Европейские параметры современной культурной политики франции





Скачать 299.34 Kb.
НазваниеЕвропейские параметры современной культурной политики франции
страница1/2
Дата публикации13.03.2015
Размер299.34 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации
На правах рукописи

КОСЕНКО Сергей Иванович

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОЙ

КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата политических наук

Специальность № 23.00.02 – Политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные

и политические процессы и технологии


москва

2007

Работа выполнена на кафедре философии, политологии и культуры Дипломатической академии МИД РФ
Научный руководитель Бурсов

Анатолий Владимирович

доктор исторических наук,

профессор
Официальные оппоненты: Мартыненко

Елена Викторовна

доктор политических наук

профессор
Семенов

Степан Германович

кандидат политических наук

Ведущая организация: Московский Государственный

Университет им. Ломоносова


Защита состоится «____» __________ 2007 г. в ____часов на заседании диссертационного совета К 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: Москва, Б.Козловский пер., д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.
Автореферат разослан «___» ___________2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат политических наук А.Е.Тарасов


Актуальность темы данного исследования обусловлена расширением глобализации современного мира и ростом в этих условиях важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны. Во Франции – великой культурной державе -, как и в остальной Европе, культура долгое время была привилегией тех, кто в силу своих знаний, образования, имущественного и социального положения мог иметь доступ к произведениям мысли, литературы и искусства. Однако вместе с материальным и интеллектуальным прогрессом, преобразившим облик Европы за последние двести лет, культура, как и другие стороны жизни европейцев, претерпела необратимые демократические мутации, в результате чего к ней смогли приобщиться широкие слои европейского общества. Одновременно с этим возник определенный пласт культурных связей и обменов, благодаря которым все народы Европы научились разделять некоторые общие духовные ценности. Причем общая культура, став основой политической организации наций в Европе, не утратила своих самобытных черт и особенностей в каждой национальной культуре.

Окончательную институциональную форму во Франции культурная политика приобрела в период правления президента Ш. де Голля с созданием в 1959 году министерства по делам культуры. С этого момента и до начала нового тысячелетия на посту министра культуры сменили друг друга 17 видных и высокопросвещенных государственных деятелей, как правило являвшихся авторитетами для мира культуры. Весомый вклад в развитие концепции и институтов французской культурной политики внесли, в частности, такие министры как Андре Мальро и Жак Дюамель. Однако свое наиболее яркое и эффективное выражение культурная политика нашла в период правления президента-социалиста Ф. Миттерана в деятельности министра Жака Ланга.

К концу ХХ-го века в массовом сознании французов подлинная культура постепенно стала вытесняться понятием досуга, развлечения (entertainment) в основном в американском значении этого явления, что диктовало и соответствующее культурное поведение людей. Заокеанские космополитические и коммерциализованные по своему характеру жанры искусства, такие, например, как рок-музыка или комиксы, не говоря уж о штампованных голливудских кинофильмах быстрее проникали в массовое сознание еще и потому, что в той же Франции слабо популяризировалось ставшее "немодным", подлинное народное (будь оно французское, бретонское, корсиканское и т.п.), а не фольклорно-занимательное искусство.

Еще более опасным в последние годы на Западе стало нарастающее явление отторжения от культуры по социально-экономическим причинам. Это уже привело к возникновению как бы двух Франций: одной - открытой для всех передовых веяний в мышлении и в искусстве, и другой - огромной, но инертной и лишившейся конкретной связи с национальным культурным достоянием. В эпоху, когда социальная отверженность становится массовым явлением, от культуры в первую очередь отдаляются производственное население, рабочие промышленности и сельского хозяйства, малоимущая молодежь, маргинальные слои общества. На этом фоне еще одной угрозой для французского общества сегодня является распространение увлечения идеями религиозного интегризма, фундаментализма и другими видами социального протеста, которые проявились в двух острых социальных кризисах в 2006 г. и подрывают монолитность французского общества изнутри. Опасность кроется и в том, что эти проявления встречают сопротивление зачастую тоже в довольно жестких и резких формах нетерпимости, ксенофобии и даже расизма - отсюда рост популярности крайне правых партий и проявлений.

Вместе с тем, оставаясь лидером в области культуры в Европе, Франция, в частности, является единственной развитой страной, где принят закон о защите национального языка. Особый характер носят и протекционистские меры, которые Франция распространила на аудиовизуальную и ряд других сфер культуры, что может служить примером для других стран, включая и Россию. Все это дополнительно подтверждает актуальность данной темы исследования.

Объектом исследования в данной работе является французское общество с точки зрения его отношения к своим культурно–национальным традициям и его влияния на официальную культурную политику властей.

Предметом исследования является культурная политика Франции на рубеже ХХ и ХХI веков и проблема сохранения ею своих европейских параметров, национальной самобытности, этнического своеобразия, этической и эстетической ценности.

Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней политики Франции в области культуры на разных этапах ее институционального развития при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке, а также ее воздействия на внешнюю политику страны под углом зрения ее европейской составляющей.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

- рассмотреть наиболее важные этапы становления государственной культурной политики Франции в контексте внутренней политики страны;

- проанализировать особенности политики в области культуры в периоды правления президента Ф.Миттерана, в т.ч. во время первого и второго «совместного обитания»;

- выяснить характерные черты культурной политики первого семилетнего правления президента Ж.Ширака;

- провести комплексный анализ доктринальных основ внешней политики Франции в области культуры;

- сформулировать предложения по дальнейшему изучению опыта Франции в области культурной политики в условиях расширения масштабов глобализации современного мира.

Степень научной разработанности темы. Если в зарубежной (французской) научной литературе более или менее подробно освещаются современная культурная политика Франции и ее европейские параметры, то отечественной наукой эта тема по существу не рассматривалась, а в русскоязычной научной литературе практически отсутствует анализ доктринальной основы и приоритетов внешней политики Франции в области культуры и не нашли должного отражения особенности культурной политики президентов Ф.Миттерана и Ж.Ширака.

Вместе с тем источниковедческая база исследования в целом весьма обширна и включает широкий и разнообразный круг научных материалов прежде всего на французском и отчасти русском языках1.

При разработке темы диссертации был использован значительный набор документальных, научно-исследовательских и публицистических изданий. С учетом исторических рамок работы, а именно, в основном периода правления президента Ф.Миттерана (1981-1995 гг.), важное значение для понимания сущности идеологического подхода французских социалистов к культурной политике имело ознакомление с работами идеологов Французской социалистической партии (ФСП), в частности самого Франсуа Миттерана ("Соломинка и зерно", "Здесь и сейчас") и ряда таких его видных сподвижников как Жак Аттали, Лоран Фабиус, Ролан Дюма, Режис Дебре, Жак Ланг и др. Общие установки по вопросам культурной политики содержатся также в программном документе ФСП под названием "Социалистический проект для Франции 80-х годов", изданный накануне президентских выборов 1981 года.

Важным источником исследования явились также архивные материалы Высшего совета франкофонии, разделы по проблемам культурной политики Франции, размещенные на интернет-сайте французского правительства (www.justice.gouv.fr), а также некоторые официальные документы министерства культуры.

Подробные и наиболее необходимые для понимания и раскрытия культурной политики Франции в конце ХХ-го века автор почерпнул из многочисленных официальных и документальных источников и публикаций на французском языке. Среди них в первую очередь следует отметить "Библиографию по истории культурной политики Франции в ХIХ-ХХ веке" (Париж, 1999); "Историю культурной дипломатии Франции от истоков до 1995 года" (Париж, 1995); "Административную историю министерства культуры 1959-2002 гг." (Париж, 2002). Незаменимым источником информации по теме диссертации явился монументальный "Справочник по культурной политике Франции с 1959 года" (Париж, 2001), а также сборник "Учреждения культуры и культурная жизнь Франции" (Париж, 2004) под редакцией видного культуролога Ги Саэза.

Стратегические направления и эволюция культурной политики Франции глубоко отражены в докладах правительству ведущего концептуалиста и реформатора культурной политики Франции Жака Риго, особенно его доклад 1995 года о пересмотре основ культурной политики Франции, и некоторых других ключевых фигур французской культуры. Под его же редакцией в 2002 году было издано скрупулезное собрание основных официальных документов культурной политики Франции: законов, постановлений, выступлений и заявлений государственных деятелей по вопросам культуры. Принципиальное значение для раскрытия второго раздела работы имел еще один программный документ - "Внешний культурный проект Франции" (Париж, 1983), - в свое время легший в основу зарубежной культурной политики страны.

Резерв аналитических трудов по культурной политике Франции чрезвычайно обширен и разнообразен. Среди таких работ следует прежде всего упомянуть фундаментальные и беспристрастные труды Венсана Дюбуа "Культурная политика: генезис разновидности государственного вмешательства" (Париж, 1999г.), Жака Риго "Культурная исключительность" (П. 1995), Жан-Мишеля Джиана "Культурная политика: конец мифа" (П. 2005), Ришара Денё "Жак Ланг: культура в движении" (П. 1990), Паскаля Ори и Филиппа Пуарье "Государство и культура во Франции в ХХ-м веке.(П. 2000), а также ряда других исследователей французской культурной политики.

Более глубокому пониманию автором истоков и становления французской культурной политики во многом способствовало ознакомление с книгой известного публициста Пьера Кабанна "Культурная власть в Пятой Республике", опубликованной в 1981 году всего за несколько месяцев до прихода к власти социалистов. Динамика и противоречия внутренней культурной политики Франции раскрыты в работах Клода Моллара "Пятая власть: культура и государство от Мальро до Ланга".(П. 1999) и Филиппа Урфалино "Изобретение культурной политики" (П. 2004), а ее внешние аспекты - в книге бывших высших должностных лиц Кэ д`Орсэ, послов Жана-Давида Левитта "Культурная дипломатия: амбиции и перспективы" (П. 1994) и Жана-Франсуа Рэмона "Внешняя культурная деятельность Франции" (П. 2000).

В целях обеспечения наибольшей объективности в оценке культурной политики эпохи Миттерана-Ланга в исследовании в максимально возможной степени были привлечены работы авторов, занимающих критическую или резко негативную позицию в отношении этой политики и вообще культурного вмешательства государства в культуру. Наибольшую известность среди таких публицистических и критических работ получила нашумевшая в свое время книга Марка Фюмароли "Государство культуры: эссэ о современной религии" (П. 1992), а также работы Ханны Арендт "Кризис культуры" (П. 1989), Жана Кона "Культура в действии от Вилара до Ланга: потерянное направление" (П. 1999), Алена Деко "Красная дорожка" (П. 1992), Патриса де Планкетта "Культура в розовом пиджаке" (П. 1981) и многие другие, без которых восприятие реалий культурной политики Франции было бы неполным и несбалансированным.

Далеко не последнюю роль в качестве ценных источников информации по теме диссертации сыграли также отдельные статьи специалистов по французской культуре, в частности, бывших министров культуры Жака Тубона и Жан-Жака Айагона, бывшего министра иностранных дел Юбера Ведрина, независимого исследователя Оливье Донна и других специалистов.

В процессе изучения и раскрытия темы диссертации были широко задействованы ведущие французские периодические издания за соответствующий период, в частности, газеты «Либерасьон», «Монд», «Фигаро», журналы «Пуэн», «Экспресс» и др., а также заметки и выписки из личного архива и архивных материалов министерства культуры Франции, сделанные автором в период его работы в отделе культуры посольства СССР во Франции в 1983-1986 гг.

Методологическая основа исследования представляет собой синтез различных междисциплинарных подходов, выбор которых обусловлен необходимостью обеспечить достижение поставленной цели. Ведущим методом при раскрытии темы стал системный подход, что позволило подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, составляющих единое целое, выявить наиболее характерные особенности на каждом этапе его развития, установить их логическую взаимосвязь и взаимозависимость.

При анализе объекта и предмета исследования автор использовал и другие общенаучные методы: структурно-функциональный, проблемно-логический, статистический, классификации и систематизации, а также специальные исторические методы: хронологизации, периодизации и актуализации. Использование сравнительно-исторических методов дало возможность исследовать содержание культурной политики Франции в тесной взаимосвязи с той внутриполитической и исторической обстановкой, в которой она осуществлялась.

Положения, выносимые на защиту.

- Культурная политика представляет собой непрерывную цепь усилий и мер со стороны государства по защите, сохранению и развитию национального культурного достояния и вовлечению в культурный процесс широких слоев населения; судить о ее результатах следует не по той или иной доктрине, а по тому видному месту, которое, в итоге, культура данной страны занимает в сознании своего народа и в мировой сокровищнице духовных ценностей.

- Культурная политика как целенаправленная деятельность государства по сохранению и защите национальной культуры является сугубо французским «изобретением» и феноменом, берущим свое начало в глубине истории страны и сохранившим преемственность на протяжении веков.

- На рубеже ХХ и ХХI веков, в условиях расширения глобализации мира и унификации культуры, особую актуальность приобретает проблема сохранения культурной самобытности.

- Культурная политика, на примере Франции, является эффективным инструментом формирования прочного национального самосознания и укрепления сплоченности нации и, следовательно, фактором сохранения национальной самобытности и независимости, в т.ч. в области внешней политики; в этом смысле она может служить позитивным примером для стран, заботящихся об укреплении своей национальной самобытности и независимости, в частности, для России.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- Впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного рассмотрения механизма современной культурной политики Франции, как неотъемлемой части европейского культурного процесса; определены основные факторы, которые влияют на развитие внутренней и внешней политики Франции в области культуры.

- Выявлены и проанализированы характерные черты культурной политики при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке, которая, несмотря на определенные различия, своей главной целью ставила и ставит сохранение национальной самобытности, противодействие униформизации и «американизации» национальной и европейской культуры.

- Показано, что опыт Франции в данной области имеет важное значение для России в ее стремлении защитить и укрепить свою национальную самобытность, не допустить размывания национального характера русской культуры в условиях глобализации.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит дополнительный вклад в изучение проблем современной культурной политики европейских стран на примере Франции. На основе систематизации и анализа различных факторов и этапов эволюции французской политики в области культуры в работе делается попытка не только отразить, но также выявить закономерности и спрогнозировать дальнейшие пути развития данного процесса.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования могут быть использованы при определении перспективных путей развития культурной политики стран ЕС в начальный период ХХI века, как в конктретно-историческом плане, так и при постановке долгосрочных задач. Данное исследование может быть также использовано в учебном процессе российских вузов при подготовке специалистов-международников, культурологов и политологов, для разработки лекционных курсов по истории мировой культуры и специальных курсов по проблемам политики Франции в рамках ЕС.

Структура работы. Структура диссертационного исследования отвечает поставленным целям и задачам и отражает логику процесса научного анализа. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность темы, показана степень ее разработанности, сформулированы цели и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определены научная новизна и практическая значимость работы.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Европейские параметры современной культурной политики франции iconДипломная работа На тему: «Международные аспекты проблемы иммиграции во Франции»
История миграционной политики Франции с начала 20 века Опыт регулирования миграции во Франции. 7
Европейские параметры современной культурной политики франции iconУрок Установка параметров страницы. Набор текста. Тире и дефис
Для подготовки документа к работе надо установить параметры страницы, параметры абзаца, а также параметры шрифта
Европейские параметры современной культурной политики франции iconРабочая программа учебной дисциплины
Российской Федерации являются формирование системных представлений о сущности политики как социального явления, а также об основных...
Европейские параметры современной культурной политики франции icon2. Эволюция внешней политики России в 1990-е 2010-е годы 9 Тема Формирование...
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Европейские параметры современной культурной политики франции iconЭтнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной...
Этнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной политики в регионе
Европейские параметры современной культурной политики франции iconФакультет Мировой экономики и мировой политики Отделение Международных...
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Европейские параметры современной культурной политики франции iconПрограмма дисциплины «экономическая система современной россии и...
«экономическая система современной россии и проблемы социально-экономической политики»
Европейские параметры современной культурной политики франции icon«Основы культурной политики»
Федерального Государственного образовательного стандарта по направлению 071800. 62 "Социально-культурная деятельность", утверждённого...
Европейские параметры современной культурной политики франции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Энергетический потенциал Франции. Особенности добычи и потребления различных видов энергоносителей во Франции
Европейские параметры современной культурной политики франции iconПараметры документа word реферата Структура реферата
...
Европейские параметры современной культурной политики франции icon2. основные параметры современной системы международных отношений
Данный курс имеет целью познакомить студентов с основными проблемами и тенденциями развития современных международных отношений,...
Европейские параметры современной культурной политики франции iconИзмерения параметров транзисторов
Как оценить качество транзистора? Какие параметры транзистора надо знать, чтобы предугадать его работу в приемнике, усилителе? Как...
Европейские параметры современной культурной политики франции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные...
Европейские параметры современной культурной политики франции iconМеждународные отношения и внешняя политика США и канады программа курса
Соединенных Штатов, их взаимодействие с главными и второстепенными акторами современной системы международных отношений. Данный курс...
Европейские параметры современной культурной политики франции iconВ это апрельское утро ученики цо №1272 Южного округа, войдя в вестибюль...
Цо №1272 Южного округа, войдя в вестибюль школы, оказались во Франции. Художники-импрессионисты, блюда французской кухни, мода, редкие...
Европейские параметры современной культурной политики франции iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск