Институт химии





Скачать 207.7 Kb.
НазваниеИнститут химии
Дата публикации15.02.2015
Размер207.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


ИНСТИТУТ ХИМИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

профессор, д.ф.н. Е.Г.Елина

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний


Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Химия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Саратов, 2011

1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов, определяющих и влияющих на здоровье, методов оценки состояния здоровья, приемах оказания первой доврачебной помощи, необходимых бакалавру в сфере педагогического образования для личностного роста и успешного решения профессиональных задач.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «Основы медицинских знаний» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Дисциплина осваивается в 5 семестре.

Освоение дисциплины базируется на знаниях и умениях, сформированных в процессе изучения основ школьной гигиены и основ безопасности жизнедеятельности. Студенты должны знать общие принципы рационального питания, методы и средства закаливания, о последствиях вредных привычек, видах травматизма.

В процессе изучения дисциплины затрагиваются вопросы, смежные с курсом безопасности жизнедеятельности.

Курс «Основы медицинских знаний» является необходимым для успешного решения профессиональных задач в период педагогической практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы медицинских знаний».
Изучение «Основ медицинских знаний» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций выпускников:

- общекультурных компетенций: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- профессиональных компетенций: способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

в области педагогической деятельности: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

В результате освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» обучающийся должен:

Знать: о здоровье человека и факторах, определяющих и влияющих на него; об основных группах заболеваний, наиболее распространенных у школьников разного возраста, и возможностях их предупреждения; об обстоятельствах и причинах наиболее часто развивающихся неотложных состояний и травм у взрослых и детей; о методах оценки количества и качества здоровья человека; о приемах оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев и больным с острыми приступами заболевания; о роли учителя в организации первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний и детского травматизма.

Уметь: использовать знания, полученные при изучении основ медицинских знаний, в профессиональной деятельности для принятия мер, поддерживающих нормальное состояние здоровье.

Владеть: навыками по приемам оказания доврачебной помощи пострадавшему.


  1. Структура и содержание дисциплины «Основы медицинских знаний».


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

72 часа.





п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лек

ции

практ занятия

самостоят.рабо

та

всего

1

Введение. Общие основы курса. Здоровье и здоровый образ жизни

3

1

8-10*

2

2

8

16

Рефераты, опрос устный и письменный

3

Двигательная активность и здоровье

3

2

2

2

2

4

Рефераты

4

Иммунитет и здоровье

3

3

2

2

4

6

Рефераты

5

Инфекционные заболевания

3

4

2

2

4

6




6

Аллергические и наследственные заболевания

3

11*

-

2

4

6

Рефераты

7

Репродуктивное здоровье

3

5

12*

2

2

2

6

Рефераты

8

Психологические основы здоровья

3

6

13*

2

2

2

6

Рефераты

9

Вредные привычки, их профилактика и коррекция

3

7

2

2

4

6

Опрос устный и письменный

10

Профилактика заболеваний и первая медицинская помощь в различных ситуациях

3

14-18*

-

4

6

16

Опрос устный и письменный




Промежуточная аттестация



















Зачет




Всего







14

22

36

72




Примечание: * номер недели указан для практических занятий


Содержание курса «Основы медицинских знаний»


    1. Введение. Общие основы курса. Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Связь с другими дисциплинами. Методы исследования. Понятие о здоровье, болезни и «третьем состоянии». Факторы, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни и его компоненты.


2. Двигательная активность и здоровье.

Понятие двигательной активности, ее значение для формирования здоровья человека. Возрастные нормы двигательной активности. Гипокинезия, гиперкинезия, их основные причины и последствия для здоровья. Виды двигательной активности человека. Приоритет физической активности в формировании здоровья.
3. Иммунитет и здоровье. Иммунодефициты.

Понятие об иммунитете и его видах. Органы иммунной системы. Антигены, антитела. Вакцины и сыворотки. Национальный календарь профилактических прививок. Показания и противопоказания к иммунизации. Первичные и вторичные иммунодефициты, их причины. ВИЧ-инфекция. СПИД, меры профилактики.
4. Инфекционные заболевания у детей и подростков

Понятие об инфекционных заболеваниях и особо опасных инфекциях. Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Последовательность действий при оказании неотложной помощи при инфекционных заболеваниях. Понятие о противоэпидемических мероприятиях.

5.Аллергические и наследственные заболевания

Понятие об аллергенах, антигенах и аллергической реакции. Распространение. Причины массового распространения. Виды аллергенов. Механизм проявления аллергической реакции. Клинические формы аллергических заболеваний. Профилактика аллергических заболеваний.

Наследственные заболевания.

Хромосомные болезни. Генные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Болезни с нетрадиционным типом наследования. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

6. Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье мужчин и женщин и факторы, на него влияющие. Бесплодный брак, причины мужского и женского бесплодия. Методы регуляции репродуктивной функции. Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), причины их широкого распространения. Классические венерические болезни (сифилис, гонорея), другие инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

7. Психологические основы здоровья

Влияние нарушений психологического статуса на здоровье. Понятие о стрессах и их влиянии на здоровье. Отрицательные эмоции, психологический дискомфорт, противоречия между установками и желаниями в достижении жизненных целей и реальными возможностями. Психическое здоровье. Причины неврозов. Классификация и проявления неврозов. Детская нервность: негативизм, фобии. Профилактика неврозов у детей. Методы и приемы оценки.

8. Вредные привычки, их профилактика и коррекция

Алкоголизм как проблема современности. Социальные причины и последствия пьянства и алкоголизма. Действие алкоголя на организм человека на разных этапах его развития.

Формы наркомании. Социальные аспекты. Механизм формирования наркотической зависимости на биологическом уровне. Медицинские аспекты наркомании. Предупреждение наркомании. Методы и средства предупреждения вредных привычек и отучения от них.

Распространенность курения в современном мире (в т.ч. среди молодежи). Биологические, психологические, социальные и медицинские аспекты курения. Современные программы отказа от курения. Курение и здоровье женщины.

9. Профилактика заболеваний и первая медицинская помощь в различных ситуациях

Понятие о травме, классификация травм. Открытые и закрытые травмы. Закрытые повреждения (травмы) мягких тканей: ушибы, растяжения, разрывы, их симптомы. Вывихи и переломы, классификация. Абсолютные и относительные симптомы. Первая помощь при эвакуации пострадавшего. Десмургия. Значение повязки. Виды перевязочных материалов. Понятие о транспортной иммобилизации. Средства и правила транспортной иммобилизации. Наложение мягких повязок на конечности, грудь, голову.

Асептика и антисептика. Общие положения и определения. Основные мероприятия, методы и принципы антисептики. Стерилизация. Антисептика, виды. Наиболее распространенные химические антисептики.

Раны, определение и классификация. Первая помощь раненым: устранение ранних, угрожающих жизни осложнений и предотвращение инфицирования. Виды кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное. Признаки дифференциации кровотечений. Геморрагический шок. Способы временной остановки кровотечения.

Тепловые и химические травмы. Ожоги. Глубина, площадь и локализация ожогов, как факторы, определяющие тяжесть состояния пострадавшего. Тепловой удар. Обморожение. Степенная градация отморожений. Понятие о травме и травматической болезни. Виды травматизма. Особенности повреждающих агентов и их действия. Локальные и общие изменения работы организма, развивающиеся после травмы.

Отравления. Основы токсикологии. Отравления пищевые, ядохимикатами, лекарственными препаратами. Отравления концентрированными кислотами и едкими щелочами. Аллергический шок.
Содержание практических занятий по курсу

"Основы медицинских знаний"
1. Изучение физического здоровья детей и подростков. Методы определения состояния позвоночника. Школьные формы патологии (сколиоз, плоскостопие), их предупреждение и коррекция.

Оценка физического здоровья по соматическим признакам. Формирование и значение правильной осанки. Осанка, ее типы. Формирование правильной осанки у школьников. Сколиоз, его причины и профилактика. Плоскостопие, его причины, проявления. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и укрепления свода стопы.

2. Определение гибкости позвоночника. Измерение мышечной силы. Определение быстроты реакции человека.

3. Определение состояния соматического здоровья.

Экспресс-оценка уровня соматического здоровья.

4. Болезни цивилизации. Аллергия, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и др. Профилактика. Оказание первой помощи.

5. Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), причины их широкого распространения. Классические венерические болезни (сифилис, гонорея), другие инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

6. Определение состояния психического здоровья.

Индивидуально-психологические особенности человека и здоровье. Диагностика психо-эмоционального статуса. Определение стрессоустойчивости человека.

7. Основы десмургии. Виды повязок при различных травмах, техника их наложения. Комплект перевязочных материалов.

8. Основы иммобилизации при повреждениях опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травмах и повреждениях внутренних органов. Изготовление транспортировочных средств из подручных материалов.

9. Приемы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.

10,11. Приемы оказания доврачебной помощи при алкогольном и наркотическом отравлении, острых отравлениях лекарственными препаратами, бытовой химией, ядовитыми растениями и грибами.
5. Образовательные технологии
При реализации учебного курса "Основы медицинских знаний" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов дискуссии.

Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, применение кейс-метода на таких занятиях, как. «Школьные формы патологии (сколиоз, плоскостопие)», «Основы десмургии», «Приемы оказания доврачебной помощи при острых отравлениях лекарственными препаратами, бытовой химией, ядовитыми растениями и грибами».

Удельный вес активных и интерактивных форм обучения составляет 30%.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем «Основ медицинских знаний».

Виды самостоятельной работы – написание рефератов, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий ученых в области медицины, составление и решение кроссвордов с использованием медицинских терминов, составление таблиц.

Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др.
Темы рефератов
1. Экстренная помощь при острых отравлениях.

2. Воздушно-капельные инфекции (корь, краснуха, скарлатина, паротит эпидемический): клиника, профилактика.

3. Неотложная помощь при ожоговом шоке, тепловом и солнечном ударах.

4. Острые респираторные заболевания, грипп: клиника, профилактика.

5. Первая помощь при утоплении, асфиксии, электротравме, поражении молнией.

6. Туберкулез (первичный и вторичный). Туберкулез органов дыхания. Особенности туберкулеза у детей. Лечение. Профилактика.

7. Приемы временной остановки кровотечений. Геморрагический шок.

8. Воздушно-капельные инфекции (ветряная оспа, полиомиелит): клиника, профилактика.

9. Оказание первой помощи при гипертоническом кризе и приступе стенокардии.

10. Желудочно-кишечные инфекции (дизентерия, холера, брюшной тиф, сальмонеллез): клиника, лечение, профилактика.

11. Доврачебная помощь при переломах костей.

12. Гематогенные инфекции (столбняк, вирусный гепатит): клиника, лечение, профилактика.

13. Экстренная помощь при болезнях, вызванных контактами с ядовитыми животными, насекомыми и растениями.

14. Воздушно-капельные инфекции (дифтерия, коклюш): клиника, профилактика.

15. Доврачебная помощь при ушибах, вывихах.

16. Пищевые отравления бактериальными токсинами (стафилококком, ботулизм): клиника, доврачебная помощь, профилактика.

17. Неотложная помощь при обморожениях и общем замерзании.

18. Болезни, передаваемые половым путем (сифилис, гонорея): клиника, профилактика.

19. Доврачебная неотложная помощь при коллапсе, обмороках.

20. Болезни, передаваемые половым путем (СПИД): клиника, профилактика.

21. Доврачебная неотложная помощь при травматическом шоке.

22. Воздушно-капельные инфекции (краснуха, скарлатина): клиника, профилактика.
Контрольные вопросы
1. Предмет и задачи курса. Методы исследования. Связь с другими науками.

2. Понятие о здоровье, болезни и «третьем состоянии».

3. Индивидуальное и общественное здоровье, их взаимосвязь. Методы исследования.

4. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.

5. Понятие о здоровом образе жизни. Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.

6. Значение здорового образа жизни для жизни и здоровья современного человека.

7. Достаточная двигательная активность как фактор здоровья. Оптимальный двигательный режим. Понятие о гипокинезии и гиподинамии.

8. Бесплодный брак. Распространение. Виды женского бесплодия. Клинические проявления. Причины женского и мужского бесплодия.

9. Методы регуляции репродуктивной функции. Естественное планирование семьи.

10. Наследственные заболевания, предрасположенность к ним. Предупреждение наследственных заболеваний. Пренатальная профилактика.

11. Понятие об иммунитете. Антигены и антитела. Органы иммунной системы человека.

12. Виды иммунитета (естественный и искусственный, врожденный и приобретенный, активный и пассивный). Иммунодефициты. Врожденные иммунодефициты, причины. Приобретенные иммунодефициты, причины, их вызывающие.

13. Понятие об инфекционных заболеваниях и особо опасных инфекциях. Классификация инфекционных заболеваний. Признаки общей интоксикации. Локальная симптоматика. Действия учителя при выявлении инфекционного заболевания в школе. Понятие о противоэпидемических мероприятиях.

14. Аллергические заболевания. Понятие аллерген, аллергическая реакция, антитело. Виды аллергических реакций. Механизм развития аллергической реакции. Аллергены, классификация. Клинические формы аллергических заболеваний, причины, профилактика.

15. Стресс: причины, его вызывающие. Понятие о стрессе и дистрессе. Меры профилактики высокого уровня психо-эмоционального напряжения.

16. Понятие о психическом здоровье. Методы и приемы оценки психического здоровья. Эмоции и эмоциональный стресс. Эмоции и их роль в поддержании психического здоровья.

17. Неврозы, их причины, распространение, профилактика неврозов.

18. Болезни цивилизации. Аллергия, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и др. Профилактика. Оказание первой помощи.

19. Общие понятия о вредных привычках. Причины их распространения, профилактика и коррекция. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

20. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье человека, возможные последствия употребления алкоголя на здоровье детей, женщин и мужчин. Факторы, располагающие к употреблению алкоголя.

21. Курение, влияние табакокурения на организм. Последствия курения для здоровья матери и ребенка.

22. Наркомания, ее распространение, последствия употребления наркотиков для здоровья беременной женщины и плода. Особенности подростковой наркомании.

23. Основные инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

24. Причины, клиника и профилактика скарлатины, ветряной оспы.

25. Причины, клиника и профилактика кори, коревой краснухи.

26. Причины, клиника и профилактика болезни Боткина и эпидемического паротита.

27. Основные неинфекционные заболевания, профилактика неинфекционных заболеваний.

28. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

29. Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.

30. Доврачебная помощь при травмах, ранениях.

31. Виды повязок. Правила бинтования. Раны. Доврачебная помощь при ранениях.

32. Растяжения и разрыв суставных связок, травматические вывихи, переломы костей скелета. Первая медицинская помощь.

33. Ожоги. Виды и степени ожогов. Первая медицинская помощь.

34. Первая медицинская помощь при отморожении и общем замерзании.

35. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражении электрическим током и ожогах.

36. Пищевые отравления. Виды. Причины. Доврачебная помощь. Профилактика.

37. Отравления ядохимикатами, лекарственными препаратами, химическими веществами. Первая медицинская помощь при отравлениях.
Методические рекомендации студентам

для выполнения самостоятельной работы

по курсу «Основы медицинских знаний»
Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Основы медицинских знаний» складывается из подготовки к практическим занятиям и зачету. Разделы данной дисциплины, в основном рассматриваются в ходе лекций. Для самостоятельного изучения остаются следующие темы: «Здоровый образ жизни и его компоненты», «Наследственные заболевания», «Асептика и антисептика», «Отравления. Основы токсикологии».


Название тем или разделов, которые не рассматриваются в ходе лекций

Рекомендации студентам для лучшего усвоения данных тем

Список литературы, в которой наиболее подробно освещены данные темы

1. Здоровый образ жизни и его компоненты

При изучении данного раздела необходимо обратить особое внимание на компоненты здорового образа жизни 1) количественная и качественная полноценность пищевого рациона; 2) достаточная двигательная активность; 3) соблюдение правил личной гигиены; 4) закаливание; 5) отсутствие вредных привычек; 6) соблюдение режима труда, отдыха и сна и др.

Вайнер Э.Н. Валеология. – М.: Флинта: Наука, 2002. Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

2. Наследственные заболевания


При изучении данного раздела необходимо изучить следующие вопросы: 1) хромосомные болезни; 2) генные болезни; 3) болезни с наследственной предрасположенностью; 4) болезни с нетрадиционным типом наследования; 5) пренатальная диагностика наследственных заболеваний; 6) медико-генетическое консультирование.

Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М.: Академический Проект, 2004.

3. Асептика и антисептика

При изучении данного раздела необходимо обратить особое внимание на: 1) основные мероприятия, методы и принципы антисептики; 2) стерилизацию; 3) антисептику и ее виды; 4) наиболее распространенные химические антисептики.

Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

4. Отравления. Основы токсикологии

Следует обратить особое внимание на отравления пищевые, ядохимикатами, лекарственными препаратами, концентрированными кислотами и едкими щелочами.

Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И Основы медицинских знаний. – М.: Академия, 2008.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И. Основы медицинских знаний. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

б) дополнительная литература:

1. Артюнина А.Г., Игнатькова С.А. ОМЗ: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М. – Флинта: Наука, 2008. – 340 с.

2. Кожин А.А., Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 400 с.

3. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. – СПб., 2004. – 256 с.

4. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 960 с.

5. Интернет-источники.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Педагогическое образование, утвержден приказом Минобрнауки России 17 января 2011 года, № 47 (номер государственной регистрации № 20228 от 22 марта 2011 года) с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование, профилю подготовки Химия и Биология.
Авторы,

Доцент кафедры физиологии человека и животных,

к.б.н. Е.Ю. Лыкова

Зав. кафедрой физиологии человека и животных,

д.б.н. Т.Г. Анищенко

Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных

от 24.02.2011 года, протокол № 19.
Подписи:

Зав. кафедрой физиологии человека и животных,

д.б.н. Т.Г. Анищенко
Директор Института химии,

д.х.н, профессор О.В. Федотова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт химии iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных...
Институт химии iconПриложение 3 Федеральное агентство научных организаций России Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева
Институт химии iconИнститут химии утверждаю
Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,...
Институт химии iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...
Институт химии iconРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана...
...
Институт химии iconУральский институт
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Институт химии iconТесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]...
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Институт химии iconИнструкция по охране труда при работе в кабинете химии 9 Приложение...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Институт химии iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Институт химии icon1. Институт международных переговоров
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Институт химии icon;579. 23''315 вгк окп
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова
Институт химии iconРабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю)
...
Институт химии iconРабочая программа по химии 8 класс 2013 2014 уч г
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии, Примерной...
Институт химии iconПояснительная записка 9 класс рабочая программа по химии для 9 класса...
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной...
Институт химии iconРоль научных школ в эволюции химии
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Институт химии iconКонкурса
Липецкий институт развития образования информирует о проведении областных конкурсов сценариев уроков и внеклассных мероприятий по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск