Скачать 1.13 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Братска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17»
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Солнечный мир танца» Программа курса дополнительного образования
2012г. г. Братск Выписка из протокола заседаний МО классных руководителей МБОУ «ООШ № 17» № 4 от 21.05.2012г. ПОВЕСТКА Рассмотрение авторской адаптационной педагогической разработки «Солнечный мир танца» Савиной А.А. Слушали: Выступление Савиной А.А.- педагога дополнительного образования. Представила содержание авторской адаптационной педагогической разработки «Солнечный мир танца» как программы курса дополнительного образования. Решили: Направить программу «Солнечный мир танца» автора Савиной Анны Анатольевны В ЭМС МАУ «ЦРО» г. Братска для проведения экспертизы. Руководитель МО Тарара И.А. Секретарь Почтарова А.А. П А С П О Р Т Авторской адаптационной педагогической разработки I раздел (заполняется автором программы)
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
III раздел (заполняется экспертом экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска) Авторская адаптационная педагогическая разработка « Солнечный мир танца » соответствует требованиям предъявляемым к структуре и содержанию авторской педагогической разработки (Приложение №5 к приказу ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.04 № 1163). Рекомендована к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно-методического совета МАУ “ЦРО» г.Братска от _____ № ___; приказ МАУ «ЦРО» г.Братска «Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г.Братска от _____ №____). Эксперт ФИО Председатель экспертно-методического Совета МАУ «ЦРО» г.Братска И.Н.Кускова Согласие автора педагогической разработки Я, Савина Анна Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУ «ООШ № 17» даю согласие на хранение авторской адаптационной педагогической разработки «Солнечный мир танца» программы курса по внеурочной деятельности в базе МАУ «ЦРО» г.Братска, распространение и использование её в учебно-методических целях. Подпись/ Савина А.А. Данные паспорта: 25 09 020209, отделом УФМС России по Иркутской области в городе Братске и Братском районе 15.05.2012г. Пояснительная записка Данная программа является адаптационной и предназначена для учащихся 1-9 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ «ООШ № 17» и с учётом особенностей школы № 17, она направлена на формирование целостной, духовно-нравственной, гармонично развитой личности. При составлении программы использованы Государственные Образовательные Стандарты и ФГОС, «Классический танец»: программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств /[Сост.В.П. Сердюков]. – Министерство культуры, главное управление учебных заведений и научных учреждений, Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – М., Просвещение 1987. – 18с. Также при составлении программы были использованы следующие учебно методические пособия:
Данная авторская адаптационная педагогическая разработка разработана на основе программы дополнительного образования «Солнечный мир танца» Гапоченко О.В. (хореограф с 2002 года, Дом детского творчества г. Ростов) за 2008 год. Программа Гапоченко О.В. разработана на основании - «Классический танец: программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств /[Сост.В.П. Сердюков]. – Министерство культуры, главное управление учебных заведений и научных учреждений, Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – М., Просвещение 1987. – 18с.» В отличие от оригинала, данная авторская адаптационная педагогическая разработка «Солнечный мир танца» не направлена на работу с детьми с физическими отклонениями, теоретическая часть данной программы значительно упрощена, практическая часть скорректирована на деятельность учащихся в рамках школы, а не дома творчества. Для организации и проведения занятий используются различные учебно-методические пособия, видеоматериалы, ресурсы школы (спортивный зал, музыкальное оборудование). Занятия проводятся в легкой и не принужденной форме, вводные занятия (инструктажи, внешний вид учащихся и правила поведения в зале) проводятся в форме бесед, часто используются игровые методы (для работы в начальной школе), на протяжение курса учащиеся знакомятся с историей танцевального искусства, изучают практическую часть (основные движения) и в итоге демонстрируют уровень полученных знаний на итоговых занятиях- тестирование по теоретической части курса, участие в школьных досуговых мероприятиях, самостоятельная постановка танцевальной композиции (используя весь изученный и накопленный опыт за 2 года обучения). Актуальность: Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Изучив и проанализировав программу по хореографии «Танец» Москва «Просвещение» и программы для школ искусств, выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того, на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать программу «Солнечный мир танца», которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья детей. Педагогические принципы и идеи: Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи: гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка; соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся. Цель программы: Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию цели- научить школьников разным видам танцев. Задачи: Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач: В области хореографии: расширение знаний в области современного хореографического искусства; выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; умение понимать «язык» движений, их красоту. В области воспитания: содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка; развития чувства гармонии, чувства ритма; совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей. В области физической подготовки: развитие гибкости, координации движений; развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации; укрепление физического и психологического здоровья. Критерии оценочной деятельности детей: Одной из «экспертных оценок» являются: наблюдение, беседа с детьми, выступления на концертах, участие в школьных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, оценивать свой результат, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками. Итоговый контроль- танцевальная композиция, оценивается по следующим критериям:
Методы и формы работы: эвристический; исследовательский; проектов; поощрения; интеграции с музыкой, литературой, МХК, Физкультурой; игровой; - беседы. Одним из главных методов программы «Солнечный мир танца», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год- 153 часа: 1 четверть- 36 часов, 2 четверть- 36 часов, 3 четверть- 45, 4 четверть- 36 часов; 2 год- 153 часов: 1 четверть- 36 часа, 2 четверть- 36 часов, 3 четверть- 45 часов, 4 четверть- 36 часов. Схема занятий:
Ожидаемые результаты: В результате освоения программы дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны знать: -позиции рук и ног; -названия классических движений; -первичные сведения об искусстве хореографии. -новые направления, виды хореографии и музыки; -классические термины; -жанры музыкальных произведений уметь: -воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения; -соединять отдельные движения в хореографической композиции; -исполнять движения классического экзерсиса. -грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок; -определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии; -самостоятельно придумывать движения, фигуры -выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции; -контролировать и координировать своё тело; -сопереживать и чувствовать музыку К концу второго года обучения, изучив все основные виды танцев, их суть, главные движения и па, учащиеся смогут самостоятельно составить и подготовить танцевальную композицию к итоговому зачетному занятию. Содержание программы. Вводные занятия. Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося. Танцы народов мира. Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии: Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк. Народные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана, Африки, Индии. Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет. Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов. Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн. Танец сегодня. Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени. Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии) Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ... Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации. Данное занятие было создано для учащихся прошедших программу, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе. Занятия «Фэнтази-Данс» способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация -- один из главных элементов данного занятия. Если учащийся изучает по программе восточный танец или современный, то на занятиях «Фэнтази Данс» предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает новую мелодию или учащийся приносит на занятие понравившуюся ему музыку. Задачи занятия «Фэнтази —Данс»: раскрыть потенциальные способности; закрепление музыкальных и хореографических знаний; увеличить границы самостоятельного творчества;- содействовать личностному самоопределению. «Ритмика» Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением. На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения. Репетиционно-постановочная работа Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня». Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Восточный», «Испанский», «Цыганский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал. Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и современные танцы: «Кукарача», «Мне на месте не сидится», «Трио в шляпах», «Танец с тростью», «Снег» и другие. Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка. Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души. Азбука классического танца Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков. Игровые технологии. «Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и само - реализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций. Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили. Игровые технологии программы: - Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства». Интегрированные занятия. Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы. Обоснование введения интегрированных занятий по искусству в программе «Солнечный мир танца» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности. Преимущество интегрированных занятий: -повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; -способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; -способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; -способствуют развитию музыкальных умений и навыков; -позволяют систематизировать знания; -способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого); -обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. Так в процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов, изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения. Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту. |
Конкурс проводится в рамках городского образовательного Форума «Образование Братска-2013» Учредителем муниципального конкурса учителей начальных классов «Урок XXI века» (далее конкурс) является департамент образования администрации... | Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | ||
Российской Федерации Департамент образования Брянской области Отдел... Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Департамент образования Брянской области | Департамент образования администрации пуровского района муниципальное... Пуровский район, п. Уренгой, 4 мкр., д. 39 тел. (34934) 93176 Urengoi 1@ mail. Ru | ||
Программа основного общего образования на 2012-2013-2016-2017 учебные... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Департамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Утверждено Братска для учащихся по темам связанным с избирательным правом и избирательным процессом в Российской Федерации проводится Братской... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с Положением о получении общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное... | ||
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное Общеобразовательное... | 1. Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение... Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной... Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска | Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | ||
Департамент образования г. Иркутска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города иркутска средняя общеобразовательная школа №3 | Муниципального района муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижегородская область, город Кстово, Департамент финансов администрации Кстовского |