Воспитание девушек – история и современность





Скачать 455.25 Kb.
НазваниеВоспитание девушек – история и современность
страница1/3
Дата публикации13.08.2014
Размер455.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МОУ Судайская средняя общеобразовательная школа им. Н.Ф.Гусева Чухломского муниципального района Костромской области

Воспитание девушек – история и современность.

Организаторы:

Скворцова В.Н.,учитель биологии

Лебедева Е.Н., педагог-организатор

Филиппова Е.В., заместитель директора

по воспитательной работе
Участники:

девушки 8-11 кл.

2009 год

Цель: - воспитание гармонично развитой личности.

Задачи: - воспитывать у девушек уважение к себе;

-формировать правильное отношение к будущей семейной жизни.

На занятии присутствует школьная медсестра.
Ход занятия:

I Лекция учителя.

- Женщины – это самые прекрасные, милые, слабые существа, которые населяют нашу планету. Они обладают женственностью, которая пленяет и удивляет вторую половину человечества.

Женственность - это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией - быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности.

Сегодня на занятии хотелось бы рассмотреть вопросы воспитания и образования девушек, сравнить с воспитанием и образованием прошлого. Рассмотреть вопросы различия юношей и девушек, затронуть вопросы полового воспитания и т.д.

II Сообщение учениц.

Учитель: Сегодня , девушки, вы сами приготовили интересные сообщения, и пришла пора поделиться ими с сверстниками.

1. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле родителей.

Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак. С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака. Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.

Многоженство и браки с близкими родственниками категорически запрещались. Дети признавались только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы христианской морали позволяли не более двух. Повторный брак или замужество благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод практиковался крайне редко. Однако, в этом вопросе церковь демонстрировала двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине рекомендовалось пострижение в монахини.

До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным контролем своих родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители были обязаны учить своих детей ремеслу.

Ведение домашнего хозяйства, было прямой обязанностью замужней женщины. Утром, «поднявшись с постели, умывшись и помолясь», жене следовало распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить, замесить… знала, сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка, «разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».

Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную, рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».

Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины.

Из вышеизложенного, ясно вырисовывается картина того, в каком направлении шло воспитание девочек, на чем акцентировалось внимание. Уже в те далекие времена понималась вся важность и необходимость в подготовке девочек к будущей семейной жизни, формированию в ней правильной роли матери и женщины. Но ничто не стоит на месте, всё подвержено изменениям. Со временем стали меняться женские идеалы, а в следствие и сам образ женщины. Женщина стала бороться за равные права с мужчиной, доказывать, что она ничем не хуже «сильной половины» общества. Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с мужчиной. Её сферы деятельности стала намного шире, и она старалась войти в неё на равных правах с мужчиной.

Круг интересов стал настолько широк, что постепенно, незаметно для себя, стал удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Борьба женщин за равные с мужчиной права, желание ни в чем не уступать и быть равной с ним во всем отразились на воспитательном процессе в общеобразовательной системе.

2. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам». С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам.[2,123-124]

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, не смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.[1,77-79]

В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.

В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.[2,135-136]

Период царствования Екатерины Великой связан с созданием первых общественных воспитательно-образовательных учреждений для обучения национальных кадров домашних педагогов. В.О.Ключевский, рисуя исторический портрет Екатерины II, отмечал ее глубокий ум, целеустремленность, характер противоречивый, но полный «равновесия духа». «У Екатерины был один счастливый дар, производящий наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, умение быстро схватывать, обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решения... - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это не понадобилось, без заметного для зрителя усилия».

3. ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

Поняв, что без коренных преобразований не решить основных государственных задач, Екатерина II с решительностью и энтузиазмом берется за создание «новой породы людей».

Она открыла первое в России государственное учебное заведение для девушек из благородных семей. По образцу французского женского учебного заведения «Сен-Сира»,

5 мая 1764 г. в стенах Воскресенского монастыря по велению императрицы открывается Воспитательное общество благородных девиц. На территории монастыря при шведском владычестве размещался Смоляной двор, что впоследствии и повлияло на название нового учебного заведения - «Смольный институт благородных девиц».

Организация и содержание обучения и воспитания в институте представляют интерес, хотя они не лишены противоречий и ошибок. На примере «Смольного института» рассмотрим организацию педагогического процесса в первом государственном учебном заведении для девушек дворянского сословия.

Обучение в Смольном институте начиналось с 5-6 лет. За двенадцать лет учебы Уставом института предполагалось, что его воспитанницы в совершенстве усвоили:

1) знание законов;

2) все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости.

Внешняя организация быта была заимствована из французского закрытого женского учебного заведения «Сен-Сира», которым интересовался еще Петр I. Так же, как и в заведении госпожи Мэнтенон, возглавлявшей «Сен-Сир», воспитанницы разделялись на четыре возрастные группы:

- с 6 до 9,

- с 9 до 12,

- с 12 до 15,

- с 15 до 18 лет.

Воспитанницы каждой из возрастных групп носили платья определенного цвета. (В Сен-Сире принадлежность к той или иной возрастной группе определялась цветом ленты при одинаковом черном платье всех воспитанниц.). Воспитанницы 1-й возрастной группы носили платья кофейного цвета, 2-й - голубого, 3-й - серого, а выпускницы старших классов - белого, причем в обычные дни это было строгое камлотное платье, в воскресные и праздничные - нарядное, шелковое. Режим дня строго регламентировался: обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи - играми «по склонностям и времени».

За каждой из четырех возрастных групп закреплялась надзирательница, постоянно находившаяся при детях и помогавшая учительницам, а в случае необходимости - заменявшая их. Кроме вопросов воспитания и обучения надзирательницы заботились о платье и белье воспитанниц и в системе управления имели преимущество перед учительницами. Восемнадцать монахинь, привезенных из Воскресенского монастыря, обучали девочек с 6 до 9 лет грамоте и ухаживали за больными воспитанницами.

В первое время надзирательницами и учительницами были в основном француженки. Штат преподавателей Смольного составляли: два учителя русского языка, три учителя иностранных языков, два танцмейстера, три учителя рисования, по два учителя вокальной и инструментальной музыки, географии, истории и геральдики, и один учитель по архитектуре.

По режиму и организации процесса обучения Смольный относился к высшему женскому учебному заведению ,1-го разряда закрытого типа. При поступлении от родителей и родственников требовалось заявление-обязательство по перепоручению опеки воспитанниц на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Такой режим не мог не сказаться на становлении личности юных девушек, смолянки были наивны в житейских вопросах и оторваны от проблем обыденной жизни.

Екатерина II поддерживала в стенах Смольного института благородный, аристократический дух. До 12 лет воспитанницы обеспечивались полным обслуживанием, и лишь с 12 лет они самостоятельно заботились о своих одежде и прическе. У смолянок воспитывали привычку к роскоши: скатерти в старших классах менялись к каждому приему пищи, подавались серебряные столовые приборы.

В младших классах (от 6 до 9 лет) девочек обучали русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, рукоделию, танцам и музыке. С 9 до 12 лет к вышеназванным предметам добавлялись география и история. С 12 до 15 лет, кроме чтения нравоучительных и исторических книг и продолжения курса других предметов, на уроках рукоделия девушек учили шить для себя платье и вязать чулки. Кроме того, воспитанницам давали знания и навыки в области стихосложения, архитектуры и геральдики, рисования, пения и игры на музыкальных инструментах, обучали умению поддержать салонную светскую беседу и принимать гостей. В последнем классе (с 15 до 18 лет) материал учебных предметов повторялся, а также добавлялись занятия, обучающие «вести экономию»: записывать расходы, производить расчеты и договариваться о поставках товаров.

В институте существовало и такое правило: начиная с 4 класса, две институтки каждый день, поочередно, давали уроки в младших классах для «заблаговременного навыка». Екатерина II с гордостью за своих воспитанниц писала Дидро: «Мы их воспитываем для того, чтобы они были отрадой семейств, в которые вступят».

Начиная с двух последних старших классов, девушки могли упражняться в навыках светского обхождения. Для этой цели по праздникам и воскресным дням в Смольный приезжали именитые гости, кавалеры, родственники. Воспитанницы давали концерты, ставили спектакли (пьесы для которых сочиняла сама государыня), и играли роль хозяек. Императрица Екатерина II лично участвовала в обучении девиц светским манерам, она часто посещала благородное отделение Воспитательного общества и поддерживала смолянок: любила разговаривать с ними, вела переписку, приглашала на балы. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали великий князь Павел, члены царской семьи и иностранные гости.

Но даже пристальное внимание к воспитанницам Смольного со стороны всей царской фамилии не прибавило значимости новому учебному заведению. В высших кругах по-прежнему было принято приглашать в семьи для обучения детей гувернанток-иностранок. Дворянство не спешило отдавать своих детей в общественные учебные заведения.

В 1755 г. наряду с отделением для 200 девушек из благородных семей в Смольном открывается отделение для 240 девушек из мещанской среды. Сопоставление содержания систем обучения на двух отделениях института позволяет утверждать, что оно существенно различалось. Мещанкам давались лишь элементарные знания и готовили их в основном к деятельности домашних воспитательниц-гувернанток. Деление воспитанниц по возрастам сохранялось и на мещанском отделении. С 6 до 12 лет девочек обучали русскому языку, арифметике и иностранным языкам. Далее, исходя из их природных данных, - рисованию, танцам, музыке и пению. В возрасте с 12 до 15 лет особое внимание уделялось совершенствованию навыков в рукоделии. Девушки обучались всем работам по дому и умению поддерживать хозяйство: ткать, шить, вязать, готовить, вести приходно-расходные книги. В последних классах развивались те умения, к которым воспитанницы проявляли большую склонность. По окончании обучения каждой выпускнице полагалась определенная сумма с процентами за 12 лет обучения. Успешно окончившие мещанское отделение могли поступить на службу учительницами в училище благородных девиц, а также стать домашними наставницами в семьях дворян и аристократии.

Выпускницы Смольного института благородных девиц, успешно завершившие курс обучения, получали награды тpex степеней. К 1-й степени относились шифры и золотые медали (большие и малые), наградами 2-й степени читались серебряные медали большого и малого размеров, выпускниц 3-й степени награждали книгами.

Период расцвета Смольного института (1764-1782) сменился периодом спада (после 1783 г.), уровень воспитание и обучение в нем подвергался критике, непорядки неоднократно разбирала специальная комиссия.

К концу XVIII в. Выделились три параллельных направления, в которых развивалось просвещение: церковно-просвитительская система, домашнее воспитание под руководством гувернанток и система обучения в государственных воспитательных учреждениях.

Во времена Марии Федоровны в девушке хотели видеть больше изящества и грации, «иначе можно прослыть смешной и скучной».

Существовавшие институты частные пансионы были закрытыми и в большинстве своем доступны лишь привилегированным сословиям. В конце 50 – начале 60 гг. в России создаются воспитательные учреждения, где могли обучаться дети не только дворян, но и других сословий. В 1798 г. В Петербурге было открыто училище для девиц обер-офицерского звания, получившее в дальнейшем имя ордена св. Екатерины.

Для обучения детей дворян в Москве создается аналогичное петербургскому Московское училище св. Екатерины. Согласно правилам приема 1803 г. В училище зачислялись лишь дочери полковников и статс-советников. Прием дочерей чиновников недворянского рода, но высокого военного и гражданского чина был разрешен в 1814 г. Позже, в 1827г., при Николае I, это разрешение отменили. В четырех столичных женских учебных заведениях к началу XIX в. из 470 вакансий 230 предназначалось дворянскому сословию.

Для обучения лиц недворянского сословия существовали Мариинский институт, Александровское московское училище, отделение девичьего училища Военно-сиротского дома и мещанское отделение Воспитательного общества благородных девиц. В 1800 г. на мещанское отделение было разрешено принимать дочерей купцов, медиков, учителей, придворных лакеев, портных и конюхов. Мещанское отделение Смольного института благородных девиц постепенно становится самостоятельным учебным заведением для дочерей чиновников и неродовитого дворянства. Однако число мест в нем сократилось при императрице Марии Федоровне до 100 (при Екатерине их было 240). Согласно Уставу Мещанского училища в Москве было открыто и Александровское училище для 80 воспитанниц.

8 сентября 1802 г. император Александр I издает Высочайший Манифест об учреждении 8 министерств. Первым министром народного просвещения был назначен граф П.В.Завадовский. Утвержденные Государем «Предварительные правила Народного просвещения» преобразуют Екатерининские малые училища в приходские и уездные, а главные - в гимназии.

Уставом 1804 г. учебные заведения России разделились на четыре вида: гимназии, уездные и приходские училища, университеты. Все виды училищ, гимназии и пансионы состояли под управлением университетов. По приказу Александра I в 1804 г. были преобразованы духовные училища. Их деление на 4 разряда (академии, семинарии, уездные и приходские училища) осуществлялось по территориальному признаку: академии предназначались для округов, семинарии создавались при епархиях, уездные и приходские училища открывались в уездах и селах.

При Петре I митрополиты Ростовский, Тобольский, Черниговский и другие организуют на свои средства училища при епархиях.

С 1721 г. повсеместно стали создаваться специальные школы и училища для детей духовенства. Открывались они преимущественно при архиерейских домах и монастырях, куда принимались казеннокоштные (обучающиеся за казенный счет) и своекоштные (сами оплачивающие обучение) воспитанницы.

В 1809г. в Санкт-Петербурге была открыта первая духовная академия, позже - в Москве (1816), затем в Киеве (1819) и Казани (1842). Первоначально в духовные училища принимали для обучения только лиц мужского пола, подготавливая их к деятельности священника. С середины XIX в. появляются учебные заведения для девиц из духовного звания. Первое женское духовное училище было открыто в Царском Селе в 1843 г., двумя годами позже - в Солигаличе (переведенное впоследствии в Ярославль), затем в Казани, Иркутске, Пензе и других городах. К 1903 г. религиозная система воспитания в России представлена широкой сетью разноуровневых учебных заведений для лиц духовного звания обоих полов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание девушек – история и современность iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы...
Воспитание девушек – история и современность iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Воспитание девушек – история и современность iconТемы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность...
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Воспитание девушек – история и современность iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....
Воспитание девушек – история и современность iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные...
Воспитание девушек – история и современность iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные...
Воспитание девушек – история и современность iconРеферат «Город Липецк: история и современность»
Липецка, о его значении для всей страны. В реферате представлены фотографии и иллюстрации старого и современного Липецка. Целью написания...
Воспитание девушек – история и современность iconКерамика. История и современность

Воспитание девушек – история и современность iconСценарий конкурса «мисс весна»
Ведущий: «Как много девушек хороших»… пел в популярной песне Исаака Дунаевского знаменитый Леонид Утесов. Нам остается только согласиться...
Воспитание девушек – история и современность iconСписок электронных изданий
Государственная символика России : История и современность: наглядное пособие (диск)
Воспитание девушек – история и современность iconДокумент архив история современность
Стандарт третьего поколения глазами истфака уральского государственного университета
Воспитание девушек – история и современность iconДоклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях...
Опубликован в сборнике научных статей по материалам Международной очно-заочной научно-практической конференция «Культура и искусство:...
Воспитание девушек – история и современность iconУроки трех модернизаций
Раен, гл редактор журнала "История и современность", гл н с. Института востоковедения ран, зав кафедрой мифи
Воспитание девушек – история и современность iconКафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России:...
I. Развитие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации: история сиротства и беспризорности...
Воспитание девушек – история и современность iconУчебный курс:«Европейская интеграция: история и современность» Шифр...
...
Воспитание девушек – история и современность iconРабочая программа по истории Курского края составлена на основе учебного...
Грязновской сош на 2013-2014 учебный год, регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск