Скачать 114.17 Kb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет философии Отделение культурологии «Кафедра наук о культуре» Программа дисциплины «Наука в культурном контексте Европы XVI—XVIII вв». - для направления: 030100.62 «Философия»
Автор — к. филос. наук, доцент кафедры наук о культуре Т. А. Дмитриев МОСКВА 2008 Программа спецкурсаПояснительная запискаЦель и задачи курса — раскрыть основные этапы и тенденции эволюции новой европейской науки на фоне развития институтов культуры и образования, рассмотреть основные механизмы трансляции научных знаний, навыков и символов в рамках западной культурной традиции, проанализировать основные институциональные формы европейского научного и культурного развития в Новое время, проследить моменты преемственности и новизны в истории европейской науки и ее влияние на политические, социальные и образовательные аспекты развития Западной Европы в Новое время.Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Философия» — Данный курс рассчитан на базовую историко-философскую подготовку студентов-философов, а также имеет общекультурное значение для усвоения студентами материала дисциплин, связанных с развитием естественных и гуманитарных наук в современную эпоху. Организационно-методические указания — в рамках курса используются традиционные образовательные формы лекции и семинара. При этом основное внимание в рамках семинарских уделяется как анализу наиболее важных текстов классиков европейской философии и науки XVI—XVIII вв., а также современных отечественных и зарубежных историко-философских и историко-научных исследований по изучаемой проблематике. Продолжительность и структура курса — 64 аудиторных часов, из них 44 часа лекций, 20 часов семинаров
ЛитератураТема 1. Итоги развития европейской философии и науки в средние векаОсновная: Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Гл. 2. Дополнительная: Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М.: Наука, 1988. С. 90—174. Жильсон Э. Философия в Средние века. М.: Республика, 2004. Гл. 9. Тема 2. Философская мысль гуманизма и рождение нового типа философской мысли Основная: Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Гл. 2. Дополнительная: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 34—58. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Гл. 1. Жильсон Э. Философия в Средние века. М.: Республика, 2004. Гл. 10. Тема 3. Натурфилософия итальянского Возрождения в контексте развития европейской культуры XV—XVI в.в. Основная: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М.: Наука, 1987. Гл. 1. Дополнительная: Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Гл. 2. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. С. 14—86, 227—265. Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская Академия: очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М.: Наука, 2008. Тема 4. Протестантская реформация и ее значение для развития европейской философии и науки в Новое время Основная: Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 55—119. Электронный вариант сочинения размещен в Интернете по адресу: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/lyuter/15.php. Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы // Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 164—184. Дополнительная: Григулевич И. Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985. С. 353—404. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: Аст, 2006. Мижуев П. Г. (Сост.). Главные моменты в развитии западноевропейской школы. М.: Польза, 1913. С. 41—76 (Гл. 4. Мартин Лютер и немецкая народная школа. Гл. 5. Общий взгляд на отношение Реформации к школьному делу); с. 87—102 (Гл. 7. Педагогическая деятельность иезуитов). Фантоли А. Галилей: В защиту учения Коперника и достоинства святой Церкви. М.: МИК, 1999. Тема 5. Скептицизм эпохи Возрождения и его отношение к развитию философии и науки Основная: Монтень М. Апология Раймунда Сабундского // Монтень М. Опыты. В 3-х кн. Кн. 2. М.: Рипол-Классик, 1997. Гл. 12. Электронный вариант сочинения размещен в Интернете по адресу: http://www.krotov.info/library/m/montaigne/ind_mont.html. Дополнительная: Богуславский В. М. Скептицизм XVI—XVII вв. // Ойзерман Т. И. (Отв. ред.). Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 440—474. Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. М.: ИФ РАН, 2007. Гл. 1. Тема 6. Научная революция XVII века Основная: Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: От Леонардо до Канта. СПб.: Петрополис, 1996. Ч. 2. Научная революция. С. 43—158. Дополнительная: Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: НЛО, 2000. Кирсанов В. Г. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987. Кожев А. Христианское происхождение науки // Кожев А. Атеизм. М.: Праксис, 2007. С. 416—428. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М.: Логос, 2001. Кузнецов Б. Г. Галилео Галилей. М.: Наука, 1964. Тема 7. Философия и наука в европейской культуре XVII века Основная: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. Ч. II. Революция в науке и новые учения о мире, познании и человеке. С. 292—575. Дополнительная: Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. М.: Алетейя; Энигма, 1999. Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. Л.: Наука, 1974. Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Аст, 2008. Гл. 12. Тема 8. Наука в контексте европейской культуры ПросвещенияОсновная: Кондорсэ Ж. А. Идея исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соц.-эк. Гиз, 1936. С. 128—258. Дополнительная: Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004. Гл. I—III. Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Аст, 2008. Гл. 4—5. Французское Просвещение и революция. М.: Наука, 1989. Ч. II, гл. 1—4. Темы для докладов и рефератов Феномен поздней схоластики как формы синтеза теологического, философского и конкретно-научного знания. Университетский преподаватель средних веков и гуманист эпохи Возрождения. Философская мысль гуманизма и ее значение для формирования новой концепции философии, образования и культуры в европейской культуре Возрождения. Концепция Р. Мертона о влиянии протестанской Реформации на развитие новой науки. «Дело Галилея» как модель восприятия отношений между наукой и религией в культуре Нового времени. «Пирронистский кризис» XVI века: его происхождение и значение для формирования новой европейской философии и науки. Проблема «христианского происхождения» современной науки. Научная революция XVII века и ее вклад в разрушение религиозно-метафизической картины мира. Наука Нового времени как социальный институт. Наука и философия XVII века как культурный феномен. Академии и научные общества как новый тип институциональной организации научных сообществ в европейской культуре XVII века. Энциклопедизм как основополагающий культурный феномен эпохи Просвещения. |
Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030100. 62 Философия (бакалавр) Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия... Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра | ||
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины практическая риторика для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | ||
Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления... «недостаточностью», которую один из крупнейших философов XX в., Мартин Хайдеггер, выразил словами: «наука не думает» | Программа дисциплины мышление и религия древних греков для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | ||
Программа дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль... | Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | История политических учений в странах Западной Европы Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины Восточная философия для направления 030100. 62 «Философия» Данная работа выполняется в рамках инновационного проекта и имеет целью повышение результативности учебного процесса в Саратовском... | Аннотация курса «Современная политология в контексте новейшего гуманитарного... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... |