Скачать 261.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского _______Философский факультет____ УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________2011_ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) _____История античной художественной культуры____ Направление подготовки Педагогическое образование (050100) Профиль подготовки Мировая художественная культура Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения __________очная___________ Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями дисциплины «История античной художественной культуры» являются выработка у студентов понимания культуры как таковой и создание целостного образа античной культуры, формирование представления о генезисе и динамике античной культуры, об общем и особенном в её греческом и римском вариантах; объяснение закономерностей развития культуры Эллады и Рима, выработка понимания непреходящего значения наследия культуры античности, её актуальности в начале XXI века. Поставленные цели предопределили логику построения и содержание курса. Проблемно-теоретическое изложение сочетается с принципом историзма и анализом альтернативных точек зрения по дискуссионным темам. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б.3 – профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть. Содержание дисциплины органично связано с содержанием таких дисциплин как «Теория культуры», «Философия культуры», «История религий», «История искусства», «История отечественной культуры». Курс «История античной художественной культуры» призван помочь студентам:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); Способность анализировать мировоззренческие, социально значимые и личностные философские проблемы (ОК-2); Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные учения в области истории античной культуры; - место истории античности в современном гуманитарном знании, ее генезисе; - античное искусство как феномен культуры, его основные художественные стили и направления. Уметь: - анализировать социально-значимые проблемы и процессы данного периода; - ориентироваться в истории литературы, в жанрах и направлениях литературного творчества античности; -владеть навыками библиографического анализа по данной проблематике. Владеть: - категориальным и понятийным аппаратом дисциплины. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет ___7__ зачетных единиц _252_ часа.
4.1. Содержание учебной дисциплины Тема 1. Предмет и задачи курса Предмет и задачи курса. Понятия античности. Пространственно-временные рамки существования античной культуры. Периодизация истории античной культуры. Античная культура и цивилизация. Общее и специфическое в культуре Древней Эллады и Рима. Основные источники и литература по истории культуры античности. Этапы изучения античной культуры: средневековье, Возрождение (антропоцентризм), классицизм, Просвещение (Винкельман, Шеллинг, Гегель), позитивизм и Ницше (апполонизм и дионисийство), XX в. (Шпенглер, Лосев). Постепенный отход европейской культуры от ориентации на нормы античной культуры как образцовые. Особенности античной культуры. Полисное сознание форма традиционного сознания; ориентация на традицию в высокой культуры и в культуре повседневности. Риторичность, агональность (соревновательность); телесность (пластичность) античной культуры. Тема 2. Античная культура в контексте западной Ойкумены. Ближний Восток, Северная Африка, Восточное Средиземноморье – круг древнейших цивилизаций западного цивилизационного центра Евразии. Географическое положение Эллады на раннем этапе её истории и его воздействие на становящиеся цивилизацию и культуру. Изменение географического положения и его влияние на историю и культуру в последующие века. Роль природных условий в истории цивилизации и культуры Эллады. Влияние географической среды на цивилизацию и культуру Рима царского, императорского и имперского периодов. Тема 3. Эгейская культура. Восточный тип доантичной культуры Восточного средиземноморья. Цивилизация и культура о. Крит во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация и культура. Общие черты и специфика эгейских цивилизаций. Их достижения и значение для античной культуры Эллады. История крито-микенской культуры (XX–XII вв. до н. э.). Дворцовый характер культуры (Кносс). Различия между островной культурой Крита и культурой материковой Греции (планировка дворцов, положение городов). Восточный характер критской культуры (настенные росписи, тема быка). Внутренние и внешние причины падения культуры. Тема 4. «Тёмные века» Эллады. Героический эпос Гомера. Дорийское вторжение, падение Микенской цивилизации и культуры. Родоплеменной строй Восточного Средиземноморья XI-VIII вв. до н. э. Генезис античных начал. Древнегреческая мифология и религия. Боги Древней Греции. Гомер и его эпос: Илиада. Одиссея. Герои греческих мифов и эпоса: Хирон, Ахилл, Одиссей, Тесей. Культура гомеровской эпохи (XII–IX вв. до н. э.), ее народный характер. Творчество аэдов как основа для создания крупных эпических поэм («Илиада», «Одиссея»). Поэмы в качестве источника по культуре «темных веков»: представления об иерархии олимпийских богов, сложившийся комплекс мифов; появление норм, основы полисной морали. Тема 5. Архаическая культура Древней Греции. Эпос и трудовая этика Гесиода. Труд и богатство: человек – это его деньги в VII и. до н. э.. Развитие товарно-денежных отношений, городов и подъём политико-правовой культуры. Тираны и законодатели архаики. Становление демократии и полисной системы. Феномен эллинской свободы. Лирика и проза; мудрость, начало науки и философия VII-VI вв. до н. э. Культура архаической Греции (VIII–VI вв. до н. э.) как период фактического возникновения цивилизации в Древней Греции: формирование наук (философия, математика) и литературы как особенного вида деятельности, возникновение греческой архитектуры (архитектурный комплекс Дельф; дорический и ионийский ордер) и скульптуры (куросы). Противостояние между полисной и аристократической мыслью (хоровая и монодическая лирика. Спартанская музыкальная реформа VII в. до н. э. и этапы развития хоровой лирики. Тематика монодической лирики (Архилох): интимная поэзия (Сапфо, Анакреонт), гражданская (Алкей, Феогнид, Солон). Развитие эпоса («киклические поэмы»), его переоценка (Гесиод) и пародия на него («Батрахомиомахия»); развитие малых жанров (эпиграмма). Возникновение первых интеллектуальных сообществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной (Фалес, Гераклит, Пифагор); их связь с иррациональностью греческой мысли (Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями о загробной жизни (орфизм). Тема 6. Классическая культура Древней Греции. Классическая культура (V в. до н. э.), ведущая роль Афин в политике и культуре («золотое пятидесятилетие»). Роль греко-персидских войн в утверждении классической культуры; рефлексия в греческом сознании как поиск причин войны между Востоком и Западом (Геродот). Греческая трагедия; проблемы личности (Эсхил) и гармонии ее с обществом (Софокл). Классическая скульптура: новые достижения в пластике (Мирон), канон красоты (Поликлет); новые технические и изобразительные приемы (Фидий). Нарушение ориентации на традицию в Афинах (Перикл и его окружение) как почва для возникновения и расцвета софистики. Бытовая жизнь классического полиса. Культура эпохи кризиса полиса (посл. треть V – посл. Треть IV вв. до н. э.). Преобладание жанра политической прозы: в виде исторических сочинений (Фукидид), политических (Исократ, Демосфен) или судебных (Лисий) речей. Пелопонесская война и культурный вызов софистов (человек как мера вещей, относительность истины и морали), поддержанный поисками индивидуальности в культуре (Еврипид) и политике (Алкивиад); философская реакция на него (Сократ). Платоники и перипатетики. Разочарование интеллектуалов в афинской демократии («Государство» Платона) и обращение к опыту спартанской олигархии (Ксенофонт). Формирование идеала сверхличности (Алкивиад, «младшие тираны», Агесилай). Целостный образ культуры. Театр – школа жизни. Воспитание и образование в Афинах и Спарте. Софисты. Сократ и Афинская школа философии. Академия Платона и Ликей Аристотеля. Литература и искусство. Архитектура и скульптура. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |