Скачать 1.01 Mb.
|
Рассмотрена «Утверждаю» на педагогическом совете Директор Протокол №______от______ ________________Н.В.Алексеева Дополнительная образовательная программа По изучению основ изобразительной грамотности и декоративно-прикладного искусства творческого объединения «Волшебная палитра» Педагога дополнительного образования Первой категории Макашкиной Алиной Михайловны Возраст учащихся – от 7 до17 лет Срок реализации программы - 5 лет г. Чебоксары 2013 Содержание
Пояснительная записка. Направленность программы. Образовательная программа «Волшебная палитра» имеет художественно- эстетическую направленность и предполагает обучение детей по следующим основным разделам: изучение основ изобразительной грамоты, ДПИ (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др. росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, выполнение декоративного панно из связанных воздушной петлёй цепочек, дизайн, МХК. Актуальность программы В развитии личности ребёнка искусство занимает особое место, так как способно развивать чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, учит беречь исторические и духовные ценности. Занятия изобразительным искусством содействуют развитию творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных умений и навыков. В настоящее время возникла необходимость обращения к народному творчеству, МХК, так как, чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. В связи с этим была выбрана художественно- эстетическая направленность программы, которая предполагает обучение детей по следующим основным разделам: изучение основ изобразительной грамоты, ДПИ (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др. росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, дизайн, МХК. На занятиях по программе «Волшебная палитра» дети становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей, раскрывают огромную духовную ценность изделий народных мастеров, вооружаются техническими знаниями, получают трудовые умения и навыки, психологическую подготовку к выбору профессии. Образовательная программа «Волшебная палитра» реализуется в МОУ ДОД ЦДТ с 2005 года. Первоначально до1998 г. программа творческого объединения называлась «Городецкая роспись», так как изучалась только городецкая роспись. С 1998 г. по 2002 г. программа творческого объединения называлась «Волшебная палитра» и предполагала изучение не только городецкой росписи, но и хохломской, семёновской, полхов-майданской и др. видов росписей, а также изучение основ изобразительной грамоты, лепки, моделирования и конструирования из бумаги, дизайна, МХК. Развитие ДПИ в современных условиях с применением новых технических средств, инструментов и материалов, и необходимость конкурентоспособности в новых условиях, диктуемых социальной средой, и потребности учащихся, и личный профессиональный рост педагога, и новые нормативные требования к программам ( приложение к письму Минобразования России от11.12.2006г. «О примерные требования к программам дополнительного образования детей») - всё это потребовало пересмотра и усовершенствования программы. Аспекты актуальности и успешной реализации программы: личностно- ориентированный подход к процессу обучения, реализация потребностей детей в межличностном общении и продуктивная организация их свободного времяпровождения, направленная на развитие творческих способностей, трудовых навыков, коммуникативных способностей, формирование социально-значимой личности, использование новых технических средств (компьютеры, мультимедиа-аппаратура), новых современных техник ДПИ (витражная роспись, декупаж, квиллинг), использование передового педагогического опыта. Особенности программы Особое внимание в программе творческого объединения «Волшебная палитра» на всех годах обучения отведено разделу «Изучение изобразительной грамоты», в котором даются теоретические и практические занятия по темам: основные материалы в изобразительном искусстве, цветоведение, графика, композиция, орнамент. Учащиеся расширяют свои знания по истории народных промыслов нашей страны, МХК, обучаются городецкой, хохломской, семёновской, полхов-майданской и др. росписям, лепке, моделированию и конструированию из бумаги, выполнению декоративного панно из связанных воздушной петлёй цепочек, основам дизайна. А также дети получают знания и умения выполнения работ витражными красками и в технике декупаж. Изучение раздела МХК включает: беседы, лекции, медиа-презентации о известных художниках, скульпторах, архитекторах, мастерах народных промыслов; экскурсии в Художественный и Краеведческий музеи, в выставочный центр Радуга. Планом учебно-воспитательной работы данной программы для самоопределения каждого ребёнка в учебной группе и развития объединения как единого успешно функционирующего коллектива предусмотрено проведение разнообразных воспитательных мероприятий в учебных группах и в объединении в целом, а так же участие в мероприятиях, проводимых для отдела и ЦДТ. В программе отводится определённое время на подготовку и участие в выставках , конкурсах и конференциях различного уровня. Возраст учащихся и сроки реализации программы Данная программа предназначена для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст воспитанников – от 7 до 17 лет. Количество детей в группах первого года обучения – 15 человек, второго – 12 человек, третьего, четвёртого и пятого – 10 человек (творческая группа). Срок обучения по данной программе – 5 лет. Учебная нагрузка: для групп 1 года обучения: 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа), для групп 2 и 5 года обучения: 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов). Учебная программа рассчитана на поэтапное освоение материала. Принцип построения программы – от простого к сложному. Программа предусматривает два уровня освоения: обучающий (репродуктивный) и творческий. Весь курс подразделяется на три раздела по годам обучения: 1 год – базовый курс 2 -3 год – основной курс 4–5 год – творческая группа На базовый курс обучения принимаются дети, проявившие интерес к видам деятельности, предлагаемых программой, без ограничений в уровне, как общих, так и творческих способностей. Ко второму (основному) курсу допускаются дети успешно прошедшие базовый курс обучения (~90% от учащихся первого года обучения) и новички, обладающие достаточно высоким уровнем общих и творческих способностей, необходимых для успешного прохождения основного курса обучения наравне с основным составом. В состав творческой группы включаются учащиеся не просто успешно освоившие программу основного курса, но и проявившие себя на различных конкурсах, выставках и конференциях (~50%-60% от учащихся первого года обучения), новичков в группах 4-5 года обучения – нет. Учащиеся, не справившиеся с учебной программой какого-либо курса, остаются повторно на этом же курсе обучения. Цель программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования эстетического вкуса, позитивной мотивации и социальной адаптации путём приобщения к традиционным народным промыслам и современным видам декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Направления программы
Психологическая поддержка программы Программа первого и второго годов обучения в основном рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью воспринимать учебный материал, а так же тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объём знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания. Программа для третьего - пятого года обучения составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и характеризуются большей свободой выбора тем, материалов и приёмов выполнения творческих работ. Осваиваются более профессиональные, технологичные приёмы лепки, росписи, работы с бумагой, пряжей требующие большего опыта, больше знаний, умений и определённого мастерства. Для самоопределения и самореализации каждого ребёнка в программе отводится определённое время на подготовку и участие в выставках, конкурсах и конференциях различного уровня, проводятся разнообразные воспитательные мероприятия в учебных группах и в объединении в целом, а так же дети участвуют в мероприятиях, проводимых для отдела и ЦДТ. Пути реализации и формы организации педагогического процесса Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, просмотров репродукций, слайдов, фото, презентаций, экскурсий, конкурсов, викторины. Практические занятия проводятся в форме коллективной, групповой, парной, индивидуальной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач. Работа на занятиях проводится в основном фронтально, но часто требуется индивидуальный подход к учащимся. Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы сопровождаются поиском и сбором материалов, который может быть предоставлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью или гуашью, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить в своих творческих папках. В начале изучения материала каждого раздела программы руководитель рассказывает о народных мастерах, приводит исторические справки и примеры из литературы. Такие сообщения способствуют пробуждению у детей интереса к росписи и создают у детей творческий настрой. Большое воспитательное значение имеет оформление помещения, где ведутся занятия. Лучшие работы учащихся рекомендуется представлять в постоянной экспозиции: стенды, отражающие историю развития художественных промыслов, следует оформлять в едином стиле. Для закрепления изучаемого материала на заключительных занятиях по каждому этапу работы проводится анализ выполненных учащимися изделий. В оценке работ учитываются элементы творчества, смысловое значение выбранной темы, композиционное построение росписи, цветовое решение, качество выполнения росписи. Методическое обеспечение программы. Программа реализуется по следующим принципам: целесообразность подбора заданий, тем в зависимости от педагогических задач и возможностей учащихся; постепенное усложнение тем и заданий, учёт индивидуальных особенностей детей, подбор учебного материала в соответствии с возможностями и уровнем подготовки детей.
|
Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина» Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов... | Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.... | ||
Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями Исходя из этих проблем, а также по запросу социума в мбоу дод «цдт» с. Александров – Гай была разработана дополнительная образовательная... | Основы декоративно-прикладного искусства Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е.... | ||
Тематическое планирование по изо 6 класс Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного... Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей... | Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности... Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к... | ||
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Публичный доклад учреждения начального и среднего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика)) | ||
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство ... | Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного... Отдел : боу «Фроловская основная общеобразовательная школа, боу «Слободская сош им. Г. Н. Пономарёва» | ||
«На выставке декоративно-прикладного искусства» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Общеобразовательные программы в области изобразительного искусства... Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных... |