Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Почепская СОШ»
«Согласовано» «Утверждено»
Зав. Каф. ТН и СПО Директор_____С.Д. Менжулина ________________Л.И. Хатунцева
«____» __________ 2013 «_____» ____________ 2013
Рабочая программа по «Технологии».
Направление «Индустриальные технологии»
Разработал учитель технологии
Епишев В.П.
Почепское 2013
Пояснительная записка
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение.
Рабочая программа по «Технологии», направление «Технология ведения дома» разработана на основе примерных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта ООО 2 поколения. Нормативной базой для программы является закон РФ «Об образовании» в редакции от 25 октября 2008 года. Под «Технологией» понимается алгоритм выполнения общепринятой последовательности операций преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды, построенный на основе совокупности средств и методов для получения искомого продукта или запланированного результата в определенной области деятельности.
Назначение программы.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений; «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Выбор направления обучения учащихся «Индустриальные технологии» исходит из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и. техники.
В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся:
* с предметами потребления,- потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; Цель изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности. Основными задачами преподавания технологии в 5классе являются:
Обучить школьников наиболее простым и экономичным способам изготовления и применения предметов, используемых во всех областях человеческой деятельности, профессиональным приёмам, помогающим в организации и ведении какого-либо дела.
Подготовить учащихся к реализации своих замыслов в изготовлении творческого проекта и приобретению положительного опыта ведения домашнего хозяйства, содержания предметов и оборудования домашнего использования в исправном состоянии, умения устранить их неполадки и произвести мелкий ремонт. На уроках технологии в предусмотрено пополнение и углубление знаний учащихся по технологии обработки древесины, металлов и ознакомление с элементами машиноведения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачи обучения:
приобретение знаний по разделам растениеводство, технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, технологии ведения дома, проектная деятельность;
овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
В результате изучения раздела: « Растениеводство. Основы аграрной технологии» учащиеся должны:
знать/понимать полный технологический цикл получения двух-трех видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;
уметь разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обработки почвы и ухо да за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с по мощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней. В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» учащиеся должны:
знать/понимать методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды реме сел, народных промыслов;
- уметь обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий. При изучении «Технологии ведения дома» учащиеся должны:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; интерьер жилого помещения; эстетика и экология жилища; технологию ухода за жилым помещением;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: умение поддерживать порядок в жилом помещении, соблюдать эстетику жилого помещения. Распределение учебного времени
по разделам и темам программы «Технология» (5 класс)
Разделы
| Часы
| №
| Темы
| Часы
|
|
|
| Вводный урок
| 1
| Технология Растениеводства
| 18
| 1
| Основы аграрной технологии (осенние работы)
| 9
| 2
| Основы аграрной технологии (весенние работы)
| 9
| Технология обработки конструкционных материалов
| 32
| 3
| Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
| 13
| 4
| Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
| 13
| 5
| Технология художественно прикладной обработки материалов
| 6
| Технология домашнего хозяйства
|
| 6
| Технология интерьера жилого помещения
| 2
| 7
| Технология ухода за жилым помещением
| 2
| Электротехника
|
| 8
| Бытовые электроприборы
| 3
| Проектная деятельность
|
| 9
| Проектная деятельность
Защита проекта
| 10
2
| Итого
|
|
|
| 70
|
|
|
|
|
| |