Скачать 60.12 Kb.
|
В МИРЕ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели: прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества; развивать умения самостоятельно применять художественно – выразительные средства; развивать творческое воображение. Оборудование: Альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик, глиняная посуда, глина, формы для отлива посуды. Зрительный ряд: репродукции гжельской росписи, образцы изделий в технике Гжели, книги, фотографии. Ход урока:
Приветствие. Регистрация учащихся в классном журнале. Сообщение темы урока и запись её на доске.
Ребята, мир в котором сегодня живет человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках целостности в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение переходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, народную эстетику. Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм. Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках. Многие виды декоративно – прикладного искусства прекратили играть свою практическую роль, так как известно, что из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция. Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений. Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской , каргопольской игрушки, Жостово. Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных белых глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. Впервые Гжель упоминается в 1328 году в Духовной грамоте – завещании московского князя Ивана Калиты, оставляя своему старшему сыну земли, в том числе и Гжель. Однако ценность белых глин до 18 века не осознавалась. Но постепенно изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, даёт название целому району, объединившему около 30 сёл и деревень. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были основаны все основные виды художественной керамики – майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, шамот. Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой с процессом обжига. В этом слове слышаться отзвуки глагола «жечь», Да и знаменитая поговорка: «Хоть горшком назови, только в печь не станови» - по преданию появилась тоже в Гжели. Слово «керамика» происходит от древнегреческого слова «керамос» - глина, глиняный сосуд. Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасники (сосуд, в котором подают квас, имеет дисковидное тулово с отверстием в середине), кумганы (плоский кувшин с носиком и ручкой), кувшины, вазы, чайники, блюда. Кумганы и квасники не только являются специфическими гжельскими изделиями, они наиболее интересны по своеобразию форм и мастерству исполнения. А малая пластика представлена фигурками животных, людей, сказочных персонажей, птиц, зверей. Гжельские гончары не ограничивались поисками новых формы, в иных случаях они дополняли её скульптурными фигурками, именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из её характерных особенностей. У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания её пропорций, но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда оставались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией. Технологический процесс изготовления фарфора в Гжели. В рецептуру фарфоровой массы входят 4 компонента: каолин, огнеупорная глина, пигматит и кварц.
- Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами? (- Майолика, фарфор, фаянс, полуфаянс.) Практическая работа. - Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы видели, пофантазируйте , придумайте свой узоры росписи любого предмета посуды. Оценка проделанной работы. Итоговая часть. Выставка и обсуждение работ, анализ. Домашнее задание: Слепить из глины или пластилина фигурку зверя, птицы, человека. |
Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина» Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов... | Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы | ||
Основы декоративно-прикладного искусства Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е.... | Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.... | ||
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | Дополнительная образовательная программа По изучению основ изобразительной... Дпи (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, выполнение... | ||
Публичный доклад учреждения начального и среднего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства... | 1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство ... | ||
Азы мезенской росписи смысловое значение символов. Мезенская роспись Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Ее родиной считается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика)) | ||
Результатом обучения по основной профессиональной образовательной... Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения | «На выставке декоративно-прикладного искусства» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Курсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества» «Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно... | О проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | ||
О проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | Уроки 1-2 Тема: искусство городца Цель: Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла. Создание расписного набора деревянной... |