Гжельская майолика





Скачать 31.29 Kb.
НазваниеГжельская майолика
Дата публикации23.01.2015
Размер31.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ГЖЕЛЬСКАЯ МАЙОЛИКА

Первый расцвет промысла гжельская майолика пережила сразу после возникновения во второй половине XVIII в. Этому предшествовал ряд событий. 25 мая 1724 г. вышло воззвание Мануфактурной коллегии, дающее льготы любому, кто захочет завести фабрику «ценинных» изделий (слово «ценинный», т. е. «китайский», относилось к фарфору, но в XVIII в. так называли и майолику — посуду и другие предметы из красной или жёлтой глины, покрытые эмалью либо поливой). В том же году в Москве возле Таганских ворот открылась первая российская «ценинная и табачных трубок фабрика» Афанасия Гребенщикова, выпускавшая майолику. Обучившись мастерству и познакомившись с новым материалом, гжельские гончары вернулись в свои деревни и наладили у себя майоликовое производство. Мало того, они самостоятельно усовершенствовали технологию и получили более качественную белую эмаль тёплого желтоватого оттенка и безцековую (т. е. без мелких трещинок) поливу. Гжельцы быстро переработали гребенщиковскую европеизированную майолику на свой лад, нашли новый язык, стиль, манеру. Формы стали более пластичными, по-гончарному объёмными, выразительными. Вместо двухцветной графичной росписи - живописная раскованность. Свобода в обращении с формой позволили гжельским мастерам создать совершенно оригинальный национальный сосуд-квасник. В нём соединилась сложная кольцеобразная форма, зооморфные лапы-опоры и стеблевидные ручки. В центре возникли скульптурные фигурки, чаще всего архитектурный пейзаж, растения, животные и птицы. Особенно любили птиц в разных позах: стоящих или летящих, клюющих или оглядывающихся назад. В гжельской майолике возник контурный рисунок с раскраской, «зазвучала» живопись, ярко раскрылась знаменитая «гжельская пятицветка» (синий, жёлтый, коричиево-фиолетовый, зелёный и белый). Роспись по сырой эмали требовала быстрого и уверенного нанесения красок, не терпела исправлений, но зато и поражала новым чувством цвета и линии. До нас дошли имена мастеров того времени: Никифор Семёнович Гусятников, Иван Иванович Кокун, Иван Никифорович Срослай. Гжельский майоликовый ассортимент XVIII в. был разнообразным и запоминающимся. Нарядные крупные изделия служили в первую очередь украшением интерьера, будь то гостиная богатого дома или крестьянская изба. В современном промысле этот принцип сохраняется. Посуду из Гжели редко использовали в быту, храня её как дорогой подарок.

В начале XIX в. гжельские мастера перешли на выпуск изделий из более совершенных и технологичных материалов: почти одновременно возникли гжельский фарфор, полуфаянс и фаянс. Со старой майоликой их связывали формы, сюжеты и стилистика росписи. В росписи преобладал синий цвет - кобальт. В отличие от майолики изделия расписывались не по сырой эмали, а по твёрдому черепку после первого обжига, что значительно облегчало работу мастеров. Этот фактор и послужил постепенному вытеснению майолики. Тем не менее, уже в 20 веке многие мастера, работавшие в Гжели, мечтали о ее возрождении.

Почему же Гжель так долго не могла возродить майолику? Причин было много. Тем не менее, в 1980—1990-х гг. майолика Гжели возродилась и пережила стремительный взлёт в цехах деревень Фенино и Трошково. Колористика росписей по ангобу или белой эмали, богатство орнаментальных мотивов и их сочетание с сюжетными элементами обеспечили гжельской майолике популярность, вполне сравнимую с популярностью знаменитого фарфора с кобальтовой росписью. Николай Туркин (р. в 1962 г.) одним из первых стал использовать в майолике традиционные приёмы росписи: букеты с тонкой прорисовкой, сеточки, растительные мотивы и геометрический орнамент. Его опыт повторяли и варьировали другие художники, для которых «туркинский период» в 1980-х гг. был обязательным. Особое внимание мастер уделял лубку и народной картинке. Марина Коваленко (р. в 1960 г.) стремилась придать майолике ощущение дорогого материала, вводя золото в роспись пасхальных яиц, скульптурных плодов и фруктов или вставляя «драгоценные» камни в композиции. Работы Юлии Петлиной (р. в 1955 г.), лауреата Государственной премии России, выделяются удивительным чувством материала, добрым юмором, цельностью пластических масс. Не менее интересны произведения выпускников Гжельского художественно-промышленного колледжа: Валентины Чепрасовой, Эльвиры Зиноновой, Антонины Нечаевой. Творчество Валентины Чепрасовой (р. в 1969 г.) — это современная интерпретация гжельской традиции и «учёного» искусства (древнерусских изразцов, стиля барокко). Пластическая выразительность её сосудов сочетается с острыми скульптурными деталями и прихотливой росписью, в основе которой лежит крупный, сложный, свободно ложащийся по поверхности цветок. К сожалению, в конце XX в. в связи с экономическим кризисом, закрылось фенинское производство майолики, многие мастера покинули промысел. Их произведения теперь можно увидеть только в музеях России и в частных коллекциях. В сентябре 2008 г. ушли последние художники и из трошковского цеха. Неужели, возродившись чуть ли не из пепла, гжельская майолика вновь будет обречена на забвение?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гжельская майолика iconГжельская керамика

Гжельская майолика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Народно – прикладное искусство: гжельская роспись. Понятие об орнаменте. Узор в круге из
Гжельская майолика iconВ мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ....
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Гжельская майолика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гжельская местность – совокупность сел и деревень в 50 км к юго-востоку от Москвы площадью 250 кв километров, где расположены 34...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск