Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров





Скачать 138.77 Kb.
НазваниеПути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров
Дата публикации26.02.2015
Размер138.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

ПУТИ РЕАЛИАЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ЭВРОНИКА»

Н. П. ТУРОВ


г. Киев, Институт одареного ребенка

Академии педагогических наук Украины

С целью сравнения эффективности второго варианта нашей методики учебы ТРІВЗ учеников 7 – 11 классов, ОСНОВАННОЙ НА ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ «ЭВРОНИКА» с методикой учебы, которую применяли Н. А. Виднийчук, О. А. Андреев, Н.А. Резник, были использованы возможности З-х Всеукраинских соревнований юных изобретателей, которые проводились в январе 2003 года.

Подготовка команды длилась на протяжении одного месяца. Занятия проводились индивидуально На первом занятии каждого кружковца – члена команды ознакомили с исследованиями Келера и предложили вывести АРИЗ и логико-математическую формулу решения задачи.

Затем их познакомили с пирамидой этапов развития ТС

с помощью следующего дидактического материала (На осях: результат, деньги, время).


:


Примеры развития технической системы “велосипед”




Рис.1. Синтез системы








Рисунок 2. Борьба ізшкодою

Рисунок 3. Развитие системы





Рисунок 5. Повышение управляемости системы



Рис. 6. Преобразования во времени Рис.7. Преобразования в

пространстве



Рис 9 а. Переход на новый Рис. 9 б. Замена рабочего

принцип действия вещества более эффективным



Рис. 10 Полная замена принципа Рис. 11. Жидкий путь

действия





Рисунок 12. Количественные изменения



Рисунок 13. Путь из молекул — воздушный



Рисунок 14. Переход в надсистему — перемещение на понтонах
в каналах с принудительным течением




Рисунок 15. Частичное свертывание

Таблица 1

Этапы развития техники в истории велосипеда


Этап

Изобретение


1

Создание или синтез системы: Создание велосипеда. Достройка системы согласно стандарту 1.1.1 — введение педали.

2

Устранение вредных действий и свойств: Введение шин. Устранение вредных действий в соответствии со стандартом 1.2.1.

3

Пристройка вспомогательных узлов: Введение цепной передачи. Развитие системы в соответствии со стандартом 2.1.1.

4

Повышение управляемости системы: Введение звёздочек в соотв. со стандартом 2.1.2.

5

Превращение во времени: Введение тормозов и обгонной муфты. Превращение во времени в соответствии со стандартом 2.3.1

6

Пространственные превращения: складные велосипеды.

7

Повышение эффективности системы без изменения принципа ее действия с использованием геометрических, физических, химических и других явлений: Замена паровой энергии энергией взрыва топливно-воздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания. Появление мотоцикла. Гусеницы для мотоцикла.

8

Полное изменение принципа действия основной детали или важного узла или звена по обеспечению основного процесса технической системы: Замена поршневых двигателей электрическими.

9

Использование фазовых переходов: Фазовые переходы: Жидкий велосипед? Жидкий путь! Водяной велосипед (вместо инструмента – велосипеда на уровень жидкости переходит изделие – путь).

10

Изменение размеров и количественных показателей: Количественные изменения: велосипед с большим колесом. Велосипеды – тандемы, трёхколесные и четырехколесные велосипеды.

11

Переход на микроуровень: В будущем — велосипеды на антигравитационной энергии. Соответственно со стандартом 3.2.1. Системный переход 2: переход на микроуровень— путь из молекул. Молекулы – воздух (вместо инструмента – велосипеда на уровень молекул переходит изделие – путь). Велосипед с крыльями и пропеллером.

12

Объединение систем, переход в надсистему: Переход в надсистему — частичное свертывание. Пример – велосипед превратился сначала в мотоцикл, а затем – в сапоги с поршнем. Полное свертывание: вместо транспорта людей и грузы перевозит сам путь. В будущем это - введение дорог — транспортеров. Более дешевый вариант: каналы с направленными течениями, фактически открытые трубы, у них понтоны — платформа или сплошная транспортная лента из пенопласта и тому подобное.


А дальше в течение 3-х занятий они изучали работу на компьютерной программе «Изобретащая машина», научились пользоваться таблицами поиска ТП и СР и указанием физических явлений и составлять формулы и описания изобретений. 2 занятия отводились на овладение методов и УЕП фантазирования и составления прогнозов с их использованием.

Также ребята научились пользоваться сопоставительной таблицей и трафаретом составления описания изобретения.

Во Всеукраинских соревнованиях принимали участие команды из представителей 14 областей Украины и городов Киева и Севастополя. По условиям соревнований участники принимали участие в турнирах: по составлению научно-технических прогнозов и по решению технических творческих задач с использованием методов активизации творческой деятельности и ТРИЗ. В состав каждой команды входило по 3 представителя от области или города.

На турнире по составлению научно-технических прогнозов жюри предлагало участникам на выбор 5 технических объектов из круга общеизвестных. Каждый участник должен был самостоятельно в течение 45 минут определить все преимущества и недостатки этих объектов, и на основе выполненного анализа предложить пути ликвидации недостатков и усиления преимуществ, спрогнозировать последующее развитие избранного объекта через 25 лет.

На турнире по решению технических творческих задач с использованием методов активизации творческой деятельности и ТРИЗ творческие задачи решались каждой командой коллективно. На конкурс были вынесены 3 задачи, одинаковые для всех команд: задача по быстрому тушению пожара на Останкинский телебашне, задача по быстрой ликвидации разлива нефти при аварии танкера, и задача из обеспечению ускорения скорости посадки и высадки пассажиров в самолет. На решение любой из этих задач было отведено 3 часа.

Команды были обеспечены подборками рефератов описаний патентов по темам каждой из задач. Участники должны были обозначить место каждой из ТС- конкурентов (изобретений) на трафарете пирамиды основных этапов развития техники и поставить изобретательскую задачу относительно создания конкурентоспособного изобретения. Для поиска решений команды были обеспечены таблицами поиска ТП и специально подготовленной инструкцией относительно пользования этими таблицами, а также сборниками СР и указателем физических явлений. По условиям соревнований предусматривалось организовать поиск аналогов в Интернете, но средств на это в бюджете Министерства образования и науки не было.

На основании полученных решений учебных задач участники должны были составить описания изобретений с помощью предоставленных трафаретов, и объяснить в трафарете описания хода решения: что (какой технический показатель, свойство) и насколько желательно изменить для достижения результата, а также раскрыть принцип решения: что именно в принципе действии технического средства, его конструкции, материале и т. п., и каким образом изменяется для реализации пути решения. Также они должны были продемонстрировать – каким творческим методом и в какой последовательности решена задача. К описаниям можно было прибавить необходимые чертежи, рисунки и тому подобное.

Каждая из команд должна была избрать для решения только одну задачу и решать ее коллективно (рис. 16).



Рис. 16. Команда Волынской области

Перед каждым из турниров были проведены тренировочные занятия, на которых ученикам предоставлялись методические советы относительно участия в конкурсах, коллективно решались учебные изобретательские и прогнозные задачи. Перед турниром по решению технических творческих задач ученикам была прочитана лекция о создании пирамиды и периодической таблицы основных этапов развития технических систем, проведено практическое занятие по созданию конкурентноспособной зубной щетки.

Во время тренировок и соревнований участники обращались к членам жюри за разъяснениями, получали необходимые консультации (рис. 17).



Рис.17. Консультирование команды Волынской области

Рассмотрение решений, предоставленных командами, свидетельствует, что все команды за короткий срок тренировочных занятий хорошо усвоили суть превращений ТС на этапах и правильно разместили решения-аналоги на трафарете пирамиды, и избрали правильные направления последующего развития ТС, предложенных в условиях задач конкурса.

Среди команд были всего 2 команды, члены которой изучали ТРИЗ - Днепропетровской и Ровенской областей. Современную технологию создания высокоэффективных изобретений «Эвронику» (СТСВИ) изучали только члены команды Украинского государственного центра научно-технического творчества ученической молодежи

Если команда Украинского государственного центра научно-технического творчества СТСВВ и готовилась к соревнованиям мною в целом в течение 1-го месяца путем проведения индивидуальных занятий с каждым учеником, то члены команды Днепропетровской области изучали теорию решения изобретательских задач 11 лет под руководством Н.А. Резника и Е. А. Резник: с 4-х годов в детском садике, а дальше – в школе до 8-го класса, члены команды Ровенской области – в течение трех лет под руководством О. А. Андреева – на то время руководителя Украинской лаборатории педагогики ТВВЗ Министерства образования и науки Украины.

По итогам проведения соревнований первое место заняла команда Украинского государственного центра научно-технического творчества ученической молодежи. Она также заняла первое место в турнире из развязывания технических творческих задач и второе место – в турнире по составлению научно-технических прогнозов, где первое место досталось днепропетровцам.

Победу моей команде предоставил проект гашения пожара на Останкинский башне с помощью тороподобного пожарного аэростата. Второй была команда Ровенской области, члены которой предложили тушить пожар ракетами типа «Стингер» с инертными газом или пеной. А третьей стала команда днепровской области, в состав которой вошли девушки. Они предложили заморозить воду в резиновом резервуаре, подвешенном к геликоптеру, чтобы сберечь воду от разлития, а затем растопить лед. Предложенная ими техническая система оказалась сложной и несовершенной.

Для сравнения эффективности усвоения и использования основных логических действий и универсальных технических эвристических превращений процесса решения инженерных технических изобретательских задач нами был избран принцип соотношения полученных результатов со временем, потраченным на подготовку к выполнению работы, что должна была обеспечить такой результат. Этот подход реализован с помощью формулы:

Е = Кр / Ч (2.3)

где Е - коэффициент эффективности усвоения и использования основных логических действий и универсальных технических эвристических превращений процесса решения инженерных технических изобретательских задач;

Кр - общий коэффициент эффективности решения;

Ч – время, потраченное на усвоение (в месяцах).
Подсчеты результатов каждой из команд, для сравнения общих показателей команд сведено в таблицу 2.

Таблица2.

Эффективность усвоения и использования основных логических действий и универсальных технических эвристических превращений процесса решения инженерных технических изобретательских задач




Название команды

Кр

Ч

Е

1

Команда Днепропетровской области

0,11

94

0,001

2

Команда Ровенской области

66

22

3

3

Команда Украинского государственного центра научно-технического творчества ученической молодежи

99

1

99


Данные относительно времени учебы команд Днепропетровской и Ровенской областей были выяснены мной путем опроса руководителей команд и преподавателей, которые учили членов команд. При расчетах было принято во внимание, что учеба в дошкольных и внешкольных заведениях и в школах длится 9 месяцев на год, а в 2003 году участники соревнований успели проучиться только 4 месяца.
На основе этих данных подготовлено график сравнения эффективности обучения решению изобретательских задач команд Днепропетровской и Ровенской областей и Украинского государственного центра научно-технического творчества ученической молодежи – УДЦНТТУМ. График изображен на рис. 18.



Рис. 2. 13. График коэффициента эффективности учебы

На вертикальной шкале - коэффициент эффективности усвоения и использования основных логических действий и универсальных технических эвристических превращений процесса решения инженерных технических изобретательских задач, на горизонтальной – длительность учебы в месяцах. Лучшие показатели в команды Украинского государственного центра научно-технического творчества ученической молодежи, которая усвоила СТСВИ на протяжении месяца.
Анализ решения, предоставленного подготовленной нами командой, свидетельтвует, что за короткий срок учебы ученики - члены команды- победителя хорошо усвоили суть превращений ТС на этапах и научились использовать универсальные эвристические технические пребразования (УЭТП) этапов для совершенствования ТС.

Так, на этапе 5 (превращение во времени) в соответствии с рекомендациями СР № 2.2.4 относительно повышения эффективности ТС путем увеличения степени динамизации, то есть перехода к более гибкой, быстро переменной структуре ТС, командой было предложено для детали «оболочка аэростату» изменять свойство «длина» в зависимости от размеров здания по периметру.

Важных результатов удалось достичь благодаря дополнению педагогических механизмов обучения ТРИЗу средствами и мероприятиями по уменьшению времени на формирование в сознании учеников представления о всей совокупности УЭТП как взглядов на периодическую систему развития ТС, воплощенную в пирамиде основных этапов развития ТС.

Ведь именно на достижение этих результатов было нацелено построение современной технологии создания высокоэффективных изобретений «Эвроника» и формирование из ее основных шагов состава логических и других действий новой модификации АРИЗ, предложенной мною. Это позволило выделить логические и другие действия, которые являются необходимыми и достаточными для развязывания инженерных изобретательских задач и составить на их основе также новый мини-АРИЗ, который был использовано при подготовке команды- победителя. Эти совершенствования позволили ученикам – кружковцам технических кружков внешкольного учреждения овладеть в короткий срок основами ТРИЗ, сформировать мировоззрение относительно основных направлений и этапов развития ТС и научиться быстро решать изобретательские задачи высших уровней, создавая при этом высокоэффективные изобретения.

После экспериментального подтверждения факта эффективности обучения современной технологии создания высокоэффективных изобретений «Эвроника» по сравнению с обучением традиционной ТРИЗ, а также доказательством того, что эта новая технология требует на свое усвоение на порядок меньше времени, чем ТРИЗ, мною была предложена эта технология для учебы в средней школе.

Создание «Эвроники» позволило обновить и Концепцию обучения ТРИЗу как базовой образовательной дисциплине. В дошкольных заведениях и в начальной школе предлагается усваивать алгоритм процесса решения творческих задач и универсальных эвристических преобразований (УЭП) путем создания новых сказок. Основы разработанной методики создания сказок, алгоритм и упорядоченную совокупность УЭП для создания новых сказок было напечатано в журнале «Дошкольное воспитание» [1]. Также было подготовлено к изданию под эгидой ЮНИСЕФ пособия для родителей, методистов, учителей и воспитателей «Создай себя через сказку».

В 6 – 7 классах ученики должны завладеть алгоритмом процесса решения творческих задач и УЭП создания фантастических идей.

А в 8 – 12 классах - ознакомиться с обобщённым АРИЗом и пирамидой основных этапов развития технических систем, научиться пользоваться ими, а также сопоставительной таблицей и трафаретом составления описаний изобретений.

Предложений были использованы в стандарте и программах трудового обучения в школах Украины.

Проект компьютерной программы “Эвроника” был экспонирован Министерством промышленной политики Украины на международных выставках в Ганновере и Москве, где он получил одобрительные отзывы, в частности от представителей Московского высшего технического университета им. Баумана. Разработка этого проекта и курса дистанционной учебы дала нам возможность предложить разработку учебника на электронных носителях]. Также нами были предоставлены предложения относительно применения СТСВИ и проекта компьютерной программы «Эвроника» многим правительственным учреждениям и государственным предприятиям. На основании проведенных исследований нами были предоставлены предложения относительно внедрения СТСВИ, концепции базовой дисциплины «Основы технического творчества», компьютерной программы «Эвроника» Президенту и Правительству Украины, Министерствам науки и образования и промышленной политики и др.

Многим коллективным членам МАТРИЗ было предложено организовать в своих странах, регионах и городах нашу книгу «Пирамида успеха», в которой изложена СТСВИ «Эвроника». Использование которой позволит легко создать аналогичные технологии творчества в любой отрасли человеческой деятельности и основы эвристической части и искусственного интеллекта.

Всем желающим сотрудничать предлагаю адрес для связи: evronika2@yahoo.com.

Литература:

  1. Туров М. П. Про злого Колобка та добру лисицю. Виховуємо творчу особистість/ Дошкільне виховання. –2001. - № 3. - С. 22 – 23.

  2. Туров М. П. Творимо добру казку // Дошкільне виховання. - 1998. - № 11-12. - С. 6-7.

  3. Туров М. Мистецтво фантазування // Сузір'я - 2003, червень. - С. 38 - 39.

  4. Туров М. П. Комп’ютерна технологія “Евроніка” і концепція електронного підручника з навчальної дисципліни “Створення і захист інтелектуальної промислової власності” // Освіта і управління. – 2003. – Том 6. – Число 3. – С. 147 – 151.

  5. Туров М. П. Концепція шкільного підручника з основ політехнічної творчості / В Зб. Проблеми сучасного підручника: Зб. наук. праць / Редкол. – К.: Педагогічна думка, 2003 . – Вип. 3. – С. 292 – 294.

  6. Туров М. П. Створи себе через казку. – К.: Кобза, 2004. – 128 с.

  7. Туров М. Школа фантазування // Сузір'я. – 2003. – Грудень 2003. – С. 24 – 25.

  8. Туров М. Загибель Фаєтона // Сузір'я. – 2003. – Грудень 2003. – С. 62.

  9. Туров Н.П., Баулова В.И. Пирамида Успеха: Пособие для технических учебных заведений и самоучитель для желающих победить в конкурентной борьбе после вступления Украины во Всемирную организацию торговли и Европейский Союз. – К.: Ника-Центр, 2008. – 464 с.

  10. Туров М. П. Проект концепції залучення учнівської і студентської молоді до технічної творчості // Трудова підготовка в закладах освіти. – 2004. - № 3. – С. 51 – 55.

  11. Туров М. П. Розробка програми «Створення і захист інтелекуальної промислової власності» / В Зб. Зміст і технології шкільної освіти: Матеріали звітної наукової конференції Інституту педагогіки АПН України 30 – 31 березня 2004 року. – Ч. ІІ. – К.: Пед. думка, 2003. – С. 37 – 38.

  12. Туров М. П. Винахідницька машина // Винахідник і раціоналізатор. – 2004. - № 11. – С. 12 – 13.

  13. Денисенко Л. І., Туров М. П. та ін. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Трудове навчання. 5 – 12 класи // Відп. Дятленко С. М. – К.: Перун, 2005. - 256 с.

  14. Туров М. П. Методи фантазування при створенні нових об’єктів технологічної діяльності // Трудове навчання. Технічні види праці. Підруч. для 5 кл. загально освіт. навч. закладів. – К.: Педагогічна думка, 2005. – С. 7 – 9.

  15. Туров Н. П. Объекты технологической деятельности. Метод фантазирования // Трудовое обучение. Обслуживаюшие види труда. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед. – Пер. с укр.. - К.: Педагогічна думка, 2005. – С. 5 – 7.

  16. Туров М.П. Метод комбінування у створенні нових об’єктів // Трудове навчання. Обслуговуючі види праці: Підруч. для 6 кл, загальноосвіт.. .навч. закладів /Л. І. Денисенко, О.П, Гнеденко, Н.А. Калініченко, А.І, Романчук, М.П. Туров/.- К ,;Педагогічна думка, 2006. – с. 10 - 12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconКонтрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии»
Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconПеречень периодических изданий
Процедура проведения электронного тестирования 1 и 2 туров Всероссийского Конкурса на звания «Лучший бухгалтер России»
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему: «Вирусы и Антивирусы»
Пути проникновения вирусов в компьютер и механизм распределения вирусных программ
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconПлан массовых мероприятий на декабрь 2013г
Организация новогодних экскурсионных программ и туров выходного дня для преподавателей и школьников
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconПеречень периодических изданий 2 полугодие 2011 года
Процедура проведения электронного тестирования 1 и 2 туров Всероссийского Конкурса на звания «Лучший бухгалтер России»
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров icon9. экспорт/импорт документооборота 26 >10. Новости оператора и принимающих органов 28
Процедура проведения электронного тестирования 1 и 2 туров Всероссийского Конкурса на звания «Лучший бухгалтер России»
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconСамостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Лекции*
Технологии целеполагания, проектирования жизненного пути, спортивной и пост-спортивной карьеры
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconНа уроках химии
Выпускник современной школы должен самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система образования района постоянно развивается, ищет эффективные пути реализации своих функций, активно используются инновационные...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconОтчет формируется по выбранной путевке или по выбранному счету. Он...
Основная функция печатной формы Счет формирование и печать счета для оплаты по путевке
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconРабочая программа по «Технологии», направление «Технология ведения...
...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconН. П. Туров Обзор истории Виртуальной школы «Евроніка»
Потребность своевременного создания революционных изобретений есть спешной как для отдельных производителей так и для государства...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconЛоция на ввп земляновский Глава L. Внутренние водные пути
Внутренние водные пути — реки, озера, водохра­нилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Во время туров он настаивает на том, чтобы жить в чистейших отелях, хотя сам порою живет в квартирах, похожих на свалку. И список...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Пути реалиазации технологии «эвроника» Н. П. Туров icon«Олимпийские игры» на английском языке, используя представленную...
Олимпиада по английскому языку проходила среди учащихся 1 и 2 курсов и состояла из трех туров


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск