Российской федерации





Скачать 261.49 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер261.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

_______Философский факультет____

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011_ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

_____История античной художественной культуры____

Направление подготовки

Педагогическое образование (050100)

Профиль подготовки

Мировая художественная культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

__________очная___________

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины
Целями дисциплины «История античной художественной культуры» являются выработка у студентов понимания культуры как таковой и создание целостного образа античной культуры, формирование представления о генезисе и динамике античной культуры, об общем и особенном в её греческом и римском вариантах; объяснение закономерностей развития культуры Эллады и Рима, выработка понимания непреходящего значения наследия культуры античности, её актуальности в начале XXI века.

Поставленные цели предопределили логику построения и содержание курса. Проблемно-теоретическое изложение сочетается с принципом историзма и анализом альтернативных точек зрения по дискуссионным темам.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3 – профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть. Содержание дисциплины органично связано с содержанием таких дисциплин как «Теория культуры», «Философия культуры», «История религий», «История искусства», «История отечественной культуры».

Курс «История античной художественной культуры» призван помочь студентам:

  • развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовный потенциал;

  • соединить теоретические знания о феномене культуры с конкретно-историческими аспектами изучения античной культуры;

  • понять место в системе мировой культуры и цивилизации;

  • уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста;

  • приобрести опыт освоения культуры.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способность анализировать мировоззренческие, социально значимые и личностные философские проблемы (ОК-2);

Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

Разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные учения в области истории античной культуры;

- место истории античности в современном гуманитарном знании, ее генезисе;

- античное искусство как феномен культуры, его основные художественные стили и направления.

Уметь:

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы данного периода;

- ориентироваться в истории литературы, в жанрах и направлениях литературного творчества античности;

-владеть навыками библиографического анализа по данной проблематике.

Владеть:

- категориальным и понятийным аппаратом дисциплины.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___7__ зачетных единиц _252_ часа.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







2-3

1-16

лекции

семинары

срс

всего




Очная полная программа

1

Предмет и задачи курса




1-2

4

4

8




реферат

2

Античная культура в контексте западной Ойкумены.




1-2

4

4

8







3

Эгейская культура.




1-2

4

6

8







4

«Тёмные века» Эллады. Героический эпос Гомера.




3-4

4

4

8







5

Архаическая культура Древней Греции.




3-4

4

6

8




реферат

6

Классическая культура Древней Греции.




5-6

6

6

8




реферат

7

Эллинистическая культура.




5-6

6

4

8




реферат

8

Культура Рима периода Республики и ранней Империи.




7-8

6

6

8




реферат

9

Кризис культуры республиканского Рима.




9-10

4

6

8




реферат

10

Культура Принципата.




9-10

4

4

8







11

Греко-римская культура.




11-12

4

4

8




реферат

12

Общий кризис Рима и века солдатских императоров.




13-14

4

6

8







13

Культура домината.




15-16

4

6

8




реферат

14

Падение Рима. Значение античной культуры.




15-16

4

4

8




реферат




70

70

112

252

экзамен


4.1. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи курса

Предмет и задачи курса. Понятия античности. Пространственно-временные рамки существования античной культуры. Периодизация истории античной культуры. Античная культура и цивилизация. Общее и специфическое в культуре Древней Эллады и Рима. Основные источники и литература по истории культуры античности.

Этапы изучения античной культуры: средневековье, Возрождение (антропоцентризм), классицизм, Просвещение (Винкельман, Шеллинг, Гегель), позитивизм и Ницше (апполонизм и дионисийство), XX в. (Шпенглер, Лосев). Постепенный отход европейской культуры от ориентации на нормы античной культуры как образцовые.

Особенности античной культуры. Полисное сознание форма традиционного сознания; ориентация на традицию в высокой культуры и в культуре повседневности. Риторичность, агональность (соревновательность); телесность (пластичность) античной культуры.

Тема 2. Античная культура в контексте западной Ойкумены.

Ближний Восток, Северная Африка, Восточное Средиземноморье – круг древнейших цивилизаций западного цивилизационного центра Евразии. Географическое положение Эллады на раннем этапе её истории и его воздействие на становящиеся цивилизацию и культуру. Изменение географического положения и его влияние на историю и культуру в последующие века. Роль природных условий в истории цивилизации и культуры Эллады. Влияние географической среды на цивилизацию и культуру Рима царского, императорского и имперского периодов.

Тема 3. Эгейская культура.

Восточный тип доантичной культуры Восточного средиземноморья. Цивилизация и культура о. Крит во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация и культура. Общие черты и специфика эгейских цивилизаций. Их достижения и значение для античной культуры Эллады.

История крито-микенской культуры (XX–XII вв. до н. э.).

Дворцовый характер культуры (Кносс). Различия между островной культурой Крита и культурой материковой Греции (планировка дворцов, положение городов). Восточный характер критской культуры (настенные росписи, тема быка). Внутренние и внешние причины падения культуры.

Тема 4. «Тёмные века» Эллады. Героический эпос Гомера.

Дорийское вторжение, падение Микенской цивилизации и культуры. Родоплеменной строй Восточного Средиземноморья XI-VIII вв. до н. э. Генезис античных начал. Древнегреческая мифология и религия. Боги Древней Греции. Гомер и его эпос: Илиада. Одиссея. Герои греческих мифов и эпоса: Хирон, Ахилл, Одиссей, Тесей.

Культура гомеровской эпохи (XII–IX вв. до н. э.), ее народный характер. Творчество аэдов как основа для создания крупных эпических поэм («Илиада», «Одиссея»). Поэмы в качестве источника по культуре «темных веков»: представления об иерархии олимпийских богов, сложившийся комплекс мифов; появление норм, основы полисной морали.

Тема 5. Архаическая культура Древней Греции.

Эпос и трудовая этика Гесиода. Труд и богатство: человек – это его деньги в VII и. до н. э.. Развитие товарно-денежных отношений, городов и подъём политико-правовой культуры. Тираны и законодатели архаики. Становление демократии и полисной системы. Феномен эллинской свободы. Лирика и проза; мудрость, начало науки и философия VII-VI вв. до н. э.

Культура архаической Греции (VIII–VI вв. до н. э.) как период фактического возникновения цивилизации в Древней Греции: формирование наук (философия, математика) и литературы как особенного вида деятельности, возникновение греческой архитектуры (архитектурный комплекс Дельф; дорический и ионийский ордер) и скульптуры (куросы). Противостояние между полисной и аристократической мыслью (хоровая и монодическая лирика.

Спартанская музыкальная реформа VII в. до н. э. и этапы развития хоровой лирики. Тематика монодической лирики (Архилох): интимная поэзия (Сапфо, Анакреонт), гражданская (Алкей, Феогнид, Солон). Развитие эпоса («киклические поэмы»), его переоценка (Гесиод) и пародия на него («Батрахомиомахия»); развитие малых жанров (эпиграмма). Возникновение первых интеллектуальных сообществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной (Фалес, Гераклит, Пифагор); их связь с иррациональностью греческой мысли (Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями о загробной жизни (орфизм).

Тема 6. Классическая культура Древней Греции.

Классическая культура (V в. до н. э.), ведущая роль Афин в политике и культуре («золотое пятидесятилетие»). Роль греко-персидских войн в утверждении классической культуры; рефлексия в греческом сознании как поиск причин войны между Востоком и Западом (Геродот). Греческая трагедия; проблемы личности (Эсхил) и гармонии ее с обществом (Софокл). Классическая скульптура: новые достижения в пластике (Мирон), канон красоты (Поликлет); новые технические и изобразительные приемы (Фидий). Нарушение ориентации на традицию в Афинах (Перикл и его окружение) как почва для возникновения и расцвета софистики. Бытовая жизнь классического полиса.

Культура эпохи кризиса полиса (посл. треть V – посл. Треть IV вв. до н. э.). Преобладание жанра политической прозы: в виде исторических сочинений (Фукидид), политических (Исократ, Демосфен) или судебных (Лисий) речей. Пелопонесская война и культурный вызов софистов (человек как мера вещей, относительность истины и морали), поддержанный поисками индивидуальности в культуре (Еврипид) и политике (Алкивиад); философская реакция на него (Сократ). Платоники и перипатетики. Разочарование интеллектуалов в афинской демократии («Государство» Платона) и обращение к опыту спартанской олигархии (Ксенофонт). Формирование идеала сверхличности (Алкивиад, «младшие тираны», Агесилай).

Целостный образ культуры. Театр – школа жизни. Воспитание и образование в Афинах и Спарте. Софисты. Сократ и Афинская школа философии. Академия Платона и Ликей Аристотеля. Литература и искусство. Архитектура и скульптура.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск