Скачать 3.88 Mb.
|
Восточное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы
Москва 2003 Сборник включает программы участников окружного конкурса авторских программ педагогов дополнительного образования Восточного округа г.Москвы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобразование России)
18.06.2003 №28-02 -484 /16 На №___________ Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.
Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Содержание образовательных программ должно соответствовать:
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. 1. Титульный лист включает: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта; - год разработки дополнительной образовательной программы. 2. Пояснительная записка раскрывает:
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу(игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.); - приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; - форм подведения итогов по каждой теме или разделу. 6. Список литературы. Богачева Юлия Владиславовна, педагог дополнительного образования ЦРТДЮ им.А.В.Косарева Мир танца: начало пути ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Программа I. Пояснительная записка Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно-прикладного и художественного творчества, народного танца и пластики. Занятия танцами способствуют не только развитию внешних данных ребёнка, но и формированию его внутреннего мира. Искусство танца - искусство коллективное. Программа "Мир танца: начало пути" - программа начального обучения, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами хореографического искусства. Главное отличие и новизна программы "Мир танца: начало пути" состоит в использовании компенсаторных возможностей детей в период их раннего развития, детей, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. В общепринятой практике в хореографический коллектив набираются физически здоровые дети, которые имеют: развитой музыкальный слух, чувство ритма, физические и внешние данные. Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены такие болезни, как сколиоз, косолапие, плоскостопие, нарушение координации движений, нервной системы. Существующие образовательные программы по различным направлениям хореографического искусства акцентируют внимание на определённые стороны развития детей: общий духовно-нравственный рост, овладение мастерством, эстетическое развитие и т.д. Однако в них не рассматривается проблема развития детей, имеющих физические недостатки, отклонения в развитии. Данная программа разрабатывалась на основе психолого-педагогических исследований в области коррекционной педагогики: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Т.Ф.Кумариной. Занятия по программе "Мир танца: начало пути" многофункциональны: это и средство общего развития ребенка (Л.С.Выготский), его индивидуально-психологических способностей (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец), двигательных умений и навыков; первичных навыков учебной деятельности (Д.Б.Эльконин), форма взаимодействия, сотрудничества ребенка и педагога, опосредованная постижением мира танцевального искусства. Включение в содержание программы занятий разной направленности (физических упражнений, музыки, гимнастики, ритмики, игры, импровизации и т.д.) позволяет создать условия для разностороннего развития личности юного танцора, его чувственно-эмоциональной сферы, творческих способностей. Идеи коррекционной педагогики легли в основу методологии данной программы, позволили сформулировать ее главную цель и определить оптимальные условия развития каждого ребенка. Цель программы: развитие и коррекция физических качеств детей средствами хореографии как важное условие духовного становления ребенка. Исходя из цели программы, определяются её задачи: Специальные:
Общепедагогические:
Программа является: долговременной, ибо рассчитана на 3 года; комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребёнка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития.Условия реализации программы. Данная программа предназначена для занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста, принятых в хореографический коллектив без специального отбора, предусматривает три этапа по одному году обучения в каждом. В группе первого года обучения занимаются дети 5-7 лет, второго года обучения - 6-8 лет, третьего - 7-9 лет. Продолжительность занятий на первом году обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, на втором и третьем - 3 раза в неделю по 2 часа. В группах занимаются по 12-15 человек. Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном хореографическими станками и зеркалами. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме (костюм, обувь). Характеристика возрастных особенностей. Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. Дошкольный период является весьма значимым для развития ребенка. Возрастной рубеж 5-7 лет - один из самых ценных этапов в жизни детей. Чрезвычайная подвижность, подражательная активность, сенситивность дошкольника этого возраста говорят о колоссальных потенциальных возможностях его развития. В то же время дошкольники отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью. Они плохо владеют своим телом, у них не развита координация. Поступление ребенка в танцевальный коллектив УДО - важное событие в его жизни. Он оказывается в другой, по сравнению с детским садом, сфере общения. Новыми для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками: отношения строятся на основе занятий общим делом - танцевальным искусством. Значительное место в программе отводится играм и подготовке концертных номеров. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока, много «лишних», неосознанных движений. Дети плохо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно избежать отрицательных результатов. Если в этот период не работать над точностью движений, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка возникает диспропорции в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка. В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки. Результаты диагностики готовности детей к началу занятий хореографией показали, что:
Большое значение для коррекции таких детей имеет коллективная деятельность. Ее главное содержание заключается в постепенном, личностно-ориентированном, гуманистическом освоении танцевального искусства в условиях группы. Коллективная танцевальная деятельность - это приобщение участников танцевального коллектива через живое исполнительство к культуре движений, гармоничности, пластической выразительности, динамике, темпу, ритму движения. Последовательное обучение искусству классического и народного танца способствует освоению разнообразных танцевальных умений, навыков, художественной выразительности и развитию творческих способностей. Кроме этого, в коллективе формируется толерантность друг к другу, высокая мотивация к исправлению своих недостатков, развитие самовоспитания, самообразования. Коллективные требования к каждому участнику совместного труда закладывают базовые свойства личности. На начальном этапе обучения танцевальные импровизации под музыку, сюжетно-ролевые, музыкально-танцевальные игры являются важнейшими формами работы, так как развивают творческую фантазию и двигательную активность детей. Результаты освоения программы. К концу первого года обучения воспитанники должны знать и уметь:
Второй год обучения:
Третий год обучения:
Критерии оценки. О достижении результатов следует судить:
II-1. Учебно-тематический план 1 года занятий.
|
Основная образовательная программа начального общего образования... Департамент образования Северо-Восточного окружного управления образования города Москвы | Анализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного... | ||
Рабочая программа предмета «География» Цент образования «школа здоровья» №287 им. С. К. Годовикова северо-восточного административного округа г. Москвы | Основная образовательная программа основного общего образования.... Пояснительная записка. Цели и задачи образования подростков и базовые требования к результатам образования | ||
Отчет о работе 2010 2011 учебный год Директор мгцдт «Культура и Образование» Москвы, созданного в 1969 году Московским городским отделом народного образования. В 1992 году в связи с реформой внешкольных учреждений... | Библиографический указатель литературы Москва, 2014г ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В сборнике представлены материалы "Из опыта работы с мини-лабораториями" педагогов Зеленоградского учебного округа г. Москвы | Рабочая программа по материальной технологии 5,6,7,8 классы Департамент образования г. Москвы Северо-Восточного окружного управления г. Москвы | ||
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... | Департамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования Для четкой организации труда учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников и школьников | ||
План работы мс центрального округа на апрель 2013 г. № Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Основы ювелирного мастерства» | Дополнительного образования по общей физической подготовке для групп «выравнивания» Москва 2010 Программа подготовлена физкультурно-спортивным объединением Центрального округа и Детско-юношеским клубом физической подготовки «Центральный»... | ||
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Публичный отчет за 2011/2012 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления... | ||
Публичный отчет за 2012/2013 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления... | Основная образовательная программа начального общего образования... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) |