Скачать 154.32 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Программа дисциплины «Социология» Для специальности 080500.62 Менеджмент 1, 2 курс, очная форма обучения Автор программы: Бредникова О.Е. Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой Е.Л.Омельченко _____________________ Согласовано Советом факультета «___»____________ 2011 г. Председатель _____________________ Утверждена УМО «___»_____________2011 г. ________________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Раздел I. Пояснительная записка Программа рассчитана на студентов 1-2 курсов факультета менеджмента. За основу взята программа курса В.В.Волкова «Введение в социологию», адаптированная для студентов «непрофильных» специализаций. Курс нацелен на получение студентами основных представлений о социологии как научной и практической деятельности; представление основного категориального и методического аппарата современной социологии; рассмотрение на примере конкретных социологических исследований основных социальных проблем современности. Основная цель курса: «заземлить» социальные концепции и высокие теории, научить студентов критически мыслить, видеть и находить социологические проблемы в окружающей их повседневности и формулировать их. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
Структура курса: Курс рассчитан на 76 аудиторных часа: 36 часов лекций, 36 часов семинаров и 2 проверочных занятия. На семинарских занятиях изучаются и обсуждаются тексты, представленные в ридере курса. Кроме того, в рамках курса предусмотрены творческие домашние и аудиторные задания и самостоятельные «полевые» мини-исследования, результаты которых обсуждаются на семинарах. Требования к курсу: посещение лекций и активное участие в семинарских занятиях. Пропущенные семинарские занятия восполняются конспектами или комментариями к текстам, заданным на пропущенный семинар. Формы контроля. В качестве форм контроля в курсе предусмотрены: 1) итоговый тест, который проводится в конце курса. Тест содержит закрытые (с вариантами ответов) и открытые вопросы. Тест проводится в аудитории и предполагает демонстрацию знаний, полученных на лекциях и семинарских занятиях в течение всего курса. Студентам предлагается несколько (3-5) открытых вопросов, в ответах на которых учитываются способность критически мыслить и адекватно использовать социологические категории 2) Защита дизайна исследовательского проекта Данная форма контроля предполагает групповую работу. Студенты небольшими группами (3-4 человека) разрабатывают дизайн собственного социологического исследования – придумывают тему исследования, формулируют исследовательский вопрос, а также цели, задачи и объект исследования, обосновывают применение исследовательских методов. Затем студенты публично защищают свой проект на итоговом семинарском занятии. Итоговая экзаменационная оценка за курс является суммарной: 25% - результаты за итоговый тест 25% - посещение семинарских занятий; 25 % - активность на семинарах 25% - результаты публичной защиты исследовательских проектов. Порядок формирования оценок по дисциплине О аудиторная – оценка за работу на семинарских занятиях. Учитывается подготовка к семинарскому занятию: выступления по теме семинара, активное участие в дискуссиях. Оценки по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. – О посещ. - учитывается посещаемость семинарских занятий. О сам работа - оценка за самостоятельную работу студента учитывает активность, полноту освещения темы выступления на семинаре; знание литературы, заданной для самостоятельного изучения к семинарским занятиям; форма и активность участие в полевом этапе исследования организации, представленного студентам в форме практикума по данному курсу. Ок/р - оценка за итоговый тест. Тест проводится в письменном виде и включает в себя открытые вопросы по материалам лекций и семинаров. О зачет - оценка по 10-ти балльной шкале, полученная студентом на зачете. Зачет проводится в форме презентации и защиты итогового варианта плана исследовательского проекта. Итоговая оценка формируется следующим образом: О итоговая = 0,25 О зачет + 0,25 О посещ. + 0,25 О сам. работа + 0,25 О аудит Раздел II. Тематическое планирование курса
Раздел III. Содержание программы ЛЕКЦИИ I. СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЫДЕННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
III. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
IV. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Современная деревня как «не-город» (Шанин, Виноградский, Освальд).
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1) Социология и ее предназначение. Социологическое воображение Бауман З. Введение. Зачем нужна социология? // Мыслить социологически. М., 1996. С.7-25. Бергер П. Социология как форма знания // Приглашение в социологию. М., 1996. С.31-55. Миллс Ч. Что нам обещает социология // Социологическое воображение. М., 1998. С. 11-33. 2) Общество в человеке или человек в обществе? Бергер П. Человек в обществе // Приглашение в социологию. М., 1996. С 66-86. Бергер П. Общество в человеке // Там же. С. 89-113. 3) Подходы к пониманию социального неравенства Ионин Л. Культура и социальная структура (гл.7). В: Социология культуры. Москва: 1996 стр.229-261 Мишель Пэнсон, Моник Пэнсон-Шарло. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии 4) Социальная структура советского и современного российского обществ Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. М., Аспект Пресс, 1996. С.49-58 Ярошенко С. «Новая» бедность в России после социализма // Лабораториум, No 2 (2010) http://www.soclabo.org/rus/journal/7/3/vers/139/ 5) Культура и общество Ионин Л. Инсценировки в культуре (гл.6). В: Социология культуры. Москва: 1996 стр.201-228 Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. №4, 2004. С.53-60. 6) Социальные взаимодействия и повседневность Смелзер Н. Социология. М, 1994. С. 136-144. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2004. Гл. «На сцене жизни и в кулисах души». С. 106-121. Кудрявцева М. Драматургия попрошайничества: социологическое описание повседневной практики // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 4, № 3, 2001. С.73-91. 7) Понятие гендера Шабурова О. Мужик не суетится, или Пиво с характером // О муже(N)ственности / Сост. С.Ушакин. М., 2002. С. 532-555. 8) Понятие интимности и сексуальности Гидденс Э. (2004) Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб: Питер. Гл 1 и гл.3 Кон И. Сексуальная культура XXI века В: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов,Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина: Москва, Высш. гик., 2006. Стр. 305-313 9) Количественная и качественная методологии Готлиб А. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Самара, Изд-во «Самарский университет», 2002. С.119-219; 226-238. 10) Качественное социологические исследование Уйти, чтобы остаться. Социолог в поле. Сб. статей; под ред.Виктора Воронкова и Елены Чикадзе. СПб.: Алетейя, 2009. 148 с. (Серия 'Качественные методы в социальных исследованиях'). Любая статья 11) Экономическая социология. Вивиана Зализер Социальное значение денег. Деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2004 Крупец Я., Нартова Н. Переопределение границ между трудом, удовольствием и насилием: секс-работа как особый вид неформальной занятости //… 12) Потребление как институт и его социальная функция Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе // Неприкосновенный запас. №2, 2004. Козлова Н. Западный вариант, или От человека экономического к человеку потребляющему // Социально-историческая антропология. М., 1998. С. 174-180. Бодрийяр Ж. Кредит // Система вещей. М., 2002. С.169-177. 13) Социология организаций. Романов П.В. Социальная антропология организаций: история, эпистемология и основные методологические принципы //Журнал социологии и социальной антропологии. Том 2. Выпуск 4. 1999. http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/ 14) Этничность и ее конструирование. Миграции Малахов В. (2007) Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. Москва, Нвое литературное обозрение. Стр.7-23, стр. 95-103 Бредникова О., Ткач О. (2010) Дом для номады. В: Laboratorium, №3, 2010. Стр.72-95 15) Исследование городских и деревенских сообществ Трифт Н., Амин Э. (2оо2) Внятность повседневного города // «Логос», №3-4. Доступно по адресу: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/amin.htm Гололобов И. Деревня как не-политическое сообщество: социальная (дис)организация мира собственных имен // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 8, №2, 2005. С. 40-54. 16) Понятие детства и молодости Попова Л. Дети, одетые как взрослые и взрослые, играющие в детей // Теория моды 2008, выпуск 8. стр. 221-238 Горалик Л. Маленький принц и большие ожидания //// Теория моды 2008, выпуск 8. стр. 259-299 17) Пространство в социальной теории Бауман З. Власть без места, место без власти. Доступно по адресу: http://www.nir.ru/sj/sj/34-bauman.htm Айер П. (1998) Жизнь транзитного пассажира // Русский журнал (Дата публикации: 13.11.1998). Доступно по адресу: http://old.russ.ru/journal/persons/98-11-13/iyer.htm 18) Основные черты современных обществ. Бек У. Полигамия в плане местожительства: полилокальный брак с несколькими местожительствами открывает ворота глобализации частной жизни // Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М., Прогресс-Традиция, 2001. С. 130-139. Раздел IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература к курсу: Базовое учебное пособие: Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М., Едиториал УРСС, 2005. Айер П. Жизнь транзитного пассажира // Русский журнал (Дата публикации: 13.11.1998). http://old.russ.ru/journal/persons/98-11-13/iyer.htm Бауман З. Мыслить социологически. Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 1996. Бауман З. Власть без места, место без власти. Доступно по адресу: http://www.nir.ru/sj/sj/34-bauman.htm Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М., Прогресс-Традиция, 2001. Бергер П. Приглашение в социологию. Москва: Аспект-Пресс., 1996. Бодрийяр Ж. Система вещей. Москва: Издательство «Рудомино»., 2002. Бредникова О., Ткач О. (2010) Дом для номады. // Laboratorium, №3, 2010. Стр.72-95 Зелизер В. Социальное значение денег. Деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2004 Гидденс Э. (2004) Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Санкт-Петербург: Питер. Гололобов И. Деревня как не-политическое сообщество: социальная (дис)организация мира собственных имен // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 8, №2, 2005. С. 40-54. Горалик Л. Маленький принц и большие ожидания // Теория моды 2008, выпуск 8. стр. 259-299 Готлиб А. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Самара, Изд-во «Самарский университет», 2002. Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе // Неприкосновенный запас. №2, 2004. Ионин Л. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000 Козлова Н. Социально-историческая антропология. Москва: «Ключ-С», 1998. Кон И. Сексуальная культура XXI века В: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов,Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина: Москва, Высш. гик., 2006. Стр. 305-313 Кудрявцева М. Драматургия попрошайничества: социологическое описание повседневной практики // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 4, № 3, 2001. С.73-91. Малахов В. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. Москва, Новое литературное обозрение, 2007 Миллс Ч.Р. Социологическое воображение // Пер. с англ. О. А. Оберемко. Под общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. - М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001 Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии // Социология 4М, №5-6, стр. 192-215, http://www.isras.ru/files/File/4M/5-6/Nashi%20perevodi.pdf Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. №4, 2004. С.53-60. Попова Л. Дети, одетые как взрослые и взрослые, играющие в детей // Теория моды 2008, выпуск 8. стр. 221-238 Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. М., Аспект Пресс, 1996. Романов П. Социальная антропология организаций: история, эпистемология и основные методологические принципы //Журнал социологии и социальной антропологии. Том 2. Выпуск 4. 1999. http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/ Смелзер Н. Социология. Москва: Феникс, 1994. Трифт Н., Амин Э. (2оо2) Внятность повседневного города // «Логос», №3-4. Доступно по адресу: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/amin.htm Уйти, чтобы остаться. Социолог в поле. Сб. статей; под ред.Виктора Воронкова и Елены Чикадзе. СПб.: Алетейя, 2009.. Утехин И. Очерки коммунального быта. Москва: Издательство ОГИ, 2004. Шабурова О. Мужик не суетится, или Пиво с характером // О муже(N)ственности / Сост. С.Ушакин. М., 2002. С. 532-555. Ярошенко С. «Новая» бедность в России после социализма // Лабораториум, No 2 (2010) http://www.soclabo.org/rus/journal/7/3/vers/139/ Контроль знаний. Примеры тестовых вопросов: 1) Какую стратегию поведения НЕЛЬЗЯ отнести к феномену неформальной экономики в следующей ситуации: У Вас течет кран, Вы вызвали мастера из домоуправления, им оказался ваш бывший одноклассник… а) вы предложили мастеру в обмен на ремонт крана помочь перетащить рояль на 12 этаж б) вы повспоминали школьные годы чудесные, пока мастер ремонтировал кран, а потом оплатили услугу по квитанции в) вы оплатили сполна услугу, предложив не оформлять вызов. 2) Какая концепция НЕ относится к современной социологической теории а) феноменология б) постструктурализм в) психоанализ г) конструктивизм 3) Кто из нижеперечисленных людей, на ваш взгляд, НЕ является членом общества? (отметьте позиции, которые Вам кажутся справедливыми): а) баба Аня - единственный житель деревни Н. Хвойнинского района Псковской области б) Маугли, который вырос и живет в джунглях и никогда не общался с другими людьми в) математик Перельман, отказавшийся от престижной академической премии и ведущий затворнический образ жизни г) новорожденный д) каждый человек является членом какого-либо сообщества Пример итогового семинарского задания: Разработайте дизайн социологического исследования: - определите тему исследования и основной исследовательский вопрос, - сформулируйте цели и задачи, объект исследования, - перечислите методы исследования и обоснуйте необходимость их применения Автор программы: Бредникова О.Е. |
Программа дисциплины Социология для направления 080500. 62 Менеджмент... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента). Федеральный компонент | Программа дисциплины Управление финансами проекта и бюджетирование... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
Программа дисциплины «Основы региональной экономики и управления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины Маркетинг для направления 080500. 62 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений» Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | Программа дисциплины «Аутсорсинг в логистике» для направления 080500. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 080500.... | ||
Рабочая программа Социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... |