Скачать 119.35 Kb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра «Экономика и менеджмент» Утверждаю Председатель Ученого совета ____________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Для специальности: 080507.65 «Менеджмент организации» Новосибирск 2012 Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточная и западная типы культур; специфические и «срединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.
Сформировать представление о культуре, как неотъемлемой части и специфической характеристике человеческого сообщества, культурные ориентации и установки личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, т.е. того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность. Задачи изучения дисциплины: Для достижения цели курса поставлены следующие задачи:
Место в системе профессионального образования Культурология является базовой научной дисциплиной, способствующей формированию мировоззренческих позиций о месте русской культуры в современной мировой культуре и связанной с такими дисциплинами, как: история, философия и др. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины По окончанию изучения дисциплины «Культурология» студент должен:
3.Виды учебных занятий по дисциплине, их объёмы (в часах). См. учебный план4. Тематическое содержание дисциплины «Культурология». Раздел I. Теория культуры. Тема 1.1. Культура и культурология Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Обыденное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Культура и цивилизация. Методы культурологических исследований. Тема 1.2. Становление культурологической мысли в европейской философии от Возрождения до ХХ века Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. «Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительная концепция культуры. Социоцентризм французского Просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация». Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие «культура». Культура как проблема европейской философии ХIХ в. Природа и культура в философии И. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. Гегелевская концепция культуры как «образования» (die Bildung). Экзистенциалистская концепция культуры. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о человеке, истории и культуре. Культурная антропология. Идеи единства человечества и поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л. Уайт, М. Мид). Структурный функционализм в культурной антропологии. Судьбы структурализма в ХХ в. Морфология культуры. Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон). Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер). Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера. В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д. Тойнби. Постмодернистская ситуация и культурология. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин). Тема 1.3. Основные понятия культурологии. Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, инкультурация, социализация. Раздел II. Историческая культурология. Тема 2.1. Традиционные общества Первобытная культура: проблемы изучения. Основные формы освоения человеком мира. Культурный синкретизм. Факторы становления первобытной культуры. Функции культуры. Культурогенез. Переход от предыстории к цивилизации. Древний Восток: единство и многообразие. Древний Египет, Месопотамия, Ассирия и др. Появление городов, письменности и раннегосударственных институтов. Проблема восточной деспотии. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация культуры. Жречество. Индия. Восточный тип культуры. Принцип «единства в многообразии». Индуизм: возникновение, судьба и мировое значение. Человек и мир в буддизме. Джайнизм. Индо-мусульманский синтез. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос. Китай. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство. Культ иероглифа, система образования. Идея социальной мобильности. Даосизм. Буддизм в Китае. Модернизационный потенциал китайской культуры. Специфический тип «срединных культур». Локальные культуры. Культура мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ. Человек в контексте исламской культуры. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Особенности художественной культуры ислама. Ислам и современный мир. Культура Японии. Синтоизм. Буддизм в Японии. Личность и общество. Эстетическое как основание культурной картины мира. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Модернизация на национальной основе. Тема 2.2. Античность как тип культуры Крито-микенский период и культура ахейской Греции. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта – два типа полисной организации. Классика как динамическое единство «гармонизированных противоположностей». Античный космологизм. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры. Появление и развитие философии. Эллинизм. Человек и общество, проблема личности. Греция и Рим: проблема преемственности культур. Тема 2.3. Средневековая Европа. Византия От Античности к Средневековью. Средневековые «ренессансы»: амбивалентное отношение к античности. Христианство – стержень культуры. Социокультурная специфика католицизма. Ереси. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Проблема личности. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Особенности художественной культуры. Романское искусство. Готика. Социальная структура и ее восприятие современниками. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Особенности развития культуры Византии. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Православная церковь. Византия и Русь. Тема 2.4. «Рождение Запада» Западный тип культуры. Возрождение. Новые представления о человеке и его месте в мире. Титанизм Возрождения. Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение». Кризис гуманизма. Барокко. Реформация. Новый взгляд на Бога и отношения Бога с человеком. Лютеранство. Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли». Реформация и гуманизм. Контрреформация. Формирование новой картины мира. Новый тип трудовой этики. Рационализм и Просвещение. Промышленный переворот. Механическая картина мира. Абсолютизм. Культурная программа «просвещенного абсолютизма». Универсальный критицизм Просвещения. Культ разума. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Значение принципа воспитания «нового человека». Классицизм в искусстве. Романтизм. Тема 2.5. «Модерн»: от расцвета к кризису (ХIХ – ХХ вв.) Развитие промышленного капитализма. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позивитизм как философия и идеология. Реализм в искусстве. Стиль модерна. Элитарная и массовая культура. Кризис самосознания «Запада» и его отражение в социально-философской мысли. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. «Пост» или «анти» модерн. Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Тема 2.7. Место и роль России в мировой культуре. (Геополитические характеристики русской культуры) Становление и развитие русской культуры. Россия между Европой и Азией. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Истоки и исторические традиции славянских культур, культура Киевской Руси. Крещение Руси. Древнерусское искусство – отражение борьбы русского народа за независимость. «Петровский переворот», его влияние на культуру. Тема 2.8. Русская духовная культура в период становления буржуазных отношений (ХIХ – ХХ вв. ) Расцвет критического реализма. Проблемы человека, свободы духа, творчества и их осмысление в искусстве. История и судьба русской интеллигенции. Трагедия личности в русской культуре. Русское зарубежье и мировая культура. Русское православье в ХХ в. Культура «Серебряного века». Тема 2.9. Советская культура и современная Россия Проблема советизации всех сторон жизни общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Феномен «культа личности». Интернационализм, социалистический реализм. Великая Отечественная война в истории Отечественной культуры. Послевоенные идеологические кампании. «Оттепель» и «застой» в советской культуре. Массовая и организационная культура. Диссидентство. «Перестройка» и культура. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального и цивилизационной идентичности. «Новая Россия»: империя или национальное государство. Специфика современного российского социокультурного пространства. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.5.1. Темы для рефератов
5.2. Примерный перечень вопросов к зачету:
6. Список рекомендуемой литературы
7. Оборудование и аппаратура
|
Новосибирский филиал Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Инвестиции Лекции Новосибирск 2008 г Оглавление Автономная некоммерческая организация «Российская академия предпринимательства» Новосибирский филиал | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Программа дисциплины "Международная экономика" для направления Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Основной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Научная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Новосибирский филиал Цель дисциплины «Антикризисное управление»: дать студентам систему теоретических знаний и практических навыков по антикризисному... | Пресс-релиз 17 октября 2013 г Новосибирский филиал Почты России подвел итоги областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» | ||
Новосибирский филиал Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления... | Новосибирский филиал Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении... | ||
Новосибирский филиал ... | Новосибирский филиал Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,... | ||
Новосибирский филиал М. И. Туган Барановского в понимание экономических циклов, А. В. Чаянова – в изучение крестьянского хозяйства и Н. Д. Кондратьева... | Реферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | Реферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1 «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) |