Аннотация к рабочей программе по истории в 5-9 классах
Рабочая программа по истории разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- с базисным учебным планом ОУ;
- с рекомендациями Примерных программ по истории. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение» 2011, Примерных программ по истории. М. «Дрофа». 2007, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;
- с возможностями УМК:
* А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России XX – начало XXI века. Учебник для 9 класса. М. «Просвещение». 2011;
* Л.Н. Алексашкина Новейшая история XX век Учебник для 5-9 класса. М. «Мнемозина». 2009;
* Т.Е. Никулина История Удмуртии. XX век. 5-9 класс. Ижевск, «Удмуртия», 2011
* О.В. Арасланова, А.В. Поздеев Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века для 5-9 класса. М. «ВАКО». 2011;
*К.А. Соловьев Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран XX – начало XXI века для 5- 9 класса. М. «ВАКО». 2011;
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, о взаимодействии его с природой, общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет вертикаль гуманитарного знания. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.
Изучение истории на ступени основного общего образования в современной школе направлено на достижение главной цели – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и нардами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи, взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современны
х общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика предмета.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной степени связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникационное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:
историческое время
историческое пространство
историческое движение.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории.Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов, действий; в) восприятие мира и ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельности». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе и новых задач. Данная программа предполагает определенную часть времени уделять самостоятельной работе учащихся, так как важно дать не только фундаментальные знания, но и научить добывать их самостоятельно и правильно ими пользоваться. Учащиеся знакомятся с различными историческими версиями и оценками, учатся анализировать документы, определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам. При этом используются знания, умения и навыки, полученные на уроках обществознания.
Содержание по учебному предмету «История» изложено в виде интеграции двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени, включающего в себя курс «Истории Удмуртии») и «Всеобщая история». Программа предполагает изучение основных вех цивилизационного развития России и мира XX – начало XXI века, рассчитана на 102 часа учебного времени (3 часа в неделю). Программа построена по проблемно – хронологическому принципу, когда объектом изучения являются основные этапы цивилизационного развития России и мира. В курсе по истории России проводится сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всемирной истории.
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Необходимо раскрывать своеобразие и неповторимость российской истории, ее связь с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в которой представлен пласт исторического знания, богатый наглядной, яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Следует подчеркнуть, что речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, семьи.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и характеризуется следующими особенностями:
Значительное внимание уделено системности сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др.. Устанавливаются рамочные пропорции в изучении всеобщей и отечественной истории. Большее время отводится на изучение истории России. Необходимо учитывать, что итоговая аттестация по предмету проводится в целом по курсу отечественной истории.
В программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо исторической доктрине, возможно использование познавательного потенциала принятых в исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. Минимален перечень упоминаемых исторических личностей, но в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствие событий прошлого раскрываются через деяния и судьбы людей. Не допускается в изучении предмета фальсификация истории России.
Отбор содержания курсов «История России», «Всеобщая история», «История Удмуртии» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий, элементов методологических и оценочных знаний, учитывая возрастные особенности учащихся. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков эмоционально- ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
Содержание разделов и тем излагается в программе относительно кратко, что создает возможность вариативного включения фактов, имен и др.
Результаты обучения и освоения содержания курса по истории.
Главным результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивных (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты изучения истории в основной школе предполагают следующие убеждения и качества:
осознание идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и другую;
владение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и другие);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и другое.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 – 9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
* указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
* соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
* характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
* группировать, классифицировать факты по различным признакам.
3. Работа по историческим источникам:
* читать историческую карту с опорой на легенду;
* проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и других);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.
4. Описание (реконструкция):
* рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;
* характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
* на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
* различать факт, событие и его описание (факт источника, факт историка);
* соотносить единичные исторические факты и общие явления;
* называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
* раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
* сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
* излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Применение знаний и умений в общении и социальной среде:
* применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
* использовать знания об истории культуре своего и другого народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
* способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников культуры и истории).
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей с предметами образовательных областей «Обшествознание», «География», «Филология», «Искусство».
В программе предусмотрено использование резервного времени для уроков вводных, итогового обобщения, практических работ с картой, историческими источниками, ОДИ по курсу. Для текущего и итогового контроля будут использованы следующие формы: письменный и устный зачеты, словарные диктанты, тематические и итоговые тесты по форме ГИА, ЕГЭ, историческое сочинение, письменный и устный опросы. |