Скачать 0.75 Mb.
|
Наименование учредителя Полное наименование образовательного учреждения Утверждаю Директор МБОУ ДОД «_________детская школа искусств» ________________________ ФИО руководителя ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Город ________________ 2013 ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Декоративно-прикладное творчество СОСТАВЛЕНА на основании федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства – Декоративно-прикладное творчество. (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 159) Рассмотрена на заседании отделенияпротокол № ___ от «___» __________________ 201_ г.Одобрена Методическим советом МБОУ ДОД «___________детская школа искусств» протокол № ___ от «___» ________________201_ г.Разработчик(и) – ФИО, должность СОДЕРЖАНИЕ
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства (далее – ДПОП) «Декоративно-прикладное творчество» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «_______________детская школа искусств» (ОУ) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 159. ДПОП определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся. ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» направлена на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, приобретение ими знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства, обеспечивающих подготовку к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства. ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» направлена на обеспечение основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства и обеспечивает сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ). ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Материально-технические условия реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: выставочный зал, библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал), мастерские, учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий. ОУ имеет натюрмортный фонд и методический фонд. В случае реализации ОУ в вариативной части учебных предметов «Компьютерная графика», «Основы дизайн-проектирования» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением. Материально-техническая база ОУ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Библиотечный фонд ОУ укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям ДПОП «Декоративно-прикладное творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «История искусств» обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Реализация ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ДПОП. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ осуществляют творческую и методическую работу.
При приеме на обучение по ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу. Минимум содержания ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области художественного творчества: - знания основных видов народного художественного творчества; - знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства; - умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; - навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел; - навыков работы в различных техниках и материалах; - навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; - навыков подготовки работ к экспозиции; в области пленэрных занятий: - знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами; - знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; - умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность; - умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись», «композиция»; в области истории искусств: - знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства; - первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; - умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности. Результатом освоения ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области художественного творчества: - знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства; - умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах; - навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники; в области пленэрных занятий: - знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; - умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; - умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; - навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей; в области истории искусств: - знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества; - навыков восприятия современного искусства.
Учебные планы ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» разработаны ОУ в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации. Учебные планы отражают структуру ДПОП «Декоративно-прикладное творчество», определяют содержание и организацию образовательного процесса в ОУ с учетом: - обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств; - сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства; - индивидуального творческого развития детей; - социально-культурных особенностей Сахалинской области. Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» и сроков обучения по этой программе. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся). Срок освоения ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения ДПТП «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Срок освоения ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на 1 год. Образовательное учреждение реализует (или НЕТ) ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» включает 4 учебных плана в соответствии со сроками обучения, обозначенными ФГТ. Учебный план ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» предусматривает следующие предметные области: изобразительное творчество; пленэрные занятия; история искусств и разделы: консультации; промежуточная аттестация; итоговая аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов. При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2863 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование – 196 часов, УП.02.Прикладное творчество – 196 часов, УП.03.Лепка – 196 часов, УП.04.Рисунок – 396 часов, УП.05.Живопись – 396 часов, УП.06.Композиция прикладная – 165 часов, УП.07.Работа в материале – 792 часа; ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 165 часов; ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 140 часов. При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3325,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование – 196 часов, УП.02.Прикладное творчество – 196 часов, УП.03.Лепка – 196 часов, УП.04.Рисунок – 462 часа, УП.05.Живопись – 462 часа, УП.06.Композиция прикладная – 198 часов, УП.07.Работа в материале – 990 часов; ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 214,5 часа; ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 168 часов. При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает следующие предметы: (фактические показатели) При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения вариативная часть включает следующие предметы: (фактические показатели) При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2208,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок – 396 часов, УП.02.Живопись – 396 часов, УП.03.Композиция прикладная – 165 часов, УП.04.Работа в материале – 792 часа; ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 198 часов; ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет вариативная часть включает следующие предметы: (фактические показатели) При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения вариативная часть включает следующие предметы: (фактические показатели) Реализация ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим, что утверждается приказом директора по согласованию с коллегиальным органом ОУ (совет, методсовет, педсовета). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; 100 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. Реализация ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. ОУ создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество», использования передовых педагогических технологий. |