ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ КГКП «БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ» Г.СЕМЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Иванова Лариса Николаевна, г.Семей РК
Сагандыкова Гульназ Сериковна, г.Семей РК
Идея патриотического воспитания, его необходимость признается в любом государстве. «Мысли и цели духовного существования, – по словам М.С. Орынбекова, автора книги «Духовные основы консолидации казахов», – невозможны вне и без единства добра, красоты и истины». Поэтому проблема казахстанского патриотизма и национального согласия является одной из приоритетных в системе образования Республики Казахстан. Именно в процессе обучения и воспитания у молодежи формируются гражданская позиция и мировоззрение. Данные агентства по статистике Республики Казахстан свидетельствуют о том, что молодежь в возрасте от 14 до 29 лет в Республике составляет 28,7% от общего числа населения Казахстана.
Но диагностическая картина состояния молодежи вызывает тревогу. В категории молодежи, родившейся в 1990-1992гг, только 32% интересует политика, основная масса безразлична к политике. 40% из общего числа молодежи употребляет алкоголь в различной форме, количество наркоманов перевалило за 30 тыс. человек. В такой ситуации негативным явлениям среди молодежи могут противостоять человеческие ценности.
Исходя из основных задач и направлений патриотического воспитания, в КГКП «Бизнес колледж» г.Семей на уроках гуманитарного цикла проводятся разнообразные формы работы: уроки – экскурсии, рефераты, мини – сочинения, анализ исторических источников, дебаты и другие виды работ. Обсуждению и изучению предлагаются проблемы стабильности, согласия, консолидации казахстанского общества, внутренней и внешней политики Республики Казахстан.
С 2010 года в колледже внедряется проект воспитательной работы «Развитие политической сознательности, казахстанского патриотизма и социальной активности через инновационные формы работы», работа по которому включает в себя встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, выпуск газет и плакатов, проведение месячника военно-спортивных мероприятий, уроков мужества, смотра строевой песни, посещение музея Боевой славы, запущена акция «Победа деда – моя победа» и т.д. Работу по проекту проводят учащиеся – члены органа самоуправления МЦ «Единство» в рамках действующего нравственно-патриотического отдела: организовываются встречи с интересными людьми, поэтами и писателями региона, а также встреча с имамом Центральной мечети и представителями Православной Церкви. Активисты клубов приняли участие во 2-м республиканском «Форуме патриотов», по результатам которого в нашем колледже организовано мероприятие «Сїйер ўлыѕ болса, сен сїй, сїйінерге жарар ол». Патриотизм немыслим без бережного отношения к окружающей среде, любви к родной земле. В этом плане наш колледж принял участие в городской акции «Чистый берег», экологический клуб колледжа был награжден грамотой как лучшая команда по выполнению республиканской программы «Жасыл ель», ежегодной программе по расчистке улиц. Работа, проводимая накануне выборов Президента РК, способствовала воспитанию у учащихся осознания их личной причастности к политике их родины, воспитанию гражданского самосознания.
Особое внимание уделяется формированию навыков межнационального общения с учетом традиций, обычаев и нравов народов. Это и традиционные классные часы, встречи. Ярко представлен праздник Наурыз в форме фестиваля «Наурыз-достыгы», где были продемонстрированы обычаи, традиции казахского, русского, татарского, немецкого, еврейского народов, презентация блюд национальной кухни, стало традицией проведение форума «Под единым шаныраком», приуроченного ко Дню единства народов Казахстана.
В целях изучения сформированности гражданственности и патриотизма нами было проведено исследование по следующим формам работ: тестирование «Знаешь ли ты, что такое патриотизм», анкетирование, сочинение, беседы, диспут, ролевая игра среди молодых людей 14-17 лет.
Исходя из показателей, учащихся можно разделить на несколько психолого-возрастных групп.
Первая группа – учащиеся высокого уровня воспитанности, характеризуются единством сознания и поведения. Такие учащиеся хорошо знают свои права, обязанности и нормы поведения, охотно выполняют общественные поручения. Они хорошо учатся, проявляют активность и творчество, гуманность к людям, встают на защиту тех, кто нуждается. Интересуются историей и культурой своей страны, проявляют убежденную готовность и способность защитить Родину, пресекают чувство неуважения к национальным традициям и культуре других народов.
Вторая группа – учащиеся среднего уровня, характеризуются устойчивостью положительного поведения, хотя активную, гражданскую позицию проявляют не всегда. Учащиеся соблюдают правила поведения, но не всегда могут регулировать свои потребности и соотносить со своими возможностями. Принимают участие в жизни коллектива, но в отдельных случаях поручения доводят не до конца.
Третья группа низкого уровня, характеризуется слабым проявлением еще неустойчивого опыта гражданского поведения, такие учащиеся слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляют инициативы, мало интересуются историей Родины, выполняют работу только под контролем, малоактивны, предпочитают позицию зрителя.
Четвертая группа характеризуется крайне низким уровнем поведения. Нравственная невоспитанность, презрительное отношение к нормам морали, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, искаженное представление о человеке, героизме, ответственности. Несознательно относятся к учебе, не дисциплинированны, пассивны, уклоняются от общественных поручений. Неуважительно относятся к родителям, культуре, истории своей страны, людям других национальностей.
Итоги работы привели к созданию модели личности патриота. Каким он должен быть? На кого равняться? В чем его сильная сторона? Кому подражать, как совершенствоваться?
В результате сложился собирательный образ, в котором учащиеся выделили черты личности патриота.
- верный сын своего народа, любит Родину;
- знает Конституцию Республики Казахстан;
- отличается высокой гражданской позицией, осознает свою роль в жизни государства;
- интересуется политическими событиями и жизнью республики;
- готов к защите Родины, ее государственных интересов;
- ведет здоровый образ жизни, не теряет самообладания;
- отличается культурой поведения и общения;
- стремится к совершенству и овладению государственным языком и языками других национальностей;
- дорожит своей честью, радует своими успехами и заботой своих родителей;
- уважительно относится к представителям других национальностей;
- гордится достижениями своих земляков и их трудовыми подвигами;
- активно участвует в общественной жизни своего учебного заведения;
- активный участник благоустройства родного города, его улиц;
- ведет поисковую работу, охраняет памятники истории и культуры.
Проведенное исследование показало необходимость целенаправленной, систематической работы с молодежью по патриотическому воспитанию. Решая проблемы патриотического и интернационального воспитания, становится ясно, какого гражданина следует воспитывать, какие качества у него необходимо формировать.
Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания специалистов в духе толерантности и согласия. И тогда работа в системе среднего профессионального образования станет более эффективной в достижении нашей общей цели – процветания Казахстана на основе консолидации и любви к Родине. |