Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи»





Скачать 459.44 Kb.
НазваниеМетодические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи»
страница1/2
Дата публикации19.01.2015
Размер459.44 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России)

Кафедра русского языка русского языка и

социально-культурной адаптации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе для студентов

по дисциплине «Культура речи»
(Специальность «Педагогическое образование»)

2013 год

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России)

Кафедра русского языка русского языка и

социально-культурной адаптации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе для студентов

по дисциплине «Культура речи»
(Специальность «Педагогическое образование»)

УДК 4Р + 8.085 (07)

ББК 81.2Р


Авторы:
Фомина Т.К., Алтухова О.Н., Гончаренко Н.В.

Рецензенты:


Зав.кафедрой общего и славяно-русского языкознания ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», д.ф.н., проф. Е.В. Брысина

Зав. кафедрой документной лингвистики и документоведения ВолГУ,

д. филол. н., профессор М.В. Косова

Утверждено на заседании цикловой методической комиссии предметов гуманитарного цикла «22» февраля 2013 г.




Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» / Т.К.Фомина [и др.] – Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2013. – 39 с.

Пособие предназначается для студентов, обучающихся по специальности 050100 – «Педагогическое образование». Цель пособия – учебно-методическое обеспечение процесса изучения культуры речи. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС к целям и задачам изучения дисциплины «Культура речи».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………. 5 стр.

Тема 1. Русский язык в современном мире……………………. 6 стр.

Тема 2. Научный стиль речи …………………………………… 9 стр.

Тема 3. Официально-деловой стиль речи……………………… 13 стр.

Тема 4. Орфоэпическая норма…………………………………. 16 стр.

Тема 5. Морфологические нормы. …………………………….. 21 стр.

Тема 6. Лексическая норма………………………………........... 25 стр.

Тема 7. Синтаксическая норма…………………………………. 29 стр.

Тема 8. Речевое общение……………………………………….. 33 стр.

Рекомендуемая литература ……………………………………… 38 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе изучения дисциплины «Культура речи» студенты должны обладать уровнем практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля.

Задачи самостоятельной работы:

  • сформировать и развить навыки выполнения самостоятельной работы;

  • совершенствовать орфографическую, пунктуационную и стилистическую грамотность;

  • сделать речь грамотной, яркой и выразительной;

  • пользоваться словарями русского языка разных типов;

  • формировать и развивать необходимые знания о языке.

В процессе внеаудиторной самостоятельной работы студенты развивают умения и навыки владения нормами русского литературного языка.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в объёме 54 часа для студентов по специальности «Педагогическое образование».
Форма выполнения: в форме тестовых заданий.

Тестовые задания можно найти на сайте кафедры русского языка и социально-культурной адаптации.
Критерии оценки работ:
«отлично» – при выполнении тестовых заданий нет ошибок;

«отлично с недочёт.» – допускается одна ошибка при выполнении тестовых заданий;

«хорошо» - допускается две ошибки при выполнении тестовых заданий;

«хорошо с недочёт.» – допускается три ошибки при выполнении тестовых заданий;

«удовлетворительно» – допускается 4 ошибки при выполнении тестовых заданий;

«удовлетворительно с недочёт.» – допускается 5 ошибок при выполнении тестовых заданий;

«неудовлетворительно» – в работе допущено 6 и более ошибок.

Методические рекомендации по выполнению

тестовых заданий
Тема «Русский язык в современном мире»
Русский язык – это национальный язык русского народа, исторически сложившейся общности людей, объединённых единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Вместе с украинским и белорусским языками русский принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.

Русский язык принадлежит к наиболее распространённым языкам мира, это национальный язык русского народа, государственный язык РФ, является языком межнационального общения внутри РФ и за её пределами.

Русский язык имеет свою историю возникновения и развития.
При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:
1. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов : учеб. пособие / Орлова Е. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2011 . - 463 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.– 539 c.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Л.И. Культура речи государственного служащего: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В. Д. Черняк . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2009.

