Скачать 122.91 Kb.
|
И. Б. Юфит (Москва) Актуальные вопросы в преподавании москвоведения. Современной педагогике ставится задача формировать целостное восприятие мира учениками. Сегодняшняя культурная ситуация благодаря распространению массовой западной попсы слабо ориентирована на отечественные ценности. Этнокультурный компонент в обучении, безусловно, решает задачи развития механизмов сознания и направленной деятельности учащихся, способствует эмоциональному восприятию культуры и истории родного края. В условиях возрастания социальной значимости культурной личности краеведческий компонент образования приобретает новый аспект. Не секрет, что современный школьник лучше ориентирован в сети интернета, чем на улицах родного города, тем более такого мегаполиса каким является Москва. Отношение к школьному курсу москвоведения как временному чувствовалось в 1996\1997 учебном году в связи с празднованием 850-летия Москвы. Эксперимент продолжается, так как до сих пор нет серьезных специалистов этого дела. Подготовка будущих учителей на нескольких факультетах московских вузов фрагментарна и не пополняет средние школы кадрами. Преподавание краеведения доверяется всем желающим, прошедшим подготовку на курсах МИОО. Я работаю в одной школе более 15 лет и всегда использовала краеведение как основное средство активизации познавательной активности и социализации своих учеников. Исследуя другие региональные программы по краеведению, обнаруживаешь ,что они предлагают детально знакомиться с краем, организовывают экспедиции, творческие проекты и конференции. Изучение родного края становится в регионах России практико-ориентированной работой. Что предполагает школьный курс москвоведения? Раскрыть исторические картины города с разных сторон- лингвистической, естественнонаучной,художественно-эстетической.(Программа1996\1997г).Когда были апробированы первые учебники по москвоведению, учителя были в поиске методических приемов, средств и источников информации. Сейчас многое создано для работы(учебно-методическая литература, видеофильмы, СД-диски, организовано единое информационное поле в сети Интернета), МИОО и ОНМЦ действуют в режиме постоянного поиска и консультаций по москвоведению. Развивается никогда не прекращавшаяся система музейного краеведения для школьников и учителей. Конечно, личность учителя играет субъективную роль в решении задач курса любого школьного предмета. Социализация и интегративность- острые ощущения в профессии учителя москвоведения. Свою задачу в преподавании москвоведения ориентирую в пространстве и времени. Научить школьников видеть город не с утилитарной точки зрения , а представлять органичный комплекс произведений культуры (улицы, дома, скульптуры, парки, ансамбли и т.д.), судеб и событий. Какие приемлемые этапы в преподавании москвоведения как регионального компонента образовательной системы мне видятся ? 1этап- начальная школа. Эмоциональное восприятие от истории школы, микрорайона, округа и т.д. 2 этап. Освоение особенности понимания связи материального и духовного. Приемы и методы учебной деятельности всех уровней , чтение дополнительной литературы ,музейной ,экскурсионной практики. 3 этап. Объяснение учителем и анализ учениками культурно-исторической ценности города. 4 этап. Участие в непосредственной творческой деятельности на основе полученных знаний и впечатлений. Проблемы курса бесконечны и требуют серьезной подготовки учителя, так как история города не может не волновать и вопросы задаются не по параграфам и не по определенным темам. Каждый урок –это неожиданный поток вопросов от родителей и учеников. Необходима справочная литература и добротные монографии. Многое в моей библиотеке издано в 50-е,80-е годы, переиздано в 1997году. Альбомы, дорогие подарочные изделия полиграфии не могут быть использованы на уроке. Нужны постоянно обновляющиеся недорогие справочники. Сложно организовать постоянную экскурсионную работу без помощи автобусных парков, связей с музеями. «Пробки»,лимит времени, отказ классных руководителей, занятость учеников –субъективные факторы ограничения краеведческой работы . В психологическом плане такая работа невозможна без союза учеников, учителя и родителей. Это главное составляющее успеха в воспитании гражданина и формировании всесторонне развитой личности. Какие учебники мне нравятся? Обеспеченные хорошими,редкими иллюстрациями, фактологическими и эстетическими компонентами, библиографическими ссылками и продуманными вопросами. Учебники для начальной школы можно использовать в 7 классах. Очень большие и сложные тексты не могут освоить учителя начальной школы без исторического образования. Дети мало и медленно читают. В 5 классе изучается курс истории Древнего мира, где нет связи с Москвой. Учителя могут использовать темы для классных часов. Лучше проводить с первого по пятый класс ознакомительные прогулки от школы. Творческие задания очень долго не были методически обработаны.Нужны доступные и дозированные в хорошем смысле задания. Вообще многие находки авторов практически стали основой конкурсов разных уровней. В учебниках для 6 и 7 классов имеется богатейший словарный, иллюстративный, художественно-дидактический материал. Но темы районного уровня нужно дополнять. А пособий мало. Так, о странноприимном доме есть брошюра древнего издания со всеми идеологическими завихрениями. О Дзержинском районе есть книга, а о Мещанском -только календарь-коллаж. Конечно, если москвоведение в 6 классе выделено, то можно сравнивать с европейскими основные составляющие истории нашего города- архитектуру, планировку, градостроительные принципы, искусство, социальные типы и события. Некоторые объекты той эпохи сохранены или воссозданы.Это дает возможность экскурсионной работы. Есть вопросы к авторам статей о зодчих, об объектах всеобщей ценности. Они написаны сложным языком и лучшее дополнение- фильмы музея Истории Москвы. Некоторые недостатки учебников 8-9 классов и предшествующих курсов устранены дополнительными изданиями хрестоматии в 4 томах, сборниками по смутному времени, по Великой Отечественной войне. Многие уроки дополняются ознакомлением с ученическими рефератами, бывшими на конкурсах, конференциях и выпускных экзаменах. На мой взгляд, учебники дублируют в некоторых темах курс истории и загромождают тексты. Если курс москвоведения предлагается школой как интегративный, то возможны 3 формы работы с учебниками: 1.Работа по отдельным темам истории (конкретное задание классу, индивидуальные задания в течение года с учетом участия каждого ученика класса); 2.Классный час на тему учебника, классная конференция, школьная игра. 3.Экскурсии по Москве и местам Подмосковья, упомянутым в учебнике. Материалы учебников не отвечают современной статистике и используются учителями истории и географии очень осторожно ,но другие предметники могут это не учитывать. Учебники для 10-11 классов очень сложны для преподавания, старшеклассники думают о поступлении в вузы и социально-ориентированный курс москвоведения должен это учитывать. В 2000\2001 учебном году был создан для школы с учетом особенностей наших педагогов личностно-ориентированный интегративный курс москвоведения с включением работы учителей биологии, географии, физики и литературы. Этот опыт может не прижиться в других коллективах ( субъективный фактор). Созданные мультимедийные проекты дорабатываются авторами ,открывают ученикам новые горизонты их активности. Мои старшеклассники создают выпускные проекты по информатике ,не забывая моего присутствия в школе. У нас созданы обучающее - контролирующие программы по истории и москвоведению. Появился Интернет- сайт и журнал «Москвоведение», можно задавать вопросы и консультироваться. Если современный учитель москвоведения работает в сети Интернет, то он найдет много интересных тем для дальнейшей проработки с учениками (московское Правительство, школы Москвы, районные управы, музеи, культурные объекты, политики и многое другое).Надо любить свое дело, владеть техникой, уважать личность ученика и контактировать с родителями. «Но Москвой я привык гордиться,»-поется в гимне Москвы .Чем конкретно будет гордиться каждый московский школьник? Наша задача дать прочные знания и сформировать личностно-ориентированное понимание москвоведения. Научить детей любить общаться с родным городом - критерий оценки этой работы. Начинающему изучать москвоведение Если слышишь звон курантов, Будешь главным экскурсантом. Если знаешь их завод, Значит, ты экскурсовод. Если с башни видишь дом И найдешь ты свой роддом, А еще запомнишь дядю- С москвоведеньем поладишь! Если бегаешь подолгу И пройдешь в любую щелку, Не забудешь зданий вид, Ты немножко московит. Помни, чти героев улиц, И волнуйся возле статуй, Приглянись к своей квартире, Да найди колен пятнадцать, Знай, умей ценить шедевры, Укрепляй прогулкой нервы, Слушай, помни и смотри На Москву ты «изнутри». Приложение № 1 Моя работа с одним из трех 8 классов в 2001/2002учебном году Проектная работа по москвоведению, истории, художественной культуре учеников 8-1 класса УВК № 1840 Тема: Театральная площадь в дни Московской битвы. Цель: проведение поисково-исследовательской работы группы учеников музеях, библиотеках и на улицах Москвы. Воспитательные задачи : военно-патриотическая, музейно-краеведческая, историко-поисковая работа учеников – эффективная форма приобщения их к истории своего города, Родины. Коллективная работа помогает сплотить ребят вокруг интересного дела и лучше понимать друг друга. Образовательные задачи: изучение истории Великой Отечественной войны, освоение учащимися приемов работы с источниками, музеями и выработка навыков оформления проектных работ. Ученики в 7 классе работали над составлением маршрута и текста экскурсии по Театральной площади как памятнике многих исторических событий. Теперь им легче обобщить и расширить свои познания об объекте центра Москвы. Оформление: традиционное (реферат с иллюстрациями), видеоэкскурсия(сценарий ,дикторский текст, титры), схема маршрута(плакат). Проект выполняется в 2001-2002 учебном году –в год 60-летия Московской битвы. Руководитель –учитель истории Юфит Инна Борисовна Помощь в оформлении проекта –учитель мировой художественной культуры Лубнина Ирина Степановна, классный руководитель 8-1кл. Ученики: Полишкис,Жабинский,Чистяков,Заярная,Ванская,Рахимова,Конкин,Тугжнян,Тяпков,Илясов,Дубовицкий и другие . Второй 8 класс делал проект об аптекарском огороде Петра1(сад МГУ) совместно с учителем биологии лауреатом Соросовской премии Булавкиной Ниной Алексеевной. Приложение №2. Это одна из 150 работ учеников этого года .Многие печатали и фотографировали сами и эти работы 14 мая будут поощрены в музее Мещанского р-на Центрального округа Москвы. Уже есть новые Гиляи! Ученик 7 класса Саша Сычев сделал репортаж о пожаре в Манеже. К 150-летию В.А.Гиляровского Напротив моей улицы улица Гиляровского. Мне в детстве сказали, что это писатель. В этом году я прочитала первый рассказ Владимира Алексеевича Гиляровского ''Тайна Неглинной''. Незнакомая Москва предстала передо мной так ясно, как будто нет ста лет, отделяющих меня от тех событий. На уроках москвоведения я узнала о его юбилее и биографии писателя. Такой яркой натуре было всё интересно и поэтому его рассказы выходили интересными читателям.Я с удовольствием прочитала статью о В. А. Гиляровском Константина Паустовского. Он рассказал об облике дяди Гиляя, о его дружбе с А. П.Чеховым и А. М. Горьким, о многих известных писателях и художниках, которые дорожили дружбой со знаменитым репортёром и писателем, актёром, бурлаком и очень разным человеком ''широкой души''. Москва – одна из центральных тем В. А. Гиляровского, писателя и журналиста. О Москве, её жителях и быте он писал с самого начала своего вступления на литературный путь. Много лет занимался он изучением трущоб и их обитателей. Мысль создать книгу о прошлом Москвы возникла у него в начале 20-х годов, когда на его глазах стали исчезать уничтожаемые Советской властью притоны нищеты – Хитровка, Грачёвка, Аржановка. В 1926 году выходит первое издание ''Москвы и москвичей''. Хитров рынок рисовался в воображении автора Лондоном, которого он никогда не видел, так как Лондон самое туманное место в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самое туманное место в Москве. В тумане двигаются толпы оборванцев. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! Многие из товарищей-литераторов просили Гиляя сводить их на Хитров и показать трущобы, но никто не решался войти в ''Сухой овраг''. Войдём на крыльцо, спустимся несколько шагов вниз в тём- ный подземный коридор – и просятся назад. Ни на кого из писателей такого сильного впечатления не произвела Хитровка, как на Глеба Ивановича Успенского. Познакомились Гиляй и Антоша Чехонте, когда были сотрудниками мелкой прессы. Антон Павлович писал сценки, а Владимир Алексеевич – стишки да ещё репортёрствовал. Сперва у них были редкие встречи, а потом началась дружба. Они дружили до конца жизни, хотя последнее время и отдалились друг от друга. Разные они были люди, а любили друг друга. И как радостны были их встречи! В юные годы они очень часто виделись. Раз, в 1882 году, целую неделю вместе работали в окружном суде на деле Скопинского банка – известном процессе, который вёл прокурор С. С. Гончаров. Чехов писал заметки об этом процессе. В 1884 году Гиляровский женился, и его семья познакомилась с семьёй Чехова. Писатели ( Гиляровский и Чехов ) работали вместе почти во всех иллюстрированных изданиях. По вечерам часто собиралась у Чехова небольшая кучка жизнерадостных людей. Владимира Алексеевича поразила страшная весть о смерти друга. Так закончилась многолетняя дружба, а затем был написан рассказ ''Антоша Чехонте''. Гиляровский зачитывался первыми рассказами М. Горького, дивился, что нашёлся большой художник, затронувший тот мир, в котором так долго вращался Гиляй. Чехов не раз говорил другу: ''Тебя надо свести с Горьким! Познакомься с ним обязательно''. М. Горький и В. Гиляровский встретились в первый раз у Чехова. В 1899 году Владимир Алексеевич решил отдохнуть на Волге, остановился в Нижнем, чтобы на другой день выехать обратно, но зашёл к Горькому, положительно очаровался им и застрял на несколько дней. Впоследствии в Москве они встречались у А. Чехова и в Художественном театре, когда Алексей Максимович ставил своё знаменитое ''На дне''. Для этой пьесы Гиляй водил артистов труппы Художественного театра со Станиславским во главе по притонам Хитрова рынка, а художника Симонова даже в самые трущобы подземелья Кулаковки, которые Симонов увековечил в своих прекрасных декорациях. А потом Алексей Максимович уехал за границу, прислав Гиляю со своей подписью полное собрание своих сочинений. Я прочитала много произведений Владимира Алексеевича и убедилась, что они рассказывают о его биографии. У него богатый язык, а ещё книга ''Москва и москвичи'' – своеобразный путеводитель в прошлое Москвы. Где теперь Хитровка? От Солянки вниз. От Покровского, Яузского бульваров вверх. Конечно, это чистые, уютные, районы. Где Сухаревка? Только знак в сквере у станции метро ''Сухаревская''. Где трактир Тестова? Там, где гостиница ''Москва''. Где Купеческий клуб? Там театр им. В. В. Маяковского. Где театр Бренко? Гнездинковский переулок существует, возле него несколько театров: им. А. С. Пушкина, им. Немировича-Данченко и Станиславского, им. Станиславского, МХАТ им. Горького, музей-квартира М.Н. Ермоловой. Об этих людях он писал, с ними дружил и восхищался их творчеством. Теперь в Столешниковом переулке есть музей-квартира и мемориальная доска о В. А. Гиляровском. В Мещанском районе есть улица его имени, на которой он жил с молодой женой. А я, читающая его рассказы, думаю, куда пойду смотреть ''следы'' Гиляя, чтобы сказать о себе, как он : ''Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!'' Тимофеева Вероника,ученица 7-1 класса Центра образования №1840 ЦАО. 2004 год. Приложение №3 Это письмо придумали мы с командой 9-1 класса на финальную игру «Седая старина»,проводимую 7 раз в Москве. Тема конкурса этого года 200 - летие О.И.Бове и 190-летие М.Ю.Лермонтова. Для написания маршрута изощрялись и перелистали много книг. В серьезной борьбе с сильными и опытными командами города мы заняли 28 апреля 1 место! Чтобы подготовиться ,пришлось загрузиться четырем 9 классам, Так как музей задал темы о чинах и наградах ,о моде, о городских чиновниках, об архитектурных, художественных стилях, об эпохе первой половины 19 века и , конечно, о М.Ю.Лермонтове и О.И.Бове. Теперь можем давать советы и консультации. Письмо-приглашение Милый ангелочек ,государыня, Екатерина, свет Михайловна ,дочь прекрасных и уважаемых родителей и сестра своего храброго брата! Ваш покорный раб Иван, сын Юрьев бъет челом вам. Не желаете ли развлечься в хорошем уголке нашей матушки Москвы в столь прекрасные светлые дни? Если ваше намерение совпадает с моим, то приглашаю вас с величайшим почтением на пятничные забавы в новом увеселительном месте. Я жду вас не под Девичьим, а на новом месте. Тут будет, что посмотреть и выбрать: «коньки» и качели, площадки с «гигантскими шагами», в балаганах акробаты и силачи, клоуны и фокусники, музыканты, курьезные шпрын-мейстерские действия и «комедиальные увеселительные интермедии» , в бисквитных лавках отличные сладости, пышки, напитки. Как добраться ,не беспокойтесь .Поручите генеральше выделить вам пролетку в одну сторону и поезжайте по графской улице мимо Турчаниновых, Соймоновых , Мансуровых, далее минуете губернаторский дворец и прямо к шестаковским складам. Здесь вам проехать совсем недолго по бульвару с тощими липками через сады, овраги, огороды, целое поле . С часу будет играть музыка, а вы подъезжайте к двум пополудню. Если желаете ,я встречу вас у «Красных палат»,но это чуть подальше. Я прибуду со службы только к этой поре. Мне сказали, что народу в этом месте поменьше, чем в Кремле и иных местах. Будет скушно- пройдем к святым могилам ,побываем на площадке западной башни, откуда в древние времена наши предки следили движения, которую последний разбойник приказал заминировать, да не дождался взрыва. Обещаю не обмануть вас приятной беседой и прогулкой. Прощаюсь с почтением. Ваш слуга Иван Ю. Прошу засвидетельствовать мое нижайшее почтение к родителям и всем домочадцам. P.S. Только в этот день обещают привезти механический театр, итальянского порчинеля и школу ученых собак и обезьян. P.P.S. Я буду верхом на Буланом- вам легче узнать .Со слугой я его и отправлю после встречи вас. |
«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы... Фгу российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России | Программа «Экскурсоведение с изучением тем на английском языке» Москвоведения, школьный курс обучения английскому языку по умк кузовлева В. П., Лапа Н. М. и др., разработки Скориковой Т. П. «Москва... | ||
Программа элективного курса по зоотехнии и ветеринарии. «Актуальные... Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Иллюстрированное издание в 2-х томах. Издательство «Ковчег», «Схолия», Москва, 2004 | Программа всероссийской научно-практической конференции с международным... Место проведения: Россия, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13, стр. 5, бизнес-отель «Бородино» | ||
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория организации» Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | «Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, диагностика, лечение и прогноз нрс» Приглашаем врачей: кардиологов, анестезиологов и реаниматологов, терапевтов принять участие в работе школы-семинара (тематическое... | ||
Учебно-методический комплекс 1 Москва 2014 Учебно-методический комплекс... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Vi научная медицинская конференция студентов и молодых ученых с международным... Ов и молодых ученых с международным участием на английском языке «Актуальные вопросы медицины», которая состоится 25 апреля 2014... | ||
Р ассылка «Актуальные вопросы мониторинга за вирусами гриппа, имеющими... «Актуальные вопросы мониторинга за вирусами гриппа, имеющими пандемический потенциал» | «Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы... Государственная лицензия а №268524 на право ведения образовательной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования... | ||
Методические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные... | 1 Сентября ru Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Программа дисциплины Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Российский государственный торгово Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Положение о виртуальном фестивале Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Примеры библиографического описания Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» |