Керамика. История и современность





Скачать 465.2 Kb.
НазваниеКерамика. История и современность
страница1/4
Дата публикации23.01.2015
Размер465.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


Фонд развития Международного Университета

НОУ СОШ “Росинка”

Проектная работа на тему:

Керамика. История и современность


Автор проекта: Зубко Юлия, 7 класс

Руководитель проекта: Алексеева Л.Ю.

Москва

2010

Оглавление

Введение...............................................................................................................................3

Глава 1 Особенности развития керамики в России..........................................................5

    1. История русской керамики..........................................................................................5

    2. Традиционные центры искусства керамики..............................................................8

    3. Новый художественный стиль в современном искусстве

керамики. Керамика Анатолия Турова............................................................................13

Глава 2 Исследование нового стиля в керамической отрасли......................................18

2.1 Организация и описание методов исследования......................................................18

2.2 Описание и анализ результатов исследования..........................................................20

2.3 Описание продукта исследовательской работы........................................................26

Заключение..........................................................................................................................29

Список источников информации......................................................................................30

Приложения.........................................................................................................................31

Приложения 1 Традиционные керамические изделия России

Приложение 2 Керамика Анатолия Турова

Приложение 3 Творческая работа: керамические изделия

Приложение 4 Анкета


Введение
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Знаменитые дымковские игрушки и гжельскую посуду хорошо знают не только у нас в России, но и за рубежом. Мне стало интересно, какие традиционные, многие уже наверно и забытые центры керамики, есть у нас в России. Достаточно подробно познакомившись с русской керамикой, у меня возникла потребность узнать, как сейчас в современном обществе развивается искусство керамики, какие новые художественные стили появились и в чем их особенность.

Работа над данным проектом помогла мне не только подробно ознакомится с историей возникновения и развитием керамики в России, но и доказать актуальность и своевременность выбранной мною темы: «Керамика. История и современность».

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время российская керамика переживает не лучшие времена. За многие десятилетия в отрасли не было сказано ни одного «нового слова», наши мастера, во многом, лишь эксплуатировали старые творческие идеалы и приемы.

Основные понятия.

Керамика-греч.( keramike — гончарное искусствo, от keramos — глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий из глины.

Гжель-широко известное пр-во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью.

Скопин-гончарное производство в рязанской области.

Проект реализуется в предметных рамках МХК, ИЗО, истории.

Проект может быть квалифицирован как исследовательский, индивидуальный, долгосрочный.

Область исследования- искусство керамики.

Объектом исследования является развитие керамики в России.

Предметом исследования является появление новых художественных стилей в искусстве керамики России.

Гипотезой исследования стало следующее предположение: появление нового художественного стиля в искусстве керамики свзано с развитием производства и художественными запросами современного общества.

На основе вышесказаного я ставлю перед собой следующую цель: рассмотреть развитие керамики в России, появление новых художественных стилей.

Эффективное осуществление поставленной цели возможно только при решении следующих задач:

1. Изучить и проанализировать особенности развития керамики в России.

2. Выявить традиционные центры искусства керамики.

3. Описать отдельные центры художественных промыслов керамики.

4. Установить тесную взаимосвязь между развитием производства, запросами современного общества и появлением новых художественных стилей.

5. Создать собственные керамические изделия.

При выполнении проектной работы использовались различные методы исследования:

- Анализ источников информации по теме работы (научно-популярная

литература, энциклопедии, словари-справочники, ресурсы сети Интернет);

- Анализ и сопоставление фактов, приведенных в разных источниках;

- Классификация центров художественных промыслов керамики;

- Художественный анализ предметов декоративно-прикладного искусства;

- Анкетирование учащихся;

- Художественный метод – создание керамических изделий.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках МХК, этнографии родного края, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Дополняют работу керамические изделия выполненные автором проекта.

Глава 1 Особенности развития керамики в России

1.1 История русской керамики

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово "keramos" - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовлятся в наши дни.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга - важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости - лощила - покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая - естественного цвета красной гончарной глины. Вторая - задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней.

В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду - крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали металлическим. Другой, более простой способ украшения - обварка - состоит в том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент. Один из видов облагораживания и украшения глиняных изделий - покрытие и роспись ангобом - жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет.

В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую посуду - с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство. В XIX- начале XX в. характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д.

Говоря об искусстве керамики в России- в конце ХIХ - начале ХХ в., можно сказать, что в это время складывались два его основных направления. Одно продолжало линию развития утилитарно-бытовой вещи, и в описываемый период оно находилось в явном упадке, хотя полемика, развернувшаяся вокруг произведений такого рода поставила ряд исключительно важных вопросов. Другое направление, новое для развития искусства, связано было со стремлением декоративно-прикладного искусства выйти из пределов. Речь идет о создании станковых картин в фаянсе, декоративных панно и скульптур в майолике.

В начале ХХ в. ведутся также поиски монументального образа, воплощенного различными видами керамики, для применения их в декорировке экстерьеров и интерьеров в архитектуре. Поначалу художники отталкивались от знакомых форм прикладного искусства или исходили из принципов решения станковых полотен, написанных маслом. В процессе же работы сам материал, его художественная специфика подсказали иные принципы решения. Под воздействием собственно прикладного искусства, живописи; скульптуры, искусства театральных декорации возникло, в сущности, особое искусство, которое не является репродукцией чего бы то ни было другого. Керамика этого периода взяла объемные решения у пластики, жаркую цветность – у живописи, праздничную декоративность - у театра и создавала полноценные художественные произведения, которые только в керамике могли получить особое синтетическое звучание.

Интерес к художественным возможностям искусства глины оживился в ту пору в России и других странах и в связи с рядом особенностей декоративно-прикладного искусства в конце Х1Х - начале ХХ в. Здесь сказывалась общая эволюция искусства, та борьба эстетических школ, которая в этот период развернулась. Но в отличие от скульптуры и живописи декоративное творчество в значительной степени определяется также и состоянием материального производства, особенно производства предметов потребления, эволюцией техники и технологической обработки материалов, изменениями норм быта.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Керамика. История и современность iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы...
Керамика. История и современность iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Керамика. История и современность iconБ езметалловая керамика на имплантах
Безметалловая керамика самый долговечный и безопасный материал для изготовления зубных коронок на имплантаты. Такой дуэт прослужит...
Керамика. История и современность iconТемы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность...
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Керамика. История и современность iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....
Керамика. История и современность iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные...
Керамика. История и современность iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные...
Керамика. История и современность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства,...
Керамика. История и современность iconСписок электронных изданий
Государственная символика России : История и современность: наглядное пособие (диск)
Керамика. История и современность iconДокумент архив история современность
Стандарт третьего поколения глазами истфака уральского государственного университета
Керамика. История и современность iconАпрель месяц естественных наук план мероприятий
Конкурс газет на химическую тематику: «Этот удивительный углерод», «История появления бумаги и других материалов для письма», «Стекло...
Керамика. История и современность iconУроки трех модернизаций
Раен, гл редактор журнала "История и современность", гл н с. Института востоковедения ран, зав кафедрой мифи
Керамика. История и современность iconВоспитание девушек – история и современность
Моу судайская средняя общеобразовательная школа им. Н. Ф. Гусева Чухломского муниципального района Костромской области
Керамика. История и современность iconКафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России:...
I. Развитие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации: история сиротства и беспризорности...
Керамика. История и современность iconУчебный курс:«Европейская интеграция: история и современность» Шифр...
...
Керамика. История и современность iconРабочая программа по истории Курского края составлена на основе учебного...
Грязновской сош на 2013-2014 учебный год, регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск