Программа производственной практики





Скачать 401.96 Kb.
НазваниеПрограмма производственной практики
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер401.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4


«российский государственный педагогический университет има. и. герцена»

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

по направлению

050300.62 Филологическое образование

профиль «Русский язык как неродной и литература»

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Утверждено на заседании кафедры

межкультурной коммуникации

Протокол № 9 от 20.05.2008 г.

Зав. кафедрой

Лысакова И.П. ________________




Утверждено на заседании Совета

филологического факультета

РГПУ им. А.И. Герцена

Протокол № 10 от 29.05.2008 г.

Председатель Совета

Шубина Н.Л. _________________


Санкт-Петербург

2008 г.

Курс

5

Семестр

10

Формы обучения

заочная

Количество недель

3

Форма отчетности

экзамен



Требования к организации педагогической практики (извлечение из ГОС по направлению «540300 Филологическое образование»; номер гос. регистрации 722 пед/бак (новый):

Производственная практика проводится на базе общеобразовательной школы. В ходе практики студентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также самостоятельной подготовки и проведения отдельных уроков по одной из профильных дисциплин направления. Кроме того студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности (организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей).

Цель производственной практики: сформировать у студентов знания и умения, необходимые для работы в поликультурной школе.

Задачи производственной практики: 1) дать знания об особенностях методики преподавания русского языка как неродного, связанные с этнолингвистическими характеристиками контингента обучаемых; об организации урока (планирование, написание, проведение) в поликультурном классе; 2) сформировать умения: обучать предмету; обучать видам речевой деятельности; обучать аспектам языка; проводить уроки, а также внеурочные мероприятия в поликультурномком классе, осуществляя диалог культур и воспитывая в учениках этническую толерантность.
Основные понятия дисциплины: русский язык как неродной, русский язык как иностранный, инофон, поликультурная школа, язык этнической самоидентификации, язык обучения, языковая интерференция, языковая транспозиция, толерантность, социально-языковая депривация.

Основное содержание производственной практики:


  1. Исследовательская работа

Анкетирование и тестирование учащихся – потенциальных инофонов с использованием тестовых методик, разработанных для школьного профиля методикой обучения русскому языку как иностранному, и выявление на этой основе учащихся-инофонов (Форма отчётности см.Приложение 2, Анкетирование и тестирование инофонов)

  1. Аналитическая работа

Анализ типичных ошибок, выявленных у учащихся-инофонов на основе изучения их устных ответов на уроках и письменных работ. Составление картотеки ошибок (Форма отчтётности см.Приложение 2, Анализ ошибок инофонов)



  1. Практическая работа

    1. Посещение 4 уроков в классе, где студент будет проводить занятия самостоятельно, с целью анализа коммуникативно-речевой ситуации на уроке, средств обучения и методов, используемых учителем. Этот вид практики уже знаком студентам, поскольку он частично повторяет предыдущую учебно-исследовательскую практику – анализируется общее и коммуникативно-речевое поведение русскоязычных детей и учителей, чтобы получить общую характеристику поликультурной ситуации – формальные сведения о классе и оценка поведения всех участников педагогического дискурса на уроке (Формы отчётности см. Приложение 2: Анализ коммуникативно-речевой ситуации; Анализ средства обучения; Анализ деятельности учителя).

Также эта работа включает: изучение учебного плана, расписания; согласование с учителем графика проведения занятий и их тематики, а также общего плана проведения занятий; изучение системы работы учителя в классе, к которому прикреплен студент; знакомство с учебниками и учебными пособиями; углубленное изучение лингвистической и методической литературы; отбор и организация учебного материала; отбор приемов обучения и определение порядка их следования на занятии; подготовка наглядного и раздаточного материала; разработка конспекта урока и обсуждение его с руководителем практики.


    1. Проведение 4 уроков русского языка или литературы в классе с поликультурным контингентом (не менее 15 % учащихся-инофонов) (Формы отчётности см. Приложение 2: Конспекты уроков; Самоанализ студента)

    2. Посещение двух уроков других студентов (Форма отчётности см. Приложение 2: Анализ деятельности студента)




  1. Проектная работа

Обязательная работа: разработка методического сопровождения к одному из посещённых уроков, ориентированного на инофонов

  • лексико-грамматического комментария к тексту урока;

  • лингвострановедческого комментария к тексту урока;

  • системы дополнительных упражнений;

  • переформулирование системы заданий и т.д.

(Форма отчётности – в соответствии с видом методического сопровождения: текст для преподавателя или для учашегося)

Дополнительная работа (дополнительный модуль): разработка внеклассного мероприятия (на выбор – волонтёрская деятельность, мероприятие с участием родителей-инофонов и т.п.) (Форма отчётности – в соответствии с видом методического сопровождения: текст для преподавателя или для учашегося)

Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):

Осуществляется в форме экзамена.

Критерии оценивания см. Приложение 1, Технологическая карта учебно-исследовательской практики.

Формы отчёта:

  1. Аналитический отчёт (см. Приложение 2, Аналитический отчёт)

  2. Защита отчёта и его презентация.


Организация самостоятельной работы:

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:

  1. Маслова Ю.А. Педагогическая практика в школе: технологии оргпнизации исследовательской деятельности: Методическое пособие для студентов. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2010.

  2. Маслова Ю.А. Технологии организации научно-исследовательской работы учителя. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2010.


б) дополнительная литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009.

  2. Аналитические материалы по вопросам организации обучения детей-мигрантов в Санкт-Петербурге // Сайт комитета по образованию. Доступ http://k-obr.spb.ru/

  3. Бережнова Л.Н. Этническое самосознание как основа реализации межкультурной и межэтнической коммуникации // Русский язык как неродной – путь к жизненному и профессиональному успеху: Материалы Круглого стола РОПРЯЛ / РГПУ им. А.И. Герцена; 27.01.2006 г. – СПб., 2006. – С.80-83.

  4. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7–9 классов общеобразовательных школ. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 144 с.

  5. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени. Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в 3 ч.). Части 1, 2, 3. М.: Издательский дом «Этносфера», ОАО «Московский учебник», 2007.

  6. Каленкова О. Н. «Уроки русской речи» для детей-инофонов младшего школьного возраста // Русистика и современность: Материалы XIY международной научно-практической конференции. 29 сентября – 1 октября 2011. Т. 2. Методика преподавания русского языка как иностранного и обучение русскому языку как неродному в поликультурной среде. – СПб., 2012. – С. 261–265.

  7. Каленкова О.Н., Фектистова Т.Л. Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку. – М.: Изд.дом «Этносфера», 2009. – 78 с.

  8. Кочнева С. В., Уша Т. Ю. Формы и средства педагогической поддержки детей-инофонов (из опыта работы) // Русистика и современность: Материалы XIY международной научно-практической конференции. 29 сентября – 1 октября 2011. Т. 2. Методика преподавания русского языка как иностранного и обучение русскому языку как неродному в поликультурной среде. – СПб., 2012. – С. 338–345.

  9. «О реализации Программы интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социально-культурной адаптации к условиям столичного мегаполиса»: Приказ Департамента образования г. Москвы от 30.06.2006 г. № 402. Доступ www.alppp.ru/.../prikaz-departamenta-obrazovanija-g--moskvy

  10. Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа “Толерантность”) : Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 года N 1256 . Доступ // http://dmrecord.ru/index.php/tolerance



в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):


п/п

Дисциплина

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность



Учебно-исследова-тельская

практика

http://ibooks.ru/


Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.biblioclub.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет











Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лекционные занятия: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

  2. Практические занятия: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

  3. Лабораторные работы НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ


Разработчик:

 




Доцент; канд.филол.наук, доцент










Уша Т.Ю. 

 

Приложение 1
Технологическая карта учебно-исследовательской практики


Смежные дисциплины по учебному плану:Технологии методики обучения, современный русский язык, этнолингвистика, компьютерная лингводидактика, лингвострановедение, религиоведение

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)Ожидаемый результат


Задание по проверке качества знаний

Аудит. или внеаудит.,

сам. работа

Мин к-во бал.

Макс к-во бал.

1. Знает и понимает основные понятия курса «Технологии методики обучения»

2. Знает и понимает основные понятия курса «Современный русский язык»»

3. Знает принципы организации лексического минимума по РКИ из курса «Технологии методики обучения РКИ и РКН»

4. Умеет анализировать фонетические, лексические, грамматические ошибки инофонов

Выявляется в ходе практики

Внеаудиторная
















Итого:

0

0

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)

Задание по проверке качества знаний

Аудит. или внеаудит.,

сам. работа

Мин к-во бал.

Макс кол-во бал.










3 - 9


2 - 6

2 - 6


3 - 9

2 - 5
1 - 4

10 - 30
2 - 6

5 - 15

Знает тестовые методики, применяемые в обучении неродному языку

Анкетирование и тестирование учащихся – потенциальных инофонов с использованием тестовых методик, разработанных для школьного профиля методикой обучения русскому языку как иностранному и выявление на этой основе учащихся-инофонов.


Внеаудиторная


Умеет анализировать

1) типичные ошибки, выявленные у учащихся-инофонов на основе изучения их устных ответов на уроках и письменных работ.
2) коммуникативно-речевую ситуацию (КРС) и педагогический дискурс (ПД) на уроке
3) средство обучения

4)методическую деятельность учителя-предметника и других студентов

1) письменный анализ ошибок в устных ответах и письменных работах инофонов; составление картотеки ошибок


2) заполнение бланка анализа КРС на уроке
3) заполнение бланка анализа средства обучения
4)заполнение бланка анализа деятельности учителя; заполнение блнка анализа урока, проведённого другими студентами

Самостоятельная


Способен

  1. Самостоятельно разрабатывать и проводить урок по предмету в поликультурном классе урок и

  2. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы и предлагать приёмы оптимизации обучения детей-инофонов в полиэтнической школе

  3. Разрабатывать необходимое методическое сопровождение к уроку и средствам обучения, ориентированное на инофонов

  1. Конспекты уроков; бланк самоанализа; отзыв учителя


2. Выводы по результатам анализа в отчёте о практике

Выступление на заключительной конференции
3.Разработка методического сопровождения




Итого минимум:

30

90

Всего с вводным модулем:

30

90

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Ожидаемый результат

Задание по проверке качества знаний

Аудит. или внеаудит.,

сам. работа

Мин кол-во бал

Макс кол-во бал

Разработка внеклассного мероприятия


Отчёт или продукт: волонтёрская деятельность,

ИЛИ

мероприятие с участием родителей-инофонов

ИЛИ

…..

Самостоятельная


0

10

Итого максимум:

30

100
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа производственной практики iconМетодические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной...
В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара...
Программа производственной практики iconУчебно-методического комплекса производственной практики рабочая...
Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в...
Программа производственной практики iconОтчет по производственной практике должен быть сдан и защищен в течение...
Методическое руководство по прохождению производственной практики студентами специальностей 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассмотрены...
Программа производственной практики iconРабочая программа производственной практики студентов V курса «помощник...
Цели производственной практики закрепление знаний и совершенствование практических умений врача по специальности «медико-профилактическое...
Программа производственной практики iconПоложение о требованиях к оформлению журналов учебной и производственной...
Журнал учебной и производственной практики государственный нормативный документ, вести который обязан каждый мастер производственного...
Программа производственной практики iconРабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара»
Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо к м н., доцентом А. В. Барановым...
Программа производственной практики iconРабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара»
Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности Лечебное дело...
Программа производственной практики iconПрограмма производственной практики по специальности: 230115 «программирование...
Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа производственной практики iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
Программа производственной практики iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
Программа производственной практики iconПрограмма первой производственной практики по дисциплине «Экология»
Программа первой производственной практики по дисциплине «Экология» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта...
Программа производственной практики iconУчебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача
Методические рекомендации для руководителей по проведению производственной практики (Приложение 2)
Программа производственной практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В методическом руководстве приведен перечень практических навыков и манипуляций, которыми должны овладеть студенты после прохождения...
Программа производственной практики iconМетодические рекомендации по прохождению практики (учебной, производственной...
Программа практики (учебной, производственной и преддипломной), для студентов, обучающихся по направлению 070600. 62 «Дизайн». М.:...
Программа производственной практики iconРабочая программа практики
При разработке рабочей программы учебной (производственной) практики в основу положены
Программа производственной практики iconМинздравсоцразвития России Отдел производственной практики Кафедра детской стоматологии
Дневник заполняется ежедневно и отражает содержание и объем работы студента. В конце записи каждого дня должна быть подпись врача...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск