В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели





Скачать 60.12 Kb.
НазваниеВ мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели
Дата публикации29.09.2013
Размер60.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

[Введите название документа]

[Выберите дату]

[Год]

[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]

[Введите подзаголовок документа]


В МИРЕ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Росписи декоративных работ.

Гжельская роспись. Производство посуды.
Цели: прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества; развивать умения самостоятельно применять художественно – выразительные средства; развивать творческое воображение.

Оборудование:

Альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик, глиняная посуда, глина, формы для отлива посуды.

Зрительный ряд: репродукции гжельской росписи, образцы изделий в технике Гжели, книги, фотографии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Регистрация учащихся в классном журнале.

Сообщение темы урока и запись её на доске.

  1. Сообщение учебного материала.


Ребята, мир в котором сегодня живет человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках целостности в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории,

стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение переходящих ценностей.

Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, народную эстетику.

Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.

Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках.

Многие виды декоративно – прикладного искусства прекратили играть свою практическую роль, так как известно, что из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция.

Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений.


Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской , каргопольской игрушки, Жостово.

Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья

издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных белых глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. Впервые Гжель упоминается в 1328 году в Духовной грамоте – завещании московского князя Ивана Калиты, оставляя своему старшему сыну земли, в том числе и Гжель. Однако ценность белых глин до 18 века не осознавалась. Но постепенно изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, даёт название целому району, объединившему около 30 сёл и деревень.
На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были основаны все основные виды художественной керамики – майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, шамот. Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой с процессом обжига. В этом слове слышаться отзвуки глагола «жечь», Да и знаменитая поговорка: «Хоть горшком назови, только в печь не станови» - по преданию появилась тоже в Гжели.
Слово «керамика» происходит от древнегреческого слова «керамос» - глина, глиняный

сосуд.

Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасники (сосуд, в котором подают квас, имеет дисковидное тулово с отверстием в середине), кумганы (плоский кувшин с носиком и ручкой), кувшины, вазы, чайники, блюда.
Кумганы и квасники не только являются специфическими гжельскими изделиями, они наиболее интересны по своеобразию форм и мастерству исполнения.

А
малая пластика представлена фигурками животных, людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.

Гжельские гончары не ограничивались поисками новых формы, в иных случаях они дополняли её скульптурными фигурками, именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из её характерных особенностей.

У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания её пропорций, но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда оставались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.
Технологический процесс изготовления фарфора в Гжели.
В рецептуру фарфоровой массы входят 4 компонента: каолин, огнеупорная глина, пигматит и кварц.

  • 1.этап. Все компоненты мелют в шаровых мельницах и смешивают в определённых пропорциях и сливают в мешалку, затем высушивают в фильтр – прессе.

  • 2.этап. Глину под большим давлением подают в полости и получают круглые коржи, которые снова размачивают для приготовления литейного шликера. Разжижение происходит в бункере в жидкости, состоящей из небольшого количества воды, соли и жидкого стекла. Получаемый шликер (жидкий фарфор) представляет собой текучую, сметанообразную массу. Далее он под давлением по шликеропроводу подается литейщикам в литейный цех. При помощи крана пистолета работницы заполняют сероватым шликером пустотелые гипсовые формы.

  • 3.этап. Шликер в гипсовых формах. Гипс забирает воду из шликера, а частички глиныоседают на стенках до образования слоя нужной толщины.Оставшуюся жидкость сливают в лоток и снова подают в бункер на переработку. Глина, оставшаяся внутри формы, постепенно ссыхается, уменьшается в объёме и принимает кожетвердое состояние. Теперь её можно вынимать из формы. Все детали изделия (носики, ручки, крышки) отливаются отдельно. В кожетвердом состоянии они приклеиваются к основному объему тем же шликером.

  • 4.этап. Сушка изделия.

  • 5.этап. Оправка. Идет отделка изделия, счищаются и замываются водой литейные швы. После этого изделие идет на первый обжиг.

  • 6.этап. Утильный обжиг до 900 градусов для закрепления и прочности.

  • 7.этап. Живописный цех. После обжига изделие поступает для росписи. Для Гжели характерна подглазурная роспись, живопись кобальтом (синий цвет). Живописцы получают порошок, растирают его водой и расписывают изделие беличьими кистями. Особенность этого мазка в том, что он наборный. За один раз мастерица должна специальным набором краски на кисть получит такой мазок, который дает эффект равномерного перехода от тёмного цвета к светлому.

  • 8.этап. Глазуровка. Глазурь – это мелкопомолотое стекло, суспензия. Изделие окунают в глазурь, вода впитывается в процессе глазурирования в утильный черепок, а мельчайшие частички стекла пристают к стенкам изделия. В результате роспись исчезает под белой плёнкой.

  • 9.этап. Второй обжиг. (1380 градусов). Изделие ставится на 20 часов в небольшие прямоугольные печи. Во время обжига тонкий слой матовой глазури становится прозрачным, а роспись оказывается под тонкой стекловидной плёнкой. Отсюда и название – подглазурная роспись. (Надглазурная роспись наносится после глазуровки, и изделие подвергается третьему обжигу.) При обжиге изделие уменьшается в размере на 14%.

  • Готовое изделие поступает в упаковочный цех.



- Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами?

(- Майолика, фарфор, фаянс, полуфаянс.)

Практическая работа.

- Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы видели, пофантазируйте
, придумайте свой узоры росписи любого предмета посуды.

Оценка проделанной работы.
Итоговая часть.
Выставка и обсуждение работ, анализ.

Домашнее задание: Слепить из глины или пластилина фигурку зверя, птицы, человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconДополнительная образовательная программа По изучению основ изобразительной...
Дпи (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, выполнение...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconПубличный доклад учреждения начального и среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели icon1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство
...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconАзы мезенской росписи смысловое значение символов. Мезенская роспись
Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Ее родиной считается...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика))
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconРезультатом обучения по основной профессиональной образовательной...
Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели icon«На выставке декоративно-прикладного искусства»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconКурсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества»
«Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Производство посуды. Цели iconУроки 1-2 Тема: искусство городца
Цель: Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла. Создание расписного набора деревянной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск