Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие»)





НазваниеКафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие»)
страница1/9
Дата публикации05.01.2015
Размер1.57 Mb.
ТипДипломная работа
100-bal.ru > История > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

Петрозаводский государственный университет

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социальной работы

Социальная адаптация детей-сирот в России:

история и современность

(на примере деятельности КРОМО «Равновесие»)

Дипломная работа

студента IV курса заочного обучения

факультета политических и

социальных наук

специальности «социальная работа»

Гезалова Александра Самедовича.
Научный руководитель:

ст. преподаватель Михельсон Рудольф Францевич


Петрозаводск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3
Глава I. Развитие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации: история сиротства и беспризорности в России 9
§ 1. История охраны детей-сирот в России посредством воспитательных домов, приютов и других социальных учреждений 9

§ 2.Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации 26


Глава II. Проблемы социальной адаптации детей-сирот в современной России 41

§ 1. Основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей 41

§ 2. Социальная деятельность общественной организации "Равновесие" по оказанию
адаптационной помощи детям-сиротам 62

Заключение 84
Список использованных источников и литературы 86
Приложения

Введение
Дети, оставшиеся без попечения родителей – это исторически первый объект социальной работы, развитие помощи которому прошло от простой поддержки, сопряженной с эмоциями (редистрибуция, привязанность, любовь) и соображениями рационального толка (преемственность и поддержание традиций, политика и войны, финансовые интересы общества в отношении выхованцев…) до борьбы с инфантицидом и фелицидом. Однако, несмотря на то, что только по одному этому объекту социальной работы можно произвести историческую реконструкцию всего процесса помощи в России, данная социальная проблема никогда не теряла своей актуальности.

Для человеческого общества проблемы социальной адаптации сопряжены с проблемами социальной безопасности, стабильности и развития. Таким образом, насколько российское общество приблизилось к ответу «как лучше и каким образом» разрешить проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, насколько эта категория клиентов социальной работы способна к успешной социальной адаптации к нормальной жизни в обществе, насколько эффективны современные социальные технологии, насколько продуктивны методики социальной педагогики – все эти вопросы непременно актуальны и для отдельного человека и для общества в целом. Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Ежегодно тысячи социально дезадаптированных детей-сирот выходят в мир, не умея в нем жить и справляться с разнообразными проблемами, а иногда не имея и желания решать эти проблемы самостоятельно. Проблема настолько «созрела», что нельзя не замечать последствий: увеличилось число безнадзорных детей, повысился процент преступлений, совершаемых детьми-сиротами, не говоря уже о том, какой стресс испытывают дети, находясь вне семьи, как деформируется их сознание. Анализ законодательства, поиск новых форм устройства детей-сирот также очень важны, они помогают найти положительные и отрицательные моменты защиты, помощи детям, найти новые формы устройства в соответствие со сложившейся социально-экономической ситуацией в Российской Федерации.

Анализируя данную проблематику, мы выдвинули следующую гипотезу: История охраны детей-сирот посредством развития различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой фактор социальной адаптации, успешность которой возможна лишь при условии детального анализа причинно-следственных связей воспитательного процесса ребенка.

Объект дипломной работы: Процессы социальной адаптации детей-сирот в России.

Предмет исследования: Механизмы развития форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации детей-сирот в России

Цель исследования: Освещение ситуации с беспризорностью и сиротством в России и Карелии в историко-правовом и социальном контексте, анализ причин и мероприятий, проводимых в стране и в республике для решения данной социальной проблемы, выявление форм помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, сквозь призму процессов успешной социальной адаптации.

Для конкретизации и реализации цели были выбраны следующие задачи исследования:

  1. Произвести историческую реконструкцию процесса помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории России и Карелии.

  2. Рассмотреть развитие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации.

  3. Выявить причины сиротства как социальной проблемы и проанализировать социально-правовые вопросы защиты детей-сирот.

  4. Проанализировать социальную деятельность общественной организации "Равновесие" по оказанию адаптационной помощи детям-сиротам.

При исследовании мы пользовались такими методами как теоретический анализ литературы, нормативно-правовых документов и документов Национального архива Республики Карелия (НА РК) и Карельского Государственного архива новейшей истории (КГАНИ); анализ статистических данных и контент-анализ.

Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами (первая состоит из двух параграфов, вторая – из трех), заключением, списком использованных источников и литературы, а также приложениями.

Первая глава нашего исследования анализирует историю сиротства и беспризорности. Особое внимание уделяется причинам, вызывавшим беспризорность и сиротство, и анализу эффективности применения различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей как фактора социальной адаптации. Во второй главе представлены основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей; дан анализ проблемы в правовом аспекте и рассмотрена социальная деятельность общественной организации "Равновесие" по оказанию адаптационной помощи детям-сиротам.

Отметим, что беспризорность и сиротство в истории России до сих пор остаются мало изученной темой с точки зрения анализа эффективности форм устройства детей как фактора успешной социальной адаптации. Большинство публикаций дают лишь общую картину положения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Самое общее представление о развитии общественного призрения и становлении системы устройства сирот, незаконнорожденных детей дает «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза – И. А. Ефрона1. Краткую информацию о приютах Олонецкой губернии, деятельности земств, городов и частных лиц на благо детей содержит «Обзор Олонецкой губернии за 1915 г.»2.

К проблеме беспризорности в 1920-е гг. обращаются русские эмигранты: В. М. Зензинов, А. В. Маклецов и др. Именно их работы стали источником для статьи Е. Д. Кусковой. «Беспризорная Русь»3 была опубликована в Париже в 1929 году (перепечатана в журнале «Советская педагогика»). В этой статье Кускова дает не только общую картину положения беспризорных детей в России, но и размышляет о причинах.

До конца 1980-х гг. о проблеме беспризорности и сиротства в стране практически ничего не писали или просто умалчивали. Так, например, сборник «Дети в СССР»4 содержит многочисленные материалы о семье, охране здоровья детей, учреждениях народного образования, сети и контингентах дошкольных учреждений, школ, ПТУ и др. При этом ни слова не говорится о детских домах и детях, оставшихся без попечения родителей. Явно идеализирует заботу о детях-сиротах после революции В. Г. Черников5.

Эпоха гласности обнаружила множество «белых пятен» как в окружающей нас жизни, так и в истории. Одним из них стала проблема беспризорных детей и детей, воспитывающихся в детских домах. Нельзя сказать, что о существовании домов ребенка, детских домов и школ-интернатов люди не знали, но масштабы этой проблемы стали известны лишь в конце 1980 – начале 1990-х гг. Отчасти это произошло благодаря усилиям Советского Детского Фонда им. Ленина.

В 1990 г. Фондом была выпущена книга «Положение детей в СССР. Состояние. Проблемы. Перспектива»6, в которой наряду с другими проблемами детей, подробно рассматриваются проблемы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В книге содержится множество сведений статистического характера, позволяющих оценить размеры социального сиротства в нашей стране в 1950-1980-е гг.

В монографии С. А. Воскобойниковой1 приводятся огромные цифры численности детей в интернатных учреждениях к концу 1980-х гг., автор задается вопросами: «не слишком ли долго мы задвигали эту проблему в дальний угол?», «не увлеклись ли мы теорией государственного воспитания в противовес семейному?». Истоки современного сиротства, по мнению Воскобойниковой, нужно искать «в росте общественного эгоизма, нравственной глухоты, нежелании видеть социальные проблемы». О множестве судеб детей, воспитывавшихся в советских детских домах и интернатах, рассказывают и монографии А. П. Хмельницкой2 и В. Бакина3.

В конце 1980 начале 1990-х гг. различные авторы все чаще начинают обращаться к проблеме беспризорности и сиротства в истории нашей страны. В 1987 и 1988 гг. появляются две книги А. М. Нечаевой, в которых рассматривается правовая сторона охраны детства в СССР.4 В 1993 г. выходит ее статья «Дети-сироты в истории России (послеоктябрьский период)»5, написанная на основе многочисленных архивных документов. Наряду с нормативными актами здесь приводятся и материалы, свидетельствующие о тяжелой жизни детей в сиротских учреждениях.

Наиболее основательной, на наш взгляд, является работа Нечаевой «Охрана детей-сирот в России (история и современность)».6 В первой части своей книги автор рассматривает именно исторический аспект проблемы. Во второй части с точки зрения юридической описываются государственные формы устройства детей в дореволюционной и Советской России.

В 1995 г. была опубликована статья Е. А. Горшковой,7 в которой рассматривается становление системы учреждений для детей-сирот в России. Идея о том, что «все новое – хорошо забытое старое» свойственна и для статьи Н.М, Ковалевой8. Ведь различные формы устройства сирот, аналогичные современным, существовали в России еще до революции.

Проблему беспризорности в Советской России в 1920-1930-е гг. и ее причины анализирует А. Рожков1. Этот же период освещают в своей статье, посвященной роли председателя ВЧК и Деткомиссии Ф. Э. Дзержинского в деле помощи детям-сиротам, С. Федоров и О. Хлобустов. В отличие от Рожкова, они, наоборот, констатируют что с «проклятым наследием прошлого» (беспризорностью) было покончено2.

Подробное описание мероприятий по устройству детей в первые годы после Великой Отечественной войны и причины сиротства в этот период наиболее подробно рассмотрены М. Р. Зезиной3. Основанная на архивных материалах статья дает представление не только о ситуации с беспризорностью в РСФСР в целом, но и о жизни детей в детских учреждениях разных регионов страны.

Из общих работ к исследованию были привлечены такие, как «История Карелии с древнейших времен до наших дней»4, «Население Карелии» И. П. Покровской5, «История России 1917-2000» М. И. Шумилова, М. М. Шумилова.6

При описании современной ситуации с беспризорностью и сиротством, в том числе и в Карелии, использовались многочисленные публикации в печатных и электронных СМИ. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают Доклад российских неправительственных правозащитных организаций в Комитет ООН по правам ребенка7, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ8 и Аналитический доклад о положении детей в РК.9 В них говорится о положении детей, оставшихся без попечения родителей, раскрываются недостатки системы сиротских учреждений и законодательства о защите прав детей в России сегодня.

В нашем исследовании использовался также целый ряд документов Национального архива Республики Карелия (НА РК) и Карельского Государственного архива новейшей истории (КГАНИ).

Документы Попечительства о детских приютах Ведомства учреждений Императрицы Марии за 1840-1918 гг. содержатся в фонде № 337 (НА РК). В основном, это отчеты попечительских обществ, доклады и различная информация об учреждении и деятельности приютов этого Ведомства на территории Олонецкой губернии.

Фонд № 726 (НА РК) включает материалы Детской комиссии при президиуме ЦИК КАССР, действовавшей с 1923 по 1938 год. Она контролировала всю работу детских домов и дошкольных учреждений, ведала устройством сирот, оказывала материальную помощь малообеспеченным семьям. В этом фонде находятся циркуляры, распоряжения и инструкции Деткомиссии ВЦИК о задачах, методах и формах работы Деткомиссий на местах; годовые отчеты республиканской и местных Деткомиссий, в которых содержатся сведения о численности детских учреждений и детей в них; отчеты, доклады о состоянии и акты обследования детских домов. Данные о масштабах беспризорности приводятся в различных докладных записках. Необходимо отметить, что изучение этих документов требует большой осторожности, так как сведения, содержащиеся в разных записках, нередко противоречат друг другу. Имеющее место искажение фактов, на наш взгляд, является скорее данью существовавшей в то время традиции говорить о благополучии при отсутствии такового.

В работе использовались материалы фонда № 1394 (НА РК) – Совета Народных Комиссаров КФССР, образованного 11 июля 1940 года и переименованного 28 марта 1946 г. в Совет Министров КФССР. В 1956 г. он прекратил свою деятельность в связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР. Документы Совета Министров КАССР находятся в фонде № 690 (НА РК).

Помимо фондов НА РК к исследованию были привлечены и материалы КГАНИ, в частности, фонд Карельского областного комитета ВКП (б) (Ф.3) и Олонецкого губернского комитета РКП (б) (Ф. 4). К работе привлекались документы, содержащие сведения об отдельных детских домах и протоколы (заседаний Пленума Карельского облкома РКП, Президиума Олонгубкома), касающиеся проблем беспризорности и состояния детских домов Карелии.

Значительное количество законодательных актов, привлеченных к работе, было найдено в справочной правовой системе «Консультант +» в разделах о федеральном и региональном законодательстве. Кроме того, использовались документы, опубликованные в «Сборнике нормативных актов по охране материнства и детства в СССР»1, «ГУЛАГ в Карелии»1, «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986)»2, «Вестнике образования», «Российской газете» и др.

Глава I.

Развитие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор социальной адаптации: история сиротства и беспризорности в России

Всегда ли были дети-сироты и насколько проблемы социальной адаптации характерны для данной части социума. Всегда ли для общества были приоритетны проблемы, порожденные ситуацией сиротства, и самое главное какова была реакция простых людей и действия руководства страны. О том, какие исторические метаморфозы происходили в российском обществе касательно выше обозначенных проблем, будет рассмотрено нами в первой главе на примере исследования исторических материалов и современной информации в соответствии с классификацией форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconРабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности...
Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconОтчет Службы постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот...
Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений интернатного...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной...
Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая...
Тема Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconРабочая программа дисциплины история социальной работы направление...
Программа курса предназначена для подготовки специалистов социальной работы, формирует научно-исследовательские и технологические...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconПрограмма для учащихся 1-4 классов «Мы вместе»
Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050711. 65 «Социальная педагогика»
Умкд составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconКафедра теории и методики социальной работы
Социальная демография и этнография: рабочая программа; Краснояр гос ун-т; Сост. И. В. Плющ. Красноярск, 2001. 25 с
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 –Социальная работа. Дисциплина «История...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей начальных классов работало над проблемой: "Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Кафедра социальной работы Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность (на примере деятельности кромо «Равновесие») iconКафедра социальной работы
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск