Скачать 184.69 Kb.
|
Приложение 1 Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет философииПрограмма дисциплины «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» для специальности 035800.62 «фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Автор: Иванова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент. Кафедры проектов в сфере культуры Факультета философии НИУ-ВШЭ (enivanova.do@gmail.com) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва
Последняя часть курса «Теория и история мировой культуры» является логическим продолжением масштабного изучения студентами-лингвистами истории мировой культуры, рассматривающего процесс становления, развития и реализации определенных признаков культуры, образующих специфическую область знания. Особенность этой части курса состоит в том, что в нем рассматривается период современной культуры, для которого характерна смена одних парадигм другими. Теория культуры теряет ту цельность, которая была ей свойственна на протяжении столетий. Современную культуру невозможно рассматривать как свод завершенных артефактов. Во второй половине XX века изменяется трактовка разного вида культурных практик. Хронологически курс охватывает период со второй половины XX по настоящее время. Однако эти границы весьма условны, поскольку основное внимание в курсе сосредоточено не на поступательном рассмотрении этапов, а на исследовании отдельных феноменов, зарождение которых происходило ранее отмеченного хронологического периода. Цель курса: дать общее представление о процессе становления и развития современных культурных феноменов и ввести основные концепты теории культуры настоящего. Задачи курса:
Место курса в профессиональной подготовке: Курс «Теория и история культуры» не только позволяет осознать современные процессы в культуре, но и расширить исследовательский лингвистический потенциал, поскольку новые культурные контексты находятся в теснейшей связи с языковыми контекстами.
Тема 1. Культурные изменения современного времени. Массовая и элитарная культура Изменения в создании и распространении культурных продуктов. Колонизация, глобализация, экономика знаний. Смещение ядра Европа-Америка-Азия. Различие между экономической функцией и знаком. Символический обмен. Изменения в аксиосхемах: патриотизм, ценности финансового успеха, узкое понимание семейных ценностей, культура страха сокращения гражданских свобод, реинтерпретация прошлого. Инструментализированное искусство. Критика массовой культуры представителями Франкфуртской критической школы. Инкорпорированность, стандартизация и псевдоиндивидуализация массовой культуры. Теоретические подходы к определению креативных индустрий Р. Флориды и Дж. Хоккинса. Литература:
Тема 2. Культурная репрезентация Понятие культурной репрезентации как связанности культурных феноменов и социальных процессов. Понятие культурно-символического кода. Разделение понятий репрезентация (Холл), идеология (Т. Иглтон) и дискурс (Н. Коуплэнд, А. Яворский). Практики исключения из репрезентации (Дж.Батлер). Репрезентация и стереотипы. Литература:
Семинар 1. Культурный капитал и креативная экономика Вопрос 1. Каковы подходы к определению культурного капитала у Бурдье и Тросби? Ссылки на статьи для подготовки:
Вопрос 2. Что такое креативная экономика по мнению Дж. Хокинса? Лекцию Дж. Хокинса о креативной экономике (видео) http://www.snob.ru/selected/entry/7243 Вопросы для дискуссии: Приведем 2 цитаты из интервью с Дэвида Тросби «Почему черная икра дороже красной?» http://interview.imhonet.ru/element/1072072/: «Коммерческая культура производит «товары» индивидуального потребления для личной выгоды, тогда как общественное благо – это то, что необходимо обществу в целом». Как бы Вы определили культуру для «индивидуального потребления», а что такое общественное благо? «необходимо предлагать людям платить за осуществленное потребление культурных благ, то это может быть реализовано. Полагаю, в этой области было проведено несколько экспериментов, например, людям предоставлялась возможность оплатить представление не до его просмотра, а после». Знакомы ли Вам такие модели, когда человек платит после предоставления культурного блага? Реалистично ли это? Есть ли такие сферы, в которых такая модель может быть приемлемой? Тема 3. Мода как культурный феномен Мода как форма социации. Классический подход Г. Зиммеля. Функции моды - соединять и индивидуализировать. Сноб (крайняя степень обособления). «Творение группы» - подчиненная форма. Неомарксистский подход П. Бурьде. Мода – борьба за монополию. Одежда-маркер класса. «Габитус» и мода. Конфигурация воспитания, образования и предыдущего жизненного опыта в структуре поля потребителей (буржуазии, среднего и рабочего классов). Вульгаризация моды по мере стекания вниз по социальной структуре ее образцов. Экономическая трактовка моды и понятие «дух времени» Г. Блумера. Семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Ж. Бодрийяр) Мода - соединение означаемого (вещи, элемента одежды) и означающего (слова, письменного или устного референта означаемого) (Р. Барт «Система моды», 1967). Журналы - производители моды, осуществляющие функцию формирования знаков. Модный знак безразличен к вещам, каждая вещь является потенциально модной (Ж. Бодрийяр «Мода, или феерия кода», 1976). Массовое производство не может произвести код, "чистая система плавающих нереференциальных знаков". Человек, лишенный возможности индивидуального вклада, становится пассивным потребителем модных вещей, которые создают его имидж. Деконструкция моды. Вечное настоящее моды (Ги Дебор «Общество спектакля» (1968) и «Комментарии к обществу спектакля» (1988). Исторические и современные трендсеттеры. Литература:
Тема 4. Фотография в контексте культуры. Коннотация и денотация История фотографии (камера обскура, камера люцида, дагерротипы, carte-de-visite, любительская фотография, цифровые технологии). Смысл фотографии. Комбинация 5 аспектов: вещь, деталь, время, кадр, позиция наблюдения (Szarkowsky, 2007). Фотография в контексте семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Понятия коннотация и денотация (Барт Р. «Риторика образа»). Фотографическое искусство - индексирование знаков (Фердинанд де Соссюр). Выстраивание культурной самоидентификации по изображению, идентификация себя с другими (Жак Лакан). Культурные смыслы в документальной фотографии. Р. Фентон, репортажные фотографии Крымской войны. Военная фотография. Уокер Эванс. Америка Великой депрессии. Советская репортажная фотография. «Новая объективность» Ласло Махой Надя. Фотография в школе «Баухауз». «Фотопластика», « Фотограмма», Типо-фото. Конструктивизм Александра Родченко. Модернизм Мэна Рэя. Фотография в гражданской журналистике. «Люди в туннеле» Александр Чадвик 2005 г. Adbusters Media Foundation. Литература:
Семинар 2. Студиум и пунктум в фотографии Что такое studium и punctum? Что связывает фотографию с ценностями, контекстом и символами? Как связаны процесс воспоминания и разглядывание фотографий? Литература:
Тема 5. Альбомная культура. Комиксы История графической литературы в Европе. Социокультурный способ интерпретации комиксов. Анализ комиксов через исторические, социологические, экономические, идеологические и пр. коннотации. Исторический и культурный контекст (связь с печатной культурой, анимацией, кино). Социальные функции комикса. Маркетинг и рецепция (какова аудитория разных комиксов?). Комиксы – «популярная идиома для массового тиражирования и народного потребления» (Kunzle D.). Комиксы и нарративное искусство (McCloud S.). Зарождение культуры комиксов в Европе (Родольф Тёпфер“Histoire de Mr. Vieux-Bois”,1839) и США (Р. Ф. Аутколт “Yellow Kid”, 1895). Артистический комикс (Виндзор МакКей). Персонажи комиксов и архетипические модели культуры (Бэтмен, Капитан Америка, Человек-паук, Люди Икс, Халк, Железный человек). Отличия мангу и аниме от их западных аналогов. Признание комиксов как вида искусства. Интеллектуальные комиксы. Маргинализация комиксов. Литература:
Тема 6. Репрезентация гендера и сексуальности Ранняя феминистская критика. Мужчины и женщины в новостном контенте СМИ. Репрезентация женщин и мужчин в политике. Гендерные аспекты рекламы. Кодификация гендерной репрезентации в рекламе И. Гофмана. Ритуализированная субординация в рекламе. Эволюция репрезентации телесности во второй половине XX века. Мужское и женское тело на телевизионном и киноэкране. Стереотипы маскулинности. Эротизация и деэротизация. Гендер как предмет культурной политики. Литература:
Семинар 3. Изменение культурных смыслов в рекламе Историческая динамика репрезентации культурных смыслов в развитии одного и того же бренда. Культурные отличия в репрезентации одного и того же бренда в разных странах. Антиреклама Adbusters. Литература: 1. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999. N 4. 2. Сивулка. Дж. Мыло, секс и сигареты. СПб.: Питер, 2003. С. 194–235 (Роль рекламы в формировании стилей жизни); 464–469 (Секс и символизм); 475–482 (Новая сила женщины). 3. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб, 1995. 4. Ученова В.В., Старуш М.И., "Философский камешек" рекламного творчества: культурология и гносеология рекламы. М. 1996. 5. Эко У. Дискретное видение (семиология визуальных сообщений). Некоторые пояснения: реклама // Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 176–203. Тема 7. Культура, современное искусство, медиа и религия Концепция пост-секулярного общества Ю. Хабермаса. Религия и общественная жизнь, полифония коммуницирующих граждан. Религиозные организации и «интерпретирующие сообщества». Новые способы обозначения коллективной идентичности. Социальный класс и «выбор» религиозной доктрины. Роль медиа в отражении религиозной тематики. Анализ агрессивного, мистического, консервативного, либерального, экзотического дискурсов. Сравнение реакции на датские и французские антиисламские карикатуры. Апокалипсические образы в популярной культуре. Милленаризм, технологический милленаризм и сюрвивализм. Апокалипсис в современной популярной литературе и кинематографе.
Тема 8. Изменение городского пространства. Джентрификация. Public Art Культурный ресурс территории. Понятие «третьего места», которое является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы. Программы «100 публичных мест». Ревитализация промышленных зон и конверсия деградирующих территорий. Перформативность городского пространства. Параллелизм одновременной реализации идентичных вмешательств в городскую ткань, физическую или социальную. Визуальная связь с коллективной памятью.
Тематика заданий по различным формам контроля: В целях промежуточного контроля (помимо сообщений на семинарских занятиях) студенты готовят реферативную работу по одной из следующих работ: Луков В. А., Русаков М. Ю. Владельцы автомобилей - олдтаймеров: К теории социальных общностей. М., 2002. Hall S., Jefferson T. Resistance through Rituals: Youth Subculture in Post-War Britain, London: Hutchinson, 1976 King G. Say Cheese!: The Snapshot as Art and Social History. London: Collins, 2006 McCloud S. Understanding Comics.-London: Harper Collins, 1994 http://understanding-comics.ru/the_invisible_art/scott_mccloud_understanding_comics_rus.pdf) Thornton S. Club Cultures: Music, Media and Subcultural Capital, London: Polity, 2007 Winik, M. Rules for the unruly: living an unconventional life. New York: Simon & Schuster, 2001 Zellner, W. W. Extraordinary groups: an examination of unconventional lifestyles. 7th ed. New York: Worth, 2001. В качестве итогового контроля студенты готовят эссе. Объем 10. 000 знаков. Предполагаемые темы эссе: 1. Культура косплея. Сравнительный анализ. 2. Аксиосхемы в мультсериалах «Том и Джерри» и «Ну погоди!» 3. Тюнинг автомобиля как средство культурной самоидентификации 4. Граффити в Москве. Преобразование городского пространства или вандализм? 5. Сатирический журнал Simplicissimus. Тематический. анализ за один год по выбору. http://www.simplicissimus.info/index.php?id=5 6. Репрезентация социального класса в кулинарных шоу 7. Культурные проекты Adbusters 8. Культурные отличия в репрезентации одного и того же бренда в разных странах. 9. Этнические мотивы в компьютерных играх 10. Стереотипы в медийной репрезентации мужчин и женщин политиков (фото, дескриптивный язык) 11. Великая депрессия в фотографии (Чарльз Эббет, Доротея Ланж, Уоркер Эванс). Автор программы: ____Иванова Елена Николаевна |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |