. Современное состояние педагогической психологии и ее структура.
| 2
| Психология воспитания и самовоспитания.
| Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях. Формирование личности как многоплановый процесс, реализуемый в условиях воспитания. Мотивация в процессе воспитания. Проблема управления воспитанием и ее психологический смысл. Технология воспитания. Общечеловеческие ценности и базовые свойства личности современного человека. Соотношение обучения и воспитания. Самовоспитание — высшая форма самоуправления личности. Роль семьи, школы, общества в воспитании учащегося. Некоторые вопросы психологии перевоспитания.
| 3
| Психология учения.
| Процесс учения как проблема педагогической психологии. Учение и научение. Усвоение знаний как фактор психического развития. Структурные компоненты учения. Механизмы научения. Психологические факторы успешного учения. Мотивы учения. Учебная деятельность. Концепции научения. Психологическая готовность к школьному обучению.
| 4
| Психология обучения.
| Обучение как процесс. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Психология развивающего обучения. Психологические основы проблемного, программированного, модульного, личностно-ориентированного обучения. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Проблема соотношения обучения и развития.
| 5
| Психология педагогической деятельности.
| Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива.
Структура, механизмы педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.
|
ЛЕКЦИИ
по разделу «Социальная психология»
№
| Тема
| Содержание
| 1
| Социальная психология как наука.
| Предмет социальной психологии и его структура. Дискуссии о предмете социальной психологии в истории отечественной психологии. Место социальной психологии в системе психологических наук. Методология и методы социальной психологии. Основные категории социальной психологии: личность, отношения, группа, коллектив, общение, лидерство. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Социальная психология и общественная практика.
| 2
| Общение как социально-психологическое явление.
| Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения. Компоненты общения. Основные закономерности общения. Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Практические проблемы оптимизации общения.
| 3
| Группа как социально-психологический феномен.
| Общее понятие о группах. Виды групп. Психология малой группы. Процесс группового функционирования. Феноменология группового давления. Феноменология конформизма. Механизмы развития групп, проблема группового давления, конформизм. Межличностные отношения, механизмы их формирования в малой группе. Проблема лидерства и групповой сплоченности в малых группах. Эффективные способы управления малой группой. Специфика управления ученическим и педагогическим коллективом. Феноменология межруппового взаимодействия. Психология конфликта. Управление конфликтом. Способы разрешения и предупреждения конфликтов в группе.
| 4
| Социально-психологические характеристики больших социальных групп.
| Проблематика, теоретические принципы исследования больших социальных групп в социальной психологии. Классификация больших социальных групп. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, интересов, норм поведения. Понятие «социальный тип личности». Образ жизни и специфика национального самосознания личности. Социально-психологические аспекты этнической психологии. Психологические характеристики религиозных общностей и организаций. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы. Закономерности массового поведения.
| 5
| Социальная психология личности.
| Структура социально-психологических потребностей, мотивов, установок личности, их роль в учебной деятельности и общении. Личность в группе. Понятие социализации и адаптации. Содержание процесса социализации. Теории социализации, развития личности. Проблема прогнозирования социального поведения личности. Межличностный конфликт.
| 6
| Психологические основы семейных отношений.
| Семья и ее функции. Структура и динамика семьи. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Последствия нарушений семейных отношений. Исследование и диагностика семейных отношений.
|
Методические указания по проведению семинарских занятий Подготовка студентов к семинарским занятиям по «Возрастной, педагогической и социальной психологии» заключается в самостоятельной работе с учебной, научной и учебно-методической литературой.
Подготовка к семинарским занятиям потребует от студентов умения поиска информации и правильного оформления научной мысли. В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинару студенты должны уметь:
— осуществлять отбор нужной информации по изучаемой проблеме;
— обобщать и классифицировать информацию по проблеме;
— анализировать и синтезировать знания по изучаемой проблеме, стилистически грамотно их оформлять.
Семинарские занятия по психологии являются диалогической формой учебного занятия.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Не допускается простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказал свое личное мнение, понимание, обосновал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
В заключении преподаватель подводит итоги семинара. Преподаватель может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Основные источники знаний — это учебные и методические пособия, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них.
Для подготовки к семинарским занятиям студенты могут пользоваться, прежде всего, методическим кабинетом кафедры психологии, университетским библиотечным фондом.
В настоящее время все успешнее развивается компьютерная сеть и возможность доступа к электронным «книгохранилищам» центральных библиотек России, например, Российская государственная библиотека (E-mail: nbros @ rsl. ru; http: / www. rsl. ru) или Российская национальная библиотека (E-mail: offise @ nrl. ru; http: / www. nrl. ru).
Конспектирование студентами научных источников, при подготовке к семинарам, составляет основу усвоения учебного материала, позволяет углубить знания по определенным разделам дисциплины.
После каждой темы приводятся вопросы для подготовки к семинарским занятиям. К каждому семинарскому занятию указан список рекомендуемой литературы, в котором раскрываются наиболее важные вопросы по изучаемой проблеме.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ по разделу «Возрастная психология»
№
| Тема
| Содержание
| 1
| Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
| Предмет и задачи возрастной психологии. История возникновения и развития возрастной психологии. Методологические основы психологического исследования, их реализация в возрастной психологии (принцип детерминизма, единства психики и деятельности, объективности, развития). Методы организации исследования в возрастной психологии. Методы и методики сбора фактического материала в возрастной психологии.
| 2
| Проблема психического раз вития личности в отечественной и зарубежной психологии.
| Основные положения учения о развитии психики и формирования личности. Условия и причины психического развития личности в онтогенезе. Возрастная периодизация. Диалектическая взаимосвязь возрастных периодов. Основные факторы развития личности: общение, познание, труд.
| 3
| Развитие личности в дошкольном возрасте.
| Формирование мотивов поведения и деятельности в дошкольном возрасте. Возникновение иерархии мотивов. Формирование воли в дошкольном возрасте. Развитие чувств у дошкольника. Развитее самосознания в дошкольном возрасте. Психологическая готовность детей к школьному обучению.
| 4
| Психология младшего школьника.
| Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в период начального обучения. Социальная ситуация развития младшего школьника. Особенности общения и деятельности в младшем школьном возрасте. Изменения познавательной деятельности младшего школьника. Изменения личностных особенностей младшего школьника.
| 5
| Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.
| Социальная ситуация развития подросткового возраста. Влияние межличностных отношений в среде сверстников на развитие личности подростка. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Перестройка учебной деятельности и развитие познавательных процессов у подростков. Причина отклоняющегося поведения «трудных» подростков как крайнее проявление общих закономерностей развития личности в этом возрасте. Ошибки в семейном воспитании. Проявления отклоняющегося поведения подростков. Психологические предпосылки нарушения поведения у некоторых «трудных» подростков. Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с «трудными».
| 6
| Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.
| Особенности физического развития в юношеском возрасте, молодости. Социально-психологические условия формирования личности. Психологические основы формирования общественной направленности личности. Межличностные отношения в группах сверстников. Взаимоотношения с окружающими взрослыми. Психологические особенности выбора профессии и готовность к профессиональному самоопределению. Феномен студенчества. Кризисы юности. Молодость (поздняя юность). Определение смысла жизни.
| 7
| Психология зрелости и старости.
| Особенности физического развития в молодости, зрелом возрасте, старости. Социально-психологические условия формирования личности. Авторство собственного образа жизни. Кризисы взросления и зрелости. Межличностные отношения в группах сверстников. Проблема «отцов и детей». Акмеология и геронтология. Проблема старения.
| |