Выполните тестовые задания

01.Современный русский язык по происхождению связан

1) с общеславянским

2) с западнославянским

3) с болгарским
02.На древнерусском языке говорили

1) болгарские племена

2) восточнославянские племена

3) чешские племена
03.Русское письмо складывается благодаря болгарским братьям Кириллу и Мефодию

1) в XIII веке

2) в X веке

3) в XII веке
04.Русский национальный язык сложился

1) в II веке

2) в XV-XVIIвеках

3) в XVII-XIX веках
05.«Российская грамматика М.В. Ломоносова» была издана

1) в 1755 году

2) в 1769 году

3) в 1781 году
06.Статью «Слово о богатом, различном, искусном и несходственном витийстве» написал

1) М.В. Ломоносов

2) Н.Н. Поповский

3) В.К. Тредиаковский
07.В выработке русской терминологии значительную роль сыграл

1) Н.М. Карамзин

2) М.В. Ломоносов

3) И.И Дмитриев
08. «Старославянский язык … должен стать основой русской литературной речи», - считал

1) Н.М. Карамзин

2) А.С. Шишков

3) М.В. Ломоносов
09.Создателем современного русского языка считают

1) М.В. Ломоносова

2) А.С. Пушкина

3) В.Г. Белинского
10. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля был

создан

1) в 1827 году

2) в 1891-1893 годах

3) в 1863-1866 годах
11. При характеристике русского языка XX века следует различать

1) 3 периода

2) 2 периода

3) 4 периода
12.Проблема демократизации русского языка приобрела особую остроту

1) в XVIII веке

2) в XIX веке

3) в XX веке
13.Издательство «Русский язык» было создано

1) в 1968 году

2) в 1974 году

3) в 1981 году
14. Свод “Правил русской орфографии и пунктуации” выходит

1) 1958

2) 1950

3) 1956
15. Букву Ё ввёл в русский алфавит

1) Н.М. Карамзин

2) М.В. Ломоносов

3) А.С. Пушкин
16. Теорию о трёх «штилях» разработал

1) Н.М. Карамзин

2) М.В. Ломоносов

3) А.С. Пушкин
17.Русский язык по числу владеющих занимает в мире … место

1) третье

2) пятое

3) шестое
18. Русский язык принадлежит

1) к западнославянской подгруппе

2) к восточнославянской подгруппе

3) к южнославянской подгруппе


Тема «Научный стиль речи»
Научный стиль речи характерен для научной литературы: статей, учебников, монографий, рецензий, курсовых и дипломных работ, тезисов, лекций (в письменной форме), сообщений (в устной форме). Этот стиль требует точности, логичности, объективности. Для научного стиля речи характерно: наличие терминов, использование слов с абстрактным значением, отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.

Кроме того, для данного стиля речи характерно использование единственного числа в значении множественного, частое употребление причастий и деепричастий, использование сложных предлогов и союзов.

Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений. Дня них характерно наличие прямого порядка слов, преобладание сложных предложений, широкое использование вводных слов и выражений.
При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:
1. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов : учеб. пособие / Орлова Е. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2011 . - 463 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.– 539 c.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Л.И. Культура речи государственного служащего: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В. Д. Черняк . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2009.

Выполните тестовые задания

01. Особенностями научного стиля являются

1) экспрессивность, призывность

2) образность, эмоциональность

3) логичность, абстрактность

4) стандартизированность, точность
02. К научному стилю речи относится

1) приказ

2) доклад

3) заявление

4) рассказ
03. Жанр научного стиля речи, который даёт оценку какой-либо информации

1) тезисы

2) реферат

3) отзыв

4) монография
04. К научному стилю речи относится

1) указ

2) объявление

3) поэма

4) учебный диалог
05. Использование широко известных терминов предполагает подстиль научного стиля

1) научно-деловой

2) научно-популярный

3) учебно-научный

4) собственно научный
06. Подстиль научного стиля, адресатом которого являются учёные и специалисты

1) научно-популярный

2) научно-учебный

3) научно-справочный

4) собственно научный
07. Описание как ведущий тип речи характерно для

1) научно-учебного подстиля

2) собственно научного подстиля

3) научно-популярного подстиля
08. Употребление сравнений, эпитетов, метафор допускает

1) научно-справочный подстиль

2) научно-учебный подстиль

3) научно-популярный подстиль

4) собственно научный подстиль
09. К научному стилю речи не относится

1) аннотация

2) конспект

3) рассказ

4) реферат
10. «Электрон  - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Из электронов состоят электронные оболочки атомов. Движение свободных электронов обусловливает такие явления, как электрический ток  в проводниках и вакууме».

Стилем данного текста является

1) научный

2) художественный

3) официально-деловой

4) публицистический
11. «К этой группе млекопитающих нашей фауны относятся ежи, кроты, землеройки. Все они обладают довольно ограниченными умственными способностями, так что вряд ли подходят в качестве комнатных «друзей» зоолюбителя, но как объекты наблюдений и изучения могут представлять интерес».

Стилем данного текста является

1) публицистический

2) научно-популярный

3) художественный

4) разговорный
12. «Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К». 

Стилем данного текста является

1) научно-популярный

2) научно-художественный

3) научно-публицистический

4) научный
13. К жанрам письменной научной речи не относится

1) монография

2) заявление

3) диссертация

4) научная статья
14. Чтение текста, выделение микротем и ключевых слов, сжатие и озаглавливание смысловых частей включает вид переработки текста

1) план

2) аннотация

3) тезисы

4) конспект
15. Кратким описанием текста является жанр

1) рецензия

2) аннотация

3) конспект

4) реферат
16. К числу жанров письменной научной речи не относится

1) тезисы

2) учебник

3) рецензия

4) интервью
17. К числу жанров устной научной речи не относится

1) лекция

2) доклад

3) реферат

4) научная дискуссия
18. Для текстов научного стиля речи характерно употребление глаголов

1) несовершенного вида

2) совершенного вида
19. Слово «парацетамол» является

1) термином

2) дефиницией

3) номенклатурным наименованием
20. Слово «лекарство» является

1) термином

2) дефиницией

3) номенклатурным наименованием
Тема «Официально-деловой стиль речи»

Общими чертами официально-делового стиля речи являются: точность изложения, детальность изложения, стереотипность и стандартность изложения. Кроме того, официально-деловой стиль речи отличает наличие слов, отражающих официально-деловые отношения, использование канцеляризмов.

Для официально-делового стиля речи характерно преобладание отглагольных существительных, большое количество причастных и деепричастных оборотов.

Этот стиль речи требует однозначности формулировок, достоверности, точности и краткости изложении.
При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:
1. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов : учеб. пособие / Орлова Е. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2011 . - 463 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.– 539 c.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Л.И. Культура речи государственного служащего: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В. Д. Черняк . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2009.

Выполните тестовые задания

01. Особенностями официально-делового стиля являются

1) логичность, абстрактность

2) призывность, экспрессивность

3) объективность, абстрагированность

4) образность, эмоциональность
02.Стиль, который используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности

1) научный

2) художественный

3) официально-деловой

4) публицистический
03. Официально-деловой стиль речи существует

1) в письменной форме

2) в устной форме
04. Определение: «речевые стандарты, устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования» соответствует понятию

1) клише

2) реквизиты

3) штампы

4) фразеологизмы
05. Для официально-деловых текстов не характерна предложно-падежная форма

1) вследствие несчастного случая

2) из-за несчастного случая

3) по причине несчастного случая

4) в связи с несчастным случаем
06. В официально-деловых текстах употребляются группы слов

1) форум, эскалация, почин

2) следовать, амплитуда, локальный

3) хроника, климат, журнал

4) взыскание, истец, доложить
07. К официально-деловому стилю не относится подстиль

1) дипломатический

2) научно-популярный

3) юридический

4) канцелярско-деловой
08. К канцелярскому подстилю официально-делового стиля не относится

1) распоряжение

2) приказ

3) конституция

4) акт

09. К официально-деловому стилю не относится жанр

1) аннотация

2) объяснительная записка

3) заявление

4) доверенность
10. К официально-деловому стилю не относится жанр

1) объяснительная записка

2) тезисы

3) расписка

4) распоряжение
11. К законодательному подстилю официально-делового стиля не относится жанр

1) указ

2) конституция

3) кодекс

4) доверенность
12. «Депутатом Верховного Совета РФ может быть избран каждый гражданин РФ, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.».

Стилем данного текста является

1) разговорный

2) научный

3) официально-деловой

4) художественный
13. Штамп или печать учреждения, адрес и контактные средства связи относятся к

1) бланку

2) документам

3) реквизитам

4) биографии
14. Точность изложения в официально-деловом стиле достигается за счёт

1) отсутствия логических ошибок

2) использования клише

3) использования аббревиатур
15. Законы и указы относятся к

1) дипломатическому подстилю

2) юридическому подстилю

3) канцелярскому подстилю
16.Обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями

1) бланки

2) документы

3) реквизиты
17. Дата документа оформляется

1) арабскими цифрами

2) римскими цифрами
18. Приказы относятся к

1) организационным документам

2) распорядительным документам
19. К словам-канцеляризмам относится

1) препарировать

2) преобразить

3) промямлить

4) завизировать
20. В тексте документа не могут использоваться

1) аббревиатуры

2) общепринятые сокращения

3) слова-неологизмы

4) паронимы


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе для студентов по...
Специальности «Клиническая психология», «Социальная работа», «Биология», «Менеджмент»
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине...
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине...
М молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г. И. Боровкова. –...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура...
Методические указания предназначены для студентов гуманитарных и технических специальностей факультета заочного обучения, изучающих...
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск