Скачать 0.76 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена на основе программы ОУ «Технология» для 5-8 классов (сост. В.Д. Симоненко, , изд. «Просвещение» 2007 г.) рекомендованной Министерством образования и науки РФ «Просвещение», 2007. программа по технологии для 5-8 классов образовательных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы - «Кулинария», «Вышивка», « Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование», «Технология обработки изделий». Большой объём учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения проектов. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы проектов. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне - взаимопонимания и взаимоуважения. Одним из ведущих подразделов программы является «Кулинария»,которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами – варкой и жареньем, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола к завтраку и ужину, с приготовлением пищи в походных условиях. Задачам трудового и эстетического воспитания посвящены подразделы «Интерьер жилого дома» и «Рукоделие». При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, района, села, с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремёслах, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере, учатся вышивать несложные узоры, вязать крючком, изготавливать изделия в лоскутной технике. Работе на швейной машине в данной программе отводится значительно больше учебного времени, так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий. Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлений швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертёж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. На занятиях по моделированию учащиеся узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельных технологических операций. В ходе изучения разделов «Кулинария», «Рукоделие» у девочек, будущих хозяек, формируются умения по изготовлению вышивок для себя и членов семьи, по организации рационального, здорового питания, заготовке продуктов впрок, развивается эстетический вкус на примере ознакомления с отдельными направлениями художественного рукоделия, народными ремёслами. Самое серьёзное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приёмам труда с оборудованием и инструментами. 1.Цели и задачи обучения по предмету - совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем; -ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел; -развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; -воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил в быту и на производстве; - воспитание уважения к народным обычаям и традициям; -ознакомление учащихся с профессиями по обработке пищевых продуктов, с профессией дизайнера. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся: 5 класс. Учащиеся должны знать : -негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека; -общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ; -виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей; -правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями; -способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; -технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, изменения минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей; -способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц; -виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку; -способы заготовки продуктов, условия и сроки хранения свежих овощей и фруктов, сохранение овощей и фруктов методом сушки и быстрого замораживания; -общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами; -культуру поведения в семье; основы семейного уюта; выражение уважения и заботы о членах семьи; распределение обязанностей в семье; -правила безопасности работы с ручными инструментами и на швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; -правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы; -способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли; -гигиена, правила и средства ухода за кожей; -возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике; -понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою; Учащиеся должны уметь: -осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани; -работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, сервировать стол к завтраку; -закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи, сушить ягоды, фрукты , овощи, использовать домашний холодильник для быстрого замораживания и длительного хранения овощей и фруктов. -разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой; -определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани; -переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы; -ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия; -заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки), регулировать длину стежка; -читать и строить чертёж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою; -участие в проектной деятельности; 6 класс. Учащиеся должны знать: -санитарные требования к помещению кухни и столовой, правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды; -общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш; -общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения качества рыбы; -способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы; -виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жаренья; -правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров; -способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков; -технологию приготовления компотов и киселей; правила сервировки стола к ужину; -общие сведения о процессах, происходящих при солении и квашении овощей, технологию квашения капусты, засолки огурцов, помидоров, грибов, зелени, мочения яблок; -значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно – гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений; -правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами; -основы семейного уюта; -традиционные и семейные праздники; -способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения; -композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка; -основные требования по уходу за одеждой и обувью; -санитарно- гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами; требования к причёске; -эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования , материалы и отделки применяемые при изготовлении юбок, основные конструкции юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приёмы моделирования конических и клиньевых юбок, правила подготовки выкройки к раскрою; - правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки юбки; Учащиеся должны уметь: -работать с бытовыми электроприборами, с моющими чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды; -определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд; -определять качество молока, проводить его тепловую обработку , готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд; -определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачивать солёную рыбу, приготавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки, варить и жарить рыбу и рыбные полуфабрикаты, готовить блюда из рыбной котлетной массы, определять готовность рыбных блюд, подавать их к столу; -варить крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки и биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия; -приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели; -готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей; -квасить капусту, проводить первичную обработку и засолку огурцов, томатов, зелени, грибов; -выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную уборку, пользоваться пылесосом и другими электробытовыми приборами; -подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии, подбирать нитки по цвету, тональности, насыщенности, выполнять счётные швы и свободную вышивку по рисованному контуру; -выполнять простейший ремонт карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру; -подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызванные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину; -подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии, подбирать нитки по цвету, тональности, насыщенности, выполнять счётные швы и свободную вышивку по рисованному контуру; -подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, подготавливать выкройки юбок к раскрою; -участие в проектной деятельности; 7 класс. Учащиеся должны знать: -о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.; -общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающих через пищу, о профилактике инфекций; -правила оказания первой помощи при ожогах, поражении электрическим током, пищевых отравлениях; -виды женского лёгкого платья и бельевых изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа; -экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, правила подготовки и проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия, требования к качеству готового изделия; -общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, способы получения творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога, технологию их приготовления; -кухонный и столовый инвентарь, посуду, природные источники воды, способы обеззараживания воды, разогрева и приготовления пищи в походных условиях; -способы приготовления пресного теста, раскатки теста, технологии приготовления блюд из пресного теста, способы защипки краёв пельменей, вареников, чебуреков, правила варки пельменей, вареников и других изделий из пресного теста, способы определения готовности; -общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод, о содержании в них минеральных веществ, углеводов, витаминов, о сохранности этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки, методы определения качества ягод и фруктов, сроки сбора ягод и фруктов в домашнем хозяйстве; -технологию приготовления пюре, сиропов из ягод и фруктов, желе; -сервировку стола, правила поведения в гостях, за столом; -технологии приготовления варенья, повидла, джема, мармелада, правила и сроки сбора, перевозки и хранения плодов и ягод для варенья, значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, способы определения готовности варенья, способы засахаривания ягод и фруктов без стерилизации; -санитарно- гигиенические требования к детской комнате; -возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров, их условные обозначения; -роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат помещения, правила составления букета, искусство дарить цветы; -основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения; -правила пользования средствами косметики; свойства естественных красителей; правила нанесения и снятия масок, выполнения макияжа; -условия труда и требования к дизайнерам и специалистам по технологии обработки тканей и пищевых продуктов; Учащиеся должны уметь: -оказывать первую помощь при ожогах и поражении электрическим током, пищевых отравлениях; -приготавливать простоквашу, кефир, творог и другие кисломолочные продукты в домашних условиях, блюда из творога; -рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечивать сохранность продуктов, соблюдать правила санитарии и гигиены в походных условиях, готовить пищу в походных условиях, соблюдать меры противопожарной безопасности; -приготавливать пресное тесто и блюда из него; -проводить первичную обработку фруктов и ягод; -варить варенье, повидло, джем, определять готовность, перекладывать варенье на хранение, переваривать перекисшее варенье; -выращивать комнатные растения и размещать их; -подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок в зависимости от толщины нити; -поднимать петли на трикотажных изделиях; -соблюдать правила санитарии, гигиены безопасной работы на уроке; - оборудовать детский уголок; - применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях; -разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой; -выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной машины, поднимать петли на трикотажных изделиях; -участие в проектной деятельности; 8 класс. Учащиеся должны знать: -правила оказания первой помощи при ожогах, поражении электрическим током; -основные свойства синтетических волокон и тканей из них; -возможности применения техники вязания различных петель и узоров; -назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов; -правила ухода за бельевыми изделиями; -применение швейной машины для ремонта швейных изделий, способы поднятия петель на трикотажных изделиях; -единство стиля костюма. Учащиеся должны уметь: -соблюдать меры противопожарной безопасности; -распознавать ткани из синтетических волокон; -определять величины размерных признаков фигур девочек, учитывать особенности их телосложения; -заправлять и регулировать натяжение нитей в машине; -переносить линии кроя на противоположную сторону; -выполнять влажно-тепловые работы; -работать с журналами мод; -разбирать и собирать челнок; -применять ткани из синтетических волокон в швейных изделиях; -участие в проектной деятельности |
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных... Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных школ среднего ( полного) общего образования по Технология,... | ||
Рабочая программа по технологии 5 класс составлена на основе сборника... Рабочая программа по технологии 5 класс составлена на основе сборника «Программы начального и основного общего образования. Технология»;... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Программа учебного предмета «технология» «Технология» составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект М. Просвещение, 2010 год... | Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология» для 2 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы«Технология»Роговцевой... | ||
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочие программы учебного курса «Технология» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа «Технология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе «Примерной программы по... | Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на... Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны | ||
Рабочая программа учебного курса «Технология» Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е.... | Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по технологии | ||
Программа составлена на основе примерной программы «технология» Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования приказ... | ||
Пояснительная записка Данная программа к учебникам Технология. Обслуживающий... Технология ведения дома общего образования и Требований к результатам обучения,представленных в Стандарте основного общего образования.... | Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы «Технология» автор Роговцева Н.... |