Скачать 331.51 Kb.
|
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРИЗМА Курс по выбору УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032101, «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» МОСКВА – 2009 Рекомендовано Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ Ковылин М.М. Теория и методика велосипедного туризма: программа дисциплины учебного плана подготовки специалиста по специальности 032101, «Физическая культура и спорт» (курс по выбору) / М.М. Ковылин. М.: Физическая культура, 2009. – с. Автор: Ковылин М.М. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, руководитель специализации теории и методики велосипедного спорта. Рецензенты: Цыганков Э.С. – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Мартынов Г.М. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Организационно-методическое обеспечение курса Целью данного курса является ознакомление студентов в рамках дисциплины курса по выбору с основами велосипедного туризма, по следующим разделам: велосипедный туризм в системе физического воспитания России, история велосипеда и велосипедного туризма, организационно-методические особенности проведения велосипедного похода, велосипедный туризм в сфере массово-оздоровительной работы, правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Овладение знаниями и умениями преподавания велосипедного туризма, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Задачи курса. Особое внимание в процессе преподавания курса уделяется вопросам методики организации велосипедного туризма в сфере массово-оздоровительной работы, а также методики организации средствами велосипедного туризма внеурочной и секционной работы. Место курса в профессиональной подготовке студента. Настоящий курс является практической основой углубления профессиональной подготовки выпускника, расширения сферы применения его профессиональных навыков и умений средствами велосипедного туризма, что обусловлено взаимодействием научно-теоретических и научно практических дисциплин, применением активных методов обучения в структуре учебного плана. Программный материал курса опирается на информацию, полученную студентами в результате освоения других предметов учебного плана вуза, что дает возможность строить программу на основе междисциплинарных связей. В программе определен перечень тем, обязательных для формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков, необходимых в будущей практической (трудовой) деятельности. Подготовка студентов проводится в течение 60 часов по следующим формам занятий: методические и практические занятия, учебная практика, семинарские занятия, а также самостоятельные занятия. На методических занятиях сообщаются основные теоретические сведения по изучаемым разделам: история развития велосипедного туризма, техника, тактика, методика обучения основным техническим приемам, организация и проведение велосипедных походов. Разбираются методические вопросы учебных тем, пройденных студентами. На практических занятиях студенты изучают и совершенствуют не только технику владения велосипедом и тактику велосипедного туризма, но и овладевают необходимыми умениями и навыками организации и проведения велосипедных походов, а также обслуживания и ремонта велосипеда. На семинарских занятиях проверяется знание теоретического материала, методических и практических занятий (умения и навыки), оценивается самостоятельная работа студентов, контролируется их текущая успеваемость. При освоении данной дисциплины студент должен знать теоретический материал в объеме учебной программы, и овладеть методикой, а также умениями и навыками организации и проведения велосипедных походов. Овладеть такими профессионально-педагогическими умениями и навыками, как методика организации и проведения занятий, объяснение и демонстрация техники владения велосипедом и управление группой, составление конспекта и проведения занятия по велосипедному туризму. Важным моментом в подготовке студента является участие в организации и проведении велосипедного похода. Особое внимание обращается на приобретение студентом как спортивно-двигательных, так и педагогических навыков теории и методики велосипедного туризма. При этом в одном занятии могут сочетаться все виды практического занятия: методическая часть, фрагмент учебной практики, собственно практическое занятие и текущая оценка (зачет) по итогам занятия. Требования к уровню освоения содержания курса и его реализация В результате изучения курса студент должен знать основные понятия, термины и этапы развития теории и методики велосипедного туризма; принципы и особенности организации учебно-тренировочных занятий; организацию и проведение велосипедного похода; проведение спортивных походов с различным контингентом занимающихся. Студент должен уметь формулировать цель учебно-тренировочного процесса, отдельного занятия, ставить и решать отдельные задачи в зависимости от контингента занимающихся, учитывать возраст, особенности полового развития, уровень подготовки и квалификации. Студент должен показывать основные технические элементы и базовые технические приемы велосипедного туризма и общеразвивающие упражнения, владеть современными техническими средствами обучения, проводить учебные занятия. Учет успеваемости ведется в форме текущих микрозачетов по пройденным темам. Фома итогового контроля – зачет, который выставляется в сроки, предусмотренные учебным планом. Зачет выставляется за знание пройденной темы, овладение основами техники и методики преподавания велосипедного туризма, выполнения требований по технико-тактической подготовке (выполнению контрольных нормативов) и учебной практике преподавания велосипедного туризма. Примерное распределение часов по темам
Содержание курса Раздел 1. Велосипедный туризм в системе физического воспитания России, история велосипеда и велосипедного туризма Методические занятия Место велосипедного туризма в современной системе физического воспитания. Характеристика велосипедного туризма как средства физического воспитания. Функции велосипедного туризма: оздоровительная, развивающая, воспитательная, рекреационная и др. Основные физические и психические качества и черты характера, развиваемые посредством велосипедного туризма. Задачи и значение велосипедного туризма для различного контингента занимающихся. История изобретения велосипеда и процесс модернизации его конструкций, узлов и деталей. Первые изобретатели велосипедов. Становление и развитие велосипедной промышленности в России и в мире. Периоды развития велосипедного туризма. Зарождение и становление велосипедного туризма в России и за рубежом. Самодеятельные общества и клубы любителей велосипедной езды, их организация и уставы. Ведущие велотуристы России и зарубежья и их спортивные достижения. Самостоятельная работа Ознакомление с современной методической литературой по велосипедному туризму. Изучение литературы по истории развития велосипедного туризма. Раздел 2. Организационно-методические особенности проведения велосипедного похода Тема 2.1. Посадка, техника езды на велосипеде Методические занятия Правильная установка седла. Критерии установки седла. Методика установки седла и руля. Основные положения тела при езде на велосипеде. Посадка в седле (низкая, средняя и высокая). Техника педалирования. Фазы педалирования (нажим, проводка, подтягивание и проталкивание педали). Виды контактных педалей. Техника переключения передач скоростей в разных режимах и в различных дорожных условиях. Техника торможения. Техника езды на велосипеде группой. Техника «езды на колесе». Техника езды с разносторонним построением. Техника езды веером. Практические занятия Овладение и закрепление техники выполнения основных технических приемов езды на велосипеде. Проверка теории и практики выполнения основных технических приемов езды на велосипеде. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по технике выполнения основных технических приемов езды на велосипеде. Анализ технических приемов по видеозаписям. Выполнение имитационных упражнений по овладению и закреплению основных технических приемов. Тема 2.2. Тактика велосипедного похода Методические занятия Процесс совершенствования тактической подготовленности велотуриста. Разработка плана тактической подготовки. Овладение практическими элементами тактики в велосипедном туризме. Разработка тактического плана на конкретный велосипедный поход и его уточнение на основе оценки условий велопохода. Оперативная коррекция тактики в ходе велопохода. Анализ результатов решения тактических задач в ходе велосипедного похода. Практические занятия Ознакомление и овладение практическими элементами тактики в велосипедном туризме. Проверка теории и практики выполнения основных тактических приемов езды на велосипеде. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по тактике в велосипедном туризме. Тема 2.3. Ориентирование в велосипедном походе Методические занятия Понятие «Ориентирование на местности». Использование объектов местности для ориентирования (точечные ориентиры, линейные ориентиры, площадные ориентиры). Ориентирование на местности (общее и детальное). Освоение техники ориентирования на местности в туристском походе. Методика ориентирования карты по линиям местности. Методика определения масштаба карты. Ориентирование приемом азимутального движения и панорамных фотоснимков. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по ориентированию в велосипедном туризме. Освоение техники ориентирования на местности. Тема 2.4. Движение по разным дорогам, преодоление препятствий Методические занятия Техника езды на велосипеде по пересеченной местности. Характер езды на велосипеде по ровной и гладкой дороге. Техника прохождения короткого пологого подъема. Техника прохождения затяжного пологого подъема. Техника прохождения короткого крутого подъема. Техника прохождения крутого продолжительного подъема. Техника прохождения крутого продолжительного подъема на горных перевалах. Техника прохождения спусков. Техника прохождения крутых спусков. Техника прохождения длинных спусков. Техника прохождения крутых поворотов серпантинов горных дорог. Техника езды по брусчатке, булыжному шоссе, грейдерным дорогам, усыпанным галькой или мелкой щебенкой, грунтовым дорогам и тропам. Техника езды по лесным дорожкам с различными препятствиями (канавок, корней, упавших деревцев). Техника прохождения переправ через реки, ручьи и броды. Практические занятия Овладение и закрепление техники езды на велосипеде по разным дорогам. Проверка теории и практики выполнения основных технических приемов езды на велосипеде. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по технике движения езды на велосипеде по разным дорогам. Освоение техники движения езды на велосипеде по разным дорогам. Тема 2.5. Обеспечение безопасности в велосипедных походах Методические занятия Подготовка к велосипедному походу или путешествию. Планирование маршрута пути. Проведение инструктажа участников велосипедного похода по безопасности движения. Несчастные случаи и заболевания в велосипедных походах вызванные общими причинами и обусловленные непосредственно передвижением на велосипеде. Практические занятия Овладение и закрепление основ обеспечения безопасности в велосипедных походах. Проверка теории и практики основ безопасности при проведении велосипедных походов. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по обеспечению безопасности в велосипедных походах. Тема 2.6. Психологическая атмосфера в группе Методические занятия Организация сплоченности в группе. Стиль руководства группой (демократический, авторитарный и либеральный). Создание дружного работоспособного туристского коллектива. Разрешение конфликтных ситуаций. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по обеспечению психологической атмосферы в группе. Тема 2.7. Остановка, ночлег, дневка Методические занятия Организация остановок. Выбор мест для остановок. Выбор темпа движения перед организацией остановки. Непредвиденные остановки. Организация дневного привала. Продолжительность дневного привала. Определение и организация мест для ночлегов. Определение и организация мест для бивака. Выбор места для организации костра. Общие правила установки палатки. Организация дневок (запланированные заранее, получившимися благодаря сэкономленному времени и вынужденные). Выбор места для дневки. Практические занятия Ознакомление и овладение методикой организации остановок, ночлегов и дневок: (выбор мест для остановок, выбор темпа движения перед организацией остановки, непредвиденные остановки, организация дневного привала, продолжительность дневного привала, определение и организация мест для ночлегов, определение и организация мест для бивака, выбор места для организации костра, общие правила установки палатки, организация дневок (запланированные заранее, получившимися благодаря сэкономленному времени и вынужденные), выбор места для дневки). Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по методики организации остановок, ночлегов и дневок. Тема 2.8. Питание Методические занятия Рацион питания в однодневных и двухдневных походах выходного дня. Рацион питания в многодневном походе. Рацион питания в ненапряженных походах I и II категорий сложности. Раскладка продуктов для похода I и II категорий сложности. Рацион питания в сложных походах. Рацион питания в условиях высокогорья. Рацион питания в засушливых районах. Строгое соблюдение режима еды. Соблюдение в велосипедном походе водно-солевого режима. Организация пополнения запаса продуктов в пути. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по организации питания в однодневных и двухдневных походах выходного дня, в многодневных походах, в ненапряженных походах I и II категорий сложности и в сложных походах. Тема 2.9. Походная гигиена и медицина Методические занятия Личная гигиена в велосипедном походе (гигиена одежды и обуви, тела и ротовой полости, гигиена сна, соблюдение режима питания и водно-питьевого, твердое выполнение распорядка дня). Самоконтроль и восстановительные средства во время проведения велосипедного похода. Средства восстановительных мероприятий (питание, фармакологические средства, гидротерапевтические процедуры, массаж). Медицинская аптечка для велосипедных походов (сокращенный состав и полный). Первая медицинская помощь (ушибы, сотрясение головного мозга, ссадины, ранения, потертости, гнойные раны, термические ожоги, солнечный и тепловой удары, засорение глаза, заноза, растяжение связок, вывихи, переломы, перелом шейного отдела позвоночника, перелом ребер, кровотечение носовое, укусы змей, укус клеща, горная болезнь, пищевые отравления). Транспортировка пострадавшего во время велосипедного похода. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по организации походной гигиены и медицины. Тема 2.10. Ремонт велосипедов в походе Методические занятия Подготовка велосипеда к путешествию. Диагностика и ремонт всех узлов и деталей велосипеда. Ремонт шин, обода и рамы велосипеда во время путешествия. Практические занятия Ознакомление и овладение навыками подготовки велосипеда к путешествию, диагностики и ремонта всех узлов и деталей велосипеда, ремонта шин, обода и рамы велосипеда. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по ремонту велосипедов в походе. Раздел 3. Велосипедный туризм в сфере массово-оздоровительной работы Тема 3.1. Велосипедный туризм в школе и летнем лагере Методические занятия Кружок, секция, клуб юных велотуристов. Кружок юных велотуристов в школе. Кружок юных велотуристов в центре детского творчества и на детской туристической базе. Кружки юных велотуристов по месту жительства. Педагогические принципы деятельности кружка юных велотуристов. Организационно-методические принципы кружка юных велотуристов. Формирование клуба юных велотуристов. Велосипедные походы в летнем оздоровительном лагере. Примерный тематический план работы кружка юных велотуристов в оздоровительном лагере. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по велосипедному туризму в сфере массово-оздоровительной работы. Раздел 4. Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Кодекс путешественника. Методические занятия Общие положения. Кодекс путешественника. Правила проведения соревнований туристско-спортивных походов. Требования к участникам и руководителям спортивных походов. Описание рекомендуемых технических этапов и специальных заданий. Описание препятствий дистанции триала. Таблица рекомендуемых штрафных баллов на велотуристских соревнованиях. Самостоятельная работа Ознакомление с методической литературой по правилам проведения соревнований туристских спортивных походов. Требования к уровню освоения содержания курса Для допуска к сдаче зачета студент должен:
- организация занятий, подготовка мест занятий, инвентаря, уход за инвентарем и оборудованием; - объяснение и демонстрация техникой владения велосипедом и управление группой; - составление конспекта занятия по велосипедному туризму; 4. Владеть умениями и навыками организации и судейства велосипедных походов. 5. Иметь первоначальные навыки по проведению спортивно-массовой работы велосипедного туризма. 6. Участвовать в походах выходного дня. Специальная техническая подготовленность (комплексный тест по оценке уровня базовой технической подготовленности)
ПРИМЕЧАНИЯ: В пунктах 2-11 комплексного теста по оценке уровня базовой технической подготовленности балл «3» ставится за правильное и уверенное выполнение упражнения, балл «2» ставится за упражнение, которое выполнено с ошибками, ведущими к неточному выполнению деталей техники, балл «1» ставится за упражнение, которое выполнено с ошибками, ведущими к искажению основ техники. Примерный перечень рекомендуемых технических этапов и специальных заданий к зачету
Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень тем рефератов
Виды текущего контроля, оценка в баллах
Устное выступление на семинарах, возможно, заменить письменной контрольной работой в виду отсутствия студента на семинаре при условии оформления пропусков в надлежащем порядке (приказ по университету, больничный лист и т.п.). ШКАЛА ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК УСПЕВАЕМОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАБРАННЫХ БАЛЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРИЗМА»
|
Программа дисциплины «теория и методика велосипедного спорта» по... Кафедра теории и методики велосипедного, конькобежного спорта, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма | «Теория и методика избранного вида спорта» Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка... Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | Программа дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» Пояснительная записка по изучению (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта». (бокс) | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | ||
Рабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение» | Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | ||
Отчет по педагогической практике (Теория и методика обучения экономике) Исполнитель : Сабуров Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии | Зачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» | Рабочая программа дисциплины по выбору Сооружения в сфере рекреации... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... |