Новосибирский филиал





Скачать 119.35 Kb.
НазваниеНовосибирский филиал
Дата публикации04.03.2015
Размер119.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Экономика и менеджмент»

Утверждаю

Председатель Ученого совета

____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Для специальности: 080507.65 «Менеджмент организации»

Новосибирск 2012

Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточная и западная типы культур; специфические и «срединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.


  1. Целью изучения дисциплины является:


Сформировать представление о культуре, как неотъемлемой части и специфической характеристике человеческого сообщества, культурные ориентации и установки личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, т.е. того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность.
Задачи изучения дисциплины:

Для достижения цели курса поставлены следующие задачи:

  • способствовать формированию представлений о «многополюсной цивилизации» и многих самоценных культур и преодолению, так называемого, «европоцентризма»;

  • развивать способности оценки достижений культуры на основе знания исторического контекста их создания;

  • воспитывать способность к диалогу как к способу отношения к культуре и обществу.

Место в системе профессионального образования

Культурология является базовой научной дисциплиной, способствующей формированию мировоззренческих позиций о месте русской культуры в современной мировой культуре и связанной с такими дисциплинами, как: история, философия и др.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончанию изучения дисциплины «Культурология» студент должен:

  1. понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

  2. знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

  3. уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как к способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры.



3.Виды учебных занятий по дисциплине, их объёмы (в часах). См. учебный план





4. Тематическое содержание дисциплины «Культурология».

Раздел I. Теория культуры.

Тема 1.1. Культура и культурология

Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Обыденное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Культура и цивилизация. Методы культурологических исследований.
Тема 1.2. Становление культурологической мысли в европейской философии от Возрождения до ХХ века

Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. «Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительная концепция культуры. Социоцентризм французского Просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация». Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие «культура». Культура как проблема европейской философии ХIХ в. Природа и культура в философии И. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. Гегелевская концепция культуры как «образования» (die Bildung). Экзистенциалистская концепция культуры. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о человеке, истории и культуре.

Культурная антропология. Идеи единства человечества и поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л. Уайт, М. Мид).

Структурный функционализм в культурной антропологии. Судьбы структурализма в ХХ в. Морфология культуры.

Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон).

Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер). Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).

Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера. В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д. Тойнби.

Постмодернистская ситуация и культурология. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин).
Тема 1.3. Основные понятия культурологии.

Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, инкультурация, социализация.

Раздел II. Историческая культурология.

Тема 2.1. Традиционные общества

Первобытная культура: проблемы изучения. Основные формы освоения человеком мира. Культурный синкретизм. Факторы становления первобытной культуры. Функции культуры. Культурогенез.

Переход от предыстории к цивилизации. Древний Восток: единство и многообразие. Древний Египет, Месопотамия, Ассирия и др. Появление городов, письменности и раннегосударственных институтов. Проблема восточной деспотии. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация культуры. Жречество.

Индия. Восточный тип культуры. Принцип «единства в многообразии». Индуизм: возникновение, судьба и мировое значение. Человек и мир в буддизме. Джайнизм. Индо-мусульманский синтез. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос.

Китай. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство. Культ иероглифа, система образования. Идея социальной мобильности. Даосизм. Буддизм в Китае. Модернизационный потенциал китайской культуры.

Специфический тип «срединных культур». Локальные культуры.

Культура мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ. Человек в контексте исламской культуры. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Особенности художественной культуры ислама. Ислам и современный мир.

Культура Японии. Синтоизм. Буддизм в Японии. Личность и общество. Эстетическое как основание культурной картины мира. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Модернизация на национальной основе.
Тема 2.2. Античность как тип культуры

Крито-микенский период и культура ахейской Греции. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта – два типа полисной организации. Классика как динамическое единство «гармонизированных противоположностей». Античный космологизм. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры. Появление и развитие философии. Эллинизм. Человек и общество, проблема личности. Греция и Рим: проблема преемственности культур.
Тема 2.3. Средневековая Европа. Византия

От Античности к Средневековью. Средневековые «ренессансы»: амбивалентное отношение к античности. Христианство – стержень культуры. Социокультурная специфика католицизма. Ереси. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Проблема личности. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Особенности художественной культуры. Романское искусство. Готика. Социальная структура и ее восприятие современниками. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Особенности развития культуры Византии. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Православная церковь. Византия и Русь.
Тема 2.4. «Рождение Запада»

Западный тип культуры. Возрождение. Новые представления о человеке и его месте в мире. Титанизм Возрождения. Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение». Кризис гуманизма. Барокко.

Реформация. Новый взгляд на Бога и отношения Бога с человеком. Лютеранство. Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли». Реформация и гуманизм. Контрреформация. Формирование новой картины мира. Новый тип трудовой этики.

Рационализм и Просвещение. Промышленный переворот. Механическая картина мира. Абсолютизм. Культурная программа «просвещенного абсолютизма». Универсальный критицизм Просвещения. Культ разума. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Значение принципа воспитания «нового человека». Классицизм в искусстве. Романтизм.

Тема 2.5. «Модерн»: от расцвета к кризису (ХIХ – ХХ вв.)

Развитие промышленного капитализма. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позивитизм как философия и идеология. Реализм в искусстве. Стиль модерна. Элитарная и массовая культура. Кризис самосознания «Запада» и его отражение в социально-философской мысли. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. «Пост» или «анти» модерн. Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Тема 2.7. Место и роль России в мировой культуре. (Геополитические характеристики русской культуры)

Становление и развитие русской культуры. Россия между Европой и Азией. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Истоки и исторические традиции славянских культур, культура Киевской Руси. Крещение Руси. Древнерусское искусство – отражение борьбы русского народа за независимость. «Петровский переворот», его влияние на культуру.
Тема 2.8. Русская духовная культура в период становления буржуазных отношений (ХIХ – ХХ вв. )

Расцвет критического реализма. Проблемы человека, свободы духа, творчества и их осмысление в искусстве. История и судьба русской интеллигенции. Трагедия личности в русской культуре. Русское зарубежье и мировая культура. Русское православье в ХХ в. Культура «Серебряного века».

Тема 2.9. Советская культура и современная Россия

Проблема советизации всех сторон жизни общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Феномен «культа личности». Интернационализм, социалистический реализм. Великая Отечественная война в истории Отечественной культуры. Послевоенные идеологические кампании. «Оттепель» и «застой» в советской культуре. Массовая и организационная культура. Диссидентство. «Перестройка» и культура. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального и цивилизационной идентичности. «Новая Россия»: империя или национальное государство. Специфика современного российского социокультурного пространства.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


5.1. Темы для рефератов

  1. Миф как форма культуры.

  2. Тоталитаризм и культура.

  3. Массовая и элитарная культура. .

  4. О. Шпенглер о характеристике упадка и заката европейской цивилизации.

  5. Соцреализм и модернизм: судьба двух методов освоения действительности.

  6. Кризис культуры России и опасность утраты ею национальной самобытности.

  7. Инакомыслие в художественной культуре и его роль в борьбе с тоталитаризмом.

  8. Судьба молодежи в условиях рынка: социальный статус, духовные интересы, тенденции изменения культуры.

  9. Коммерциализация: спасение или смерть отечественной культуры?

  10. «Массовая культура» как явление социокультурной ситуации в России.

  11. Конфликт «официальной» и «самодеятельной» культуры.

  12. Рок-музыка в России: тенденции развития.

  13. Деэстетизация и дегуманизация искусства: выражение кризиса или путь к «новому» исскуству?

  14. Художник и рынок: проблемы выживания.

  15. Любовь как явление культуры.

  16. Культура русского зарубежья.

  17. Культура как область духовной свободы в сфере морального (Кант).

  18. Культура как область свободы в сфере эстетического (Шиллер).

  19. Философия Гегеля как теория культуры.

  20. Аксиологическое понимание культуры в неокантиантстве (Риккерт, Вебер, Виндельбанд).

  21. Культурологические взгляды Данилевского.

  22. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. Сорокин)

  23. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби.

  24. Идея природной антикультурности человека Ф. Ницше, понимание им любой культуры как средства подавления и порабощения индивида.

  25. Культурная антропология Тайлора.

  26. Человек, творчество, культура в философии Бердяева.

  27. Культурологическая концепция Л.Н. Гумилева.

  28. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда.

  29. Культура и коллективное бессознательное: концепция К. Юнга.

  30. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.). (На выбор)

  31. Концепция игровой культуры. (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). (На выбор)


5.2. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры

  2. Обыденное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы).

  3. Культура и цивилизация.

  4. Культурологическая мысль Эпохи Возрождения. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма.

  5. Концепция культуры в Эпоху Просвещения.

  6. Культура как проблема европейской философии ХIХ в.

  7. Культурная антропология. Эволюционизм и неоэволюционизм.

  8. Особенности социологического подхода к культуре.

  9. Психоаналитическая концепция культуры.

  10. Семиотический подход к культуре.

  11. Культурологическая мысль XX в.

  12. Первобытная культура и факторы ее становления.

  13. Древнейшие цивилизации ( Древний Египет, Месопотамия, Ассирия.)

  14. Древнеиндийская культура. Синтез буддизма и индуизма.

  15. Культура мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ.

  16. Античность как тип культуры.

  17. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта – два типа полисной организации.

  18. Христианство и культура Средневековья.

  19. Истоки, причины возникновения культуры Возрождения. Гуманизм.

  20. Просвещение и реформация. Научная революция ХVII в. Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон.

  21. Лютеранство. Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли».

  22. Основные доминанты культуры европейского Просвещения.

  23. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры ХХ века.

  24. Мировоззренческие основания модернистского искусства

  25. Постмодернизм.

  26. Языческая культура древних славян.

  27. Принятие христианства на Руси и проблемы взаимовлияния религий.

  28. Культура Московского государства 16 – 17 вв.

  29. Культура Российской Империи XVII – XIX вв.

  30. «Серебряный век» русской культуры.

  31. Основная проблематика социалистического реализма.

  32. Современная российская культура: основные направления.


6. Список рекомендуемой литературы

  1. Беловинский Л.В. История русской культуры. – М., 2008.

  2. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М., 2007.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2008.

  4. Культурология /под ред. Г.В.Драча. – М., 2007.

  5. Культурология / под ред. Радугина А.А. – М., 2008

  6. Пивоев В. М. Культурология. Введение в философию и историю культуры. – М., 2008.

  7. Пивоев В. М. Философия культуры. М. – 2009.

  8. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. – М., 2007.

  9. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. – М., 2007.

  10. Баткин Л.М. Пьетро Арентино и конец итальянского Возрождения. – СПб.: Изд-во РГГУ, 2009.

  11. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Том 4: Франсуа Рабле в истории реализма. Материалы к книге о Рабле. – М., 2008.

  12. Белый А. Собрание сочинений. Символизм. Книга статей. – М., 2009.

  13. Бердяев Н. Судьба России. – М., 2007.

  14. Бердяев Н. Смысл творчества. – М., 2007.


7. Оборудование и аппаратура

  1. Мультимедийные средства обучения.

  2. Компьютеры.

  3. Мультимедийная доска



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Новосибирский филиал iconИнвестиции Лекции Новосибирск 2008 г Оглавление
Автономная некоммерческая организация «Российская академия предпринимательства» Новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconОсновной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconНаучная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Цель дисциплины «Антикризисное управление»: дать студентам систему теоретических знаний и практических навыков по антикризисному...
Новосибирский филиал iconПресс-релиз 17 октября 2013 г
Новосибирский филиал Почты России подвел итоги областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
М. И. Туган Барановского в понимание экономических циклов, А. В. Чаянова – в изучение крестьянского хозяйства и Н. Д. Кондратьева...
Новосибирский филиал iconРеферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconРеферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск