Скачать 173.23 Kb.
|
МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ожиговой А.В. по учебному курсу «Мировая художественная культура» 10 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № ____от «__»_______2013___ г. 2013 -2014 уч.год Пояснительная записка. Цель предмета – формировать духовный мир школьника силой воздействия различных искусств в их комплексе, его нравственность, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности. Для достижения поставленной глобальной цели необходимо отметить такие ключевые моменты, требующие непременного раскрытия, как:
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Цель курса – формирование представлений о художественной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…). В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой. Программа рассчитана на учебник Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура» (Базовый уровень) 10 кл. М. «Академия»2007 г. Данная программа является базовой и изучается в 10 классе в течение 1 часа в неделю. Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства; уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать: - особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; - шедевры мировой художественной культуры; - основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; - роль знака, символа, мифа в художественной культуре. УМЕТЬ: - сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; - пользоваться искусствоведческими терминами; - осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; - аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; - выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии). Использовать приобретённые знания и умения в жизни. 1.Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура».Книга для учителя.10 кл.(Базовый уровень) М. «Академия»2008 г. 2..Культура Древнего мира» Сост. Н.Н.Куцман. Волгоград. 2006 г. Основное содержание курса. Художественная культура первобытного мира Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы.Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала.Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне Зарождение искусства. Художественный образ —основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент. Художественная культура Древнего мира Месопотамия Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккуратыв Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне Древний Египет Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигурына плоскости. Гробница Рамсеса IX в Долине царей Древняя ИндияИндуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Рсль кульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо Буддийские культовыесооружения — символ космосаи божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты Древняя Америка Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Пирамида Солнца в Теотиуакане. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке Крито-микенская культура Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах Древняя Греция . Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон —образец высокой классики Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы ионический фриз Парфенона Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада . Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме Древний Рим Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей Планировка римского дома. Фреска и мозаика —основные средства декора. Лом Веттиев,дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. МаркЮний Брут, Октавиан Август, Константин Великий Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-МарияМаджоре в Риме Художественная культура Средних веков Византия и Древняя Русь Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор Св. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма. Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. ЦерковьПокрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде . Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве . Византийский стиль в иконописи. Икона Богоматери Владимирской. Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Щшя Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев . Западная Европа Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого вАхене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне Готика. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция. Собор Нотр-Дам Шартре. Аббатство Сен-Дени под Парижем. Собор Нотр-Дам в Руане. Германия. Собор Санкт-Петер в Кёльне, Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания. Собор в Толедо. Италия. Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции 165 Новое искусство — Арс нова . Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова в литературе. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе Аллегорические циклы Аре нова. Андреада Бонайути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа Смерти». «Триумф Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Аре нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк.Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте 184 Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века Китай Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине 192 Япония Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото Ближний Восток Образ рая в архитектуре мечетей. Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубаямечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде. Распределение учебного материала.
Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура «
|
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)... | Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень) Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Пояснительная записка Представленная программа по мировой художественной... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Аннотация к рабочим программам по предмету Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре (базовый уровень) Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Курс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая программа составлена на основе: Государственного образовательного... Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой... Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая программа по мхк для 10 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой... Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по мировой... Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... |