Рабочая учебная программа дисциплины





Скачать 285.14 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины
Дата публикации28.01.2015
Размер285.14 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории и культурологии

УТВЕРЖДАЮ: проректор по УР
______________ В.В. Рыбкин
« « 2010 г.
Рабочая учебная программа дисциплины

Философия культуры



Направление подготовки



031400 Культурология

Профиль подготовки



Социокультурное проектирование

Квалификация (степень)



Бакалавр

Форма обучения



очная


Иваново, 2010


  1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: личностная и фундаментальная профессиональная подготовка будущих культурологов через приобщение студентов к размышлениям о метафизике культурных ценностей. Развитие мотивации к их глубокому познанию и пониманию.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовым дисциплинам профиля, основывается на результатах изучения дисциплин: «Введение в культурологию», «Философия», «История культуры», «Теория культуры», «Методы исследования культуры». Для успешного усвоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные концепты и понятия культуры;

- основы методологии культуры;

- специфику культурологии как научной дисциплины;

- принципы взаимодействия культурологии с другими социо-гуманитарными дисциплинами;

- главные вехи истории становления культурологии и ее методологии;

уметь:

- анализировать основные концепты и понятия культуры;

- обосновывать специфику культурологии как научной дисциплины;

- сравнивать принципы взаимодействия культурологии с другими социо-гуманитарными дисциплинами;

- производить сравнительно-исторический анализ основных школ и направлений развития культурологии;

- различать специфику философского и научного подхода к культуре.

владеть:

- методами сравнительно-исторического анализа;

- теоретическими методами описания свойств и создания моделей культуры;

- основными правилами ведения теоретического дискурса в культурологии;

- методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин: Этика, Эстетика, Социология культуры, Психология творчества, Социально-культурная антропология.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

  • способен к письменной и устной коммуникации по теоретическим и практическим проблемам культурологии, владеет навыками аргументации, ведения дискуссии, публичной речи (ИК-1) с использованием базовых знаний из области социально-гуманитарных наук (ÎÍÊ-1);

  • готов использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-4),

  • способен реализовывать личностные траектории интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития, самосовершенствования, самореализации (СЛК-1);

  • способен понимать и признавать ценности разных культур (СЛК-4);

  • владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять теоретико-культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

  • способен применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Обобщать следующие знания:

— онтологию культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
— гносеологию культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
— морфологию культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;
— культурную семантику: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры и механизмах культурного коммуницирования;
— антропологию культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "потребителе" и "производителе" культуры;
— социологию культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной диффренцированности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;
— социальную динамику культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;
— историческую динамику культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации, регуляции и коммуникации в ходе истории, об исторических типах ценностно-экзистенциальных ориентаций;
— прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов, проблеме охраны и использования культурно-исторического наследия.

- главные направления культур-философской мысли XVШ-XXI вв.

уметь:

- применять и анализировать социально-гуманитарную терминологию с онтологической, гносеологической и аксиологической точек зрения;

- самостоятельно анализировать научную литературу;

- производить различные виды анализа основных философских школ и направлений развития культурологии;

- выявлять и комплексно обрабатывать информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности;

- проводить философские исследования проблем теории и истории культуры;

- изучать, делать конкретный анализ и обобщать современные культурные формы и процессы;

- применять теоретические и практические знания в различных областях культурологии для авторских научных исследований;

- проводить научные исследования по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;

- осуществлять сбор научных материалов, подготовку обзоров, аннотаций, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований;

- анализировать и интерпретировать культурные формы, процессы и практики на основе существующих научных теорий и концепций;

- интерпретировать различные типы текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

- участвовать в работе семинаров, научных конференций, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

- писать научные статьи;

- готовить презентации;

- распространять и представлять материалы собственных исследования устно, письменно и виртуально;

владеть:

- навыками метафизического анализа и аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии, формирования философского дискурса в культурологии;

- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;

- различными методами анализа социо-культурной информации;

- методами теоретического моделирования культурных процессов

- методами направленного поиска и эффективного обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами.

- приемами анализа и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных).
4.Структура дисциплины Философия культуры.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

4

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:







Лекции

14

14

Семинары

20

20

Самостоятельная работа (всего)

38

38

В том числе







Курсовая работа







Подготовка к текущим занятиям, коллоквиумам

30

30

Подготовка к зачету и экзамену

8

8

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Экз.

Общая трудоемкость час.

72

72

Зач. Един.

2

2


5.Содержание дисциплины

5.1.Содержание разделов дисциплины

Модуль 1. Онтология культуры

Феномен культуры. Культура в системе бытия. Культура как предмет философского исследования. Метафизика культуры, конечные основания метафизики и причины возникновения ( для чего нужно метафизическое знание, почему без метафизики не бывает знания, почему она не сводима к науке и не выводима из нее ). Онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Проблема объектного и субъектного, объективного и субъективного в гуманитарном знании. Культурная семантика с онтологической точки зрения: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры и механизмах культурного коммуницирования. Антропология культуры в философском контексте: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "потребителе" и "производителе" культуры. Социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной диффренцированности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия – с онтолого-гносеологической точки зрения. Представления о философии культуры как о границе между познанным, познаваемым и непознаваемым. Генезис философии культуры ( конец ХVIII –начало ХIX века, идеология Просвещения и немецкого Романтизма ). Возникновение наряду с метафизической саморефлексией культуры целого ряда новых дисциплин : философии языка ( Гумбольдт ), философии мифа ( Шеллинг ), философии религии и герменевтики ( Шлейермахер ). Основная антиномия философии культуры, выраженна Ф.Ницше : “культура как жизнь” и “ культура как дух”. Деление наук на “науки о природе” и “ науки о духе ” ( В. Дильтей ) Теоретическое обоснование этой антиномии в исторической парадигматике : гуманизм и схоластика, органицизм и механицизм, рационализм и иррационализм, “ философия жизни” и сциентизм. Теоретическое обоснование “интуитивного направления” у А. Бергсона., “дискурсивного” – у Э. Кассирера. Проблема символа в культуре и проблема культуры как символа. Доведение антиномии до кризиса : “трагедия культуры ” (Зиммель). Перенесение метафизического конфликта между “жизнью” и “культурой» в лоно конфликта между культурой и философией культуры, понятого как проблема “верификации ” предмета философии культуры. Культурные следствия этого в истории ХХ века.

Модуль 2. Гносеология культуры. Когнитивная культурология.

Гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология. Гносеологическое измерение социальной динамики культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем. Историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации, регуляции и коммуникации в ходе истории, об исторических типах ценностно-экзистенциальных ориентаций. Когнитивно-прикладные аспекты культурологии. Когнитивная культурология. Культура и когнитивные процессы. Когнитивные формы культуры. Когнитивная эволюция культуры.
Модуль 3. Метаморфозы культурфилософской мысли XXXXI вв.

Проблема языка в лингвофилософии культуры ХХ века. Игровая философия культуры (Хейзинга). Различные концепции человека в философии культуры: от “тварности” до философского эволюционизма и философской антропологии. Эволюция представлений : от человека –“венца творения” до человека – “центральной точки в животном мире”. Человек как субъект и объект наблюдений. Место человека в природе. Отношение человека к трансцендентному. Определение культурных объектов. Представление о функции закона в философии культуры: закон как регулирующее начало; закон как определитель культурной нормы; закон как фиксатор границы между дозволенным и недозволенным в культуре. Связь закона с культурными объектами. Проблема конвенциональности. Представление о законе как о “божественном установлении”, как о договоре, продукте культурной коммуникации. Эволюция этих представлений в философии культуры.

Проблема человеческой активности и деятельности. Природная активность, социальная активность и ее разновидности: творчество и рутинная деятельность (деятельность по культурным образцам). Генезис идеи гения у представителей НКФ. Оппозиция “культура\другая культура”. Идея “другости”, “культурного перевода” ”культурной трансляции”, “культурного диалога”.

Проблема “смены парадигм” и “научных революций” (Т.Кун). “Археология знания” М.Фуко и “анархическая эпистемология” П.Фейерабенда как попытки методологических объяснений этого периода в философии культуры. Рубеж 60 –70-х годов ХХ века и рефлексия культурологии над методологией своей науки. Смена представлений о познаваемом и границах познания в философии культуры. Современная культурная ситуация: противоречия, логика исследований, тенденции дальнейшего движения. Проблемы типа культуры, связанного с “властным дискурсом” (М.Фуко).
5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п.п.

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечив-х (последующих) дисциплин

1

2

3




Социология




+

+




Социология культуры

+

+

+




История и методология культурологии




+

+




Современные проблемы культурологии







+




Философия культуры

+

+







Философия культуры XX-XXI вв.







+




Социально-культурная антропология




+







Гендер и культура













История мировой культуры

+

+

+




Эстетика







+




Семиотика и лингвистика







+




Концепции современного естествознания




+







История религий

+

+







Теория и история культуры повседневности

+

+

+


5.3.Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Онтология культуры

6

10

14

30

2.

Гносеология культуры. Когнитивная культурология.

4

4

12

20

3.

Метаморфозы культурфилософской мысли XX –XXI вв.

4

6

12

22




  1. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

  1. Практические занятия (семинары)

Модуль 1. Онтология культуры

Картезианство как первый рубеж спецификации в новоевропейской философии культуры. Монадология Лейбница как вариант упорядочения человеческого существования. Средства исследования, применяемые энциклопедистами. «Идеи к философии истории человечества»
Гердера Иоганна Готфрида как первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Г. В. Ф.Гегель «Лекции по философии истории». Три вида историографии по Гегелю. Философия истории – как утверждение господства Разума в мире и разумности всемирно-исторического процесса. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля.

Модуль 2. Гносеология культуры. Когнитивная культурология.

И Кант Критика способности суждения. Четыре момента суждения вкуса И.Канта. Волюнтаристская концепция культуры А. Шопенгауэра. Логика культуры в культурологической концепции В.С. Библера. Время и пространство в культуре. Направление времени в культуре. Энтропия и информация. Феноменология события.
Модуль 3. Метаморфозы культурфилософской мысли XXXXI вв.

Определения в работах современных российских культурологов предмета философии культуры, проблематики философии культуры, специфики культурфилософского знания?

Достоинства и недостатки каждого из подходов. Символическая философия культуры Э. Кассирера и развитие темы символического основания культуры в XX веке. Связь современных лингвофилософских и семиотических концепций и теорий с идеями философии культуры Э.Кассирера. Онтологический поворот. Лингвистический поворот. Дискурсивный поворот. Перцептивный поворот. Эпистемологические разрывы в культурологическом знании. П. Сорокин и его критика культурных систем. Развитие темы кризиса культуры в 20 веке (Ницше, Гуссерль, Сорокин, Бердяев). Ивановско-Шуйская кризисологическая школа. Судьбы социального утопизма и социального проектантства в ХХ веке.Утопия как идеология: кризис культуры двадцатого века в оценке Манхейма


  1. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрены

9. Образовательные технологии и методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Чтение лекций по данной дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций. Слайд-конспект курса лекций включает около 50 слайдов. Презентация позволяет преподавателю четко структурировать материал лекции, экономить время. Кроме того, презентация позволяет иллюстрировать лекцию полноцветными фотографиями, репродукциями, портретами исследователей культуры и т.д. Студентам предоставляется возможность копирования презентаций для самоподготовки и подготовки к экзамену.

Поскольку лекции читаются для одной группы студентов (12 - 15 чел.) непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем тестирования по отдельным модулям дисциплины.

При работе в малоконтингентной группе целесообразно использовать диалоговую форму ведения лекций с использованием элементов практических занятий, постановкой и решением проблемных задач, обсуждения пограничных ситуаций и т.д. В рамках лекционных занятий можно заслушать и обсудить подготовленные студентами сообщения, доклады, обзоры, рефераты.

При проведении практических занятий преподавателю рекомендуется не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на работу с источниками, текстами из монографий известных исследователей культуры различных эпох. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

  1. Вводная речь преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

  2. Беглый опрос.

  3. Чтение и анализ текста- источника.

  4. Обсуждение текста в общем динамично меняющемся знаниевом контексте.

  5. Формулировка и обсуждение задания на дом.

По результатам диалогов и дискуссий следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку за текущую работу.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:

  • подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы.

  • выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это подбор и изучение литературных источников; подбор иллюстративного и описательного материала по отдельным разделам курса в сети Интернет.

  • выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Всего по текущей работе студент может набрать 50 баллов, в том числе:

- практические занятия –33 баллов;

- тестирование по каждому модулю – всего 9 баллов;

- домашнее задание, доклад или реферат – 8 баллов.

Зачет проставляется автоматически, если студент набрал по текущей работе не менее 40 баллов. Минимальное количество баллов по каждому из видов текущей работы составляет половину от максимального.

Для самостоятельной работы используются задания, требующие обращения к следующим источникам :

1.Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1994.315 с.

2. Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996. 415 с .
Примерные темы рефератов и докладов:

  1. Структурализм, основные принципы структурного анализа. «Структурализм как деятельность» Р. Барта.

  2. Структурная антропология К. Леви-Строса. Типологическое сходство феноменов культуры и явлений языка.

  3. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Язык как особый код бессознательного. Символическое и порядок Культуры.

  4. Просветительский образ культуры в когнитивной антропологии. Культурная картина мира и изучение ее структуры.

  5. Структурализм и семиотика в культурологии (общий обзор).

  6. Постструктурализм, деконструктивизм и их влияние на развитие теории культуры.

  7. Интерпретативная антропология Клиффорда Гирца.

  8. Феноменология как философский метод. Феноменологический подход в науке.

  9. Феноменология культуры и ее роль в изменении восприятия культуры.

  10. Экзистенциальная культурология. Основные идеи и представители направления.

  11. Конструктивизм и радикальный конструктивизм как возможная методология XXI века.


Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного и итогового контроля

Контроль знаний студентов на всех этапах осуществляется путем компьютерного тестирования. Комплект тестовых заданий по дисциплине состоит из 200 заданий – в основном закрытого типа. Выдаваемый каждому студенту индивидуальный тест включает 15 заданий по каждому модулю и генерируется с помощью специальной программы. Время проведения тестирования рассчитывается исходя из двух минут на одно задание.
Итоговый экзамен по дисциплине проводится в две ступени:

- тестовый экзамен (32 закрытых задания, каждое задание оценивается в 1 балл), на котором студент должен набрать не менее 26 баллов – оценка «удовлетворительно»;

- устный экзамен, который проводится по вопросам, приводимым ниже. Экзаменационный билет включает три вопроса из приводимого ниже перечня. Ответ на каждый вопрос оценивается из 3 баллов. Студент на экзамене может набрать до 18 баллов.

Результат экзамена (максимум 50 баллов) определяется как сумма тестовой и устной частей.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Модуль 1. Онтология культуры

  1. Какова предыстория философии культуры?

  2. Каков основной предмет философии культуры?

  3. Каков генезис и культурный контекст философии культуры7

  4. Как сформировалась в философии культуры Ф.Ницше основная антиномия философии культуры?

  5. Как складывалась концепция В.Дильтея о “науках о природе” и “науках о духе”?

  6. Каковы основные концепты интуитивистской философии культуры А.Бергсона?

  7. Каковы основные структурные элементы морфологии символических форм культуры в философии Э.Кассирера?

  8. Как обосновывает кризис и трагедию современной культуры Г.Зиммель?

Модуль 2. Гносеология культуры. Когнитивная культурология.

  1. Когнитивная антропология о связи культуры и познавательных способностей человека.

  2. Лингвокультурология о взаимовлиянии культуры и языка.

  3. Когнитивные процессы в культурном контексте

  4. Когнитивные артефакты.

  5. Когнитивные формы культуры: схемы, фреймы сценарии и модели.

  6. Языковая картина мира как метакогнитивное культурное образование.

  7. Культурные концепты.

Модуль 3. Метаморфозы культурфилософской мысли XXXXI вв.

  1. Как связаны идеи революционных событий 60-х с метафизическим конфликтом между “культурой” и “жизнью”?

  2. Каковы основные моменты функционалистской модели социального взаимодействия Т.Парсонса?

  3. Почему А.Тойнби продолжил развивать теорию локальных цивилизаций О.Шпенглера?

  4. В чем достоинства и недостатки интеграционной модели культуры П.Сорокина?

  5. Как выглядит культура в зеркале психоанализа?

  6. Франкфкртский фрейдомарксизм и его модель философии культуры.

  7. Философия языка и ее версии символических функций культуры.

  8. Чем характеризуется новый, современный этап в философии культуры? Каковы его первоочередные задачи?

  9. Какова новая культурная ситуация на переходе от ХХ к ХХI веку, рождающая новые методологические задачи в философии культуры?


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Учебники и учебные пособия

Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1994. -315 с.

Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996. -415 с .

Культурология: Учебник / Под ред. М. С. Кагана и Ю. Н. Солонина. М., 2005.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.. 1997. -382 с.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991. -348 с.

Философия культуры. Становление, развитие. Спб. 1995. -310 с.

Антологии, словари, хрестоматии, энциклопедии

Антология исследований культуры.Т.1.Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1–2. СПб., 1998.

Xрестоматия по культурологии. Т. 1–2. СПб., 1999. 2000.

Источники

Бергсон А. Собр. соч. в 4 т .Т. 1. М. 1992. =319 с.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии М. 1996. 591 с.

Вебер М. Избранные произведения М. 1990. 346 с.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Зиммель Г. Избранное. В 2–х т. М., 1996.

Зиммель. Г. Избранное. В 2-х тт. М.. 1996. 670 и 607 сс.

Карсавин Л. Философия истории. СПб. 1993.235 с.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Познание и действительность. СПб. 1996.327 с.

Леви–Строс К. Структурная антропология. М., 2001.

ЛиотарЖ. – Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2004.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.700 с.

Ницше Ф. Собр соч. в 2-х тт. М. 1990.

Ортега–и–Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб.. 1997. 530с.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Сорокин П.А. Социологические теории современности. М. 1992.195 с.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории. М.1994.730 с.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

Тоффлер А. Третья волна. М., 1999.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М. 1991. 454 с.

Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. 458 с.

Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. М.. 1993-1999.. 665с. и 462 с.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 М., 1993; Т. 2 М., 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.526 с.

б) дополнительная литература:

Модуль 1. Онтология культуры

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М. 1991.327 с.

Гайденко П.П. ,Давыдов Ю.А. История и рациональность. М. 1991.358 с.

Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского знания. \\ Философские науки 1991. № 6. 24 с.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992. 270 с.

Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 1978. 230 с.

Межуев В.М. Культура и история . М. 1997. 235 с.

Петров М.К. Язык.Знак.Культура. М.1991.330 с.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас .Очерки по истории философии и культуры. М. 1991.325 с.

Феррарис Маурицио. Ты где? Онтология мобильного телефона. – М.: НЛО, 2010. – 352 с.

Модуль 2. Гносеология культуры. Когнитивная культурология.

Режабек Е.Я., Филатова А.А. Когнитивная культурология. СПб. 2010. -316 с.

Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: избранные работы. – М., 2007, -528 с.

Порус В.Н. У края культуры (философские очерки). М., 2008. -464 с.
Модуль 3. Метаморфозы культурфилософской мысли XXXXI вв.

Зиммель Г. Философия культуры. Понятия и трагедия культуры. О сущности культуры. Изменение форм культуры. Кризис культуры. Конфликт современной культуры. – В кн.: Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. Т.1. М. 1996. С. 7-145, 445-516.

Манхейм К. Идеология и утопия. –В кн.: Манхейм К Диагноз нашего времени М.1994

Фуко М. Герменевтика субъекта. -СПБ.: «Наука», 2007, -677 с.
в) программное обеспечение

  • СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista

  • ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Office 2007 Pro, FireFox

Электронные учебные ресурсы:

- текст лекций с контрольными вопросами для самопроверки;

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- база данных по гуманитарной литературе на сайте Информационного центра ИГХТУ http://www.isuct.ru/book.

- интернет журнал «Культурология» http://www.kulturologia.ru/

- сайт «Культуролог» по теории и философии современной культуры http://culturolog.ru/index.php?option=com_weblinks&Itemid=14
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Лекции по дисциплине проводятся в аудитории, оснащенной видеопроектором.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки .

Автор (Кудряшова Т.Б.)

Заведующий кафедрой ___(Кудряшова Т.Б.)

Рецензент

доц. каф. Культурологии

и литературы ШГПУ (Тарасов А.В.)
Программа утверждена на заседании кафедры философии Гуманитарного факультета ИГХТУ от 11.11.2010 г., протокол № 3.

Программа одобрена на заседании научно-методического совета Гуманитарного факультета ИГХТУ от 12.11. 2010 г., протокол № 2.

Председатель НМС _______________ (ФИО) 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС)
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск