Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху





НазваниеАвторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху
страница1/28
Дата публикации19.03.2015
Размер3.88 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Восточное окружное управление образования

Департамента образования г.Москвы




Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г.Москвы


Ключ к успеху

Сборник №13





Москва

2003

Сборник включает программы участников окружного конкурса авторских программ педагогов дополнительного образования Восточного округа г.Москвы.


Составители:

В.В.Белова,

кандидат педагогических наук;

М.П.Чумакова,

кандидат педагогических наук


Ответственный за выпуск:

Т.И.Воробьева,

Заслуженный работник культуры РФ







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)


ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998

Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89

Телетайп: 114027 КОНОИД

E-mail: bicab@ed.gov.ru


Органы управления образованием

субъектов Российской Федерации

18.06.2003 №28-02 -484 /16

На №___________


Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.


Заместитель Министра




Е. Е. Чепурных



Утверждены на заседании

Научно-методического совета по дополнительному

образованию детей Минобразования России

03.06.2003


Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

  • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

  • современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

  • направленность дополнительной образовательной программы;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий;

  • ожидаемые результаты и способы их проверки;

  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу(игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Список литературы.

Богачева Юлия Владиславовна,

педагог дополнительного образования

ЦРТДЮ им.А.В.Косарева


Мир танца: начало пути
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Программа

I. Пояснительная записка

Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно-прикладного и художественного творчества, народного танца и пластики. Занятия танцами способствуют не только развитию внешних данных ребёнка, но и формированию его внутреннего мира. Искусство танца - искусство коллективное.

Программа "Мир танца: начало пути" - программа начального обучения, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами хореографического искусства.

Главное отличие и новизна программы "Мир танца: начало пути" состоит в использовании компенсаторных возможностей детей в период их раннего развития, детей, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора.

В общепринятой практике в хореографический коллектив набираются физически здоровые дети, которые имеют: развитой музыкальный слух, чувство ритма, физические и внешние данные. Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены такие болезни, как сколиоз, косолапие, плоскостопие, нарушение координации движений, нервной системы.

Существующие образовательные программы по различным направлениям хореографического искусства акцентируют внимание на определённые стороны развития детей: общий духовно-нравственный рост, овладение мастерством, эстетическое развитие и т.д. Однако в них не рассматривается проблема развития детей, имеющих физические недостатки, отклонения в развитии.

Данная программа разрабатывалась на основе психолого-педагогических исследований в области коррекционной педагогики: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Т.Ф.Кумариной.

Занятия по программе "Мир танца: начало пути" многофункциональны: это и средство общего развития ребенка (Л.С.Выготский), его индивидуально-психологических способностей (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец), двигательных умений и навыков; первичных навыков учебной деятельности (Д.Б.Эльконин), форма взаимодействия, сотрудничества ребенка и педагога, опосредованная постижением мира танцевального искусства. Включение в содержание программы занятий разной направленности (физических упражнений, музыки, гимнастики, ритмики, игры, импровизации и т.д.) позволяет создать условия для разностороннего развития личности юного танцора, его чувственно-эмоциональной сферы, творческих способностей.

Идеи коррекционной педагогики легли в основу методологии данной программы, позволили сформулировать ее главную цель и определить оптимальные условия развития каждого ребенка.

Цель программы: развитие и коррекция физических качеств детей средствами хореографии как важное условие духовного становления ребенка.

Исходя из цели программы, определяются её задачи:

Специальные:

  • определение оптимальной программы обучения танцевальным дисциплинам (классическому, народному танцу),

  • выявление необходимости коррекции физических качеств детей и их развитие,

  • формирование художественного вкуса, интереса к танцевальному искусству, приобщение к его истории и традициям.

Общепедагогические:

  • раскрытие потенциала личности средствами танцевальной деятельности,

  • формирование культуры общения, терпимости и уважительного отношения к другим детям,

  • духовно-нравственное воспитание детей.

Программа является: долговременной, ибо рассчитана на 3 года; комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребёнка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития.



Условия реализации программы. Данная программа предназначена для занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста, принятых в хореографический коллектив без специального отбора, предусматривает три этапа по одному году обучения в каждом.

В группе первого года обучения занимаются дети 5-7 лет, второго года обучения - 6-8 лет, третьего - 7-9 лет. Продолжительность занятий на первом году обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, на втором и третьем - 3 раза в неделю по 2 часа.

В группах занимаются по 12-15 человек. Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном хореографическими станками и зеркалами. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме (костюм, обувь).
Характеристика возрастных особенностей. Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

Дошкольный период является весьма значимым для развития ребенка. Возрастной рубеж 5-7 лет - один из самых ценных этапов в жизни детей. Чрезвычайная подвижность, подражательная активность, сенситивность дошкольника этого возраста говорят о колоссальных потенциальных возможностях его развития. В то же время дошкольники отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью. Они плохо владеют своим телом, у них не развита координация.

Поступление ребенка в танцевальный коллектив УДО - важное событие в его жизни. Он оказывается в другой, по сравнению с детским садом, сфере общения. Новыми для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками: отношения строятся на основе занятий общим делом - танцевальным искусством. Значительное место в программе отводится играм и подготовке концертных номеров.

У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока, много «лишних», неосознанных движений. Дети плохо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно избежать отрицательных результатов.

Если в этот период не работать над точностью движений, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка возникает диспропорции в управлении двигательным аппаратом.

Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка.

В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки.

Результаты диагностики готовности детей к началу занятий хореографией показали, что:

  • слабое развитие суставно-мышечного аппарата имеют 75-80% детей,

  • быстрая психо-соматическая утомляемость характерна для 90-95%,

  • отсутствие концентрации внимания - 80-85%,

  • нарушение координации движений - 45-50%,

  • отсутствие музыкально-ритмических навыков - 75-80%,

  • недостаточная гибкость и пластичность - 60-65%,

  • наличие физических недостатков: косолапость - 50%, сутулость - 70%, плоскостопие - 50%.

Большое значение для коррекции таких детей имеет коллективная деятельность. Ее главное содержание заключается в постепенном, личностно-ориентированном, гуманистическом освоении танцевального искусства в условиях группы.

Коллективная танцевальная деятельность - это приобщение участников танцевального коллектива через живое исполнительство к культуре движений, гармоничности, пластической выразительности, динамике, темпу, ритму движения. Последовательное обучение искусству классического и народного танца способствует освоению разнообразных танцевальных умений, навыков, художественной выразительности и развитию творческих способностей. Кроме этого, в коллективе формируется толерантность друг к другу, высокая мотивация к исправлению своих недостатков, развитие самовоспитания, самообразования. Коллективные требования к каждому участнику совместного труда закладывают базовые свойства личности.

На начальном этапе обучения танцевальные импровизации под музыку, сюжетно-ролевые, музыкально-танцевальные игры являются важнейшими формами работы, так как развивают творческую фантазию и двигательную активность детей.
Результаты освоения программы.

К концу первого года обучения воспитанники должны знать и уметь:

  • иметь первоначальные представления о танце, его истории,

  • знать основы классического танца,

  • владеть основами движений классического танца,

  • умеют выполнять тренажные упражнения.

Второй год обучения:

  • имеют представление о классическом и народном танце; об особенностях русского народного танца,

  • знают художественно-выразительные средства русского танца: основные позиции и положения рук, ног и головы в русском танце,

  • понимают взаимосвязь музыки и танца, влияние музыки на характер танца,

  • владеют основами техники классического танца,

  • принимают участие в беседах о танцевальном искусстве.

Третий год обучения:

  • имеют представление о танцевальной культуре разных народов: русских, украинцев, эстонцев и др.,

  • владеют основными приемами классического танца,

  • умеют передавать характер и настроение музыки в танце, различают на слух танцевальные ритмы,

  • умеют ориентироваться на сценической площадке,

  • участвуют в обсуждении спектаклей, умеют изложить свою точку зрения при обсуждении спектаклей, танцевальных номеров.


Критерии оценки.

О достижении результатов следует судить:

  • по анализу творческой продукции ребенка - исполнению им танца,

  • повышению уровня общей и физической культуры,

  • отношения в коллективе.

II-1. Учебно-тематический план 1 года занятий.






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Департамент образования Северо-Восточного окружного управления образования города Москвы
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconРабочая программа предмета «География»
Цент образования «школа здоровья» №287 им. С. К. Годовикова северо-восточного административного округа г. Москвы
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconОсновная образовательная программа основного общего образования....
Пояснительная записка. Цели и задачи образования подростков и базовые требования к результатам образования
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconОтчет о работе 2010 2011 учебный год Директор мгцдт «Культура и Образование»
Москвы, созданного в 1969 году Московским городским отделом народного образования. В 1992 году в связи с реформой внешкольных учреждений...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconБиблиографический указатель литературы Москва, 2014г
...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В сборнике представлены материалы "Из опыта работы с мини-лабораториями" педагогов Зеленоградского учебного округа г. Москвы
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconРабочая программа по материальной технологии 5,6,7,8 классы
Департамент образования г. Москвы Северо-Восточного окружного управления г. Москвы
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования
Для четкой организации труда учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников и школьников
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconПлан работы мс центрального округа на апрель 2013 г. №
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Основы ювелирного мастерства»
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconДополнительного образования по общей физической подготовке для групп «выравнивания» Москва 2010
Программа подготовлена физкультурно-спортивным объединением Центрального округа и Детско-юношеским клубом физической подготовки «Центральный»...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconРоль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconПубличный отчет за 2011/2012 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconПубличный отчет за 2012/2013 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы Ключ к успеху iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск